Атака Тирпитца русской подлодкой.

Тема у розділі 'Основні сили: лінкори, крейсери, есмінці', створена користувачем Артур, 20 лют 2006.

  1. Артур

    Артур Schütze

    Повідомлення:
    12
    Адреса:
    Каменец-Подольский
    Комраден! Поделитесь информацией! Смотрел фильм "Конвой PQ-17". Там командир подлодки Лунин атаковал Тирпитц. Правда ли это? Какая дальнейшая судьба ожидала линкор? Остался ли Лунин жив до конца войны и какие ему были присвоены награды? Если не составит труда,поделитесь.
     
  2. Цікаві лоти

    1. Орёл состояние хорошее
      4000 грн.
    2. Кокарда SS (залишки). Збереглося клеймо М1/24, і низ. RZM
      990 грн.
    3. Знак на погон SS LAH.З недоліків :на торці є свищ, з переду на лицевій стороні(низ правий уголок) ко...
      24000 грн.
    4. Пара шифровок на погони німецьких музикантів. Стан - мінт!
      300 грн.
    5. Шифровка на погони воєнних чиновників.
      200 грн.
  3. Ace

    Ace Oberschütze

    Повідомлення:
    412
    Адреса:
    Москва
    Нет, увы, это была скорее всего фантазии нашего капитана...
    После войны ни в одном немецком документене нашли ни какого упоминания об этом инцеденте( а торпедой в линкор,- это не плевок в море:) ), БОлее того вахтенные журналы немецких кораблей свидетельствуют о том, что эскадра, а Тирпиц шел не один(+карманный линкор+ тяжелый крейсер+7 эсминцев+еще чего то:) ), вообще не появлялась в районе острова Ингой, а именно в этом районе Лунин "совершал" атаку 5 июля...
    А за этот "подвиг" ему присвоили ГСС, и раструдили героя на весь союз...
     
  4. ak_ches

    ak_ches Obergefreiter

    Повідомлення:
    1.156
    Адреса:
    Russia

    Лучше прочитай книгу "Конвой PQ-17", сериал не смотрел поэтому не могу сказать что там было. Или вот эти http://www.ozon.ru/?context=book_search_list&searchstring=%d2%e8%f0%ef%e8%f6



    С уважением, ak_ches
     
  5. Sturmfuhrer

    Sturmfuhrer Schütze

    Повідомлення:
    228
    Адреса:
    Ленинград
    Смело, комерад, смело! Историки не могут прийти к единому мнению, а Вы уже все знаете. Наверно Ваша уверенность основана на глубоком знании вопроса? Поделитесь?

    Согласен, факт торпедирования "Тирпица" Луниным, в свете извстной мне информации, кажется мне довольно сомнительным. Но нужно отметить, что сам Лунин никогда не писал о поражении "Тирпица". В журнале был отмечен залп 4 торпедами и 2 взрыва.

    Можно ли источник сведений, что К-21 не было в том районе?
    Еще хотелось бы знать как Лунин передал координаты линкора?

    [img=http://img52.imageshack.us/img52/2356/16th.th.png]

    Ну это Вы просто звездите! ГСС лунин получил в апреле 1942 г, а "предпологаемая" торпедная атака "Тирпица" 5 июля 1943 г. Нехорошо.
     
    19viktortsw71 та kurmenator подобається це.
  6. Ace

    Ace Oberschütze

    Повідомлення:
    412
    Адреса:
    Москва
    Зачем сразу бросаться в крайность? Зачем сразу представлять мой ответ в такой форме? Я высказал свое мнение, отнюдь не историческое, а сугубо личное, и основоно оно, именно на том, что мне известно по этому вопросу.

    Как раз, по моим источникам, именно по взрыву после пуска( а он вроде был зафиксирован один), было высказано мнение, что линкор был поражен. Кем высказано??, Луниным, его начальством, после рапорта Лунина, пропагандой?? Я не знаю. Но сам факт,- Лунин никогда не отрицал того, что линкор был им поражен;)

    Читай внимательнее мой пост! К-21 как раз была в описанном районе атаки, а именно в районе норвежского острова Ингой, но немецкой эскадры там не было!
    А что касается всплытия и сообщения места обнаружения линкора, то очень странно, что после атаки находясь в непосредственной близости от кораблей охранения можно бы было всплывать и посылать радиограмму об обнаружении и возможном повреждении линкора. К сожалению почему то нигде не указано время этого всплытия. В немецких источниках указано, что Редер перехватывал британские радиограммы, и по ним определил, что и без него конвой уже рассеян и самолеты и немецкие подлодки его уже уничтожают, и решил не подвергать свои корабли опасности, после чего в 21-30 вся эскадра развернулась и пошла в АлЬта-фьорд. Вот еще интересно что: атака к-21 была в 18-02, а немецкие корабли повернули только в 21-30, странно, что немцы, еще почти 2 с половиной часа не придпринимали никаких действий по избежанию повторных торпедных атак, а при наличии взрыва в 1-й атаке, врядли ее можно было не заметить, если она конечно существовала...


    Здесь действительно малец ошибся, извиняюсь:oops: За "повреждение" Тирпица, в числе прочих заслуг, в октябре 1942 лодка была награждена ОКЗ.
     
