Асы ВВС КА

Тема у розділі 'CРCР та союзники', створена користувачем Gerhard, 10 січ 2009.

  1. Gerhard

    Gerhard Leutnant

    Повідомлення:
    3.075
    Адреса:
    Thule
    Откуда у сына русского крестьянина такое лицо?:) Муть конечно, погоны ещё... плоховато у меня с регалиями советскими.
     
    1. Стан по фото.Визначення тут: https://reibert.info/threads/nimecki-rechi.1465086/
      200 грн.
    2. Хорошее состояние,пригодны для легкой установки.
      30 грн.
    3. Великий сталевий карабін американського виробництва. Приклад використання можна подивитись за посила...
      150 грн.
    4. Фурнітура. Ремені. Карабінчики. На мосіна, на флягу. Тренчик наган. Від планшеток. Все одним лотом....
      200 грн.
    5. комплект пряжек к ремешкам немецкого противогаза.
      200 грн.
  2. Conduit

    Conduit Feldwebel

    Повідомлення:
    600
    Адреса:
    Nottingham

    А вы фото откуда взяли?
     
  3. Gerhard

    Gerhard Leutnant

    Повідомлення:
    3.075
    Адреса:
    Thule
    Так в нете много где гуляет именно с такой подписью. Конкретно это вроде с какого-то исторического форума. Но уже не вспомню точно.
     
  4. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    http://ilpilot.narod.ru/man/hsu/g/gurvich.html- фото не открывается у меня до конца. но там выглядывают только глаза и нос. Туда вошёл через http://www.rkka.es/Pilotos/all_heroes/02_01_all_heroes_shturmovik.htm

    Вычитал попутно, что он "химичил" для дочки с количеством пороха в зарядах, благодаря чему та была многолетним лидером в стендовой стрельбе. Правилами такое не оговаривалось и поэтому никто не мог опротестовать. Странно, что при этом даже на сайтах о стендовой стрельбе его фото нигде не найти!
     
  5. Gerhard

    Gerhard Leutnant

    Повідомлення:
    3.075
    Адреса:
    Thule
    У меня по обоим ссылкам антивирусник орать начинает.
     
  6. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    я свой отключал на этом сайте. ничего - прошло
     
  7. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    [​IMG] [​IMG]
    Прославленные лётчики 16-го ГвИАП:
    Вадим Фадеев ( справа ) и Андрей Труд.

    Фадеев Вадим Иванович позывной "Борода"
    дим Фадеев родился в Куйбышеве 7 Января 1917 года. После средней школы поступил в аэроклуб. Окончил его в 1938 году. Работал инструктором. В Январе 1940 года направлен в военное училище лётчиков. В Июле 1941 года по его просьбе откомандирован в действующую армию.

    Сначала сражался в составе 131-го истребительного авиаполка, летая на самолёте И-16. Однажды, в районе Кодыма ( Молдавия ), В. И. Фадеев с группой истребителей атаковал колонну румынских кавалеристов. Расстреляв все патроны он спустился к самой земле и рубил всадников винтом самолёта.

    Интересен такой факт. Первый орден Красного Знамени В. Фадеев получил в суровом 1941 году под Таганрогом. Оказавшись в трудную минуту среди пехотинцев, он поднял их в атаку и, подавая пример мужества и отваги, вместе с ними отбил у противника господствующую высоту.

    Из уст в уста переходил в годы войны рассказ старого солдата, участника освобождения Ростова-на-Дону, приведённый в книге В. И. Погребного - "Человек из легенды".
    В.И.Фадеев
    Поздней осенью 1941 года 2-й день сражались наши пехотинцы за небольшой курган - "Пять братьев", каких много на юге, и никак не могли выбить закрепившихся там фашистов. И вдруг над немецкими окопами летит наш истребитель, очень низко, бесшумно, с остановившимся винтом. Фашисты стреляют по нему из винтовок, из автоматов, такую трескотню подняли, хоть уши затыкай, а его и пули не берут. И садится он на мёрзлую изрытую минами и снарядами землю, садится в 300 метрах от передовой, спокойно, как на ровном месте.
    Из маленького самолёта выскакивает огромного роста лётчик - как он только помещался в нём - и бежит к своим, в окопы. Вокруг пули жужжат с присвистом, штуки 3 мины упали, осколками пропели, и ничем не задело его. Как тут не вспомнить: "Смелого пуля боится..." Вскакивает он в окоп, весь проход закрыл богатырской фигурой, улыбается.

    - Знаю вашу беду, братцы, - говорит лётчик. - Где командир ? Ведите.

    Показал командиру по карте, откуда миномёты бьют, где бронемашины находятся, в каких местах пехоты больше. Заговорила наша артиллерия. Выскочил из командирского блиндажа лётчик, в руках автомат держит, крикнул своим могучим голосом:

    - Вперёд за Родину !

    И побежал к кургану, овеянному старыми легендами и славой 5-ти братьев, погибших там много веков назад, но не давших врагу продвинуться по земле русской. Поднялась красная пехота, пошла в атаку. Каждый старается великана догнать, вперёд вырваться. А он на ходу одних в обход высоты посылает, других увлекает за собой...

    - Ура-a-a ! - катится над курганом.

    - Взяли мы курган "Пять братьев", разбили миномётные батареи, несколько броневиков уничтожили, а 2 целыми захватили, много фашистов полегло там, немало и в плен взяли, - закончил старый солдат свой рассказ. - А о великане том больше ничего не знаю. Говорили, сдал самолёт под охрану и ушёл своей дорогой...
    Таков рассказ старого солдата. И он оказался правдой. Тот великан был лётчик - истребитель 446-го смешанного авиаполка сержант Фадеев Вадим Иванович - воспитанник Куйбышевского аэроклуба. За подвиг у кургана "Пять братьев" его наградили орденом Красного Знамени, присвоили внеочередное воинское звание "Лейтенант".
    Вот что пишет о Фадееве бывший командующий 4-й Воздушной армией Главный маршал авиации К. А. Вершинин:
    "Вскоре после этого боя Фадеев уже на другом самолёте вылетел вместе с командиром звена А. Я. Новиковым на разведку. Им предстояло пройти по маршруту Славянск - Краматорская - Константиновская - Артемовск. В районе шахты 32-33-бис противник открыл по нашим истребителям сильный зенитный огонь. Однако советские лётчики, умело маневрируя, проскочили через огненную завесу. И тут ведомый Новикова заметил скачущего всадника. Снизившись, Фадеев установил, что это - фашист, и скорее всего связной, который спешит доставить в штаб важное донесение. Не желая расходовать патроны, которые предназначались для боя, лётчик зарубил всадника винтом самолёта.

    Я хорошо знал Вадима Ивановича Фадеева. Это был высокий, стройный парень, с пышной шевелюрой и аккуратно подстриженной бородкой. Добрый, отзывчивый, он пользовался у однополчан уважением и авторитетом. Воевал он смело, даже рискованно..."
    В. Фадеев и А. Труд, 1943 год
    Прославленные лётчики 16-го ГвИАП:
    Вадим Фадеев ( справа ) и Андрей Труд.

