Асы ВВС КА

Тема у розділі 'CРCР та союзники', створена користувачем Gerhard, 10 січ 2009.

  1. Wotan

    Wotan Obergefreiter

    Повідомлення:
    201
    Адреса:
    Империя Зла
  2. Цікаві лоти

    1. Немецкая каска М42 с маскировочным обвесом и сеткой (реконструкция по фото). Геометрия не нарушена,...
      4400 грн.
    2. Предложу нечастый подбородочный ремешок к каске СШ-40. Оригинал, состояние отличное. Натуральная кож...
      200 грн.
    3. З болота.В красці.З двох касок(м 42; і м 35/40)
      200 грн.
    4. Добрый день к вашему вниманию шлем вроде м 40 приобрел давно исходника не было но реставрирован на...
      4200 грн.
    5. Лесной коп по 1941 - 43 годах . Все 4 предмета найдены рядом в одной траншее . Не много почищены . Н...
      400 грн.
  3. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    [​IMG]
    Смушкевич Яков Владимирович (Вольфович)
    Дата рождения : 1902, 14 апреля
    Родился в 1902 году в местечке Рокишки (Литва) в семье бродячего портного. Недолго он учился в хедере. В 1915 году вместе с беженцами первой мировой войны его семья бежала в Россию. Работал грузчиком в Вологде.

    С 1918 года Яков уже ушел служить в Красную Армию, затем участвовал в боях на западном фронте. Тогда же он стал комиссаром батальона, потом полка. Молодого человека непрестанно тянуло в небо. И с 1922 года он служит в авиации. В 1931 году заканчивает Качинскую военную школу летчиков. Сразу же его назначают командиром и комиссаром авиационной бригады.

    Под именем генерала Дугласа в 1936-37 гг. он участвует в гражданской войне в Испании. Там он сыграл решающую роль в разгроме под Гвадалахарой итальянского экспедиционного корпуса. Яков Владимирович был отважным летчиком-истребителем. В воздушных боях в небе Испании он лично сбил несколько самолетов противника. Имя генерала Дугласа прогремело тогда по всему миру, стало легендарным в Испании. Герман Геринг назначил тому немецкому летчику, который собьет генерала Дугласа приз в 1 000 000 марок.

    За успешную организацию борьбы с авиацией противника, личное мужество и героизм в боях Якову Владимировичу Смушкевичу 21 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

    После возвращения в Советский Союз Я.В.Смушкевич был назначен заместителем командующего Военно-воздушными силами Красной Армии, руководил разработкой новых летно-тактических уставов с использованием опыта войны в Испании. Впервые применил принцип массированных налетов крупными авиационными соединениями.

    В мае 1939 года 6-ая японская армия вторглась на территорию МНР в районе реки Халхин-Гол. Для борьбы с нею была создана 1-ая армейская группа, которой командовал комкор Г.К.Жуков. Авиацией группы (500 самолетов) командовал комкор Я.В.Смушкевич. К концу августа 1939 года группировка японских войск была полностью разгромлена, но воздушные бои продолжались до 15-го сентября и завершились полной победой Советской авиации.

    За успешную организацию и руководство боевыми действиями нашей авиации в разгроме 6-й японской армии, личное мужество и героизм в боях комкору Якову Владимировичу Смушкевичу 17 ноября 1939 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Таким образом Яков Владимирович Смушкевич стал первым дважды Героем Советского Союза в составе военно-воздушных сил Красной Армии.

    Монгольское правительство наградило Я.В.Смушкевича орденом Красного знамени 1 степени.
    В 1939-40 гг. Я.В.Смушкевич командующий ВВС РККА. Как раз в этот период шла Советско-Финская война и Я.В.Смушкевич очень много сделал для обеспечения боевой работы нашей авиации в тяжелейших зимних условиях. В 1940 году комкору Смушкевичу было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации.

    В 40-41 гг. - назначен помощником начальника генерального штаба РККА по авиации.
    Как командующий ВВС РККА, генерал-инспектор ВВС и помощник начальника генштаба по ВВС генерал-лейтенант Я.В.Смушкевич внес огромный вклад в повышение летно-тактических данных советских самолетов и боевой мощи советской авиации.

    В "Воспоминаниях и Размышлениях" Г.К.Жуков пишет: "Командир авиации армейской группы Яков Владимирович Смушкевич был великолепный организатор, отлично знавший боевую летную технику и в совершенстве владевший летным мастерством. Он был исключительно скромный человек, прекрасный начальник, его искренне любили все летчики".

    Смушкевич был не только смелым летчиком и способным командиром. Он мужественно защищал свою точку зрения как стратег и военачальник.

    Сослуживцы Смушкевича отмечают, что Яков Владимирович всегда отстаивал свою точку зрения и не скрывал от Сталина своего отрицательного отношения к советско-германскому пакту 1939 года.