  7. Sturmfuhrer

    Sturmfuhrer Schütze

    Повідомлення:
    228
    Адреса:
    Ленинград
    Прошу прощения, комерад, если задел! Просто Ваш пост начинался так категорично:)


    Из вахтенного журнала ПЛ «К-21»

    Воскресенье, 5 июля
    ...
    16.05. Произведено срочное погружение в целях скрытного подхода к берегу противника. Задраен люк. Открыта вахта ШП. Начата дифферентовка.
    16.22. Удифферентована лодка. Глубина 20 м. По курсовому углу 30° правого борта слышен неясный шум.
    16.35. Шум по КУ 30° п.б. усиливается.
    16.40. Всплыли под перископ, ничего не обнаружено.
    16.56. По КУ 30° п.б. шум усиливается.
    17.00. Легли на курс 212° (на шумы). Поднят перископ. Прямо по носу силуэт ПЛ противника. Ее КУ 3-4° п.б. Дистанция 40-50 каб. Погода в момент обнаружения видимость хорошая. Сплошная облачность. На фоне берега светлый просвет неба. Ветер 3-4 балла. Море 2 балла.
    17.00. Торпедная атака! Приготовить носовые и кормовые торпедные аппараты к выстрелу.
    17.02. Шум усиливается.
    17.12, Перископная глубина. По КУ 110° п.б. силуэты двух миноносцев Их КУ 5-10° п.б. Дистанция до головного 65 каб. и до второго 70-75 каб. Атака по заднему миноносцу. Закрыть передние крышки ТА № 1 и № 2 с установкой глубины 5 м.
    17.18. Перископная глубина. По КУ п.б. верхушки мачт больших кораблей в охранении нескольких ММ, идущих строем фронта на ПЛ. Дистанция до кораблей 100-120 каб. Атака на большие корабли!
    17.23 Перископная глубина. На ПЛ идет эскадра противника в составе ЛК «Тирпиц», ЛК «Шеер», в охранении 8 ММ. Над кораблями барражирует самолет типа «Арадо». ММ ходят на зигзаге произвольными курсами. Атака на ЛК «Тирпиц»! Его КУ 35-40° л.б. Пеленг 227°. Дистанция 90-95 каб.
    17.25. Легли на курс атаки 137°.
    17.29. КУ ЛК «Тирпиц» 30°. Головной ММ, идущий впереди охранения ЛК «Шеер», идет на ПЛ.
    17.34. Шум приближающегося ММ усиливается и отходит на корму
    17.36. Перископная глубина. ЛК «Тирпиц» повернул влево на 90-100°. Эскадра идет строем кильватера. Головной ЛК «Шеер». Дистанция между ними 20-25 каб.
    17.46. Перископная глубина. ЛК «Тирпиц» по пеленгу 212°, дистанция до него 40-45 каб. Ход 22 уз. КУ = 50-55° п.б. ММ с правого борта зигзагируют в дистанции 25-30 каб. На обоих ММ видны флаги сигналов.
    17.50. Перископная глубина. Эскадра повернула «все вдруг» вправо. КУ ЛК «Тирпиц» 57° л.б. (Здесь Лунин лично красным карандашом внес поправку «5-7°» и заверил ее своей подписью). ММ по носу ПЛ в расстоянии 10-12 каб.
    17.54. Легли на боевой курс. Акустик докладывает о шумах со всех направлений. Доклады из отсеков о работе винтов, слышимых через корпус со всех направлений.
    17.57. ЛК «Тирпиц» подходит к углу упреждения. ПЛ находится в середине охранения эскадры, ММ видны на всех направлениях. С левого борта ЛК «Тирпиц» в дистанции 4-6 каб. на его кормовых и носовых КУ два ММ. По носу ПЛ в расстоянии 10 - 15 каб. миноносец.
    18.01. «Аппараты...!»
    18.01.30. «Пли!» Ш = 71° 22' 2'', Д = 24° 34' 3''. Залп произведен четырьмя кормовыми торпедами с установкой глубины 2 м с интервалом 4 секунды. Дистанция залповая 18-20 каб., угол упреждения = 28°, угол встречи = 100°. Скорость цели Vц = 22 уз; скорость ПЛ 3,5 уз.
    18.02. Головной миноносец резко ворочает на ПЛ. Из VII отсека доложили: «Торпеды вышли из аппаратов». «Погружайся на глубину 30м».
    18.4. Доклады из отсеков через 2 минуты 15 секунд по секундомеру после выхода торпед: «Слышали 2 взрыва». Акустик также доложил: «Слышал 2 взрыва». В момент залпа ПЛ находилась между двумя ЛК, идущими строем фронта в расстоянии друг от друга 25-30 каб. ЛК «Тирпиц» камуфлирован шаровой и коричневой красками.
    «В момент торпедного залпа головной миноносец резко ворочает на ПЛ, затем контркурсом навстречу ЛК - полагаю возможным маневр миноносца с целью перехвата торпеды на себя и гибелью, что подтверждается последующими тремя взрывами поясов глубинных бомб. Командир ПЛ Н. Лунин.» (записано в вахтенный журнал красным карандашом на стр.36 лично Луниным).
    18.04. Слева и справа резко усилились шумы ММ. Глубина 40 м.
    18.10. Слышны шумы ММ справа, слева и прямо по носу.
    18.31. Шумы перешли на кормовые КУ. Лодка подвсплыла под перископ. Видны дымы и верхушки мачт удаляющихся кораблей эскадры на норд-ост.
    18.31. По корме слышен глухой раскатистый взрыв продолжительностью 20 с.
    18.32. Второй раскатистый взрыв.
    18.38. Третий раскатистый взрыв.
    19.05. Всплыли под перископ. Ничего не обнаружено.
    19.09. Всплыли под среднюю. Ш = 71° 25', Д = 24° 26'. Начали передачу радиограммы об атаке ЛК «Тирпиц». Шумы прекратились, состояние погоды прежнее.
    19.27. Радиограмма передана три раза. Квитанция получена.


    Источник этой информации Вы не могли бы выложить?

    Почитайте:http://sovnavy-ww2.by.ru/articles/k21.htm. На мой взгляд, очень интересная статья.
     
