Аэродромы Харьковской области

Тема у розділі 'Аеродроми', створена користувачем Alexandr167, 9 січ 2013.

  1. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    Это конечно очень сложно. Вы же уже смотрели на сайте Харьковского Мемориала. Там нет данных о Вашем родственнике ( по крайней мере его фамилии в числе захороненных на территории области нет). Но в те времена, как это не цинично звучит, иногда не очень заботились судьбой погибших. На харьковщине в 1941-43 годах погибло 600 000 человек. В братских могилах на территории области покоится 180 000. А выбиты имена на могилах только 147 000. Вот такие дела. Очень много ещё лежит по лесам и оврагам неизвестными.
     
    VladK подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Лично сам хорошо упаковываю все свои лоты !!! Лоты разбиваю и комбинирую !!!
      150 грн.
    2. Навісний замок з змішаних позицій, виробництво СРСР, арефинская артель тема обговорення - https://re...
      99 грн.
    3. Размеры фото = 12 х 9 и 8 х 6 см . Лично сам хорошо упаковываю все свои лоты !!! Лоты разбиваю и...
      210 грн.
    4. С военной техники воинской части
      100 грн.
    5. коп на смешаных позициях по ВОВ.Упаковка моя.
      30 грн.
  3. Владос1991

    Владос1991 Feldwebel

    Повідомлення:
    1.056
    Адреса:
    город на границе
    Недалеко от моего дома (минут 20 ходьбы) есть улица Аэродромная(Район завода ИОМЗ). Так вот... расказывали, что как раз там был аэродром.
     
  4. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    Думаю так оно и было
     
  5. VladK

    VladK Schütze

    Повідомлення:
    61

    Да,цифры впечетляют! Спасибо за ссылки и помощь. По крайней мере я знаю теперь, где этот аэродром был. Нет в списках пленных, нет в списках погибших. Я так понимаю, что летчиков не часто хоронили в братских могилах, просто по роду военной деятельности. В глубине души я еще надеюсь, что он был пленен, он ведь Харьковчанен был, местность знал очень хорошо. И бабушка, его жена, вроде говорила , что самолет нашли, но тела в нем не было.Сейчас проверить тяжело, она умерла несколько лет назад.Я извиняюсь, похоже немного отошел от темы форума. Alexandr167 еще раз большое спасибо за диалог!
     
  6. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    Да, характер службы лётчика особый. Если самолёт сбивали и он не успевал его покинуть, то и останков порой не было. При падении с такой высоты трудно было что то собрать. Ну всё равно нужно искать. Посмотреть в братских могилах на маршруте полёта. Дело в том, что лётчиков действительно хоронили в индивидуальных могилах. Но в конце 50х - 60х годах практически все такие захоронения эксгумировали и осуществили подзахоронения в большие ( братские могилы). Расскажу один случай, о нём мне рассказывали мама и покойная бабушка. Было это к конце июня 1942 года. Бабушка с другими женщинами работала на колхозном поле недалеко от своего села. Вдруг в небе появился самолёт ( биплан) с красными звёздами на крыльях. Увидев женщин, он снизился, сделал круг над ними, и даже помахал рукой. Внезапно в небе появились 2 немецких истребителя и буквально 2 залпами сбили советский самолёт.Всё это происходило на глазах у этих женщин. Самолёт пролетел где то 1 км и упал, столкнувшись с меловой горой. Лётчик погиб. Женщины там же, недалеко от упавшего самолёта и похоронили его. Это был совсем молоденький лейтенант, родом из Саратова. Бабушка ещё помнила его фамилию. А в начале 60-х годов эту могилу эксгумировали, и прах перенесли в другое село, которое побольше было ( того села, где бабушка жила в 60х годах уже не существовало), и подзахоронили в братской могиле. А его ведь наверное близкие тоже искали. Вот такая правда жизни.
    В Вашем случае нужно обратится в Центральный архив МО РФ в г. Подольске. В любом случае остались боевые донесения полка, где служил Ваш родственник. Описание боя очевидцами. Должно быть описание над каким населенным пунктом он был сбит, краткое содержание радио переговоров, покидал он машину или столкнулся с землёй находясь в самолёте, и самое главное - точное место падения машины. Но ответы с архива нужно порой ждать 6 месяцев, уж слишком много запросов. Возможно были свидетели того боя ( лётчики других машин). И потом искать.
     
    VladK подобається це.
  7. VladK

    VladK Schütze

    Повідомлення:
    61
    Определенно буду продолжать свои поиски. Я понимаю, что от летчика могло ничего не остаться, как на одном форуме сказали, что останется от горящей бочки, упавшей с большой высоты, но останки самолета:двигатель, винт, оружее и т.д. должны быть где-то. Тем более, что эту территорию освободили 4-ре месяца спустя.
     
