Здравствуйте, уважаемые форумчане. Предлагаю в этой теме обсуждать последнее крупное воздушное сражение на Востоке. Битва в районе румынского города Яссы была очень тяжелой и на земле и в воздухе, однако до сих пор нет ни одной подробной работы по этому сражению, в особенности по воздушным боям в этом районе. Давайте попытаемся заполнить пробелы в истории и делится информацией и интересными фактами по данной теме. Наибольшее предпочтение отдается материалам о потерях сторон (желательно с указанием даты, подразделения и фамилий экипажа), свидетельствам участников событий, составе авиационных группировок противоборствующих сторон.
Да сражение интересное, я находил только одну статью, его освещающую, в журнале "Авиамастер"1999 №04. Тут его можно обнаружить:http://mirknig.com/index.php?do=search Но это воздушное сражение отнюдь не было последним крупным. Было еще немало серьёзных боев...
Статья конечно интересная, к сожалению, не очень подробная. Из интересного в ней можно отметить много свидетельств участников событий, особенно с немецкой стороны. Но в статье слишком мало статистического материала. Автор, правда, указал состав 5 ВА РККА и 1 FК Luftwaffe, но привел мало информации о составе румынских ввс на данном участке фронта и их потерях. Не указаны документально подтвержденные суточные потери ВВС РККА и Luftwaffe в период 30.05-08.06 1944 года. Нет и суточного количества заявок о победах каждой из сторон в данный период времени. Итак, давайте установим, для начала, количество победных заявок luftwaffe в каждый из дней с 30.05 по 08.06. с указанием типов сбитых самолетов. Далее, рассмотрим немецкие потери за указанный период времени. Выкладывайте в этом разделе любую информацию по этим вопросам или ссылки на материал по данной теме.
Данные ГК за это время утеряны. В природе существуют только NVM и поденные общие потери по группам с указанием категории потери, ну и куча отрывочных документов...
поденные общие потери по группам с указанием категории потери В принципе этого достаточно я думаю, для выяснения потерь немцев. По поводу румын я нарыл немного информации. 30.05.44: сбито истребителями 3 "Савойи" J.R.S. 79B, также 2 "Савойи" были повреждены. сбито 5 Ju-87D и 1 I.A.R. 81 повреждены 2 Штуки и 1 Bf-109G 31.05.44: сбито 3 Ju-87D из 6й DBGr и 5 I.A.R. 81 сбито истребителями 2 Ju-88А-4 из 5й BGr, также 2 Ju-88А-4 из той же группы были повреждены. Всего есть сведения о потере 19 румынских самолетов за два дня. Сведений о потерях в июне я не нашел, возможно румыны получив по зубам снизили активность. Или просто это традиционная трудность, для румынских ARR, выяснение своих потерь (или трудность для нас выяснение их потерь). Активно в те дни сражались и штурмовики из Gr.8 Asalt на Hs-129, и наверно понесли какието потери. По поводу немцев у меня такие сведения за 30.05 - 8.06.44: потеряно: до 30 Bf-109G из JG52 30 FW-190 штурмовиков 7 Ju-87D/G 2 Hs-129 (минимум) Активно вели себя и разведчики вооруженные Bf-109. В Авиамастере пишется о 78 потерянных машинах немцев, не считая поврежденных. Пилоты JG52 заявили - 235 побед, штурмовики из групп SG - 37 за 10 дней битвы.
Кстати, интересно из какой части немецкие Hs 129. В статье Хазанова эти самолеты даже не упоминаются. Интересно, что у Кожедуба числятся в начале мая (29 апреля) два сбитых Hs 129. На airware пишут, что в этом бою, по немецким документам, один штурмовик был сбит, а второй произвел аварийную посадку. В таблицах Пегга я не нашел информации о потерях в эти дни. Можно ли установить авиачасть и пилотов этих машин ?
Любопытно, а куда убрали последний пост Lemke32 ? В нем он указал подразделения SG 9, действовавшие под Яссами весной 1944 года. Я извиняюсь, но сразу ответить я не мог, т.к. только вчера вернулся из поездки. Но вопрос я помню и вот ответ: как такового обсуждения на airware сбитых Hs 129 нет. Информация о бое Кожедуба с Hs 129 (29.04.44) приведена в статье об этом штурмовике. Больше информации нет. Но все же, я думаю возможно выяснить, какие потери понесла SG 9 и румыны в конце апреля - начале мая 1944 года, в самолетах данного типа. http://www.airwar.ru/enc/aww2/hs129.html
Пост убрали по моей прозьбе, я там немного ошибся. Части SG 9 которые участвовали в битве, как я писал ранее: 10.(Pz)/SG 9 14.(Pz)/SG 9 Потери в Хеншелях за весну 1944 увы в полном обьеме мне не известны. Тут на форуме есть эксперты в этой области посерьезней чем я. По поводу боя Кожедуба 29.04.44, у меня есть только предположение, что он вел бой тогда с румынами, так как имеются сведения о тяжелом повреждении одного их Hs 129 в тот день. Вот тут кстати можно узнать много по местам базирования частей:http://www.ww2.dk/
Да, знаю этот сайт. Многие форумчане приводят данные с этого ресурса. Но мне не совсем понятно, какими источниками пользовался Хольм (то, что касается потерь) и насколько достоверны его таблицы. Отмечу, что данные, представленные на его сайте не совпадают со сводками службы генерал-квартирмейстера luftwaffe. Интересно, что думают о материалах Хольма наши эксперты.