    Во времена "большого террора" (1937-38 гг.) Яков Владимирович постоянно заступался за своих подчиненных, и многих спас от неоправданных репрессий. Только самого себя он не смог спасти: 7-го июня 1941 года Яков Владимирович Смушкевич находившийся в госпитале был арестован и 28 октября 1941 года расстрелян. Реабилитирован Смушкевич в декабре 1954 года. Его именем назван большой рефрижератор Северного флота, о нем снят документальный фильм.

    Дважды Герой Советского Союза Яков Владимирович Смушкевич погиб не на фронте, но в каждой Победе, одержанной нашими летчиками в воздушных сражениях с фашистами, есть частица его влюбленного в авиацию сердца. В своей книге "В строю отважных" профессор Ф.Д.Свердлов пишет: Кто знает, может быть, если бы Яков Владимирович Смушкевич, со своим боевым опытом, организаторскими талантами и волей, продолжал руководить авиацией Красной Армии, она в июне 1941 года с началом Великой Отечественной войны не потерпела бы такого катастрофического разгрома, который произошел.
     
  4. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    Интересная личность:
    Ершов Александр Михайлович
    Советский ас лётчик - истребитель, лётчик - испытатель, Лейтенант. Родился 1 Мая 1923 года в Киеве. С 1937 жил в Москве. В 1939 окончил Дзержинский аэроклуб г.Москвы.В армии с 1939. В 1940 окончил Борисоглебскую ВАШЛ, оставлен в ней лётчиком-инструктором.

    Участник Великой Отечественной войны с Августа 1944 года по май 1945. Воевал в составе 233-го истребительного авиационного полка, был командиром звена, заместителем командира эскадрильи. 19 Февраля 1945 года у города Кюстрин (Польша) таранил вражеский истребитель FW-190. Благополучно произвёл посадку на своём аэродроме. Всего до конца войны совершил 71 боевой вылет, 12 воздушных боев сбил 15 самолётов противника лично.
    После войны был на испытательной работе в НИИ ВВС, НИИ-1 и ЛИИ. Испытывал самолёты Ла-15, МиГ-9, МиГ-15, Як-15, Як-19 и двигатели РД-10, ТР-1 на самолётах. 17 Апреля 1950 года погиб при испытании истребителя Ла-15. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


    * * *
    В известной книги Генерального авиаконструктора А. С. Яковлева "Цель жизни", среди небольших заметок о советских лётчиках - истребителях, участниках Великой Отечественной войны, есть упомянание и об Александре Ершове:
    "...Большой наградой всему нашему коллективу послужили письма от фронтовых лётчиков, испытавших самолёт Як-3 в горячих воздушных схватках.
    Я получил письмо от командира одного из авиационных полков, в котором рассказывалось о лётчике Ершове:
    "Лейтенант Александр Ершов на фронте всего месяц, летает на Як-3. За этот месяц он провёл 6 воздушных боёв и сбил 10 самолётов противника... Однажды на 8 наших истребителей налетело 30 "Фокке - Вульфов". В этом бою Ершов плоскостью своего "Яка" отрубил хвост одному "Фоккеру", а другой сбил пушечно - пулемётным огнём. На следующий день он летел вдвоём, налетело 16 "Фокке - Вульфов", в завязавшемся воздушном бою он сбил 3 вражеских истребителя".

    Я был обрадован успехами Ершова и послал ему поздравительную телеграмму. Через некоторое время получаю ответ, который меня глубоко тронул. Сообщая, что он сбил ещё 5 самолётов противника, Лейтенант Ершов писал о себе:
    "Мне 22 года, но летаю я с 1938 года и успел уже проработать 4 года в лётной школе на инструкторской работе, что помогло мне использовать максимально возможности машины Як-3, которая безусловно является сейчас любимым самолётом наших лётчиков. У меня есть мечта, которая зародилась ещё в детстве, когда я читал книги об авиации. Я хочу стать настоящим лётчиком - испытателем. Я уверен, что у вас есть уже готовые в проекте такие машины, которые мне снятся. Словом, я "болельщик" авиации с детства, и то, что бы я хотел сказать, очень трудно выразить на бумаге..."Следует отметить, что 5 воздушных побед Александр Ершов одержал в небе Германии в Феврале - Марте 1945 года. И, если остановиться на них более подробно, то происходило это так:

    19 Февраля 1945 года две четвёрки Як-3 233-го ИАП под командованием Старшего лейтенанта Г. С. Ахметова и Лейтенанта А. М. Ершова прикрывали войска южнее Штаргарда. Неожиданно из облаков на высоте 2500 метров вывалились 6 FW-190 и пошли в атаку на группу Ершова. Александр развернулся и в свою очередь устремился на противника. Оказавшись в ходе боя между двумя "Фокке - Вульфами", чтобы не подставить себя под огонь противника, Ершов резко довернул влево и ударом консоли крыла по хвостовому оперению "Фоккера" таранил его. FW-190 перешёл в беспорядочное падение и врезался в землю. Одновременно ведомые Ершова сбили по одному FW-190.
    В это время группа Ахметова завязала бой сперва с шестёркой, а затем ещё с четвёркой Ме-109. Использовав преимущество Як-3 в маневренности, Ахметов сбил один "Мессершмитт".В ходе боя подоспела ещё четвёрка FW-190, и восьми советским истребителям пришлось сражаться с 20 немецкими лётчиками. В воздухе образовался из дерущихся самолетов ревущий клубок. Истребители противника, попавшие в невыгодное положение, уходом в облака или пикированием выходили из боя. В итоге Старший лейтенант Г. С. Ахметов, Лейтенанты М. А. Броварец, Н. Ф. Евсеев, В. М. Котровский и Е. В. Тарасенков сбили по одному, а Лейтенанты А. М. Ершов и Н. Н. Лихов - по два вражеских самолёта. Таким образом, 8 наших лётчиков уничтожили 9 немецких самолетов, не имея потерь со своей стороны.

