Война в Арктике

Тема у розділі 'Крігсмаріне (Kriegsmarine)', створена користувачем МихалЕвгенич, 25 бер 2008.

  1. МихалЕвгенич

    МихалЕвгенич Schütze

    Повідомлення:
    32
    Адреса:
    Северная Русь
    Вот наткнулся в инете на такую информацию: http://nvo.ng.ru/history/2001-03-02/5_sea_war.html

    Может быть у кого-то имеется ещё информация по операции "Фалль Грюнн" и вообще операциям в Арктике? Как-то читал, что в Сибири на побережье как-будто обнаружили базу Кригсмарине.
     
    1 людині також подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. состояние по фото не частая оригинальная находка
      1500 грн.
    2. 200 грн.
    3. До Вашої уваги, чудово збережена як для тих років, польова офіцерська фуражка РСЧА. З огляду на час,...
      2200 грн.
    4. Орёл состояние хорошее
      4000 грн.
    5. Кокарда на кепку/пілотку Luftwaffe. Стан - мінт!
      700 грн.
  3. Wolgadeutscher

    Wolgadeutscher Гешефтмахер

    Повідомлення:
    8.523
    Адреса:
    Санкт-Ленинбургъ
    Ответ: Война в Арктике

    в этом плане интересны материалы по метеорологам немецким. На Шпитцбергене, в Гренландии. Действительно любопытно. По-русски не знаю что есть, по-немецки читал как то статью большую о них.
     
  4. МихалЕвгенич

    МихалЕвгенич Schütze

    Повідомлення:
    32
    Адреса:
    Северная Русь
    Ответ: Война в Арктике

    Благодарю. Я тоже наслышан о метеорологах, но хочу поискать нехудожественную литературу по этому вопросу.
     
  5. Wolgadeutscher

    Wolgadeutscher Гешефтмахер

    Повідомлення:
    8.523
    Адреса:
    Санкт-Ленинбургъ
    Ответ: Война в Арктике

    если по-немецки читаешь то вот тезисно:
    http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/ksp/nordpolarmeer/groenland.htm Гренландия

    http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/ksp/nordpolarmeer/spitzbergen.htm Шпитцберген (забавно, когда их снимали норвеги в сентябре 1945 то руковолитель экспедициии должен был подписать акт капитуляции :) т.о. это официально капитулировало последнее немецкое подразделение :) Загони имя в поисковик Wilhelm Dege, он понаписал воспоминаний о разном)
    Dege.jpg

    http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Zusatz/Heer/Wetterstationen.htm

    http://www.geheimprojekte.org/UBoote/wetter.htm

    вообще надо наверное почитать, как и все полярные мемуары будет интересно наверное. Порадовало что в сортир было предписано ходить только под прикрытием двух карабинов - белые ведмеди доставали :)
     
  6. U 405

    U 405 Gefreiter

    Повідомлення:
    115
    Адреса:
    Russia
    Ответ: Война в Арктике

    Уважаемый МихалЕвгенич!

    Возможно Вам помогут вот эти статьи:
    http://www.navycollection.narod.ru/battles/WWII/wunderland/wunderland.htm
    http://www.almanacwhf.ru/?no=8&art=5

    Так же есть хорошая книга Сергеева о действиях немецких ПЛ в Арктике 191-1942.
    Но она выходила небольшим тиражом(2000 экземпляров) и наверное сейчас уже стала редкостью в магазинах.

    Воспоминания Эссена, командира "Комета" на русский не переводились.

    Что же касается приведенной Вами статьи, то советую недоверять изложенной там информации. Немцы организовали там метеобазу, но никаких баз для своих подводных лодок там не строили. Эта байка давно гуляет по Интернету.
     