    Второго ордена Красного Знамени он удостоился за воздушные бои над Мысхако.

    В 1943 году Лейтенант В. И. Фадеев прибыл в 16-й Гвардейский истребительный авиаполк, быстро освоил новую технику, стал отличным ведущим пары, а затем и командиром эскадрильи. Вадим бережно хранил выданный командующим Воздушной армией документ - приказ о выдаче ему двойного продовольственного пайка и разрешения на индивидуальный пошив одежды и обуви. Из готового обмундирования ему ничего не подходило - всё было мало.Его блестящие способности лётчика - истребителя в полной мере расскрылись в боях на Кубани. Обладая огромной физической силой и выносливостью, он совершал по 5 - 6 вылетов в день. Иногда сбивал по нескольку самолётов за вылет.
    ...Кубань. Здесь с Апреля по Июнь 1943 года проходило одно из крупнейших в Великой Отечественной войне воздушных сражений. В результате непрерывных ожесточённых боёв советская авиация вырвала из рук врага инициативу и завоевала господство в воздухе не только в этом районе, но в дальнейшем и на всём советско - германском фронте.

    Первым лётчиком 4-й Воздушной армии, представленным к высокому званию Героя Советского Союза во время боёв над Кубанью, был Гвардии капитан В. Фадеев. Пламенный патриот, искусный воздушный боец, Вадим без промаха разил врага. В течение лишь одной недели он уничтожил 10 самолётов противника лично и 1 в группе !

    Вспоминается воздушный бой, который провёл тогда ещё Гвардии старший лейтенант В. Фадеев 17 Апреля 1943 года. Ведомая им восьмёрка истребителей - ударная группа - в 3-й раз стартовала с аэродрома. Группу прикрытия из 4 самолётов возглавил Гвардии старший лейтенант Г. Речкалов. Надо было пройти над отрогами Главного Кавказского хребта, местами затянутыми облаками, затем развернуться над морем.
    И вот уже горная гряда позади. Вадим увидел впереди голубеющий простор. Море ! Но любоваться красотами природы некогда. Всё внимание воздушному пространству. Враг может появиться неожиданно.

    Лётчик не увидел, а скорее интуитивно почувствовал, что противник где-то близко. Оглянулся. Верно: на траверзе Анапы со стороны солнца курсом на Новороссийск несколькими волнами тяжело плыли в воздухе пикирующие бомбардировщики Ju-87, над ними - истребители прикрытия. Вадим бросил взгляд вверх. Там шла четвёрка Григория Речкалова.

    Слева, с Анапского аэродрома, вздымая за собой ленты желтоватой пыли, взлетали вражеские истребители. "Спешат своим на подмогу. Быть бою над морем !" - мелькнула у Фадеева мысль.

    Справа, поодаль внизу, проплывал окутанный дымом Новороссийск. Виднелись частые багровые вспышки на небольшом пятачке - полуострове Мысхако. Именно этот участок требовалось прикрыть от ударов вражеских бомбардировщиков. Там, зарывшись в каменистую землю, насмерть стояли отважные советские десантники, прочно удерживая плацдарм.

    К району Мысхако подошли 12 Ju-87 в сопровождении группы Ме-109.

    - Речкалов, атакуй "худых" ! - передал Гвардии старший лейтенант Фадеев, а сам ринулся в атаку на бомбардировщики.

    Весёлый и жизнерадостный, Вадим был дерзок и стремителен в бою, дрался отчаянно, презирая опасность. Он пылал ненавистью к врагу, искал его, а найдя, никогда не отступал, как бы ни был силён противник. Лётчик словно сливался воедино со своим истребителем, его огонь из пушки и пулемётов был испепеляющим.
    Фадеев всегда надеялся на своего ведомого Андрея Труда, других лётчиков группы. Не удивительно, что всего за 3 недели он успел сразить около 20 вражеских самолётов. Комэск видел всех и видел всё, в трудную минуту готов был прикрыть товарища. И на этот раз Фадеев не стал медлить и, несмотря на численный перевес противника, решил навязать ему свою волю.Тем временем группа Речкалова уже сбила 2 "Мессера", которые горящими факелами почти отвесно упали в море. Фашистские лётчики, видимо, ждали подкрепления, надеясь, что Me-109 и недавно появившиеся в кубанском небе FW-190 помогут отразить натиск советских истребителей. Вскоре действительно подошло полтора десятка вражеских машин.
    Однако это не смутило Фадеева. Он противопоставил численному превосходству противника точный и смелый маневр, тесное взаимодействие пар группы. На вертикали сбил один истребитель, на вираже - второй, вслед за ними поджёг Ju-87. Иван Савин разделался с 2 "Мессерами". По одному самолёту сбили Владимир Бережной и Николай Искрин. Удача сопутствовала и Михаилу Сутырину: он уничтожил новейший немецкий истребитель с двигателем воздушного охлаждения FW-190.
    Этот воздушный бой показал, что вражескую новинку - истребители с мощным вооружением - можно бить. В этих победах была заслуга комэска. Его личное мастерство, отвага, какая-то особая, русская удаль вдохновляли боевых друзей.
    Таким на всю жизнь и запомнился однополчанам Вадим Иванович Фадеев. С Августа 1941 по Май 1943 года он совершил 434 боевых вылета, участвовал в 51 воздушном бою, сбил около 20 вражеских самолётов, штурмовыми действиями уничтожил 80 автомашин, 15 орудий, до 200 солдат и офицеров противника. В паре со своим ведомым А. Трудом, ставшим впоследствии Героем Советского Союза, он сбил 44 вражеских самолёта.
     
  8. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    Одной из черт его характера было пренебрежительное отношение к опасности и недооценка сил противника. Порой он вёл себя просто безрассудно - мог, бросив управление группой, погнаться за одиночным "Мессером"; включить в полёте передатчик и исполнять арии из опер; выделывать над аэродромом "цирковые" трюки на малой высоте. Озорства ради отрастил себе бороду "лопатой" - "на страх врагам", как он говорил. Его широкая волжская натура и уверенность в своих незаурядных способностях, нередко проявлялись в переоценке своих возможностей.

    Вадим Фадеев погиб в неравном воздушном бою 5 Мая 1943 года. В последнем боевом вылете он, проявив часто присущюю ему самоуверенность, решил действовать самостоятельно и в этом была его роковая ошибка. Оторвавшись от основной группы наших истребителей, ведомой А. И. Покрышкиным, он со своим ведомым Андреем Трудом встретил группу из 12 истребителей Ме-109. В этом бою Фадеев сбил 2 самолёта, но был тяжело ранен и погиб возвращаясь на свой аэродром.
    В.И.Фадеев

    К тому времени на его счету числилась - 17 личных и 3 групповые победы ).

    24 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Вадиму Ивановичу Фадееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

    p.s. вот такие люди дрались за отчизну бесшабаные дерзкие и преданные небу.

