Доброго времени суток уважаемые товарищи. Создаю новую тему о глуховском аэродроме. Объект для меня мало изучен, по этому буду очень благодарен если тема будут наполнятся фактами, фотографиями, воспоминаниями. То что сумел собрать по крупицам, делюсь с вами. Итак, самое раннее упоминание о Глуховском полевом аэродроме обнаружил в книге "Я дрался на Ил-2" http://militera.lib.ru/memo/russian/drabkin1/index.html ...28 августа 1941 г. из 10 экипажей 217-го ШАП 1-й РАГ, вылетевших на боевое задание, на свой аэродром (р-н Глухов) ни один не вернулся. По донесению комполка майора Шишкина, 3 Ил-2 «совершили посадки в неизвестном районе (разыскиваются), 7 на своей территории (из них 2 разбиты)...» Расследование показало, что основной причиной случившегося является «слабое знание летным составом района боевых действий и своего аэроузла...» Есть версия, что фото Ил-2 сделано на глуховском аэродроме в 1941г.
Но спустя, несколько дней, уже 2.10.41 с глуховского аэродрома взлетали немецкие птички Bf 109F. http://www.cieldegloire.com/jg_003.php
Из воспоминаний пилота Гюнтер Шака: http://www.yogysoft.de/pawel/_kursk/...f/JG51-III.pdf последние Bf 109F покидали глуховский аэродром 29.08.1943 и направлялись в соседний район, на аэродром КОНОТОП. Из воспоминаний: Глухов 27.08.1943 Дневник Шака. В этот момент в Шевеке происходят большие воздушные налёты, которые в основном соедены с наземными операциями. За 10 минут было зафиксировано более чем 120 воздушных вылетов. Мы втроём прикрывали в этом квадрате одного разведчика, как вдруг, уже под конец задания, приближается с большим шумом плотная группа бомбандировщиков с минимум как двадцатью "охотниками". Наш подопечный творит чудо и уходит от них, к щастью. И всё же, была не была, пока есть спирт...я успеваю выкинуть ещё одну бомбу, после чего мы все вынуждены пикетировать и скрываться, так как русские свирепеют, видя одного ихнего, пикетирующего в огне. Некоторое время позже, во время следующего вылета, разыгрывается целая драма. Начался воздушный бой, я обстреливаю одного "охотника", меня таранит Мэй и срывается вниз. Глэзер кричит: "Лейтенанта Шака подбили!". И только догда я понял, что это Мэй там, подо мной, падает с высоты 4000м. Я кричу: "Вылезай, Вылезай!"- но парашют не открывается. "Я не могу"-слышится мне. И тогда я вдруг увидел ещё две разбитые машины, одну за другой. Мой русский и бедный Мэй... Я хотя при столкновении и получил значительные повреждения, но всё же ещё смог снова вывести мою машину из стопора. Вероятнее всего, что Мэй напал на того же "охотника", за которым я уже гнался(...) Моя машина очень повреждена на вравой стороне и подлежит обязательной замене. На размышления времени нет, за этим следуют ещё четыре схватки. Во время четвёртой начал мой мотор работать с перебоями. Я прерываю воздушный бой и возвращаюсь домой. Машина летит всё медленнее и медленнее. Я не могу понять, чего именно ей не хватает, так как все данные на дачиках верны. В близи аэродрома моя птица настолько медленна, что я не решаюсь делать крутой поворот. С большими усилиями пролетаю над городом и соскальзываю вдоль одной поляны. Несмотря на жёсткую посадку, всё прошло хорошо. В моей машине типично заел поршень, вероятно, мотор не вынес таких манёвров. Глухов 28.08.1941 Дневник Шака. Чтобы наша стая не осталась без вожака, я взял другую машину и полетел снова. Сегодня мне также улыбнулась охотничая удача. Но и тут всё было не так гладко. На низкой высоте меня обстреляла моя же собственная пехота в левое тормозное управление, что я только лишь при посадке заметил, когда машину потянуло на право и я не мог её удержать. Я нажал на кнопку "шасси" и приземлился на живот. Поэтому провреждения были не такими уж большими, чем если бы шасси свернуло на сторону. Машину удалось починить при помощи замены лишь одного болта. Но наш стрелок лишь виполнял задание. Так получилось, что я слишком низко летел, и стреляя, возможно, зацепил наших. Глухов 29.08.1941 Дневник Шака. Снова мы вынуждены отступать. Русские уже стоят перед дверью. С малым количеством танков они наступают беспрепятственно на Глухов. Вечером мы летим ещё раз в Конотоп. Два года назад мы уже были тут. Как поразительно всё же поменялась картина! Тогда-славное наступление, сегодня же- какое-то хаотичное отступление. Но авиационная база за эти два года значительно изменилась к лучшему. Казино могло точно также карсоваться где-то в центре Германии. Ночлег и еда просто превосходны. Вообще, должен сказать, что с момента всеобщего отступления Снабжение продуктами питания очень расточительно. Также в Конотопе опустошаются склады с запасами еды, как можно скорее.