    С 5 по 8 Марта 1945 года авиаторы 16-й Воздушной армии провели 74 воздушных боя, в которых противник недосчитался 84 самолётов. В боях особо отличились летчики 234-й истребительной авиационной дивизии. Лейтенанты В. С. Величко, Н. Ф. Евсеев и А. М. Ершов сбили по 3 вражеских самолета, а Майор Я. Л. Оводов, Герой Советского Союза капитан В. Н. Яшин, Лейтенанты Н. А. Бродский, А. А. Кольцов, В. М. Котровский, Г. А. Пашков и В. А. Ситников уничтожили по 2 самолёта.

    Заканчивая повествование об лётчике Ершове, Яковлев пишет:
    "Через несколько лет после окончания войны я узнал, что Александр Ершов достойно сражался до полной победы над врагом, а потом осуществил свою мечту и стал испытателем самолётов".

    P.S.Интересная рузультативность, М.Ю.Быков тоже подтверждает 15 лично сбитых самолетов противника за 12 воздушных боев что естесенно подтвержадет высокую боевую эффективность Як-3. По идее должен получить ГСС, а получил всего 3 ордена КЗ
     

    Images:

    ershov.jpg
    yak3_1.jpg
    1 людині також подобається це.
  5. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    Ещё одна цитата о дважды ГСС Б.Ф. Сафонове
     
  6. начкар

    начкар Leutnant

    Повідомлення:
    4.255
    Адреса:
    Северо-запад России
    ПИВОВАРОВ МИХАИЛ ЕВДОКИМОВИЧ 07.01.1919 - 15. 05.1949

    ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Дата указа 15.05.1946

    Пивоваров Михаил Евдокимович – командир авиаэскадрильи 402-го истребительного авиационного полка (265-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), старший лейтенант.
    Родился 7 января (по другим сведениям – 22 января) 1919 года в селе Новый Егорлык ныне Сальского района Ростовской области. Русский. В 1937 году окончил 10 классов школы в посёлке зерносовхоза «Гигант» (ныне – посёлок Гигант Сальского района).
    В армии с сентября 1937 года. В 1939 году окончил Чкаловское зенитно-артиллерийское училище (город Оренбург). До июня 1941 года служил командиром взвода зенитно-артиллерийского дивизиона.
    С началом Великой Отечественной войны поступил в Краснодарское военное авиационное училище. В 1942 году окончил Ульяновскую военную авиационную школу лётчиков, в 1943 году – курсы командиров звеньев.
    Участник Великой Отечественной войны: в сентябре 1943 - мае 1945 – лётчик, старший лётчик, командир звена, командир авиаэскадрильи 402-го истребительного авиационного полка. Сражался на 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусском фронтах. 22 июля 1944 года был легко ранен в воздушном бою. За время войны совершил 350 боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-9 и Як-3, провёл около 80 воздушных боёв, в которых сбил лично 40 и в составе группы 1 самолёт противника.
    За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года капитану Пивоварову Михаилу Евдокимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№7010).
    После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (в Группе советских войск в Германии). Был командиром авиаэскадрильи, затем помощником командира истребительного авиаполка. В ноябре 1948 года окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы усовершенствования. Был назначен заместителем командира 150-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Среднеазиатском военном округе).
    Умер 15 мая 1949 года. Похоронен в городе Чирчик (Узбекистан).
    Капитан (1945). Награждён орденом Ленина (1946), 3 орденами Красного Знамени (апрель 1944, август 1944, 1945), орденами Александра Невского (1945), Красной Звезды (1944), медалями.
    На родине Героя установлена мемориальная доска, его имя носит улица в городе Сальск Ростовской области.
    Источники Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988. Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984 Они прославили Родину. Книга 2. Ростов-на-Дону, 1975
     