    Список известных побед Фадеева В.И
    1 15.06.1942 г. 1 Ju-88 Каменск И-16, Як-1,"Аэрокобра".
    2 11.04.1943 г. 1 Ме-109 юж. Абинская
    3 16.04.1943 г. 2 Ме-109 Крымская - Абинская
    4 17.04.1943 г. 2 Ме-109 Мысхако
    7 1 Ju-87 Мысхако
    8 1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) сев. - зап. Новороссийск
    9 20.04.1943 г. 1 Ме-109 Цемесская бухта
    10 21.04.1943 г. 1 Ме-109 сев. Кабардинка
    11 1 Ме-109 сев. Адербиевка
    12 23.04.1943 г. 1 Ме-109 сев. Федотовка
    13 24.04.1943 г. 1 Ме-109 свх. Мысхако
    14 29.04.1943 г. 1 Ме-109 вост. Неберджаевская
    15 30.04.1943 г. 1 Ме-109 Крымская
    16 03.05.1943 г. 1 Ме-109 Семенцовский - Гостогаевский
    17 04.05.1943 г. 1 Ме-109 юго - зап. Крымская
    Всего сбитых самолётов - 17+3 [16 + 1]; боевых вылетов - около 400; воздушных боёв - более 50.
     
  9. Егоров Н.Б.

    Егоров Н.Б. Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    572
    Адреса:
    PQ 7627
    К сожалению, все более прозаично. Два Ме-109 из-за облаков. Ведущий Ралль, и боя фактически не было...
     
  10. Conduit

    Conduit Feldwebel

    Повідомлення:
    600
    Адреса:
    Nottingham
    Ох, и хотелось бы поверить, но не могу.:)
     
  11. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    М.И.Гриб ас 6-го ГвИАП ВВС Черноморского Флота ГСС.
    я тоже в это не верю :smile_8: Наверно Агитпроп
     
  12. Conduit

    Conduit Feldwebel

    Повідомлення:
    600
    Адреса:
    Nottingham
    Как вы себе представляете полеты на высоте 1,80 м?
    Мне, правда, хотелось бы в это верить, но мое простодушие имеет свои пределы.
    Описание реальных подвигов девальвируются былинными пересказами.
     
  13. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    Ну я про тоже :) Один дед упоминал на Ил-2 точно помню винтами тоже рубил людей потом сажались на аэродром куски мяса вытаскивали руки, ноги, полбашки.
     
  14. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    [​IMG]

    Михаленко Константин Фомич
    26. 2. 1920
    Герой Советского Союза
    Указ 15.05.1946 ( медаль № 8965) - за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм

    1000 боевых вылетов! (997 официально подтверждённых)

    У Себровой 1008 боевых вылетов!
     
  15. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    [​IMG]
    Душкин Иван Иванович (1905-1976)

    Родился 23 февраля 1905 г. в деревне Плетеневка Калужской области в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку, работал в сельском хозяйстве.

    В РККА с 1927 г. Окончил полковую школу. В 1930 г. окончил курсы при Московской пехотной школе.

    В 1934 г. окончил курсы штурманов при Военной школе морских летчиков и летнабов в г. Ейске.

    Участвовал в национально-революционной войне в Испании с мая 1937 по январь 1938 гг. Был штурманом и начальником штаба эскадрильи скоростных бомбардировщиков. Летая в экипаже старшего лейтенанта Сенаторова, старший лейтенант Душкин выполнил около 100 боевых вылетов на самолёте СБ в глубокий тыл врага. Лично сбил один самолет противника. Лидировал группу самолётов на Северный фронт и обеспечил их безаварийную посадку на поврежденном аэродроме. Награжден орденом Красного Знамени.

    18.07.37 г. водил эскадрилью на бомбардировку аэродромов Инка и Пальма на острове Майорка.

    14.03.38 г. старший лейтенант Душкин Иван Иванович был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 71.

    В конце мая 1939 г. в составе группы летчиков, имеющих боевой опыт, полковник Душкин прибыл в МНР для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.

    Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Был награжден вторым орденом Красного Знамени и монгольским орденом "За воинскую доблесть".

    Участвовал в походе советских войск в Западную Украину, потом в советско-финской войне. Награжден орденом Красной Звезды.

    Служил летчиком-инспектором в отделе бомбардировочной авиации Летной инспекции ВВС.

    4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

    Участвовал в Великой Отечественной войне.

    В 1942 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского.

    В 1943-45 гг. генерал-майор авиации Душкин был начальником военной авиационной школы стрелков-бомбардиров.

    После войны был заместителем командира авиадивизии по боевой подготовке. В 1955 г. окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиачастей. С 1956 г. генерал-майор авиации Душкин в запасе.

    Умер 10 июня 1976 г.

    Герой Советского Союза (14.03.38). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, орденом Красного Знамени МНР 1-й степени.
     
  16. Gerhard

    Gerhard Leutnant

    Повідомлення:
    3.075
    Адреса:
    Thule
    Почему 1000 б.в. у Михаленко? По его словам ему + 33 не зачли.
    Кстати о Руделе - в воспоминаниях Михаленко утверждал, что он (Михаленко) однажды сделал 12 вылетов за ночь. Кстати дело тоже было под Сталинградом.
     
    1 людині також подобається це.
  17. Set Izengrimm

    Set Izengrimm Schütze

    Повідомлення:
    15.902
    Адреса:
    Чорний Вігвам
    А есть-ли по Сафонову список побед и соответствия в германской стороны? Мне бы очень интересно было узнать, ибо читаю ныне книгу о боях в Заполярье, и там какая-то каша с заявлениями наших о сбитых немцах.... Можно-ли где-то увидеть таковые данные?
     
  18. Wotan

    Wotan Obergefreiter

    Повідомлення:
    201
    Адреса:
    Империя Зла
    Почитать «Драться как Сафонов» Ю.Рыбина, ИА №29, и вообще все его статьи про заполярье. За тем А. Марданова, в ИА №31-32 «Может хватит бездумных нападок?!» Ну и на авиационных форумах смотреть.
     
    1 людині також подобається це.
  19. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/safonovb.html
    http://www.airpages.ru/ru/saf.shtml

    есть ещё такие цифры
    Сафонов, Борис Феоктистович 72 СмешАП, 78 ИАП, 2 ГвСмешАП победы 30+3 И-16, Харрикейн кол-во вылетов 224 / ?

    у М.Ю.Быкова не нашёл пока.

    http://www.peoples.ru/military/hero/boris_safonov/index1.html информация к размышлению
     
    1 людині також подобається це.
  20. Wotan

    Wotan Obergefreiter

    Повідомлення:
    201
    Адреса:
    Империя Зла
    У Быкова и не будет, у него нет морской авиации.
    Собственно повторюсь, что Рыбин именно этим плотно занимался, его публикации и стоит читать. Так же, его критиков.


    ЗЫ. Первая часть «Драться как Сафонов» в ИА №26
     
  21. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    http://histavia.avia-hobby.ru/promo/26.pdf - статья:)

    но там только слова без цифр. а ссылки на подсчёты Рыбина я указал, как и на критику тоже.
     
  22. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    Второй по результативности побед на самолетах ЛАвочкина.