Текст воспоминаний помог перевести товарищ, а вот разобраться с таблицами и аббревиатурами не могу (не специалист). Помогите понять, что в них зашифровано: Глухов 26.08.1943 Schack - 1325 1415 Uhr - Fw 190 +7w, Iwanowka - Brjansk : Überführung 1445 1515 Uhr - Fw 190 +7w, Brjansk - Gluchow : Überführung 1800 1900 Uhr - Fw 190 +7w, Gluchow - Gluchow : Frontorientierung
Помогите расшифровать: Глухов 27.08.1941 Schack - 0640 0810 Uhr - Fw 190 +7w, Gluchow - Gluchow : Schutz für 1 Fw 189 im Raum Ssewsk, Fdb., mit 60? Pe-2, 40 Jäger, 25 Il-2 1 Pe-2 um 0755 im Pl.Qu. 43768 in 1500m (90.) 8 km SW Ssewsk, Uffz. Gläser, 7. Staffel 1 Il-2 m.H. wirksam beschossen im Raum Ssewsk, Uffz. Gläser, 7. Staffel 0950 1058 Uhr - Fw 190 +7w, Gluchow - Gluchow : freie Jagd i.R. Ssewsk, Fdb. mit Lagg-3, 1 Lagg-3 um 1003 im Pl.Qu. 43844 in 2000m (91.) 2 km SO Ssewsk, Uffz. Gläser, 7. Staffel 1225 1337 Uhr - Fw 190 +0w, Gluchow - Gluchow : Stukaschutz i.R. 4213, Fdb. mit 12 Pe-2, 15 Jäger und 20 Il-2, 1 Il-2 m.H. um 1320 im Pl.Qu. 43817 in 200m (92.) 3 km NO Ssewsk, Uffz. Gläser, 7. Staffel 1745 Notlandung Uhr - Fw 190 +0w, Gluchow - Notlandung : Schutz für Ju 87 und He 111 i.R. 4213, Fdb. mit 6 Lagg-5 1 Lagg-5 um 1833 im Pl.Qu. 43758 in 600m (93.) 18 km SW Ssewsk, Uffz. Gläser, 7. Staffel Глухов 28.08.1941 Schack - 0531 0640 Uhr - Fw 190 +6w, Gluchow - Gluchow : Stukaschutz i.R. 4372, Fdb. mit 8 Airacobra 1550 1635 Uhr - Fw 190 +1w, Gluchow - Gluchow : Stukaschutz i.R. 4379, Fdb. mit Il-2 1 Il-2 m.H. um 1558 im Pl.Qu. 43758 in 200m (94.) 20 km SW Ssewsk, Uffz. Schlothauser, 7. Staffel Глухов 29.08.1941 Schack - 1149 1249 Uhr - Fw 190 +8w, Gluchow - Gluchow : Stukaschutz i.R. 4212, Fdb. mit 8 Il-2 1 Il-2 m.H. um 1234 im Pl.Qu. 42133 im Tiefflug (95.) 20 km S Ssewsk, Lt. Hamer, 7. Staffel 1 Il-2 m.H. um 1235 im Pl.Qu. 42133 im Tiefflug (96.) 20 km S Ssewsk, Lt. Hamer, 7. Staffel 1348 1504 Uhr - Fw 190 +8w, Gluchow - Gluchow : Stukaschutz i.R. 42173, Fdb. mit Lagg-5 1 Lagg-5 um 1436 im Pl.Qu. 43787 in 2500 m (97.) 19 km SO Seredina Buda, Uffz. Schlothauser, 7. Staffel 1 Zugmaschine wirksam beschossen 1608 1900 Uhr - Fw 190 +8w, Gluchow - Gluchow : Begleitschutz für Ju 87, o.F. 1810 1900 Uhr - Fw 190 +8w, Gluchow - Konotop? : freie Jagd und Überführung nach Konotop, Fdb. mit 9 Boston Конотоп 30.08.1941 Schack - 1135 1255 Uhr - Fw 190 +8w, Konotop - Konotop : Stukaschutz i.R. Gluchow, Fdb. mit 20 Boston und 15 Jäger 1 Lagg-5 um 1231 im Pl.Qu. 43778 in 3200m (98.) 20 km S Seredina Buda, Uffz. Schlothauser, 7. Staffel 1540 1650 Uhr - Fw 190 +11w, Konotop - Smolensk : Überführung