  8. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    Ну останки самолёта и оружия уже наверное нет смысла искать. За последние 10 лет практически собран весь металл в полях.
     
  9. VladK

    VladK Schütze

    Повідомлення:
    61
    Это очень интересный вопрос. Допустим, сразу после освобождения этой территории, нашли обломки. Была ли практика учета этих обломков? Какой тип самолета, номер двигателя, к какой части был приписан?
     
  10. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    Нет, такой практики не было. Не до этого было. Да и многое, как ни странно, немцами было собрано. Ведь Германия испытывала острый дефицит материалов, металлов. Так что чёрный и цветной металл собирали даже тогда. Доходило до такого: в 1942 году немцами было издано распоряжение об изъятии всей разменной монеты СССР на оккупированных территориях. Цель - монеты достоинством 1,2,3,5 копеек были из алюминиевой бронзы и пошли на изготовление гильз. А номиналам 10,15,20 коп - из медно - никелевого сплава. Никеля немцам катастрофически не хватало, так как он использовался в изготовлении броневой стали. Не говоря уже о монетах 50 коп и 1 рубль, которые были из серебра 900 пробы.
     
    Приветливый подобається це.
  11. VladK

    VladK Schütze

    Повідомлення:
    61
    Прекланяюсь перед Вашим знанием истории того периода, опыт бесценный. Что для меня, то меня ждёт долгий путь поиска.
     
  12. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    "
    "Аэродром Близнецы. Бетонка 1195 м, сделанная немцами во время войны из кирпичей местной церкви. Но летать с неё уже было нельзя, так как верхний слой бетона разваливался на щебень, который бил винты самолётов. Работали с грунта. Ни одного локатора." из воспоминаний лётчика Ширитона Виталия Ивановичи. Там тогда базировался 809 УАП на ЯК-18А. 1963 год.
     
  13. Похоже Эти ЯК-18 я в детстве и видел, отец возил велосипедом посмотреть. Помню стояли они в ряд действительно на грунте, а вот с чего летали не видел, далеко до взлётной было и туда не пускали. А по поводу кирпичей, так у нас посёлок небольшой, а до войны ещё меньше был и кирпичей даже от современной (теперешней) церкви на полосу 1195 метров не хватит! Если в этом есть доля правды, то битый кирпич скорее всего со всего посёлка свозили и окрестностей. Может полоса и начала рушиться поверху в 63м но в 1943г. на неё успешно садились бомбардировщики (находил воспоминания в интернете). 20 лет конечно уже срок. Но со слов людей, которые уже при Ахтырке служили, когда строили отбойники для прогрева двигателей они какраз попали на конец немецкой бетонки. Её попытались сковырнуть экскаватором для обустройства фундамента и не смогли. Потом говорят приволокли какую то машину и пробурили в бетонке дыру, померяли толщину и сделали заключение, что фундамент для сооружений не нужен, так на старой бетонке и строили.
    Ходил с прибором вокруг старой бетонки, правда немного, территория очень большая, чтоб её прочесать много времени нужно, находил гильзы немецкие крупного калибра 42й год пару алюминиевых крышычек от электродитонаторов для авиабомб с надписью на немецком. Что интересно в очень хорошем сохране, толи алюминий такой добротный толи грунт такой и время их пощадило. Нащол следы немецкой узкоколейки, говорили она к ж.д. доходила и по ней возили от ж.д станции горючее и боеприпасы. Знать бы хоть примерно структуру такого аэродрома, можно было бы более серьёзно пробить определённые участки. А так самие перспективные места вокруг старой бетонки и вокруг огромное поле целины которую потихоньку распахивают.
    Может ещё какой информацией поделетесь? Я вижу Вы в этом Знаток! я питался искать но видно не умею и не знаю где искать. И ещё меня события 1942г. интересуют. Тут выше немного камрад приводил статистику погибших и захороненных, так вот имеется госпитальное захоронение на территории посёлка ориентировочно 1942 года. По имеющейся информации захоронено там больше 400 душ. Следы этой медсанчасти похоже в окружении канули в 42м. А на территории этого захоронения ни звезды ни креста нет! Я об именах уже и не говорю! Там просто здание и двор пенсионного фонда сейчас. Хотя здание довоенное в котором госпиталь то и был. И как узнать официалино был ли он там, чтоб хоть табличку на стену здания повесить, я тоже не знаю.
    С ув. Александр
     