  8. Ace

    Ace Oberschütze

    Повідомлення:
    412
    Адреса:
    Москва
    Ок! Огромное спасибо и за статью и за вахтенный журнал к-21, особенно за статью, которая, после прочтения, вконец все запутала:) А источник о том, что нем. эскадра не была в том районе я прочитал довольно давно на немеЦком сайте, там был приведен вахтенный журнал " Адмирала Шеер'а", с коментариями+ сопоставление по времени с действиями к-21, и в них, после перевода четко формулировалось, что в обозначенное время атаки нашей подлодки эскадра находилась во скоко-то десятков километров( морских миль?) СЗ от места атаки, по-моему,- могу ошибаться. А сайтик я поищу, и как найду сразу выложу, вопросом интересовался довольно таки давно, и потер уже сто лет назад все это дело;)
     
  9. Sturmfuhrer

    Sturmfuhrer Schütze

    Повідомлення:
    228
    Адреса:
    Ленинград
    Да уж статья очень неодназначна, но тем не менее, ИМХО весьма познавательна.
    Сам "развлекался" изучением этого вопроса пару месяцев назад, и сложилось такое впечатление, что надо мной издеваются. :) У историков нет единого мнения ни по одному событию операции "Ход конем".
     
  10. Ace

    Ace Oberschütze

    Повідомлення:
    412
    Адреса:
    Москва
    :D про издевательство, - это ты в точку попал!!!:D
     
  11. Der kroha

    Der kroha Oberschütze

    Повідомлення:
    42
    Адреса:
    Украина,Донецкая обл.
    И только буржуи однозначно и категорично заявляют в ВВС шных хрониках, что его утопили Англичане....вот уж кто никогда не сомневался, что именно они выиграли войну.А СССР это так, типа свторой фронт был.....
    Сколько смотрел хроники, кадры красивые, а звук хоть вообще выключай
     
  12. Sturmfuhrer

    Sturmfuhrer Schütze

    Повідомлення:
    228
    Адреса:
    Ленинград
    Ну о том , что "Тирпиц" утопили англичане не поспоришь.;) Хотя "утопили" не совсем отражает действительность.
     
  13. seeman

    seeman Schütze

    Повідомлення:
    27
    Адреса:
    lahti FINLAND
    konesno ne sovsem v temu nam norvezkij lozman vtiral (kogda shli poberezjem to4no nazvaniemesta mesta nepomnju )sto mestnie partizani vislidili koga Tirpiz visel v more i po radiosvjazi soobsili angli4anam.atam uze aviazija posla v hod no pro tarpedirovanie ja ne slishal nekogda
     
  14. seeman

    seeman Schütze

    Повідомлення:
    27
    Адреса:
    lahti FINLAND
    konesno ne sovsem v temu nam norvezkij lozman vtiral (kogda shli poberezjem to4no nazvaniemesta mesta nepomnju )sto mestnie partizani vislidili koga Tirpiz visel v more i po radiosvjazi soobsili angli4anam.atam uze aviazija posla v hod no pro tarpedirovanie ja ne slishal nekogda
     
  15. Sturmfuhrer

    Sturmfuhrer Schütze

    Повідомлення:
    228
    Адреса:
    Ленинград
    Про торпедирование (если оно было) "местные партизаны" знать и не могли, поскольку "Тирпиц" не на рейде торпедировали, а в море. Максимум о чем они могли видет, так это наличие повреждений у "Тирпица". Кстати встречал мнение, что были донесения разведки о диффиренте "Тирпица" по возвращению на базу. Документально это мнение подтверждено не было.
     
  16. Ондрий

    Ондрий Schütze

    Повідомлення:
    1
    Адреса:
    Москва
    Можно добавить пять копеек? Насколько помню Пикуль при жизни отвечал на ряд, поднятых здесь вопросов. Дословно не уверен, но звучало примерно так в вольном переложении: ни сам Лунин, ни автор книги не утверждали о попадании или повреждении "Тирпица". И Лунин после войны отвечал на вопросы в том смысле, что была произведена атака, были взрывы - количество, которых не соответствовало количеству выпущенных торпед. Однако тот же Пикуль утверждал, что именно после атаки Лунина "Тирпиц" встал в док и больше не участвовал в боевых операциях. И уже в доке он был атакован и торпедирова британскими подводными "малютками", а затем через какое-то время попал под бомбардировку авиации и получил до кучи какой-то большой бомбой .
    А что касается немецких судовых журналов, тот же Пикуль писал об английском военном историке, который получил доступ к архивам и был крайне разочарован, не найдя там практически никакой полезной и заслуживающей доверия информации - из чего был сделан вывод, что немецкие моряки скрывали информацию - особенно это касается второй половины войны. Это не к тому, что все брехня, а как показатель того, что отсутствие записей или ложные записи не могут считаться аргументом в данном споре. Опять же о подходе к статистике: немецкие летчикам как сбитые самолеты засчитывались все поврежденные и вышедшие из боя, тогда как у нас считались только уничтоженные, т. е упавшие и данный факт должн был подтвержден из минимум двух источников. Т.е менялся сам подход к статистике - отсюда такое расхождение в порядке цифр побед, ну конечно не только отсюда... Прошу не пинать ногами - все по памяти, источников не помню, но это не отсебятина...
     
  17. Afynfpbz

    Afynfpbz Schütze

    Повідомлення:
    1
    Адреса:
    Россия
    Из вахтенного журнала ПЛ «К-21»

    Воскресенье, 5 июля
    ...