    Евстигнеев Кирилл Алексеевич

    Родился 17 Февраля 1917 года в посёлке Хохлы, ныне Шумихинского района Курганской области, в семье крестьяника. Окончил 7 классов неполной средней школы. В 1936 году получил специальность токаря, окончив школу ФЗУ на базе Челябинского тракторного завода ( ныне СПТУ № 1 ). Работал токарем, затем мастером на этом же заводе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Бирмскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году, работал лётчиком - инструктором.
    С Марта 1943 года в действующей армии. К Ноябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка ( 302-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Старший лейтенант К. А. Евстигнеев совершил 144 боевых вылета, сбил лично 23 и в группе 3 самолёта противника. 2 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
    К Октябрю 1944 года командир эскадрильи 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии капитан К. А. Евстигнеев совершил ещё 83 боевых вылета и сбил 20 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года был награждён второй медалью "Золотая Звезда".Всего за годы войны совершил 296 боевых вылетов, провёл свыше 120 воздушных боёв, сбил лично 53 и в составе группы - 3 вражеских самолёта.

    После войны остался на службе в ВВС. В 1949 году окончил лётно - тактические курсы, в 1955 году - Военно - Воздушную академию, в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. С 1966 года - Генерал - Майор авиации. С 1972 года - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, орден Британской империи V-й степени, медалями. В городе Шумиха Курганской области установлен бронзовый бюст Героя, на здании школы № 2 и на доме, где жил Герой - мемориальные доски. Автор книги - "Крылатая гвардия". Умер 29 Августа 1996 года.

    Даже среди лучших воздушных бойцов далеко не каждый может быть назван "лётчиком от Бога", кого природа и выучка наделили почти сверхъестественной властью над летательным аппаратом. Пилотаж Евстигнеева был именно от Бога, виртуозным и неповторимым.

    Наблюдая за лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что тяжёлый недуг давно уже терзает его. Будь медицина столь же строга к лётчикам в войну, как и в мирное время, только первая пятерка асов недосчиталась бы двоих - Речкалова и Евстигнеева. Первого отлучили бы из - за дальтонизма, второго - по причине язвенной болезни.

    Кирилл Евстигнеев родился в Феврале 1917 года в селе Большие Хохлы ныне Шумихинского района Курганской области, в многодетной крестьянской семье ( 9 человек ). Нужда была частым гостем в лесной деревушке, но отец делал всё, чтобы выучить детей, в особенности младших. С раннего детства Кирилл был включён в посильный домашний труд и помогал родителям. Он рос крепким, выносливым юношей, был хорошим товарищем.В 1934 году, окончив в Шумихе, куда переехала семья, 7-й класс в школе № 1, Кирилл уехал в Челябинск и поступил в ФЗУ тракторного завода. Учёбу успешно совмещал с занятиями в аэроклубе. Всегда и везде Кирилл выделялся отличной дисциплиной, добросовестным отношением к учёбе.В 1936 году он был направлен на опытный завод, а через полгода переведён в цех топливной аппаратуры на головной завод в качестве наладчика токарных автоматов, где работал до призыва на действительную военную службу.Человек исключительной скромности и по - русски непритязательный, получивший "Золотую Звезду" Героя, когда на его боевом счету уже было 49 ( ! ) личных побед, Кирилл Алексеевич и в авиацию - то попал, встретив на своем пути хороших людей - доброхотов, подсказавших путь крестьянскому сыну.
    Сначала в Челябинском аэроклубе его разглядел молодой инструктор Николай Кобзев, не только заронивший лётную искру в душу 15-летнего токаря, но и в трудную минуту настоявший, чтобы тот закончил аэроклуб. Другим человеком, поддержавшим юношу, был начальник дальневосточной рембазы, где служил красноармеец Евстигнеев, направивший его в Бирмскую военную лётную школу. В школе заметили способности нового лётчика и после её окончания в 1941 году оставили инструктором. Здесь его и застала война.Лишь только через год, налетав более 300 часов и подготовив два десятка воздушных бойцов, Евстигнееву удалось вырваться на фронт. В Москве на сборном пункте ВВС его отобрал командир 240-го ИАП майор И. Солдатенко в числе десятка худых и обносившихся по военному времени парней. Наученный опытом тяжёлых боёв, ветеран Испанской войны, Игнатий Солдатенко старался брать лётчиков, прошедших инструкторскую школу. Среди новобранцев были сержанты Евстигнеев и Кожедуб.Из первого боевого вылета, 19 Марта 1943 года, пришлось вернуться по приказу, даже не набрав высоты: не убралась стойка шасси... Оставалось лишь сетовать на свою злосчастную участь. А вот первый бой, 28 Марта 1943 года, оказался результативным. Взлетев поперёк старта под аккомпанемент рвущихся бомб и набрав высоту, Евстигнеев в одиночку атаковал девятку Ju-88. Дав очередь по плотно идущей группе, затем, сделав горку, снизу, метров с 70, зажёг левый мотор одного из "Юнкерсов". Сам попал под удар четвёрки Ме-109, выполнил петлю и в упор расстрелял оказавшегося перед ним немца. В этом первом своем поединке Евстигнеев одержал 2 победы. Все невзгоды, неразбериха и неустроенность - ничто. Воздушный бой - это его стихия. Недаром, вновь переживая воздушные сражения в мемуарах, Кирилл Алексеевич вспоминает пушкинские строки - "Есть упоение в бою...".

    12 Апреля при бомбёжке аэродрома Уразово погиб командир полка майор И. Солдатенко. Менее полугода прослужил Евстигнеев под его началом, сделал лишь несколько боевых вылетов, а навсегда запомнил и остался благодарен этому человеку, мудро и терпеливо подготовившему к боям необстрелянных лётчиков, которым через год суждено было войти в число лучших воздушных бойцов мира.

    6 Мая 1943 года при отражении неприятельского налёта лётчику удалось сбить Ju-88 ( записанный ему как групповая победа ), затем Ме-110. На преследовании подбитого им горящего двухмоторного "Мессера" в самолёт Евстигнеева сверху врезался "Як", увлёкшийся погоней. Чудом инцидент окончился даже без травм. Пилот "Яка" быстренько выпрыгнул из лишившейся половины крыла машины, а Кирилл, выведя свой изуродованный Ла-5" из пикирования у самой земли, сел прямо на окопы.
    Лётчики звена Любенюка

    В Июне 1943 года Евстигнеев, летавший до этого ведомым у лейтенанта Юрия Михайловича Любенюка ( совершил более 250 боевых вылетов, лично сбил 14 машин ), назначается ведущим пары.
    Ла-5 К. Евстигнеева.

    ...Жарким было фронтовое лето под Курском, но от боя к бою всё увереннее действовал младший лейтенант Евстигнеев. 7 Июля он вылетел в составе шестёрки на прикрытие наземных войск. Обнаружив над полем боя 10 бомбардировщиков противника, Кирилл Алексеевич сбивает ведущего, чем вносит растерянность в его ряды и тот - поворачивает назад...
    К.А.Евстигнеев, 1943 г.