Нашел еще одну потерю Hs 129, в итересующий нас период. 3.06.44 был списан румынский Hs 129B2 №213 (W.Nr.140711) после вынужденной посадки из-за отказа двигателя в районе Gorlesti, не далеко от Ясс по моим прикидкам. У меня очень большие подозрения, что это боевая потеря, как раз период самых горячих боев. Вобще если румынская авиация в начале июня (1-8.06.44) имела такой же уровень потерь как и 30-31 мая, то по моему соотношение потерь немецко-румынской авиации и ВВС приближается к 1 : 1, в период битвы 30.05-8.06.44. И ВВС уже не выглядит в этих боях такуж бледно. Потери Люфтваффе в Hs 129 в первой половине 1944 года составили: 56 Hs 129 в боях 38 Hs 129 в авариях Но судя по всему это не только восточный фронт.
Если не секрет, откуда такая точная информация по румынам ? В интернете по румынским ВВС практически ничего нет. Да и точные цифры потерь "хеншелей" очень любопытны (56 в боях, 38 в авариях). Вы наверное пользуетесь какими то архивными материалами ?
Ну почему же, в интернете много чего интересного по румынам есть вот здесь:http://www.worldwar2.ro/arr/ Архивами не занимаюсь, разве что мог бе занятся теми которые в сети размещены , а данные по румынам у меня из работ Денеса Бернада (Denes Bernad), он ведущий спец по их авиации. Кое что из его работ можно найти в сети.
По итогам десятидневных боев летчики 5йВА заявили сбитыми: 398 сбитых в воздушных боях самолетов противника (по Хазанову). Если мы будем учитывать только полностью уничтоженные самолеты, не затрагивая поврежденных и учтем что часть реально сбитых на счету З/А, то получается летчики 5йВА завысили свои успехи примерно в 4 раза. Если же брать в расчет подбитых, то оверклейм заметно уменшится. Пилоты Люфтваффе завысили свои успехи примерно в 2 - 2,5 раза. Особенно успешными для JG52 были последние дни мая 30е и 31е, в которые оверклейм у них был даже меньше 2х. Из этого можно сделать вывод, что пилоты из JG52 превзошли своих оппонентов в искустве борьбы, тактике. Кстати кто нибудь знает какой ИАП имел дело с румынскими "Савойями" 30.05.44 ? Что то я заявок на такие самолеты не встречал за тот период у наших истребителей.
Еще выскажу свои мыслишки по поводу этого сражения. В нем отнюдь не было такого большого и многократного превосходства ВВС в истребителях, как в других битвах. Немецкие пилоты штурмовики на FW-190 не боялись вступать в бой с нашими истребителями и часто вели бои с ними. Многие наши летчики, в том числе Кожедуб и Евстигнеев отмечают в своих мемуарах ожесточенные и упорные бои с фоккерами. И если мы будем это учитывать то будет такое соотношение в истребителях: На стороне противника 4 группы на FW-190: I./SG 10, II./SG 10, III./SG 10, II./SG 2 4 группы на Bf-109G: I./JG 52, II./JG 52, III./JG 52, Gr.9 Van. (румыны) А также будем "ограничено" учитывать части румынских I.A.R. 81 и небольшое участие румынской Gr.7 Van. (Bf-109G). На стороне ВВС 18 ИАПов : 9 на P-39, 6 на "Яках", 3 на Ла-5 Так как авиационная группа немцев эквивалентна нашему ИАПу, то получим соотношение в истребителях 1 : 2 в пользу ВВС "всеголишь". По сравнению с другими сражениями 1944 года, соотношение под Яссами наимение выгодно для ВВС как видим.
В июне 1944 румыны заказали 21 Hs 129 для восполнения потерь, из котрых 9 было поставлено им немедленно, 6 в июле и 6 в августе. Эти данные косвенно говорят о немалых потерях румын в Хеншилях в сражении под Яссами.
Очень интересная информация. Спасибо. С боевым применением румынских "хеншелей" все более менее понятно. А по бою 29 апреля только Adolf MebiuSS, наверное, может внести ясность.
А откуда данные были взяты (можно ссылки конкретные)? Занимаюсь сейчас как раз этой битвой (немецкие операции "Катя" и "Соня"). Данные выложу, но чуть позже как доделаю. По нашим сводкам кстати за период с 30 мая по 6 июня было уничтожено 451 вражеских самолетов (обобщенные данные, т.е. в том числе видимо и уничтоженные на аэродромах и сбитые зенитной артиллерией). А вот о наших потерях данных вообще мало. Как и о местах базирования.