Также предполагаю, что этот Fw190 из III./JG51 мог служить на глуховском аэродроме. Этот сбитый самолет уже пролетал на форуме http://reibert.info/forum/showthread.php?t=53894&page=2 Оригиналы фотографий хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов под названием: Украинские дети одной из освобождённых деревень в районе г. Глухова сидят на разбитом немецком самолёте. 02.09.1943 http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=22585608 http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=22589749 http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=22594621 http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=22598796 http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=22579960
Интерес представляет также вот эта фотография Оригинал хранится в том же РГАКФД, под названием Авиабомбы, захваченные на немецком аэродроме советскими войсками. 09.1943 Предполагаю, что фото сделано на глуховском аэродроме
А вот отметка в летной книге, где упоминается глуховский аэродром: KEMETHMÜLLER Heinz: RKT. Flug N°1/926 (zwei FB - две летных книжки). 7.1940/11.1944 8./JG 3 (Norrent-Fontes, St Dizier, Böblingen, Straubing, Schöngarten, Krakau, Moderowka, Zaomosa, Dub, Hostyne, Luck, Pollonoje, Berditschew, Holoskow, Bjelaja-Zerkow, Signazewka, Kriwoi-Rog, Aleksandria, Pirogi, Poltawa, Konotop, Gluchow, Sewsk, Orel, Schatalowka, Mannheim-Sandhofen, Jesau, Riga, Szoltzy, Straubing, Grossenhain, Krosno, Proskurow, Kirowograd, Rogany, Tschuguzew, Sarabus, Oktoberfeld, Aschi-Busart, Jaruga, Schtschigry, Gorschetschofje, Maeizewkoj, Millerowo-Nord, Nowyi Chalan, Morosowskaja, Froloff, Tusow, Pitomnik, Galobinka) Взято с http://fmc.my1.ru/forum/6-16-14
Знакомый фокер. Другой ракурс.http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=32679982 http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=32680566
Добрый вечер Сергей. Так точно, аэродром находился в районе ВНИКО (Ивановка). В Приволье аэродрома не было. Хотелось бы узнать, где вы взяли такую информацию?
Когда я был маленьким, я приезжал к бабушке в гости в с Приволье и частенько любил рассказы от нее о войне, и она говорила что у нас за домом на бугре поле там был нем аэродром какое количество самолетов там садилось я не знаю. Я бы с Вами поговорил по поводу площи раскопок по Глухову и раену.
Доброе утро. Сергей, ваша бабушка не врала. Конечно, не знаю, где находился ее дом, но можно предположить, что указывала она на поле, которое находилось юго-западней села. Аэродром был довольно большей и мог принемать как истребители так и тяжелую авиацию. По поводу расшифровки летной книжки Гюнтера Шакка. Там по датам перечисленны вылеты от куда и куда, на какой высоте происходил полет, на каком самолете летел пилот, кого в небе встретил и кого подбил.
Если вы знаете месность с Приволья я мог бы Вам поазать или рассказать где он находился, что касаеться артифактов то там наврятле что бедет там тавно колхозное поле!
Косвенное упоминаео о глуховском полевом аэродроме. Взято с этого ресурса http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/luftloss/luftloss21-30-09-41.html No. Место Часть Тип Зав. (борт.) номер % Причина Судьба экипажа Флот 1 Глухов 6.(H)/32 Hs126 3417 60 Авария на рулежке - H 30 сентября 1941 года