    В большом бою 8 Июля Евстигнеев одержал свою первую тройную победу ( результат достаточно редкий - в советских ВВС за войну всего около 150 случаев ). На большой скорости уходя из - под огня прикрывающих "Мессеров", он зажёг ведущего девятки Ju-87 и, выполнив боевой разворот, тут же, в упор, сбил замыкающего. Осмотревшись, атаковал следующую девятку, поразил левофланговый бомбардировщик и, преследуя его на малой высоте, добил несколькими очередями.
    В воздушных боях советские лётчики творчески решали боевые задачи, искали новых путей в достижении победы. Нередко в одном бою они сбивали по нескольку вражеских самолётов. Об одном из таких воздушных боёв, проведённых 8 Июля 1943 года, Младший лейтенант Евстигнеев писал:
    "Мы вылетели на прикрытие переднего края обороны наших войск. К намеченному району подошли двумя ярусами на высоте 5000 метров. Внизу под командованием Капитана Подорожного шла ударная группа из 6 истребителей. Она должна была уничтожать бомбардировщиков противника. Вторая группа из 3 самолётов шла на 400 - 500 метров выше. В случае появления вражеских истребителей она должна была связать их боем и создать благоприятные условия для действий ударной группы.

    Как только показались вражеские бомбардировщики, Капитан Подгорный повёл свою шестёрку в атаку. Он умело зашёл в хвост "Юнкерсам" и вместе со своим ведомым с первой же атаки поджёг один самолёт. Я шёл слева от ведущего и вслед за ним атаковал крайний "Юнкерс" из последней пары. Подойдя к нему слева сверху под углом 45°, с дистанции 50 метров я первой очередью сбил его. Но в это время появилась вторая группа "Юнкерсов". Имея превышение над ними, я немедленно устремился в атаку и врезался в их строй. Развернувшись, зашёл в хвост "Юнкерсу" и с дистанции 50 - 60 метров зажёг его. Строй бомбардировщиков распался, они стали удирать.Я погнался за очередной целью. С резким снижением враг пытался улизнуть, но я, не отставая, преследовал его и бил короткими очередями. То был 3-й самолёт, сбитый мною в этом бою. В этом воздушном бою советские истребители уничтожили 5 бомбардировщиков и 1 истребитель противника. С нашей стороны потерь не было".

    В том же бою погиб М. Шабанов. Из четвёрки инструкторов - дальневосточников остался один Евстигнеев...
     
  23. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    9 Июля Евстигнеев сбивает Ме-109; 13 и 16-го Июля - снова по одному "Мессеру". Итак вплоть до Августа - из боя в бой лётчик одерживает победу за победой. В середине Июля его, имевшего на счету уже 10 побед, назначают командиром 2-й эскадрильи. Он выбирает себе ведомым "рыжего" - Валентина Мудрецова.5 Августа 1943 года самолёт Евстигнеева был сбит очередью по левому борту над своей территорией, сам он ранен в ноги. Самолёт сразу же загорелся и вошёл в пике. С большим трудом лётчику удалось выбраться из машины, дернуть кольцо парашюта. Так и осталось загадкой, что было причиной этого смертельно опасного происшествия: не то очередь с земли, не то - с проходившей над его группой четвёрки "Яков", не то взрыв шального снаряда.Ранение было весьма неприятным. За сохранение левой стопы пришлось побороться, а на 9-й день после прыжка он убежал из госпиталя. Пройдя по лесным дорогам на костылях около 35 километров, вышел на аэродром соседнего полка.Так, второй, и последний, раз, вновь при странных обстоятельствах, был сбит Кирилл Евстигнеев. Пора становления прошла, больше его не сбивали и он не потерял никого из своих ведомых.Особенно ярко проявились высокие боевые качества Евстигнеева в воздушных сражениях над Днепром. Осень 1943 года воистину стала для него золотой. Лишь за один месяц сражений, в 9 воздушных боях он одержал 12 побед. Иногда отсюда, с аэродрома Большая Даниловка, поднималась в воздух особенно грозная четвёрка: Евстигнеев - Мудрецов, Кожедуб - Мухин.2 Октября 1943 года четвёрка Ла-5, ведомая Евстигнеевым, трижды вылетала на выполнение боевых заданий. В районе Бородаевки они вступили в бой вначале с вдвое, а затем с втрое превосходящим количеством вражеских самолётов. Только мужество и находчивость, высокое боевое мастерство и смелость помогли нашим лётчикам выйти победителями из схваток с противником. Так в схватке с группой Ме-109, прикрывающих пикировщики Ju-87, в первой же атаке Кирилл сбил "Мессер", во второй - "Юнкерс". Всего в этот день он уничтожил два Ме-109 и один Ju-87.Через день Евстигнеев, ведя шестёрку Ла-5 на боевое задание, встречает группу из 20 "Юнкерсов" и дерзкой атакой рассеивает их боевой порядок, не допустив до цели. В результате этого смелого поединка самолёты противника сбросили бомбы на головы своих же войск. В этом бою Кирилл увеличил счёт сбитых враженских самолётов ещё на один.

    5 Октября 1943 года К. А. Евстигнеев, возглавляя группу из 11 Ла-5, в районе Мишурин Рог атаковывает 6 Ме-109 и 8 FW-190 и в первой же атаке сбивает вражеский самолёт. Во втором боевом вылете в составе 10 Ла-5 в районе Бородаевки он встречает и атаковывает две группы пикировщиков Ju-87 ( до 27 машин ), а так же 6 прикрывавших их Ме-109. Бомбардировщики были рассеяны и повернули назад, понеся потери. В этом бою Евстигнеев сбил один "Юнкерс".
    7 Октября шестёрка Евстигнеева вылетела на прикрытие своих войск на линию фронта. В районе Бородаевки встретили 3 группы Ju-87 ( до 27 машин ) под прикрытием 6 Ме-109. Решительной атакой своей группы Евстигнеев срывает замысел противника. Не сбросив бомбы, те поворачивают назад. "Мессеры" бросаются на нашу группу. В этом воздушном бою, который длился 30 минут, шестёрка Ла-5 уничтожила 5 самолётов противника. Лично старший лейтенант Евстигнеев сбил 3 самолёта, в том числе 2 Ju-87 и 1 Ме-109.

    Боевой счёт Кирилла Алексеевича рос с каждым днём. Командование полка неоднократно отмечало его боевые заслуги. В Мае 1943 года за отличное выполнение боевых заданий по блокировке Харьковского аэродрома был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. В Сентябре 1943 года за 10 лично сбитых самолётов противника и отличное выполнение боевых заданий в период Белгородской операции - орденом Красного Знамени.Во второй половине Октября 1943 года в районах Пятихатки, Лиховки и Кривого Рога Кирилл Евстигнеев записывает на свой боевой счёт 6 самолётов противника - 2 Ме-109, 2 Ju-87, 1 He-111 и 1 FW-109.В период успешного форсирования нашими войсками Днепра и расширения плацдарма боевых действий на правом берегу К. А. Евстигнеев, прикрывая свои войска на линии фронта, с 2 по 21 Октября лично сбил 13 самолётов противника, за что был награждён орденами Суворова 3-й степени и Красного Знамени.За время боевой работы с 28 Марта 1943 года, когда им был сбит первый вражеский самолёт, по 19 Ноября 1943 года, к моменту представления его к званию Героя Советского Союза, на счету старшего лейтенанта К. А. Евстигнеева было 144 успешно выполненных боевых задания, в том числе: прикрытие своих войск - 58, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 52, разведка войск противника - 9, патрулирование над военными объектами - 16, блокировка аэродромов противника - 1, перехват самолётов противника - 7, "свободная охота" - 1. За этот период им было сбито 26 самолётов ( 9 Ме-109, 10 Ju-87, 2 Ju-88, 2 Me-110, 1 FW-190, 1 FW-189, 1 He-111 ), из них 23 лично и 3 ( 1 Ju-88, 1 Ju-87, 1 He-111 ) - в группе с товарищами.