    17.00. Легли на курс 212° (на шумы). Поднят перископ. Прямо по носу силуэт ПЛ противника. Ее КУ 3-4° п.б. Дистанция 40-50 каб. Погода в момент обнаружения видимость хорошая. Сплошная облачность. На фоне берега светлый просвет неба. Ветер 3-4 балла. Море 2 балла.
    17.00. Торпедная атака! Приготовить носовые и кормовые торпедные аппараты к выстрелу.
    17.02. Шум усиливается.
    17.12, Перископная глубина. По КУ 110° п.б. силуэты двух миноносцев Их КУ 5-10° п.б. Дистанция до головного 65 каб. и до второго 70-75 каб. Атака по заднему миноносцу. Закрыть передние крышки ТА № 1 и № 2 с установкой глубины 5 м.
    А где ПЛ?????????????????????????????????????????
    17.18. Перископная глубина. По КУ п.б. верхушки мачт больших кораблей в охранении нескольких ММ, идущих строем фронта на ПЛ. Дистанция до кораблей 100-120 каб. Атака на большие корабли!
    17.23 Перископная глубина. На ПЛ идет эскадра противника в составе ЛК «Тирпиц», ЛК «Шеер», в охранении 8 ММ. Над кораблями барражирует самолет типа «Арадо». ММ ходят на зигзаге произвольными курсами. Атака на ЛК «Тирпиц»! Его КУ 35-40° л.б. Пеленг 227°. Дистанция 90-95 каб.
    17.25. Легли на курс атаки 137°.
    17.29. КУ ЛК «Тирпиц» 30°. Головной ММ, идущий впереди охранения ЛК «Шеер», идет на ПЛ.
    17.34. Шум приближающегося ММ усиливается и отходит на корму
    17.36. Перископная глубина. ЛК «Тирпиц» повернул влево на 90-100°. Эскадра идет строем кильватера. Головной ЛК «Шеер». Дистанция между ними 20-25 каб.
    17.46. Перископная глубина. ЛК «Тирпиц» по пеленгу 212°, дистанция до него 40-45 каб. Ход 22 уз. КУ = 50-55° п.б. ММ с правого борта зигзагируют в дистанции 25-30 каб. На обоих ММ видны флаги сигналов.
    17.50. Перископная глубина. Эскадра повернула «все вдруг» вправо. КУ ЛК «Тирпиц» 57° л.б. (Здесь Лунин лично красным карандашом внес поправку «5-7°» и заверил ее своей подписью). ММ по носу ПЛ в расстоянии 10-12 каб.
    17.54. Легли на боевой курс. Акустик докладывает о шумах со всех направлений. Доклады из отсеков о работе винтов, слышимых через корпус со всех направлений.
    17.57. ЛК «Тирпиц» подходит к углу упреждения. ПЛ находится в середине охранения эскадры, ММ видны на всех направлениях. С левого борта ЛК «Тирпиц» в дистанции 4-6 каб. на его кормовых и носовых КУ два ММ. По носу ПЛ в расстоянии 10 - 15 каб. миноносец.
    18.01. «Аппараты...!»
    18.01.30. «Пли!» Ш = 71° 22' 2'', Д = 24° 34' 3''. Залп произведен четырьмя кормовыми торпедами с установкой глубины 2 м с интервалом 4 секунды. Дистанция залповая 18-20 каб., угол упреждения = 28°, угол встречи = 100°. Скорость цели Vц = 22 уз; скорость ПЛ 3,5 уз.
    18.02. Головной миноносец резко ворочает на ПЛ. Из VII отсека доложили: «Торпеды вышли из аппаратов». «Погружайся на глубину 30м».
    18.4. Доклады из отсеков через 2 минуты 15 секунд по секундомеру после выхода торпед: «Слышали 2 взрыва». Акустик также доложил: «Слышал 2 взрыва». В момент залпа ПЛ находилась между двумя ЛК, идущими строем фронта в расстоянии друг от друга 25-30 каб. ЛК «Тирпиц» камуфлирован шаровой и коричневой красками.
    «В момент торпедного залпа головной миноносец резко ворочает на ПЛ, затем контркурсом навстречу ЛК - полагаю возможным маневр миноносца с целью перехвата торпеды на себя и гибелью, что подтверждается последующими тремя взрывами поясов глубинных бомб. Командир ПЛ Н. Лунин.» (записано в вахтенный журнал красным карандашом на стр.36 лично Луниным).
    18.04. Слева и справа резко усилились шумы ММ. Глубина 40 м.
    18.10. Слышны шумы ММ справа, слева и прямо по носу.
    18.31. Шумы перешли на кормовые КУ. Лодка подвсплыла под перископ. Видны дымы и верхушки мачт удаляющихся кораблей эскадры на норд-ост.
    18.31. По корме слышен глухой раскатистый взрыв продолжительностью 20 с.
    18.32. Второй раскатистый взрыв.
    18.38. Третий раскатистый взрыв.
    19.05. Всплыли под перископ. Ничего не обнаружено.
    19.09. Всплыли под среднюю. Ш = 71° 25', Д = 24° 26'. Начали передачу радиограммы об атаке ЛК «Тирпиц». Шумы прекратились, состояние погоды прежнее.
    19.27. Радиограмма передана три раза. Квитанция получена.




    Источник этой информации Вы не могли бы выложить?



    Почитайте:http://sovnavy-ww2.by.ru/articles/k21.htm. На мой взгляд, очень интересная статья.[/QUOTE]
     
  18. Piter O'Tour

    Piter O'Tour Schütze

    Повідомлення:
    559
    Адреса:
    Ростовская область, Новочеркасск
    Не являюсь ни сторонником, ни отнюдь, противником факта попадания торпед Лунина в Тирпиц. Но историки очень часто напирают на тот факт, что после торпедирования линкора, якобы был схвачен и расстрелян отец капитана...
    Насколько это правда подтвердить не могу, т.к. не имею ссылок на документы.
     