    1 людині також подобається це.
  7. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    Михаил Сергеевич Бабушкин ( 06.10.1893 года [с. Бордино в черте Москвы]- 18.05.1938 года )
    Герой Советского Союза (27.06.37). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды
    Родился в семье крестьянина. Русский.
    В 1914 г. его призвали в армию, и вскоре в числе большой группы новобранцев Бабушкин прибыл в Гатчину. Там его зачислили на курсы мотористов. Сдав экзамен, он стал авиамотористом на Гатчинском аэродроме. Когда Гатчинской военной авиашколе поручили подготовить группу авиаторов из солдат, в первую пятерку был зачислен и Бабушкин. Учебные полеты он совершал на «Фармане» и быстро освоил азы летного мастерства.
    В 1915 г. окончил Гатчинскую военную авиашколу и получил звание летчика, после чего был оставлен в школе в качестве инструктора для обучения солдатских групп.
    Участвовал в Гражданской войне. В 1920 г. партизанил на Дальнем Востоке.
    В 1921 г. был отозван в Егорьевскую школу авиации РККВФ. Был летчиком-инструктором.
    В 1923 г. демобилизовался и поступил на работу в ГВФ.
    В 1926 г. первым из советских полярных лётчиков выдвинул идею ледовых разведок, и сам провёл первую разведку тюленьих лежбищ в горле Белого моря на Ш-2.
    В 1928 г. участвовал в поисках экспедиции Умберто Нобиле. Был награжден орденом Красного Знамени.
    Рассказывает генерал-майор авиации Раков[2]: «Весной 1928 года произошли события, привлекшие всеобщее внимание. В Арктике потерпел катастрофу дирижабль итальянского генерала Нобиле, летевшего к Северному полюсу. Попытки спасти участников экспедиции предпринимались различными странами, но уверенности в успехе не было. Корабли, направлявшиеся в Арктику, проникали только в полосу битого льда, а от нее до района катастрофы оставались еще многие сотни километров. Преодолеть их с помощью средств, которые использовались тогда для передвижения в этих суровых краях, было крайне трудно.
    Мало надежд возлагали и на самолеты. Слишком большой им предстояло бы проделать путь туда и обратно. В то время дальность полета редко превышала пятьсот - шестьсот километров, а тут дело осложнялось еще суровыми полярными условиями. Снегопады, туманы, пурга, облачность - не очень приятные явления для самолетов даже сейчас. Тогда же они сулили летчикам почти неизбежную гибель. Первые попытки спасти участников экспедиции Нобиле с помощью авиации окончились катастрофой. Погиб полярный исследователь норвежец Руаль Амундсен. 18 июня он вылетел на помощь Нобиле из Тромсе на гидроплане и бесследно пропал.
    В спасении экспедиции Нобиле приняли участие шесть государств, однако взоры всех были устремлены прежде всего на Советскую Россию. К тому времени она еще не окрепла после бурных потрясений, только еще залечивала свои раны, но это была страна, строившая новое общество, новый мир. И естественно, что она живее, энергичнее других отозвалась на беду, которую терпела группа людей в ледяной пустыне Арктики.
    Советский Союз послал для их спасения два мощных ледокола - «Красин» и «Малыгин» с большими по тем временам трехмоторными самолетами на борту. Вести эти самолеты должны были опытные летчики Б.Г. Чухновский и М.С. Бабушкин».
    Благодаря усилиям советских летчиков экспедиция Нобиле была найдена и спасена.
    В августе 1930 г. выполнил рейс Москва - Ташкент на самолете К-4 с пассажирами на борту, открыв одну из самых дальних воздушных магистралей СССР.
    В 1933-34 г. участвовал в экспедиции на пароходе «Челюскин». Был пилотом самолета-амфибии Шаврова Ш-2, который находился на борту корабля.
    13.02.34 г. «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. На льдине посреди Чукотского моря оказалось 104 человека.
    2.04.34 г. Бабушкину удалось подняться с ледового аэродрома на своем поврежденном Ш-2 и долететь до Ванкарема. С собой он привез бортмеханика Г.С. Валавина. Затем, до тех пор, пока не окончилась спасательная операция, был комендантом аэродрома в Ванкареме. Награжден орденом Красной Звезды.
    В июле - сентябре 1935 г. участвовал в высокоширотной экспедиции ледокольного парохода «Садко». Это судно, семнадцать лет пролежавшее на дне Кандалакшского залива, было поднято и введено в строй в 1934 г. Первую советскую высокоширотную экспедицию возглавлял Г.А. Ушаков. Цель экспедиции состояла в том, чтобы проникнуть как можно дальше в область полярного моря и обследовать громадные «белые пятна», все еще остававшиеся на картах к северу от Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и в северной части Карского моря. Кроме того, экспедиция на «Садко» должна была своими сводками и прогнозами погоды обеспечить перелет летчика С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку.
    «Садко» в свободном плавании достиг рекордной широты 82º41′. За 85 дней судно прошло 6500 миль, из них 3200 миль - за пределами 80 параллели. Был проделан большой объем исследований, произведено 107 комплексных океанографических станций.
    На «Садко» Бабушкин возглавлял авиагруппу, состоявшую из двух самолетов-амфибий. Полеты летчиков во многом способствовали успеху экспедиции.
    Радист Е.Н. Гиршевич вспоминает: «Вторым пилотом у Михаила Сергеевича стал Геннадий Власов. Самолеты были приспособлены как для взлета с воды, так и с ледяного поля. Летали они поочередно. Бабушкин обычно с Ушаковым и капитаном судна Н.М. Николаевым. Авиаразведка во многом помогала отыскивать более легкий проход во льдах…
    Михаил Сергеевич… быстро завоевал себе авторитет и большое уважение среди экипажа судна и научного экспедиционного состава как бывалый опытный летчик и как прекрасный человек. У него не было заметно, чтобы в обращении он делил людей на ранги - будь то матрос или кочегар - он всегда разговаривал со свойственной ему легкой улыбкой на лице. В свободное время он очень увлекался играми, особенно при стоянке судна во льдах. Частенько и я сражался с ним на бильярде».
    28.09.35 г. «Садко» возвратился в Архангельск. В результате работы экспедиции был собран исключительно ценный и важный материал, позволивший раскрыть механизм процессов, происходящих в Полярном бассейне.
    Член ВКП(б) с 1935 г.
    В 1937 г. участвовал в экспедиции на Северный полюс. Был вторым пилотом флагманского самолета «СССР Н-170».
    21.05.37 г. участвовал в первой в мире посадке самолета на Северный полюс.
    27.06.37 г. Бабушкин Михаил Сергеевич был удостоен звания Герой Советского Союза.
    Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
    Автор книги «Записки лётчика М.С. Бабушкина, 1893-1938» (издана в 1941 г.).
    В 1937-38 г. участвовал в поисках экипажа Леваневского. Во время вынужденной посадки потерпел аварию и сломал обе ноги.
    19.05.38 г. погиб в авиакатастрофе.
     