    После ранения Евстигнеев летал на Ла-5ФН ( бортовой номер "95" ), на котором сбил 36 самолётов противника. И, по имеющимся данным, это наибольшее число побед, одержанных на одной машине.Зимой 1944 года отважный лётчик принимает участие в боях по уничтожению окруженной группировки врага в районе Корсунь - Шевченковского, а весной - на Черновицком и Уманско - Ясском направлениях. Изо дня в день идут тяжёлые, напряжённые бои и буквально в каждом бою он сбивает по 2, а то и по 3 самолёта.В начале Марта 1944 года, по просьбе командира полка, он пошёл на исключительный риск, опробуя "годность к работе" раскисшего аэродрома. При разбеге его истребитель, едва не улетев в овраг, встал на попа, увязнув колёсами в грязи. А через месяц из - за халатности представителя службы Воздушной армии, перепутавшего кислородный баллон с воздушным, пусковой насос с баллоном взорвался. Евстигнееву обожгло лицо и выбросило из кабины, а машина, ускоряя бег, побежала по аэродрому, затем круто развернулась и остановилась. Евстигнеев настоял на ремонте своего "боевого коня", и теперь его левый борт был покрыт затейливым камуфляжем, скрывавшим заплаты, на который были нанесены чёрные цифры "95" с красной окантовкой.На этой машине ему довелось сражаться под Яссами. В начале Апреля над Кишинёвским аэродромом, на малой высоте он сбил 4-моторный FW-200 "Кондор". Но этот "раритет" официально не был записан на его боевой счёт. В 27 боевых вылетах под Яссами и в 13 воздушных боях старший лейтенант Евстигнеев сбил 7 вражеских самолётов.В Июне 1944 года он продолжает наращивать дальнейший счёт своих блестящих побед: 1 Июня им сбит Ме-109 и Ju-87; 3 Июля - Hs-129, FW-190 и Me-109; 5 Июня - 2 FW-190 и Me-109...
    Ла-5ФН К.А.Евстигнеева

    Истребитель Ла-5ФН Капитана К. А. Евстигнеева. 178-й ГвИАП, осень 1944 года.Евстигнеева назначают командиром эскадрильи и он с честью оправдывает это доверие. На счету его пилотов к Августу 1944 года значилось 97 воздушных боёв и 71 сбитый вражеский самолёт. В одном из боёв лётчики уничтожили 6 вражеских бомбардировщиков, 2 из них - лично сбил Кирилл.

    В каждом бою он показывал себя смелым, решительным, не знающим страха воздушным бойцом. Эскадрилья под командованием Евстигнеева громила врага в небе над Белгородом, Харьковом, Полтавой, Кременчугом, Кировоградом, Кривым Рогом, Будапештом.

    Если не было боевых вылетов, то самозабвенно, днями напролёт он готов был летать с молодыми, делился с ними отработанными приёмами, разбирал и оценивал новые предложения, иногда сходился в учебном бою с другим комэском своего полка - Иваном Кожедубом ( почти всю войну, до Февраля 1945 года, по числу личных побед Евстигнеев опережал своего товарища и друга Кожедуба ).

    В конце Июня, учитывая затишье на передовой, врач полка, невзирая на протесты Евстигнеева, заручившись поддержкой командира, направил Кирилла Алексеевича в госпиталь. К тому времени на счету воздушного аса было 49 лично сбитых самолётов противника и он уступал только Гулаеву и Покрышкину. Лётчику вручили награду союзников - "Крест Британской империи" ( дающий право, кстати говоря, на пожизненное имение за границей ).

    Два месяца провёл Евстигнеев в Центральном авиационном госпитале, где застал его Указ от 2 Августа 1944 года о присвоении звания Героя Советского Союза [ Случай в советских ВВС исключительный - с 1943 года Героя обычно давали уже за 15 сбитых самолётов противника. Вероятно, свою роль сыграли, непростые отношения Евстигнеева с командиром полка Н. И. Ольховским - человеком отважным и добрым, но подверженным известной русской "болезни" ].
    29 Августа из рук Калинина он получил "Золотую Звезду", а на следующий день второй раз сбежал из госпиталя на фронт. Известного аса с радостью взял экипаж "Дугласа". На опустевшем аэродроме в Яссах он нашёл исправный, хоть и некрашеный, Ла-5 и, облетев на "пёстром" несколько аэродромов, в Фокшанах отыскал свой родной полк.К тому времени его дивизия и полк получили звание Гвардейских: дивизия стала 14-й ГвИАД, а полк 178-м ГвИАП. Евстигнеев был назначен штурманом полка, воспринял это в штыки и успокоился, получив лишь от командира заверения, что никаких ограничений в полётах не будет.
     
  24. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    9 Июля Евстигнеев сбивает Ме-109; 13 и 16-го Июля - снова по одному "Мессеру". Итак вплоть до Августа - из боя в бой лётчик одерживает победу за победой. В середине Июля его, имевшего на счету уже 10 побед, назначают командиром 2-й эскадрильи. Он выбирает себе ведомым "рыжего" - Валентина Мудрецова.5 Августа 1943 года самолёт Евстигнеева был сбит очередью по левому борту над своей территорией, сам он ранен в ноги. Самолёт сразу же загорелся и вошёл в пике. С большим трудом лётчику удалось выбраться из машины, дернуть кольцо парашюта. Так и осталось загадкой, что было причиной этого смертельно опасного происшествия: не то очередь с земли, не то - с проходившей над его группой четвёрки "Яков", не то взрыв шального снаряда.Ранение было весьма неприятным. За сохранение левой стопы пришлось побороться, а на 9-й день после прыжка он убежал из госпиталя. Пройдя по лесным дорогам на костылях около 35 километров, вышел на аэродром соседнего полка.Так, второй, и последний, раз, вновь при странных обстоятельствах, был сбит Кирилл Евстигнеев. Пора становления прошла, больше его не сбивали и он не потерял никого из своих ведомых.Особенно ярко проявились высокие боевые качества Евстигнеева в воздушных сражениях над Днепром. Осень 1943 года воистину стала для него золотой. Лишь за один месяц сражений, в 9 воздушных боях он одержал 12 побед. Иногда отсюда, с аэродрома Большая Даниловка, поднималась в воздух особенно грозная четвёрка: Евстигнеев - Мудрецов, Кожедуб - Мухин.2 Октября 1943 года четвёрка Ла-5, ведомая Евстигнеевым, трижды вылетала на выполнение боевых заданий. В районе Бородаевки они вступили в бой вначале с вдвое, а затем с втрое превосходящим количеством вражеских самолётов. Только мужество и находчивость, высокое боевое мастерство и смелость помогли нашим лётчикам выйти победителями из схваток с противником. Так в схватке с группой Ме-109, прикрывающих пикировщики Ju-87, в первой же атаке Кирилл сбил "Мессер", во второй - "Юнкерс". Всего в этот день он уничтожил два Ме-109 и один Ju-87.Через день Евстигнеев, ведя шестёрку Ла-5 на боевое задание, встречает группу из 20 "Юнкерсов" и дерзкой атакой рассеивает их боевой порядок, не допустив до цели. В результате этого смелого поединка самолёты противника сбросили бомбы на головы своих же войск. В этом бою Кирилл увеличил счёт сбитых враженских самолётов ещё на один.