  19. Sturmfuhrer

    Sturmfuhrer Schütze

    Повідомлення:
    228
    Адреса:
    Ленинград
    Нет, это вымысел!
     
  20. 2105

    2105 Schütze

    Повідомлення:
    106
    Адреса:
    линия "Висла"
    Интересен факт разборки "Тирпица" норвежцами после войны. Видел несколько фоток. Записи они какие нибудь вели или нет? Помнится где то читал, что право на его разборку выкупили местные партизаны-рыбаки за 1000000 крон. Ума у них интересно хватило что нить оставить для потомков?
    Вообще насколько я знаю норгов, они к истории очень бережно относятся. На Шпицбергене нетронутыми видел Не-111 на берегу и метеостанция немецкая - как только фашики вышли покурить. Норги все хранят - нам поучиться. Тем более непонятно отсутствие вещьдоков с кораблика под 57000000 кг.
     
  21. 2105

    2105 Schütze

    Повідомлення:
    106
    Адреса:
    линия "Висла"
  22. дима 2112

    дима 2112 Schütze

    Повідомлення:
    3
    Адреса:
    владивосток россия
    Интересно рассмотреть характеристики. "К" превосходит иностранных одноклассниц в скорости хода, в дальности плавания в надводном положении уступает только германской подлодке и обладает наиболее мощным вооружением. Но даже при анализе самых общих элементов заметно отставание в дальности плавания в подводном положении, в глубине погружения и в скорости погружения. Если начать разбираться дальше, то окажется, что на качество подводных лодок огромное влияние оказывают как раз не те элементы, которые фиксируются в наших справочниках и обычно подлежат сравнению (кстати, глубина погружения и скорость погружения у нас также, как правило, не указываются), а другие, напрямую связанные с новыми технологиями. К ним можно отнести шумность, ударостойкость приборов и механизмов, способность обнаруживать и атаковывать противника в условиях плохой видимости и ночью, скрытность и точность применения торпедного оружия и ряд других. К сожалению, отечественные подводные лодки не имели современных радиоэлектронных средств обнаружения, торпедных автоматов стрельбы, устройств беспузырной стрельбы, стабилизаторов глубины, радиопеленгаторов, амортизаторов приборов и механизмов, но зато отличались большой шумностью механизмов и устройств. Не был решен вопрос связи с подводной лодкой, находящейся в подводном положении. Практически единственным источником информации о надводной ситуации у погрузившейся подводной лодки оставался перископ с весьма неважной оптикой. Находившиеся на вооружении шумопеленгаторы типа "Марс" позволяли на слух определить направление на источник шума с точностью плюс-минус 2 градуса. Дальность действия аппаратуры при хорошей гидрологии не превышала 40 кб. Как я понял понял из вахтенного журнала Лунин шел на пеленг даже не на перескопной глубине? А может 3-и торпеды взорвались в кильваторной струе а одна дефектная
     
  23. U 405

    U 405 Gefreiter

    Повідомлення:
    115
    Адреса:
    Russia
    Для дима 2112

    Ищите в продаже книгу "Советский Подводный флот 1922-1945" Морозов,Кулагин или "Бисмрак и Трипиц" от "Арсенал коллекции" Патянина и Малого. Во второй книге в виде приложения имеется статья Мирослава Эдуардовича Морозова об атаке Лунина.
     
  24. kohan

    kohan Schütze

    Повідомлення:
    31
    Адреса:
    Украина город Смела
    подводные лодки к
    Водоизмещение 1500 (надв), 2117 (подв).
    Длина наибольшая 97,7
    Ширина наибольшая 7,4
    Осадка средняя 4,04
    Диаметр прочного корпуса 4,85
    Главные механизмы 2 дизеля суммарной мощностью 8400 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 1200 л.с. 4 группы аккумуляторных батарей по 120 батарей каждая марки "С", 2 винта.
    Запас топлива 46(норм) 240 полный
    Скорость максимальная надводная-22, подводная 10,3
    Дальность плавания надводная: 2400 (макс. скорость), 16500 (9 узл)
    подводная: 10,4 (макс. скорость), 175 (2,9 узл)
    Глубина погружения 80 (рабочая), 100 (предельная)
    Время погружения 50 сек
    Вооружение 6 533-мм носовых ТТ,
    2 533-мм кормовых ТТ,
    24 533-мм торпед,
    20 мин "ЭП-36"
    2 100/51 АУ "Б-24-ПЛ"
    400 100-мм выстрелов
    2 45/46 АУ "21-К",
    1100 45-мм выстрелов

    Время пребывания под водой 72 часа
    Автономность 30 суток(норм), 50 (макс)
    Запас плавучести 41,4
    Экипаж 62-65 человек
     
