В самый разгар Русско- японской войны, 14 августа 1904 г произошло событие, имеющее прямое отношение к военным действиям на Дальнем Востоке. На другом конце земного шара, в спокойной обстановке столицы Нидерландов начал работу 6 конгресс 2-го Интернационала. На него прибыли делегации из разных стран, включая практически все страны Европы, некоторые страны Африканского континента (Английские колонии), Австралии, был даже индус. Конгресс обсудил вопросы: международные правила социалистической тактики, о единстве партии, о всеобщей стачке, о колониальной политике и др. Уже в первый день работы конгресса произошло одно из самых ярких событий в проявлении международной солидарности социалистов за всю историю международного социалистического движения. Когда председательствовавший делегат Голландии Ван Коль во вступительной речи приветствовал делегатов из самых отдалённых уголков Земли, которые ведут общую борьбу с одним и тем же врагом, особо отметил он пролетариев Японии и России, которые смогли не поддаться шовинистским настроениям и несмотря на то, что между их государствами идёт кровопролитнейшая война, ничуть не разорвать связей между собой, а напротив, ещё сильнее укрепив своё взаимодействие в борьбе перед лицом общего врага – капитализма. В этот момент Катаяма и Плеханов, представлявшие эти страны, встали и демонстративно обменялись крепкими рукопожатиями, что вызвало бурные продолжительные аплодисменты делегатов конгресса. Когда они уже собирались садиться, делегаты продолжили аплодировать с новой силой и Катаяма Сэн снова обменялся рукопожатием с Плехановым. Это не могло не оказать огромное впечатление не только на представителей всего социалистического движения, но и на всё мировое сообщество: это событие обсуждалось во всех центральных органах европейской и японской печати. Затем с приветственной речью выступил сам Катаяма Сэн. В ней он большое внимание уделил решимости борьбы организованной части рабочего класса Японии и месте японских социалистов в международном социалистическом сообществе и их решимости к борьбе. Так же он выразил особую симпатию русским социал-демократам, идущим рука об руку с японскими. Плеханов выступил с ответной речью. Вот его речь: «Я счастлив находиться в президиуме вместе с Катаямой, представителем самого молодого международного рабочего движения, и мне хотелось бы объяснить здесь, что ответственность за эту преступную войну лежит не на русском народе, а на его злейшем враге -- царском правительстве. Если даже Россия выйдет победительницей из этой войны, то побежденной окажется не Япония, а русский народ. Не Япония начала эту войну, она была начата русским самодержавием, жаждавшим грабежей, эксплуатации и завоеваний, русским самодержавием, насильственно окружившим себя целым кольцом чужих народностей. И все слои русского общества платят ему ненавистью за свое угнетение. Теперь, наконец, кажется, наступает час, когда деспотизм стоит перед своим заслуженным концом. И когда приходит сообщение за сообщением о русских поражениях, царское правительство нигде не встречает сочувствия, оно совершенно изолировано морально. Все те в России, кто ориентируется на прогресс и свободу, с надеждой взирают на социалистическое движение, на пролетарскую классовую борьбу. Буржуазия во всех странах стала консервативной; мы видим даже, что буржуазия одной из так называемых республик стала сильнейшей опорой деспотизма, что она платит золотом самодержавному палачу всея Руси. Именно поэтому все, что в России стремится к свободе и к прогрессу, обращает свои взоры на социал-демократию, ибо все убеждены в том, что пролетариат является носителем культуры». Во как! Когда две сильнейшие армии Азиатского континента вели тяжелую и изнурительную войну, мировая социалистическая элита ясно прописала свои приоритеты. Чем это закончилось для России понятно, в Японии, как в победившей стране обошлись без революционных потрясений. Судьбы Плеханова и Катаямы похожи, оба практически всю свою революционную жизнь прожили за границей, а японец даже похоронен в Москве, да ни где-нибудь а в Кремлевской стене. Именем Плеханова в Советской России называли улицы и учебные заведения. Так что же это было? Жизненная необходимость по социализму или предательство собственных солдат, давших присягу и погибавших среди Маньчжурских сопок. Предлагаю обсудить.
