Аэродром и школа Люфтваффе Кёнигсберг Ноймарк (Flugplatz Königsberg/Neumark)

Тема у розділі 'Аеродроми', створена користувачем Pereira, 15 лют 2011.

  1. Pereira

    Pereira Schütze

    Повідомлення:
    1
    Адреса:
    Россия
    Andrzej Bierca - очерк истории военного аэродрома в Хойне. http://www.wloczykij.com/index.php?plik=pokaz&pokaz_ID=103

    Историю военного аэродрома в Хойне, можно разделить на два периода. Первый охватывает период с момента ее создания, и до 1945 года. Когда аэродром был гарнизоном Люфтваффе (Flugplazt Кенигсберг-ин-дер Наймарк). Второй период, охватывает период 1945-1992 года. В это время на аэродроме размещался гарнизон советский армии. Первоначально, эта публикация появилась в коллективной работе - "Хойна и окрестности на протяжении веков", под редакцией Радослава Skryckiego.
    1 марта 1935 года, Люфтваффе становится третьей вооруженной силой, так же как сухопутная армия и флот. Базы люфтваффе были построены в едином порядке, на основе инструкций, и руководства имперского министерства авиации. Они были разделены на категории. Крупные, были сосредоточены в глубине страны. Другие, поменьше, располагались возле границы. Хойницкий аэродром, был расположен к югу от центра города. Протянувшись на 2,5 км, между дорогами Хойна – Цедыня(Цеден), и Хойна – Костшин(Кюстрин). Изночально он был не большим, основное расширение произошло только в ходе войны.
    В начале войны, на аэродроме располагался первый воздушный флот люфтваффе (командующий генерал Альберт Kesserling), штаб-квартира которого до войны, была переведена из Берлина во дворец Henningsholm, вблизи Щецина. Подчинены они были первому флоту Германии вместе с северо - востоком, и Восточной Пруссией. В его задачу входило оказание поддержки с воздуха, группы армий «Север». Согласно опубликованным документам довоенной польской разведки (Отдел II польского генерального штаба сухопутных войск), во время подготовки к войне, Хойницкий аэродром большой роли не играл. Из еженедельных докладов, охватывающий период с 20 по 26 августа 1939 года видно, что существовала линия противовоздушной обороны: Кенигсберг-Neumark - Arnswalde [Хощно] - Шнайдемюль. На случай возможных рейдов бомбардировщиков, ВВС Польши.
    Поздно вечером 1 сентября 1939 года с аэродрома Хойна, начались бомбардировки Варшавы. Они производились в три смены. Эскадрилья 27-го бомбардировочного полка Boelcke "(III/27 KG - 27 Кампф Gruppe III Geschwader,, Boelcke"), под командованием майора Нильсена. Эскадрильи и весь полк имели на вооружении бомбардировщики He - 111P. Другие подразделения 27-го полка, были развернуты на аэродромах между Берлином и Хойной. Командование полка и эскадрильи располагались на аэродромах в Werneuchen, и Нойбранденбурге. Двадцать седьмой бомбардировочный полк, производил налёты на Варшаву, и другие места в центральной части Польши. Наравне с 26-ым Бомбардировочным полком, дислоцированным на аэродромах в восточной части, близь Старгарда. Который так же в сентябре, принимал участие в бомбардировках Познани и других населенных пунктов, в области Великой Польши (в том числе Гнезно). Позже, 27 полк бомбардировщиков Boelcke, вернулся в свой родной аэропорт в Ганновере.
    В Хойну, 1 ноября 1939 года с аэродрома Ключево, была перемещена школа летчиков категории А и Б, № 12 (Flugzeugführerschule / B 12). Школа пилотов в двух классах, основной и расширенный. Лётчики после завершения обучения, и получения категории А, имели право на пилотирование одномоторного самолета. Закончившие же курс в категории B, имели право на пилотирование двухмоторного самолёта. Обучение длилось около полугода.
    18 июня 1943 году школу перевели на аэродром Prenzalu. Так как аэродромы Хойна, Пренцлау и Ключево, находились далеко от восточного фронта, боевая потребность в них возникла лишь после открытия западными союзниками второго фронта. В 1943 году на аэродроме Хойна, расположилась пятая эскадрилья III ночного истребительного авиационного полка (III / ГЭН 5 - III Gruppe 5 Nachtjagdgeschwader). В первый период на вооружении состояли самолеты Messerschmitt Bf-110 версий F-4 и G-4, и Junkers Ju-88g. III / NJG 5 имела три эскадры (Staffel) - 7, 8 и 9. Вероятно девятая, дислоцировалась в Хойне. Эскадрильи так же имели на вооружении самолеты Messerschmitt Bf-110 G-4, с радиолокационной бортовой системой Fug, и Fug-220-212 . Другие эскадрильи были размещены на аэродромах Bagicz (Bodenhagen), Колобжег и на аэродроме Грайфсвальд. В боевую задачу самолетов девятого полка III / NJG 5, среди прочих входила охрана воздушного пространства над Берлином (112 км по прямой от Хойны) и Щецином (50 км от Хойны). В это время, как раз возросли авиа налёты британских бомбардировщиков на столицу рейха. В целом, во второй половине 1943 года, на Берлин было совершено 16 крупных ночных рейдов. В которых принимало участие 9000 самолетов. Щецин, в 1943 году, также подвергся трём тяжёлым воздушным налётам. В ночь с 20 на 21 апреля (350 бомбардировщиков), в ночь на 13 мая, и в ночь с 17 на 18 июля. Среди немецких летчиков в дополнение к потерям боевым, были потери и по другим причинам. 26 июля 1943 года, на аэродроме Хойна произошла авария, в результате которой погиб лейтенант Эрик Кристиан фон Kalckstein. Он был похоронен на родовом кладбище. Надпись на надгробии гласит: Кристиан фон Kalckstein 04/21/1919 - 07/26/1943.
    Во время войны, в расширении аэродрома Хойна использовался труд заключённых концлагерей, в частности женщин из филиала концлагеря Равенсбрюк. (прим. Юго-вост. аэродрома находился конц. лагерь Stalag Luft 2.)
    Последние боевые опперации, в которых принимали участие пилоты люфтваффе с аэродрома Хойна, были направлены на остановку наступления Красной армии. В то же время, сотрудники аэродрома и мэр города Flöter, организовали полевые кухни для беженцев, которые шли через Хойну на запад. Когда советские танки в конце января стал приближаться к аэродрому, комендант майор Рау, начал готовиться к эвакуации гарнизона. Так же началось уничтожение инфраструктуры аэродрома, и авиа боеприпасов, которые не могли быть эвакуированы. Основные силы аэродрома (около 1500 человек), были эвакуированы по мосту через Одер в город Шведт. Часть самолетов, пригодных для полетов, перегнали на аэродром в Галлен.
    Уничтожение оборудования и взлётной полосы, состоялась в ночь с 31 января по 1 февраля 1945 года. Для немцев во время войны это было характерно. Генерал Сергей Руденко, командир советской 16-й воздушной группы вспоминал: "Часто намного сложнее было восстановить взлётные полосы, чем построить новые ". Несмотря на эти меры, на аэродроме в момент его захвата русскими, ещё находились неповрежденные и готовые к полету самолеты и боеприпасы к ним. 4 февраля 1945 года, Хойна вместе с аэродромом была в руках Красной Армии.