Отчет о боевой работе и учебно-боевой подготовке 16 гвИАП (ЦАМО ф16гвИАП оп 206874с д2 л3-4) Тактика действий авиации противника ФВ190 и МЕ109 ходят на разных вычсотах, начиная с 800 м и до 6000 м.ФВ190 ходят группами от 4 до 8 самолетов, МЕ109 ходят ТОЛЬКО ПАРАМИ.... Активных боев НЕ ВЕДУТ, ловят зазевавшихся, вступают в бой когда имеют преимущество в 3 - 4 раза. Лобовых атак избегают...МЕ109 действуют парами, как охотники на высотах от 4000 до 8000 м. На поле боя одновременно бывает до 50 ФВ190 и МЕ109... Ю87 приходят группами от 20 до 40 самолетов, с хода с пикирования вытягиваясь один за одним сбрасывают бомбы с одного захода и уходят на свою территорию. ХШ129 приходят группами от20 до 30 самолетов на высоте 1500 - 2000 м с горизонтального полета сбрасывают бомбы и с понижением уходят на свою территорию. Если все наши патрули связаны в бою, то они (НШ129) снижаются и производят штурмовые действия. Для сведения летчики 16 гвИАП 31.05.44 совершили 69 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ!!! (для сравнения на Кубани максимальное количество боевых вылетов за ОДИН день достигло 50 - 29.04.43)
Очень возможно, что полк имевший дело с "Савойями" был 16й ГИАП, который в вылете с 12:45 - 13:25 провел воздушный бой с ударными самолетами противника, которые первоначально были опознаны как Hs 129, затем в документах они были исправлены на Ю-88. В вылете были заявлены сбитыми 5 Ю-88 и 1 ФВ-190, что соотносится с потерями румын в этот день: сбито истребителями 3 "Савойи" J.R.S. 79B, также 2 "Савойи" были повреждены. сбито 5 Ju-87D и 1 I.A.R. 81 Вероятно и путаница в определении противника была связана с тем, что это были именно "Савойи", весьма редкая птица на фронте.
в 20-х числах мая 16 ГИАП активно занимался вылетами на разведку и свободную охоту. При чем в понимании свободной охоты большей частью было атака наземных целей и низколетящих самолетов. у немцев за 23 мая есть потеря 1 Fi-156. Именно в тот день пара 16 ГИАП Гв.капитан Речкалов и Гв. ст.лейт. Вахненко вылетели на свободную охоту в район Бакэу-Бухус. наткнулись на Шторха, когда тот летел в направлении Роман-Бакэу и с первой же атаки его сбил Речкалов. Пара гвардейцев затем появилась вблизи аэродрома Роман, где была встречена зенитным огнем. Речкалов в том же вылете еще атаковал на земле и сжег грузовик. Полет проходил на высотах не более 1500м. 25 мая снова пара Речкалов-Вахненко в период 20.00 - 21.05 атаковала ж/д станцию Дора, где обстреляли эшелон из 5 цистерн с топливом и подожгли одну из них. На обратном пути вдоль проселочной дороги Фошкари-Икушешти обстреляли пехоту с поводьями. 26-27 мая вылетов не было из плохих метеоусловий. 28 мая было несколько вылетов на разведку в районе Яссы-Васлуй, ж/д станций Сагна, Роман и аэродрома Хуши. однако на этот раз полеты без потерь уже не обошлись. В 8.59 на разведку в район Яссы-Васлуй-Негрешти отправилась пара 16 ГИАП Гв. Ст.лейт. Ершов - Гв. Капит. Копейка, но обратно на базу 16 полка (Стефанеши) возвратилась лишь одна "кобра" гв.капитана Копейки. Это случилось через 35 минут. По немецким заявкам утром есть одна заявка по Авиакобре, это: 28.05.44 Fhj.Fw. Hans-Joachim Birkner 9./JG 52 Airacobra 78 811: at 1.000 m. 08.20 Film C. 2032/I Anerk: Nr. 651 Если не ошибаюсь летом разница во времени был 1 час. Если так, то есть совпадение. Хотя в документах 16 ГИАП нет точных данных в чем причина не возвращения Ершова, но его могли вполне по классической схеме немецких "экспертов" подкараулить и провести неожиданную атаку. Тем более эти разведывательные вылеты 9 ГИАД уже шли неделю. Кобры постоянно маячили вблизи немецких аэродромов, но не встречали серьезного противодействия кроме огня зениток, что тоже могло несколько усыпить бдительность советских пилотов в воздухе. Сам же Ершов за май месяц успел совершить 7 вылетов на разведку в тыл противника. В тот же день в соседней части 104 ГИАП также потеряли одного пилота погибшим.
Погиб в этом сражении также известный ас штурмовой авиации- посмертно Мечи к Рыцарскому Кресту http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Personenregister/BoerstA.htm