  8. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    Рассказывает журналист Бронтман: «1938 год… 20 мая. Сегодня у нас помещено короткое сообщение об аварии самолета «СССР Н-212». Подробности, как сообщает наш архангельский корреспондент, рисуются в следующем виде.
    Катастрофа произошла 18 мая в 4 часа 10 минут утра. На борту было 16 человек. Машина стартовала на Москву с аэродрома Княж-острова. В момент отрыва из левого среднего мотора показалось пламя. Мотор сдал обороты и машина, поднявшаяся на 3-4 метра, начала снижаться. Самолет находился уже за чертой аэродрома. Машина сильно ударилась о земляной выступ, затем, подпрыгнув, пролетела несколько десятков метров и свалилась в реку Лингосровку (рукав Двины). Сильным течением потащило ее на середину реки, ширина которой там ~ 500 м, огнем охватило всю левую плоскость. Один из левых баков, видимо, от удара, был поврежден и бензин разлился по воде. Над машиной и водой поднялось пламя. Самолет держался несколько минут. Люди выбрались на правое крыло и хвост и бросились в воду. Огромную помощь им оказали находившиеся в лодке вблизи работники АрхБумСтроя кассир А.П. Михайлов, плотник В.М. Беляев и экспедитор В.П. Тепляков. Они вытаскивали людей, рискуя сами вспыхнуть. Пилот Бойко плыл к левому берегу. Выбился из сил. Моторист беломорского отряда полярной авиации т. Шулепов бросился в воду и вытащил его. Мошковский добрался до плота у правого берега. Вдруг заметил, что вода неподалеку несет Бабушкина. Вытащил его, но М.С. был уже мертв. Все спасшиеся получили ссадины, ушибы, ожоги. Им оказали помощь на аэродроме и в больнице.
    Шмидт позавчера мне сказал, что доложил Молотову обо всем.
    Мошковский заявил:

    - Перед стартом мы тщательно проверили моторы и машину. Все было в порядке. В момент отрыва от земли по необычному звуку моторов я почувствовал, что случилось что-то неладное. Средний мотор сдал. Машина снизилась, ударилась об землю. В тот же момент внутри самолета вспыхнуло пламя. Самолет круто завернуло влево и понесло в реку. В последнюю секунду я инстинктивно рванул штурвал - нос машины приподнялся, и мы упали в воду. Если бы шли носом вниз - сразу бы нырнули. При ударе меня выбросило из пилотской кабины на правую плоскость. Вскочив, я бросился открывать задний люк, чтобы освободить товарищей. В передней части самолета бушевал огонь. Я сосчитал людей - по-моему в самолете никого не оставалось, все были наверху. Самолет погружался в воду. Кругом было пламя. Я нырнул. За мной бросились в воду и остальные. Плыть было трудно: все были одеты в теплую одежду. Как добрался до плота - не знаю..
    24 мая… Вчера хоронили Бабушкина. Замуровали рядом с дирижаблистами. Распоряжался Слепнев... Шмидт выступал крайне расстроенным. Был мрачен…
    26 мая... Гутовский и Шевелев только вернувшиеся из Архангельска рассказывают, что виноват в аварии «Н-212» Мошковский. На взлете сдыхал мотор, он прибавил другим. Машина накренилась, стойка влезла в бак. Все наполнилось бензином. Достали самолет - все как на ладони. Бабушкин плыл на шубе, захлебнулся. Пробовали делать искусственное дыхание - ребра перебиты, кровь в легких…
    3 июня. Сегодня был у меня Мошковский. Осунулся. Рассказывал подробности жизни на Рудольфе. Бардак. Угробили две машины.
    Аварию рисует так:

    - Не спали перед вылетом. Отклонились от линии взлета. Машина перегружена. На взлете задел левым колесом о бугор канавы. Треск. И в тот же момент пламя. Внутри все горит. Сунулись в реку Не успели даже дотянуться до аварийного контакта. Фонарь сломало... Меня выбросило на правое крыло. Кинулся к заднему люку. Открыл. Все вылезли. И в воду. Жутовский попал под плоскость - зацепился там за что-то. Бабушкину сломало ребра при ударе - захлебнулся».
    В 1939-60 г. именем героя назывался город в Московской области (бывший поселок Лосиноостровский).
    Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
     
  9. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    Валерий Федорович Полуновский
    Лётчик истребитель, Герой Советского Союза (1990), Старший лейтенант. Совершил около 400 боевых вылетов на По-2. Затем переучился на истребителя. Совершил еще 129 боевых вылетов, в 46 воздушных боях сбил лично 13 самолетов противника. В Октябре 1943 на Як-1 таранил многоцелевой самолёт Me-110. 27 Марта 1944 был сбит и попал в плен. Освобождён 9 Мая 1945 советскими войсками.
    До августа 1946 продолжал служить в ВВС. С 1958 года работал инструктором в Пермском аэроклубе, который ныне носит его имя. Умер в Октябре 1998.
    Человек редкой по драматизму и преданности небу судьбы родился 15 Июня 1920 года в городе Прокопьевске. В 1936 поступил в горнопромышленное училище и в Прокопьевский аэроклуб ОСОАВИАХИМа. В Сентябре 1937 поступил в Читинское ( позднее Батайское ) авиационное училище лётчиков. После прохождения курса обучения был оставлен там же инструктором. В 1940 - 1941 служил лётчиком - инструктором на И-16 в пермском учебном полку.
    С началом ВОВ Полуновский обратился с рапортом об отправке его на фронт. Был направлен в Киров, где формировался полк ночных бомбардировщиков У-2. На этой машине воевал в составе отдельной разведывательной эскадрильи 691-го авиаполка на Волховском фронте с 1941 по 1943. На У-2 выполнил около 400 боевых вылетов: летал к партизанам, на бомбёжки, на разведку.
    По Март 1944, Валерий Полуновский был командиром эскадрильи 845-го истребительного авиаполка 269-й истребительной авиадивизии 14-й Воздушной армии. Летал на истребителях Як-1, Як-3, Як-7. Совершил ещё около 130 боевых вылетов, сбил 13 самолётов врага (один из них тараном) и аэростат. Был награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени. Представлялся к званию ГСС.
    В публикации "День, когда родился герой", по воспоминаниям самого Валерия Фёдоровича, так описывается этот эпизод.
    Уже не в первый раз наведывался в расположение наших войск немецкий самолёт - разведчик Ме-110, фотографировал позиции и аэродромы а при малейшей опасности пускался наутёк. И в этот день, когда в авиационный истребительный полк приехал командующий 14-й Воздушной армией И. П. Журавлев, снова появился назойливый "Мессер".
    - А этот что здесь делает ?
    - Вас фотографирует, товарищ командующий, - сострил кто - то.
    Не слишком удачная вышла шутка. Это стало понятно спустя буквально секунды. Была поставлена задача: немедленно сбить Ме-110. И вот в состоянии боевой готовности начинают дежурство экипажи полка. Появление разведчика совпало с вахтой Валерия Полуновского и его ведомого. Взревели моторы, взвилась отброшенная винтами пыль.
    Противник немедленно юркнул в густую облачность, что покрывала озеро Ильмень. Полуновский с ведомым разошлись, стараясь взять противника в "клещи". Но получилось так, что первым вышел на вражеский самолёт Валерий. Несколько атак последовали одна за другой - безрезультатно. Кончился боезапас. Напрасно давил на гашетку Полуновский. Отстреливаясь, вражеский самолёт упорно тянул к своим. Одной удачной очередью воздушный стрелок Me-110 изрешетил плоскости и фюзеляж "Яка". Тогда Валерий набрал высоту и в пике срезал своим крылом оперение "Мессершмитта".
    Ме-110 закончил свой путь, врезавшись в землю. Но ничуть не лучшим было положение и у советского пилота. Самолёт сорвался в штопор, и лётчики знают: вывести деформированную машину из него почти невозможно. Чудом у самой земли Полуновский вытащил машину из смертельной спирали, с большим креном, что называется, "не дыша", довел её до аэродрома и посадил.
    Спустя несколько дней перед строем полка командир 269-й авиационной дивизии Полковник В. Я. Дадонов объявил: Старший лейтенант Полуновский представлен к званию Героя...
    Но жизнь распорядилась по - иному. Не засверкала Золотая Звезда на гимнастёрке офицера. Более того, лишился он и других наград - орденов Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны. Это произошло после того, как 27 Марта 1944 при выполнении задания по сопровождению штурмовиков, вылетевших на бомбёжку одного из немецких аэродромов в Эстонии, лётчик - истребитель В. Ф. Полуновский в воздушном бою сбил два "Фокке - Вульфа" противника и был сбит сам над вражеской территорией.
    "Трое суток пробирался он лесами в сторону линии фронта, - пишет о нём ветеран войны и труда А. Г. Ермаков. - Достигнув её, дождался темноты и пополз в сторону наших окопов. Противник поднял тревогу, когда цель, казалось, была совсем близка. Вспышки ракет, автоматная стрельба... Когда раненый лётчик очнулся, вокруг стояли немецкие солдаты.