    5 Октября 1943 года К. А. Евстигнеев, возглавляя группу из 11 Ла-5, в районе Мишурин Рог атаковывает 6 Ме-109 и 8 FW-190 и в первой же атаке сбивает вражеский самолёт. Во втором боевом вылете в составе 10 Ла-5 в районе Бородаевки он встречает и атаковывает две группы пикировщиков Ju-87 ( до 27 машин ), а так же 6 прикрывавших их Ме-109. Бомбардировщики были рассеяны и повернули назад, понеся потери. В этом бою Евстигнеев сбил один "Юнкерс".
    7 Октября шестёрка Евстигнеева вылетела на прикрытие своих войск на линию фронта. В районе Бородаевки встретили 3 группы Ju-87 ( до 27 машин ) под прикрытием 6 Ме-109. Решительной атакой своей группы Евстигнеев срывает замысел противника. Не сбросив бомбы, те поворачивают назад. "Мессеры" бросаются на нашу группу. В этом воздушном бою, который длился 30 минут, шестёрка Ла-5 уничтожила 5 самолётов противника. Лично старший лейтенант Евстигнеев сбил 3 самолёта, в том числе 2 Ju-87 и 1 Ме-109.

    Боевой счёт Кирилла Алексеевича рос с каждым днём. Командование полка неоднократно отмечало его боевые заслуги. В Мае 1943 года за отличное выполнение боевых заданий по блокировке Харьковского аэродрома был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. В Сентябре 1943 года за 10 лично сбитых самолётов противника и отличное выполнение боевых заданий в период Белгородской операции - орденом Красного Знамени.Во второй половине Октября 1943 года в районах Пятихатки, Лиховки и Кривого Рога Кирилл Евстигнеев записывает на свой боевой счёт 6 самолётов противника - 2 Ме-109, 2 Ju-87, 1 He-111 и 1 FW-109.В период успешного форсирования нашими войсками Днепра и расширения плацдарма боевых действий на правом берегу К. А. Евстигнеев, прикрывая свои войска на линии фронта, с 2 по 21 Октября лично сбил 13 самолётов противника, за что был награждён орденами Суворова 3-й степени и Красного Знамени.За время боевой работы с 28 Марта 1943 года, когда им был сбит первый вражеский самолёт, по 19 Ноября 1943 года, к моменту представления его к званию Героя Советского Союза, на счету старшего лейтенанта К. А. Евстигнеева было 144 успешно выполненных боевых задания, в том числе: прикрытие своих войск - 58, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 52, разведка войск противника - 9, патрулирование над военными объектами - 16, блокировка аэродромов противника - 1, перехват самолётов противника - 7, "свободная охота" - 1. За этот период им было сбито 26 самолётов ( 9 Ме-109, 10 Ju-87, 2 Ju-88, 2 Me-110, 1 FW-190, 1 FW-189, 1 He-111 ), из них 23 лично и 3 ( 1 Ju-88, 1 Ju-87, 1 He-111 ) - в группе с товарищами.

    После ранения Евстигнеев летал на Ла-5ФН ( бортовой номер "95" ), на котором сбил 36 самолётов противника. И, по имеющимся данным, это наибольшее число побед, одержанных на одной машине.Зимой 1944 года отважный лётчик принимает участие в боях по уничтожению окруженной группировки врага в районе Корсунь - Шевченковского, а весной - на Черновицком и Уманско - Ясском направлениях. Изо дня в день идут тяжёлые, напряжённые бои и буквально в каждом бою он сбивает по 2, а то и по 3 самолёта.В начале Марта 1944 года, по просьбе командира полка, он пошёл на исключительный риск, опробуя "годность к работе" раскисшего аэродрома. При разбеге его истребитель, едва не улетев в овраг, встал на попа, увязнув колёсами в грязи. А через месяц из - за халатности представителя службы Воздушной армии, перепутавшего кислородный баллон с воздушным, пусковой насос с баллоном взорвался. Евстигнееву обожгло лицо и выбросило из кабины, а машина, ускоряя бег, побежала по аэродрому, затем круто развернулась и остановилась. Евстигнеев настоял на ремонте своего "боевого коня", и теперь его левый борт был покрыт затейливым камуфляжем, скрывавшим заплаты, на который были нанесены чёрные цифры "95" с красной окантовкой.На этой машине ему довелось сражаться под Яссами. В начале Апреля над Кишинёвским аэродромом, на малой высоте он сбил 4-моторный FW-200 "Кондор". Но этот "раритет" официально не был записан на его боевой счёт. В 27 боевых вылетах под Яссами и в 13 воздушных боях старший лейтенант Евстигнеев сбил 7 вражеских самолётов.В Июне 1944 года он продолжает наращивать дальнейший счёт своих блестящих побед: 1 Июня им сбит Ме-109 и Ju-87; 3 Июля - Hs-129, FW-190 и Me-109; 5 Июня - 2 FW-190 и Me-109...
    Ла-5ФН К.А.Евстигнеева

    Истребитель Ла-5ФН Капитана К. А. Евстигнеева. 178-й ГвИАП, осень 1944 года.Евстигнеева назначают командиром эскадрильи и он с честью оправдывает это доверие. На счету его пилотов к Августу 1944 года значилось 97 воздушных боёв и 71 сбитый вражеский самолёт. В одном из боёв лётчики уничтожили 6 вражеских бомбардировщиков, 2 из них - лично сбил Кирилл.

    В каждом бою он показывал себя смелым, решительным, не знающим страха воздушным бойцом. Эскадрилья под командованием Евстигнеева громила врага в небе над Белгородом, Харьковом, Полтавой, Кременчугом, Кировоградом, Кривым Рогом, Будапештом.

    Если не было боевых вылетов, то самозабвенно, днями напролёт он готов был летать с молодыми, делился с ними отработанными приёмами, разбирал и оценивал новые предложения, иногда сходился в учебном бою с другим комэском своего полка - Иваном Кожедубом ( почти всю войну, до Февраля 1945 года, по числу личных побед Евстигнеев опережал своего товарища и друга Кожедуба ).

    В конце Июня, учитывая затишье на передовой, врач полка, невзирая на протесты Евстигнеева, заручившись поддержкой командира, направил Кирилла Алексеевича в госпиталь. К тому времени на счету воздушного аса было 49 лично сбитых самолётов противника и он уступал только Гулаеву и Покрышкину. Лётчику вручили награду союзников - "Крест Британской империи" ( дающий право, кстати говоря, на пожизненное имение за границей ).