  25. kohan

    kohan Schütze

    Повідомлення:
    31
    Адреса:
    Украина город Смела
    Биография лодки К-21
    Заложена 10.12.37г. в Ленинграде на заводе № 196 ("Новое Адмиралтейство"), заводской № 108. 16.08.39г. спущена на воду. 3.02.41г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    22июня 1941г. встретила под командованием каиитан-лейтенанта Жукова Аркадия Алексеевича на переходе с Балтики на Север по Беломорканалу. 28 августа прибыла в Молотовск. 17 сентября официально зачислена в состав Северного флота. После завершения курса боевой подготовки и перехода 24 октября в Полярное, включается в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок. 12 ноября, после атаки конвоя, подвершлась преследованию в ходе которого на нее сбросили 17 глубинных бомб, получила повреждения топливной цистерны и, не скмев остановить утечку топлива, вернулась в базу. 4 марта 1942г. в командование кораблем вступил капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Лунин Николай Александрович. 5 июля на линии о.Серё - о. Рольвсё четырехторпедным залпом безрезультатно атаковала германский линейный корабль "Тирпиц" 23 октября награждена орденом "Красного Знамени". 12 февраля 1943г. , на переходе в район боевых действий, в пятом отсеке возник сильный пожар, который смогли ликвидировать только через 4 часа, лодка потеряла возможность погружаться и ее подготовли к взрыву; повреждения устранялись до 17 февраля в открытом море. 19 февраля со второй попытки в назначенном районе высадила разведывательную группу. 2 апреля вышла в очередной боевой поход, но из-за неисправности рулей вернулась в базу и встала в док. 3 апреля получила легкие повреждения корпуса от близких разрывов авиабомб при стоянке в доке в Росте. 12 апреля в течение 2 часов артиллерийским огнем обстреливала мотоботы; один из них - "Тро-4" потопила и взяла в плен его экипаж (7 человек), возможно были потоплены еще несколько мотоботов. Во время артиллерийской стрельбы смыло за борт подносчика патронов, которого при покладке на обратный курс не нашли и продолжили артиллерийский огонь. 23 декабря в командование кораблем вступил капитан-лейтенант (впоследвствии капитан 3 ранга) Арванов Зармаир Мамиконович.

    Срок боевой службы - 43,7 месяца (17.09.41г. - 9.05.45г.). 12 боевых походов (163 суток).К(бн)= 0,12. 10 торпедных атак, в результате которых потоплен 1 мотобот и возможно еще несколько мотоботов. Артиллерийским огнем уничтожен 1 мотобот. 6 минных постановок (120 мин). Предположительно на выставленных "К-21" минах погибли: 21.12.41г. тр "Бессхайм" (1774 брт), 9.07.42г. кор.ПЛО "Uj-1110", 23.04.43г. тр "Дюна" (1926 бот) и получил повреждение 10.11.41г. тр "Ригель" (3828 брт) - всего погибли 2 судна (3700 брт) и 1 корабль.
     
  26. kohan

    kohan Schütze

    Повідомлення:
    31
    Адреса:
    Украина город Смела
    НИКОЛАЙ ЛУНИН
    КРЕЙСЕРСКАЯ ПОДЛОДКА ПРОТИВ ЛИНКОРА-ГИГАНТА
    27 июня 1942г. радист подводной лодки "К-21" принял радиограмму из штаба Северного флота. Кораблю предписывалось выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя "PQ-17".
    В районе острова Игней, куда немедленно направил лодку командир капитан 2 ранга Н.А.Лунин, ее догнало еще одно сообщение: на перехват конвоя движется фашистская эскадра во главе с кораблями "Тирпиц" и "Адмирал Шеер" - гордостью германского флота. Тут же из штаба последовал приказ: "Найти,атаковать и уничтожить!"
    Благодаря действиям английской разведки многие детали предстоящей операции немцев перестали быть загадкой для советского военного руководства, однако точный маршрут следования двух линкоров и сторожевых эсминцев по-прежнему оставался неизвестным. Лунину предстояло самому отыскать немецкую эскадру. Но как? Помогла наблюдательность.
    Каждое утро ровно в 8.00 вблизи острова Игней проносились немецкие самолеты-разведчики. Через восемь часов они прилетали сюда с повторным визитом. Проходила еще треть суток, и все, словно по расписанию, повторялось снова. К немецкой пунктуальности на "К-21" успели привыкнуть: трижды за сутки, ожидая появления авиации противника, лодка уходила на глубину. И вдруг что-то изменилась. Всего за четыре дня поисков "Тирпица" субмарина, шедшая в надводном положении, чтобы увеличить сектор обзора, обнаружила свыше полусотни немецких самолетов и сделала 48 срочных погружений. Фашисткая авиация стала просматривать район гораздо чаще, причем исключительно со стороны Альтен-фьорда. "Именно оттуда и следует ожидать появления эскадры", - справедливо предположил Лунин. После того как на карту были нанесены все пеленги на места обнаружения самолетов, точно установить сектор моря, в котором должен появиться противник, уже не составляло труда. Поэтому, когда днем 5 июля гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов, для Лунина это не было сюрпризом.
    Первыми на горизонте показались миноносцы типа "Карл Галстер". Прошло не менее получаса, пока Лунин заметил за ними мачты линейных кораблей, а затем и кружившие над эскадрой немецкие самолеты "Арадо". Закамуфлированные черным, коричневым и серым цветами линкоры, по-видимому, в любую минуту ожидали нападения из-под воды. Они шли противолодочным зигзагом на значительной (около 23 узлов) скорости, головным был "Шеер". Из фронтального строя эскадра неожиданно перестроилась в кильватерную колонну, что в некоторой степени упрощало подводную атаку. "Попали в самую собачью свадьбу!" - воскликнул командир субмарины, отвернув лицо от перископа.
    Решение пришло почти мгновенно: поднырнув под миноносцы, проникнуть в центр эскадры и атаковать линкор "Тирпиц". То, что Лунин остановил выбор именно на этом корабле, объяснялось просто. "Тирпиц", вошедший в строй в 1941г., был братом-близнецом прославленного "Бисмарка", которому удалось в неравном бою с многочисленной английской эскадрой потопить крейсер "Худ" и вывести из строя линкор "Принц Уэльский".
    Линкор "Тирпиц" был сколь огромным (водоизмещение более 45000т, длина 243м), столь и мощным. Его артиллерийское вооружение составляли восемь дальнобойных 380-миллиметровых орудий главного калибра, двенадцать 150-миллиметровых противоминных торпедных аппаратов и сложной системой противоминной защиты. Неудивительно, что "Тирпицу", равно как и тяжелому крейсеру "Адмирал Шеер", дозволялось выходить в море лишь с личного разрешения фюрера. Для немцев потеря или даже повреждение такого корабля были сравнимы с проигрышем крупной боевой операции.
    Никогда раньше Лунину не приходилось выполнять столь сложного маневрирования. При выходе на боевую позицию командир должен был постоянно учитывать противолодочный зигзаг эскадры. И вот уже "Тирпиц" на контр-курсе с лодкой, а до точки залпа - не более трех минут хода на 20-узловой скорости. В это мгновение на линкоре в который раз взвились сигнальные флажки: значит, сейчас он опять повернет, изменив курс. "Только бы не влево!" - загадывает желание Лунин, понимая, что в противном случае операция сорвется. Какая удача! Линкор повернул вправо, дистанция до него стала сокращаться еще быстрее. Но вот досада, курсовой угол линкора стал очень острым, всего 5-7 градусов. И вновь лодка маневрирует, чтобы как можно скорее привести "Тирпиц" под кормовой залп.
    Лунин не отходит от перископа. Готово! Сейчас линкор прямо на визире. Тут же раздается командирская команда: "Аппараты - пли!" Акустик "К-21" слышит гулкие взрывы двух торпед, посланных в цель старшим матросом И.Жуковым. Шум винтов тотчас усиливается. Шумы перешли на кормовые углы. Теперь у Сметанина нет никаких сомнений в том, что враг торпедирован. Но когда лодка всплывает на поверхность, горизонт уже чист, лишь вдалеке маячит легкий дымок удаляющейся эскадры...
    Позже английская разведка донесла: залп с "К-21" причинил "Тирпицу" серьезные повреждения, ремонт будет длительным и сложным. Только через 14 месяцев гигант "Тирпиц" смог снова выйти в море.