    Полуновского перебрасывали из лагеря в лагерь. Латвия, Германия, Польша, Чехословакия. Мысль о побеге не покидает. Попытка подкопа под стену барака - разоблачение. Зато в Чехословакии - удача. 14 суток пробирался Валерий на восток, питаясь травой, корой деревьев. Его схватили неподалеку от Вислы и после жестокого избиения снова отправили в лагерь.
    А война шла к концу. И вот однажды военнопленных вывели из лагеря и колонной отправили на запад. Но идти пришлось недолго. Когда на дороге показались советские танки, немецкий конвой открыл по пленным шквальный автоматный огонь..."
    В считанные минуты от 2000 человек остались в живых около 70. Валерию удалось невредимым упасть в лощинку, прикрытую кустами. Это было 9 Мая 1945 года - в День Победы, в день второго его рождения.
    Дома у Валерия Фёдоровича хранятся вырезки из газет военного времени. Газеты не скупились на эпитеты. Сам Полуновский вырезок не делал и очерки о себе не хранил. Они были отправлены в Пермь его будущей жене Нине девушками - оружейниками полка в тот год, когда о Валерии не было вестей.
    И вдруг, будто вспышка, письмо: "Здравствуй, Нина. Та ли ты Ниночка, что была ? Я под Уфой, прохожу спецпроверку..."
    На многое мы сейчас смотрим открытыми глазами. Уже не раз в подробностях описывались эти "запасные полки", в которых проверялись на благонадёжность люди, настрадавшиеся в плену. Одним из очень и очень немногих Валерий Полуновский был освобождён из "запасного полка" как ничем себя в плену не скомпрометировавший и даже был направлен в родную часть, которая в то время находилась в Германии.
    - Как встретили ? - переспрашивает Валерий Фёдорович. - Ну что вы, здорово, я и не ожидал ! Построили весь полк, поздравили с возвращением перед строем...
    А весной 1946 года Полуновского уволили в запас "за невозможностью дальнейшего использования". Клеймо побывавшего в плену смыть оказалось невозможно.
    И начался мутный, тоскливый период его жизни. В Перми Полуновского на работу не приняли. Уехал в родной Прокопьевск, в Сибирь. Какая удача ! Создается аэроклуб, требуется летчик - инструктор. Кадровик просмотрел заполненную анкету, извинился и сказал: "Принять не можем". В отчаянии написал письмо "великому вождю" с просьбой защитить "сталинского сокола". Через некоторое время его вызвали в горком. "Писали ?" - "Писал". - "Наш вам совет: не пытайтесь больше сделать так, чтобы письмо дошло до адресата".
    Вернулся Валерий Фёдорович в Пермь. Женился. Устроился художником в декоративный цех театра оперы и балета, затем драматического. Но не успокоился, нет: душа рвалась в небо. И только спустя 12 лет - в 1958 году - вновь начал летать в Пермском аэроклубе ДОСААФ лётчиком - инструктором на самолётах По-2, Як-18, Як-18А, Z-326, Як-12М. И летал ещё 20 лет, а когда вышел на пенсию, около десятка лет был методистом авиаспортклуба.
    Общий налёт Полуновского составил 3500 часов. Валерий Фёдорович дал путёвку в небо более 250 спортсменам - лётчикам. Многие из них стали военными и гражданскими пилотами.
    Но наступили другие времена. Прошёл XX съезд партии. Кто - то надоумил написать письмо в ЦК. Ив 1958 году вернулись к нему... награды.
    - Как это удалось ? - спрашиваю у него.
    - Мне так сообщили: где - то в Польше какой - то крестьянин на своём поле откопал мешок с советскими орденами. В их числе были и мои - установили по номерам. Видимо, при отступлении, в спешке фашисты их закопали...
    В том же году В. Ф. Полуновский был восстановлен во всех правах. Вскоре его приняли на работу в Пермский аэроклуб ДОСААФ. И это было третье рождение боевого лётчика. Как он летал ! Участвовал в соревнованиях. И даже бился за 1-е место со своим сыном Владимиром, которого сам подготовил в аэроклубе ( сейчас он работает пилотом местных авиалиний в Пермском авиаотряде ).
    Потом судьба свела Полуновского с человеком, которому, пожалуй, он обязан ещё одним своим рождением: как Героя. Речь об А. Г. Ермакове, боевом товарище Полуновского по Волховскому фронту. На одной из встреч ветеранов тот узнал, что в Перми живёт "прославленный лётчик" - именно так называл его в своих воспоминаниях бывший командующий 14-й Воздушной армией Генерал - Лейтенант И. П. Журавлёв. Ермаков разыскал Полуновского, встретился с ним, и с тех пор уже не давала ему покоя мысль о величайшей несправедливости судьбы. Его не остановило то, что ходатайство о присвоении звания Героя прославленному асу, предпринятое командованием бывшей 269-й истребительной авиадивизии в 1970 году, успеха не имело. Ермаков обратился к военному комиссару области Полковнику А. Л. Самойлову с просьбой помочь восстановить справедливость. Разыскали личное дело, лётную книжку и возбудили ходатайство.
    Не зря всё же говорят, что судьба рано или поздно воздаёт каждому по заслугам - 11 Декабря 1990 года, Валерию Фёдоровичу Полуновскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
     