Для Плеханова солдаты умирающие в Манчжурии были чужими так как защищали не его,а Царя противу которого господин Плеханов боролся.Противоречия внутри Империи.Кто финансировал революционеров помимо японцев да те кто был недоволен.Староверы и прочие.Студент из Вильно пишет письмо Микадо-поздравляю Вас с утоплением этого зловредного "Варяга".Агитация солдат-за что воевать?за корейские дрова.Война с Японией-авантюра,к войне не готовы ни на суше ни на море.Договорится не смогли пересорились со всеми.В результате война с англо-американско-японским синдикатом.Франция как союзник-никакая.Царь мягко выражаясь не компетентен.Кто-то кажется Витте-сетовал,что мол воевали не лучшие генералы и не лучшими войсками.Позднее лучшие войска послали под германские пулеметы и погубили весь офицерский корпус,что привел к появлению офицеров ускоренного выпуска поднявших мятеж.Полное отсутствие какой либо контрпропаганды со стороны власти.И таинственные игры жандармских офицеров -Азеф и прочая агентура.Неприязнь к власти и отсутствие доверия.Плеханов и иже с ним хотели того же что и те кому они подражали якобинцы-власти.
Интересно, ведь пятую колонну в Российской империи душили как-то вяло, а то и вообще не трогали. В Японии борьба с социалистами велась более жестко. Причем японские власти все-таки сделали определенные выводы. После войны для социалистов Японии настали т.н. "черные дни" (энкоку дзидай). Вот что говорил по этому поводу Катаяма: «На нас обрушились жесточайшие репрессии. Настали чёрные дни для рабочего движения Японии. Большинство социал-демократов, а также сторонников прямого действия ... покинули фронт классовой борьбы, и только я и ещё горстка друзей остались на наших позициях». Впоследствии, после забастовки трамвайщиков в Токио и сам Катаяма был арестован и после года тюрьмы слился в США.
Да "сицилистов" просто не воспринимали всерьез,считая что раз монархия просуществовала 300 лет то простоит и далее.Арест бомбистов громкие процессы адвокаты.Столыпин извел всю крамолу посредством военно-полевых судов.Но это потом.Думаю главная вина лежит на жандармах они всегда оставляли революционеров не развод,чтобы было кого ловить.
Статья 1. 1. Лица, создающие организации с целью изменить государственный строй или уничтожить систему частной собственности, а также лица, вступившие в такую органи- зацию, зная обстоятельства дела, присуждаются к каторж- ным работам или тюремному заключению на срок до 10 лет. Такому же наказанию подвергаются лица, которые наме- ревались совершить преступления, указанные в предыдущем параграфе. Статья 2. Лица, которые обсуждают способы осущест- вления целей, изложенных в 1-м параграфе предыдущей статьи, присуждаются к каторжным работам или тюремному заключению на срок до 7 лет включительно Статья 3. Лица, ведущие агитацию за осуществление действий, имеющих цели, указанные в 1-м параграфе 1-й статьи, присуждаются к каторжным работам или тюремному заключению на срок до 7 лет включительно. Статья 4. Лица, ведущие агитацию за участие в прес- туплениях в виде беспорядков в целях, указанных в 1-м параграфе 1-й статьи, и насилий, которые могут нанести вред жизни, здоровью или имуществу другого лица, при- суждаются к каторжным работам или тюремному заключению на срок до 10 лет включительно. Статья 5. Лица, предоставляющие деньги или другие имущественные выгоды в целях побудить совершить прес- тупления, указанные в 1-м параграфе 1-й статьи и преды- дущих 3-х статьях, а также лица, предлагающие такие средства или обещающие их, присуждаются к каторжным ра- ботам или тюремному заключению на срок до 5 лет включительно. Такому же наказанию подвер- гаются лица, которые получают такие средства, зная обс- тоятельства дела или требуют их. Статья 6. Если лица, совершившие преступления, ука- занные в предыдущих 5 статьях, добровольно явятся с по- винной, к ним применяется более мягкое наказание или они освобождаются от него. Это японский закон "Об охране общественного порядка", принят в 1925 г, так-то жестковато, только за агитацию до 10 лет. Скорей всего власти Японии сделали выводы после Октябрьского переворота. Интересно бы наши законы начала 20-го века, регулирующие деятельность левых политпартий, посмотреть.
Год принятия 1925 поздновато.В Японии после войны,кажется в 1918 вспыхнул грандиозный рисовый бунт.События "великой смуты" в Японии думаю не могли повторится поскольку в отличии от РИ японское общество более монолитно и однородно.
Законы были,но общество было расколото.Началось ведь не при Николае втором.До этого убийство Александра народовольцами.Все эти Чернышевские,Герцены и прочие.