    Николай Лунин родился в 1907г. в Одессе и рос среди моряков. Отец будущего подводника плавал сначала матросом, а потом боцманом на судах "Российского объединения пароходства и торговли", или, как его чаще называли, РОПИТа. С раннего детства прикипел Лунин сердцем к морю. А когда Николаю стукнуло двенадцать, его взяли юнгой в команду торгового парохода. Молодому матросу очень хотелось быть с морем на "ты", и в 1922г. Лунин поступает в Ростовское мореходное училище им.Седова. По окончании мореходки Николая направили на учебный парусник "Вега" - побнабраться опыта. Многое пришлось осваивать впервые, но очень скоро Лунин, поднявшись на капитанский мостик "Веги", сам становится наставником для молодежи. Семь лет проплавала "Вега" под командованием Николая Лунина. За плечами у теперь уже опытного капитана - множество рейсов по Черному и Азовскому морям, частые заходы в заграничные порты.
    К началу войны Н.А.Лунин имел отличную репутацию командира-подводника - случай, тем более заслуживающий внимания, что военный стаж Николая Александровича был еще совсем невелик. В 1935г. Николай Лунин, вчерашний капитан черноморского торпедного флота, по специальному набору попадает в ВМФ. Накануне грядущих бурь будущего морского офицера направили на годичные Высшие курсы подводного плавания, где ему в сжатые сроки предстояло овладеть нелегким военным искусством подводника. По окончании курсов, в апреле 1940г. Лунин принял под свое командование новую лодку - недавно сошедшую со стапелей "Щ-421". Экипаж субмарины тоже был молодым (многие из краснофлотцев служили по первому году), однако довольно скоро превратился в единую слаженную команду. К концу 1940г. субмарина прошла полный курс боевой подготовки, а за несколько месяцев до начало войты отличилась на учениях Северного флота.
    Командование поставило перед Луниным сложную задачу - скрытно проникнуть в бухту, где находилась база "противника", и атаковать его корабли. Лунин сумел провести лодку в бухту такими узкостями, что она осталась незамеченной ни надводными кораблями, ни самолетами, ни береговыми наблюдателями. "Щ-421" беспрепятственно прошла на территорию базы и выпустила по целям положенное количество торпед.
    Таким образом заявив о своем присутствии, лодка тут же легла на грунт, а когда "противник", потеряв надежду ее обнаружить, отказался от преследования, вернулась назад прежним путем, который считался рискованным даже для надводного корабля. Лунин действовал настолько профессионально, что даже в штабе усомнились в том, что лодка еще жива, вызвав аварийно-спасательный отряд на случай, если вдруг "щука" попросит помощи. Началась война с финнами, и "Щ-421" отправилась в Баренцево море для несения дозорной службы.
    С поставленной боевой задачей справились полностью - по возвращении домой экипаж лодки получил личную благодарность командующего флотом вице-адмирала В.П.Дрозда.
    В первый же день Великой Отечественной войны Лунин вывел свою "щуку" на морские коммуникации противника, а к началу 1942г. на ее боевом счету числились четыре уничтоженных немецких транспорта. Второй военный год прошел тоже неплохо. Три потопленных грузовых судна общим тоннажем 24 тыс. тонн - и все за один зимний поход к берегам Норвегии. Военное руководство еще раз убедилось: Лунин воюет дерзко, с размахом, не боится рисковать, скор на решения, не чужд военной хитрости. В феврале 1942г. Военный Совет Северного флота представил капитан 3 ранга Н.А.Лунина к званию Героя Советского Союза, а его подводный корабль - к ордену Красного Знамени.
    4 марта 1942 года друзья-краснофлотцы поздравляли Лунина с заслуженным повышением по службе.
    С сегодняшнего дня он - командир большого подводногокорабля, крейсерской лодки "К-21". Осенью того же года Николаю Лунину предстоял поход в пролив Сере-Сунд. Здесь, на подходах к порту Гаммерфест, "К-21" должна была выставить минные заграждения. В ночь на 9 ноября Лунин незаметно провел лодку в пролив. Она подошла к берегу так близко, что матросы хорошо слышали лай собак у домика смотрителя маяка. Тут и поставили минную банку, которая быстро сделала свое дело. Ранним утром вахтенный командир А.Е.Носачев (он руководил ночной операцией) услышал оглушительный взрыв: это подорвался на мине и затонул крупный немецкий транспорт "Ригель".