  10. Суер*Выер

    Суер*Выер General-major

    Повідомлення:
    8.027
    Адреса:
    Лодомерія
    летчик- истребитель Захар Сорокин, воевавший до ранения в истребительном полку на Северном флоте. Сорокин уже считался воздушным асом и имел на счету восемь сбитых немецких самолетов. Поздней осенью 1941 года Сорокин был сбит в воздушном бою над Баренцевым морем, успел сбить в своем последнем бою один немецкий бомбардировщик и таранить истребитель противника. Когда Сорокин сел на вынужденную посадку, то рядом с ним приземлился подбитый им бомбардировщик, из которого вылезли два немецких летчика.

    Сорокин одного из них застрелил из ТТ, а второго, набросившегося на него с финским ножом, он одолел в рукопашной схватке и зарезал…

    Потом Сорокин долго шел к линии фронта. Провалился в полынью, обморозил ноги и дальше смог только ползти. Ему удалось доползти до поста СНИС СФ.

    Он потерял сознание в ста метрах от поста.

    Моряки подобрали его и на собачьей упряжке доставили в тыл.

    Из госпиталя в Полярном, Сорокина переправили в Киров, где ему ампутировали ступни ног. К осени 1942 года культи на ногах Сорокина полностью зажили, а вятские умельцы сконструировали ему протезы, на которых Захар смог ходить не опираясь на палку и вернулся в свой полк на Север.

    Летая на истребителе с протезами стоп, Сорокин заслужил звание ГСС.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Сорокин,_Захар_Артёмович

    http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SOROKIN_Zahar_Artemovich/_Sorokin_Z._A..html#01
     
    1 людині також подобається це.
  11. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    Тут на форуме уже разбирали этот эпизод с Сорокиным по рукопашному бою с немецкими пилотами. Журналистская выдумка, к которой сам Сорокин никакого отношения не имел. А лётчик он был действительно очень выдающийся.
     
  12. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    1 людині також подобається це.
  13. Ponomarenko

    Ponomarenko Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    4
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    12
    Повідомлення:
    12.604
    Адреса:
    ///
    Фотка попалась интересная, ГСС Свитенко:
     

    Images:

    Н.И Свитенко, ком. 14 ГИАП (19.06.1943 г.).jpg
  14. Ponomarenko

    Ponomarenko Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    4
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    12
    Повідомлення:
    12.604
    Адреса:
    ///
    Талалихин
     

    Images:

    В.Талалихин.jpg
  15. Ponomarenko

    Ponomarenko Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    4
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    12
    Повідомлення:
    12.604
    Адреса:
    ///
    Сбитый Гюнтером Раллем Яков Антонов
     

    Images:

    Яков Антонов 25.08.1942 сбил его Гюнтер Ралль.jpg
  16. Ponomarenko

    Ponomarenko Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    4
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    12
    Повідомлення:
    12.604
    Адреса:
    ///
    "Гроза фашистов" славный сокол Баранов
     

    Images:

    Баранов.jpg
  17. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
  18. Ponomarenko

    Ponomarenko Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    4
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    12
    Повідомлення:
    12.604
    Адреса:
    ///
    Вот такая открытка попалась :)
     

    Images:

    Открытка в честь тарана Е.П.Воронцова (декабрь 1941 г.).jpg
  19. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    Герой Советского Союза лётчик-торпедоносец
    Сергей Прокофьевич Дуплий
     

    Images:

    640t.jpg
  20. mga555

    mga555 Schütze

    Повідомлення:
    1
    Адреса:
    москва
    Ищу фотографии прадеда жены, Рогачева Василия Ивановича, погиб в 1944 году в звании майора, 728 полк, летал с Арсением Ворожейкиным, зам ком полка. Может кто то что то видел? Спасибо!
     
  21. Beereddy

    Beereddy Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    234
    Адреса:
    Riga, Latvia
    Больше на штурмана похож
     
  22. Grand

    Grand Oberleutnant

    Повідомлення:
    4.130
    Адреса:
    Украина
    Недавно попалось фото женского экипажа Пе-2.
     

    Images:

    1475.jpg
    1474.jpg
    Aradia подобається це.