    Об освободителях: Ильин Евгений Кузьмич - род. 26.10.1916 в г.Орехово-Зуево ныне Московской обл. в семье рабочего.
    Русский. Член КПСС с 1940.
    Окончил 7 классов, работал токарем на одном из заводов. В Советской Армии с 1935. Окончил бронетанковое училище в 1938. Участник боёв с японскими милитаристами у оз.Хасан в 1938.
    В боях Великой Отечественной войны с сент. 1941.
    Танковый батальон 219-й танковой бригады (1-й механизированный корпус, 2-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт) под командованием майора Ильина отличился в боях 26.01-16.02.1945: участвовал в прорыве обороны противника в районе г.Чарнкув (Польша); форсировании р.Нетце (Нотець); удержании переправы через р.Одер в районе населенного пункта Хэльзе (Пожече) до подхода главных сил бригады; овладении гг. Кюстрин (Костшин), Кенигсберг (Хойна) и Бан (Бане).
    Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 ст., «Знак Почёта», медалями. http://az-libr.ru/Persons/8BW/9df03500/index.shtml

    Соловьёв Михаил Павлович - командир роты 219-й танковой бригады (1-й механизированный корпус, 2-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт), лейтенант. Вместе с другими частями танкисты Соловьева в январе 1945 года вышли к Одеру в районе города Кюстрина. 1 февраля 1945 года танковая рота под командованием лейтенанта Соловьёва осуществила захват переправы через Одер и удерживала её до подхода подкрепления. Через несколько дней, с целью ослабить удар немцев на занятый плацдарм, танковая рота Соловьёва при поддержке артиллерии прорвала оборону немцев и двинулась в тыл врага. Дерзкой атакой был захвачен вражеский аэродром и более 20 самолетов. Из концентрационных лагерей было освобождено более 4000 советских и американских военнопленных. Все участники рейда были удостоены высоких наград, а командир пердставлен к присвоению звания Героя Советского Союза. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8915

    Горнизон Хойна, наши дни(воспоминания офицеров). http://www.youtube.com/watch?v=1i4zzUzuOIk http://www.youtube.com/watch?v=0HLyFPWnNSo&feature=related http://www.youtube.com/watch?v=Hh-OJhsm9T4&feature=related http://www.youtube.com/watch?v=mcTobPxjIuQ&feature=related