  14. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    Ну статистику погибших и захороненных именно я приводил. Конкретно Близнюковского аэродрома схемы нет, но есть типичная схема аэродрома люфтваффе. http://reibert.info/threads/Структура-полевого-аэродрома-люфтваффе.47067/ зная расположение ВПП ( взлётной полосы), можно привязаться.
    А по поводу захоронения - их таких по области десятки, если не сотни. И никому до них нет дела. Только на 9 мая с высоких трибун талдычат "Никто не забыт - ничто не забыто". Многие забыты. Обратитесь в архив местный, для начала нужно узнать номер лазарета или полевого госпиталя, что там стоял. Тогда уже можно искать. Вот здесь посмотрите в списке госпиталей http://memorial.kharkov.ua/image
     
  15. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    Здесь хорошо виден аэродром и старая полоса ( она немного под углом к современной стоянке самолётов и ближе к посёлку http://wikimapia.org/#lang=en&lat=48.874990&lon=36.555204&z=14&m=b&search=близнецы. А ещё она действительно короткая. Вот из этого нужно исходить и искать. Кстати, там можно разглядеть старые постройки ( по более светлому грунту). А ещё интересен яр, поросший лесом, с другой стороны аэродрома.
     
  16. За инфо по госпиталям спасибо! Как ни странно, мне есть до этого дело. Может я такой ненормальный. Но люди там действительно лежат, я это точно знаю! Не знаю точно сколько их там, и знаю, что имён уже не найти, но по крайней мере памяти они всётаки достойны! Думаю, хоть таблички на здании достойны, что лежат тут безымянные, и чтоб люди сейчас знали, что по чьим то останкам ходят и не забывали этого.
    По аэродрому тоже спасибо! Спутниковые снимки я уже давно смотрю. По типовому аэродрому тоже можно немного узнать и привязаться. Мне тут рассказали где немцы пристреливали вооружение и где узкоколейка проходила и где немецкий склад ГСМ был, практически на том же месте где и Ахтырский. Так что есть над чем работать.
    А яр чем интересен если не секрет? Это который на восточном конце полосы? Там речушка-ручеёк течёт (по погоде когда как). Течёт в речку Бритай. По яру в основном высокий кустарник. больших деревьев нет. Правда есть легенда, что после освобождения всё немецкое барахло с аэродрома в балку сгорнули. Может туда? Нужно будет походить там. Сегодня был недолго на восточном конце бетонки. Она правда уже сильно порушена временем и фермерами. Они потихоньку там землю распахивают и полосу рушат. По разрушенным изломам определил, что бетонка не такая уж толстая как говорили. А следов битого кирпича в бетоне не нашол, может какраз в этом месте его просто нет, есть в бетоне дроьлёный песчаник и ещё какой то щебень. Похоже использовали местные наполнители для бетона. Старые строения постараюсь рассмотреть! И всёже чем интересен яр?
    С ув. Александр
     
  17. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    Вы почти ответили на свой же опрос:
    1. Как правило в такие яры после войны скидывали всё железо войны, а его на аэродромах было очень много.
    2. Часто в таких ярах строили убежища от бомбовых ударов ( блиндажи, перекрытые щели, землянки).
    Вот поэтому он и интересен. Если что найдёте от немцев, выставите на ветке ( просьба). Кроме восточного яра ещё интересен вот этот яр:
     

    Images:

    9.jpg
  18. Сегодня разговаривал с знакомым копателем чермета который живёт в с. Серафимовка, это за яром, который на восточном конце бетонки. Так он говорил, что находил в этом яру много всякого железа, уголки, швелера, узлы и куски каких-то машин. Может от сельхозтехники, может от военной техники, точно он не может сказать. Ходит он с импульсником и поднимает в основном большие предметы. Сами понимаете, мелочь он рыть не будет ему масса нужна. Но самое интересное что он там находил это поломанные лопаты и вёдра, ломы и кирки (откуда им там взяться в чистом поле?) и ещё среди чермета попалось 4 гильзы он говорит примерно 30мм в диаметре. И ещё он там находил ямы правильной геометрической формы и нашол конец какого-то медного кабеля на склоне со стороны полосы. Ямы и кабель пробовал копать но слишком быстро подходила вода. Это всётаки устье реки Бритай и осенью-весной там бывает много воды. Ямы замулены уже илом с полей и имеют разный грунт по краям и в середине. Говорит, что там можно только зимой копать или в сухое лето. Осенью и весной вода может не дать эти ямы вскрыть. Говорил ещё много мелких сигналов и много крупных и мелких но в муляке где особо не покопаеш. Нашёл он там бочку железную, верх вскрыл а поднять не смог вокруг ил глубокий.
    Так что яр похоже в себе что-то хранит, только вот расстояние от края полосы я намерял 1300 метров. Неужели так далеко от полосы могли строить укрытия и другие сооружения? Версия сброса всякого хлама после освобождения более приемлима. Может там какие то точки ПВО были! Должна же была быть у аэродрома какая-то зенитная оборона от налётов противника? Думаю, зенитки разных калибров были и возле бетонки непосредственно и на более приличном расстоянии. Могли же быть зенитки на склоне яра и прикрывать восточный край бетонки? Я так думаю, самолёты на бомбёжку аэродрома заходили вдоль полосы, поперёк не эфективно, а если там у края полосы ещё и стоянка была, то обязательно должны были зенитки быть. И мне ещё говорили, что узкоколейка шла вдоль полосы со стороны посёлка под углом к полосе на южной стороне если смотреть по спутниковому фото. И заканчивалась недалеко от восточного конца полосы. О ней мне другой копатель чермета поведал. Он вдоль этой узкоколейки костыли копал мешками, говорит на правельном друг от друга расстоянии лежали. И якобы на Восточном конце полосы заправка самолётов была а взлетали они на Запад в сторону узловой ж.д. станции Лозовая для прикрытия с воздуха которой якобы и был построен аэродром. Вот такую версию я слышал.
    Может я своей писаниной засоряю ветку, Вы скажите, я буду в другом месте писать, извеняюсь заранее!
    С ув. Александр
     