    Два месяца провёл Евстигнеев в Центральном авиационном госпитале, где застал его Указ от 2 Августа 1944 года о присвоении звания Героя Советского Союза [ Случай в советских ВВС исключительный - с 1943 года Героя обычно давали уже за 15 сбитых самолётов противника. Вероятно, свою роль сыграли, непростые отношения Евстигнеева с командиром полка Н. И. Ольховским - человеком отважным и добрым, но подверженным известной русской "болезни" ].
    29 Августа из рук Калинина он получил "Золотую Звезду", а на следующий день второй раз сбежал из госпиталя на фронт. Известного аса с радостью взял экипаж "Дугласа". На опустевшем аэродроме в Яссах он нашёл исправный, хоть и некрашеный, Ла-5 и, облетев на "пёстром" несколько аэродромов, в Фокшанах отыскал свой родной полк.К тому времени его дивизия и полк получили звание Гвардейских: дивизия стала 14-й ГвИАД, а полк 178-м ГвИАП. Евстигнеев был назначен штурманом полка, воспринял это в штыки и успокоился, получив лишь от командира заверения, что никаких ограничений в полётах не будет.
     
  25. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    После возвращения ему был передан Ла-5Ф с бортовым номером "14", наверное, самый прославленный истребитель в стране. Построенный на средства колхозника - пчеловода В. Конева и переданный, по его просьбе, "лучшему лётчику фронта", он был боевой машиной Ивана Кожедуба, а после перевода последнего в другой полк, на ней летал Герой Советского Союза Павел Брызгалов. На этой машине Евстигнеев одержал 5 побед. Последнюю из них - 17 Февраля 1945 года, сбив в лобовой атаке FW-190. Удивительна самоотверженность этого аса, в преддверии победы, в лоб атаковавшего 6-пушечный "Фоккер". В этой атаке его "Лавочкин" поразили 3 бронебойных снаряда: один прошил крыло и оперение, а два других, пройдя в сантиметре от ног, вывели из строя правую стойку шасси. Мастерство и находчивость позволили Кириллу приземлить истребитель на одно колесо, на расчищенную от снега узкую дорожку, между двумя метровыми ледяными барьерами. 23 Февраля 1945 года Гвардии капитан К. А. Евстигнеев был награждён второй медалью "Золотая Звезда". Незадолго до этого, приказом по полку ему было присвоено звание "Мастер воздушной радиосвязи" - Кирилл одним из первых в совершенстве освоил новую радиотехнику и умело использовал её. Вылетая по команде станции наведения, он шёл в тот район, где появлялись вражеские самолёты, встречал их и, умело руководя по радио действиями своих подчинённых, добивался успеха. Так, только за 3 дня ( в конце лета 1944 года ) его эскадрилья с помощью станции наведения сбила 20 самолётов противника. Однажды его с напарником точно вывели на группу из 12 FW-190. Внезапно атаковав её, лётчики уничтожили сразу 3 самолёта !ойну Гвардии капитан К. А. Евстигнеев закончил штурманом 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Последний бой он провёл в небе Венгрии 26 Марта 1945 года, на своём 5-м за войну истребителе Ла-5.

    В тот день, четвёрка Ла-5ФН, ведомая им, патрулировала над Будапештом. Вдруг на горизонте показалась группа из 18 самолётов FW-190. Внезапная атака ошеломила противника. Евстигнеев, мгновенно воспользовавшись этим, стремительно настиг один из "Фоккеров" и длинной очередью с переворота расстрелял его. Это была 56-я победа советского аса за 27 месяцев фронтовой деятельности. "Лётчик - кремень", - так отзывался о нем Иван Никитович Кожедуб, долгое время служивший с Евстигнеевым в одном полку.

    Всего за годы войны Кирилл Алексеевич Евстигнеев совершил 296 боевых вылетов, провёл более 120 воздушных боев, лично сбил 53 и в группе 3 самолёта противника.

    Сразу после войны Евстигнеев в 3-й раз был представлен к званию Героя. Представление подписали командиры полка, дивизии, корпуса, командующий 5-й Воздушной армией Генерал - Полковник авиации С. Горюнов. В Центральном Архиве Министерства обороны и сейчас хранится это представление. А тогда властью, сильнее командирской , оно было перечёркнуто. Похоже, было решено сделать вторым "трижды" лишь одного - "primus inter pares" - первого среди равных.

    Возможно, определенную роль в этом решении сыграл и характер самого Евстигнеева, исключительный для военного лётчика, а тем более для лётчика - истребителя. Честолюбие в какой - либо форме, начетистость, самолюбование были ему абсолютно чужды, жизненно неинтересны. Восторженное внимание посторонних было для него явно обременительно. О своих победах он рассказывал, лишь обсуждая ход воздушного боя с людьми, которым очень доверял, или с теми, для кого считал это полезным и необходимым. И тогда повествование его было очень личным, ярким. Он словно ещё раз анализировал правильность своих действий, вместе с собеседником искал и находил ошибки. Скромный по натуре, предельно сдержанный, Евстигнеев становился оживлён и по - гусарски весел лишь в кругу друзей - ветеранов, однополчан, лётчиков...
    К.А.Евстигнеев

    Кириллу Алексеевичу, как и большинству лётчиков, повезло в личной жизни. Ещё в 1945 году он женился на однополчанке, своём боевом товарище Марии Ивановне Раздорской. Она умела быть как решительной и твёрдой, так и нежной и верной.

    После войны он окончил Высшие лётно - тактические курсы. Командовал истребительным авиаполком. До 1954 года продолжал летать. В 1955 году окончил Военно - Воздушную Академию. После её окончания служил в городе Фрунзе начальником штаба переучивания лётного состава. В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба и был направлен в Волгоград начальником штаба Качинской военной авиационной школы. Затем была служба начальником оперативного отдела авиации Северо - Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону, заместителем командующего 73-й Воздушной Армии в Киеве, вновь служба в Ростове, теперь уже начальником штаба ОКВО, первым заместителем командующего авиацией округа.

    В 1966 году Евстигнееву было присвоено звание Генерал - Майор. Его последним назначением была служба в Управлении учебными заведениями ВВС. Демобилизовавшись в 1972 году, жил в Москве. Написал книгу воспоминаний о войне.

    Его дом стоит в Большом Афанасьевском переулке, прямо напротив церкви Афанасия и Кирилла...

    Кирилл Алексеевич долгие годы, ещё с довоенных времен, был тяжело болен. В своей жизни он перенёс 13 хирургических операций! Порой, переживая мучительные боли, он говорил Марии Ивановне:

    - Это оттого, Маша, что я стольких сбил...

    Умер Кирилл Алексеевич 29 Августа 1996 года.


    [​IMG]
    Память об этом великолепном воздушном бойце, предельно честном и чистом человеке, будет жива, покуда жива Россия.
     

    Images:

    evstign8.jpg
    evstign11.jpg
    evstign14.jpg
    kabole та unixaix подобається це.