    В каких только переделках не побывала "катюша" Николая Лунина в горячем 42-ом. Успешно торпедированы семь вражеских кораблей, пять из которых затонули на глазах у командира лодки, оказана помощь гибнущей субмарине "Щ-402"... Но, пожалуй, самым эффектным боевым эпизодом того времени для "К-21" стала атака линкора "Тирпиц" в июле 1942г. Несмотря на то, что рана, нанесенная Луниным фашисткому линкору, не была смертельной, точный залп с "катюши" в корне изменил ситуацию в этом районе моря и даже приобрел определенную политическую окраску. Перехватив и расшифровав одну из радиограмм Лунина в штаб Северного флота, командование гитлеровского "кригсмарине" поняло, что по курсу следования эскадры расположились готовые встетить ее советские подлодки. Немцы предпочли не рисковать. Эскадра вернулась назад в норвежские шхеры. Так одним торпедным ударом Лунин спас остатки почти разгромленного фашистами конвоя "PQ-17", который англичане, как только до них дошла весть о выходе в море "Тирпица", бросили на произвол судьбы, фактически лишив охранения.
    Как выяснилось позже, беззащитный "PQ-17" (в него входило 34 транспортных судна) должен был стать приманкой, на которую неминуемо попадется лучший фашистский линкор. Командование британского флота рассчитывало выманить "Тирпиц" подальше от норвежских берегов, а затем уничтожить его превосходящими силами. Первые попытки оказались неудачными, подготовка операции затянулась. Лунин опередил англичан: благодаря действиям "К-21" грозный линкор был надолго выведен из строя. А 23 октября 1942г. орен Красного знамени увенчал славные боевые дела лунинской подлодки.
    В фервале 1943г., когда "К-21" находилась в очередном походе, в ее дизельном отсеке возник пожар, вызванный коротким замыканием электропроводки. Потушить пожар никак не удавалось. Командир подводного корабля приказал морякам покинуть аварийный отсек задраив переборки. Лодка оказалась в тяжелом положении: не имела хода и не могла погрузиться. А было это в Лоппском море, неподалеку от северного норвежского порта Тромс, занятого противником.
    Лунин лихорадочно размышлял: "Что же делать? Очень скоро лодка станет удобной мишенью для немецкой авиации или сторожевиков. Ну, если уж суждено пропадать - так с музыкой!" Тотчас была объявлена боевая тревога, за несколько минут подготовлены к бою торпеды и артиллерия. Окончательное решение Лунина было таково: при нападении гитлеровцев драться до конца, а при необходимости взорвать корабль. Но погибнуть не пришлось. Моряки не только ликвидировали пожар, отремонтировали поврежденные механизмы, но и, как того требовала боевая задача, выставили минные заграждения и обеспечили высадку разведчиков в Тромсе.
    Заготовленная Луниным на самый худший случай радиограмма "Погибаю, но не сдаюсь" так и не поступила в штаб флота.
    На подходах к порту Тромсе было очень оживленно: над "К-21" сновали десятки рыбацких мотоботов. Перископ можно было поднять на считанные секунды - только для того, чтобы уточнить свое местоположение. Когда стемнело, всплыли под самым носом у немцев, в двухстах метрах от берега. Расслабляться было некогда. Вскоре резиновая щлюпка с разведчиками, оружием и рацией, предусмотрительно запаянной мотористами лодки в жестяную банку из-под сухарей, направилась к берегу.
    Опасный район покидали в надводном положении. Лунин был почти в том, что немцы, не допуская мысли о появлении врага в столь хорошо защищенной гавани, под покровом ночи примут лодку за свою. На мостик вынесли прожектор, включили ходовые огни. "К-21" взяла курс на юг. Довольно скоро замигал прожектор берегового немецкого поста. Отвечать надо было немедленно. "Просигналь им: "Наш характер тверный!" - не задумываясь, бросил Лунин матросу Ашурко. Ответ сигнальщика, по-видимому, удовлетворил немцев. Береговой пост замолчал. Почувствовав себя вольно, "К-21" проникла во вражескую базу - бухту Воген - и уничтожила торпедами четыре сторожевых катера вместе с причалами.
    При назначении нового командира дивизиона подводных лодок выбор пал на капитана 2 ранга Николая Лунина. К тому времени (зима 1943г.) на счету "К-21" было 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей - больше, чем у любой другой североморской субмарины. Однако долго командовать дивизионом Лунину не пришлось - в марте 1944г. он становится слушателем Военно-морской академии. Но и за три месяца своего пребывания в должности комдива Лунин успел сделать многое. В дни подготовки к операции в районе между Тромсе и Варангер-фьордом он, лучший боевой практик, бессменно проводил тактические занятия с командованием своего дивизиона.
    Николай Александрович Лунин окончил Военно-морскую академию уже после победы, в чине контр-адмирала. До выхода в запас (1962г.) Лунин занимал целый ряд командных должностей в соединениях подводных лодок и в центральном аппарате ВМФ. В декабре 1970 года адмирала Лунина - одной из самых ярких личностей, выдвинутых на передний фланг Великой Отечественной, - не стало.