  19. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    Пишите сколько позволяет душа. А 1300 метров - это не расстояние. Могли и на таком расстоянии отрыть убежища. Другое дело - это низкие грунтовые воды. Если это так, никто копать блиндажи там не будет. Кому хочется в грязи и влаге сидеть. Немцы любили комфорт.
     
  20. Леоныч

    Леоныч Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.073
    Адреса:
    Харьковцы мы
    Так ничего не прояснилось по аэродрому на Алексеевке? В районе конечной трамвая конца 60-х.

    Предположительно (могу ОЧЕНЬ ошибаться) сейчас на этом месте 336-й мкр.
    Где-то я встречал мельком упоминание, что там после войны был аэродром ХАИ или аэроклуба.
    Но ни та, ни другая версии пока не нашли подтверждения. Аэроклуб в 50-х переехал в Коротич с ХТЗ.
    А аэродром ХАИ был в Померках.

    Пионерлагерь ХОАО был там в 60-х...70-х годах.

    Ещё там училище им.Кожедуба неподалёку, но запомнившиеся артефакты - фюзеляжи фанерного планера, и вертолёта в бело-голубом гражданском окрасе, вроде как-то не в тему. Да и явно выраженной ВПП не припоминается - чистое и ровное лётное поле.
    На месте, где были стоянки - красные пожарные ящики с песком, торчащие из земли анкеры с кольцами для привязывания аэропланов...

    Помню, как-то пионеры старших групп приволокли из леса обгоревший фрагмент алюминиевого фюзеляжа. Говорили, что немец. :)
     
    Останнє редагування: 16 жов 2013
  21. VladK

    VladK Schütze

    Повідомлення:
    61
    Хотелось бы продолжить тему, по базированию немцев на аэродромах Харьковщины в 1943 году, вплоть до освобождения. И правда ли, что румынские JG базировались тоже здесь? Интересно было бы узнать, какие эскадры и какие группы, на каком аэродроме. Может какие-то карты есть.
     
  22. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    Времени нету систематизировать. Можно по базированию посмотреть вот здесь:http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/ge/struct/istr/main.dat
    Тут есть СССР, Германия, Румыния. Можно через немецкие сайты.
     
  23. VladK

    VladK Schütze

    Повідомлення:
    61
    Спасибо! Я уже видел эти сайты. Мне кажется, что информация там очень обобщенная. Как уже обсуждалось выше, в Харьковской области было очень
    много немецких аэродромов.1. Аэродром Двуречная;
    2. Аэродром Купянск ( Куриловка);
    3. Аэродром Шевченково;
    4. Аэродром Великий Бурлук и т.д.
    Было бы интересно знать, вплоть до штафелля, где базировались немецкие люфты.
     
  24. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    По немцам есть вот такой сайт. Там ко каждой geschwader расписано места базирования до эскадрильи ( штаффеля) включительно.Вот например:http://www.feldgrau.com/JG52.htm
    Ну а более подробно - журналы боевых действий и архив.
     
  25. VladK

    VladK Schütze

    Повідомлення:
    61
  26. Alexandr167

    Alexandr167 General-leutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    33
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    42
    Повідомлення:
    11.975
    Адреса:
    Украина
    Очень хорошая ссылка. В общем понял о чём речь. Но я английский почти не учил. Было бы не плохо перевести и продублировать в общих чертах эту информация здесь в теме, особенно что касается базирования частей Люфтваффе на конкретных аэродромах Харькова.