  7. МихалЕвгенич

    МихалЕвгенич Schütze

    Повідомлення:
    32
    Адреса:
    Северная Русь
    Ответ: Война в Арктике

    Спасибо большое! По-немецки правда не читаю, но думаю, что найду как перевести :)
     
  8. МихалЕвгенич

    МихалЕвгенич Schütze

    Повідомлення:
    32
    Адреса:
    Северная Русь
    Ответ: Война в Арктике

    Уважаемый, U 405! Благодарю за столь развёрнуьый ответ! И очень рад Вашему замечанию в отношении "моей" статьи. Значит есть повод "порыться" в книгах :)
     
  9. МихалЕвгенич

    МихалЕвгенич Schütze

    Повідомлення:
    32
    Адреса:
    Северная Русь
  10. Joachim Peiper

    Joachim Peiper Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    2.269
    Адреса:
    Inkerinmaa
    Ответ: Война в Арктике

    Я из этого источника читал "Десять лет и двадцать дней"..
     
  11. Wolgadeutscher

    Wolgadeutscher Гешефтмахер

    Повідомлення:
    8.523
    Адреса:
    Санкт-Ленинбургъ
    Ответ: Война в Арктике

    Изменение размера U307.jpg1.jpg U307.jpg.jpg

    морячки с U307 во время помощи в обустройстве метеостанции на Шпитцбергене... фашисты - зверушек убивали!

    Изменение размера Haidegen4.jpg
    будущие метеорологи в тренировочном лагере в Исполинских горах. кроме нескольких учёных, остальные были флотские добровольцы - радисты и пр. Молодёжь...
     
  12. Wolgadeutscher

    Wolgadeutscher Гешефтмахер

    Повідомлення:
    8.523
    Адреса:
    Санкт-Ленинбургъ
    Ответ: Война в Арктике

    Изменение размера Haidegen2.jpg

    хлопцы из последнего арктического "погодного подразделения". Шпитцберген
     
  13. Bogun

    Bogun Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    5.412
    Адреса:
    Новосибирск
    Ответ: Война в Арктике

    27 августа 1942 года. Порт Диксон подвергся нападению немецкого тяжелого крейсера "Адмирал Шеер", производившего совместно с двумя подводными лодками операцию по нарушению коммуникаций советского флота в Карском море. О появлении крейсера гарнизон острова узнал 25 августа из донесения героически погибшего в сражении с "Адмиралом Шеером" ледокольного парохода "А.Сибиряков". Оборону порта возглавил полковой комиссар В.В. Бабинцев. К вечеру 26 августа прямо на причале были установлены два 152-мм орудия. Героически сражался с вражеским крейсером советский ледокольный пароход "Дежнёв". Получив отпор, "Адмирал Шеер" прекратил огонь и покинул район порта.
     
  14. raubtier

    raubtier Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.845
    Адреса:
    г. Новосибирск Россия
    Ответ: Война в Арктике

    - "Последний переход U-639"
    ...
    - ...О встрече двух подводных кораблей, которая стала последней для «639-й», за прошедшие полвека рассказывалось неоднократно. Но чаще всего авторы повторяли версию, описанную в середине 1960-х контр-адмиралом Иваном Колышкиным. При этом, рассматривая атаку «101-й» как обычное событие из августа 1943 года. Но попробуем взглянуть на нее не столь обыденно...
    ...
    подробно
    http://www.severnyflot.ru/add/content/content.php?content.71

    - Особенности деятельности органов государственной безопасности в Ханты-Мансийском национальном округе в годы Великой Отечественной войны
    ...
    - ......В марте 1942 года в составе Главного имперского управления госбезопасности Третьего рейха был организован специальный разведывательно-диверсионный орган «Цеппелин». В своей работе он руководствовался так называемым «планом действий для политического разложения Советского Союза». Определялись тактические задачи «Цеппелина»:...
    «... Должны быть образованы специальные группы действия, а именно:
    1. Разведывательные группы — для сбора и передачи политических сведений из Советского Союза.
    2. Пропагандистские группы — для распространения национальной, социальной и религиозной пропаганды.
    3. Повстанческие группы — для организации и проведения восстаний.
    4. Диверсионные группы — для проведения политических диверсий и террора...»
    Особое внимание уделялось регионам, в которых располагались исправительно-трудовые лагеря и спецпоселения НКВД, в том числе Среднему Приобью и Приполярному Уралу. В эти места «Цеппелин» решил забросить специальные вооруженные группы. План высадки воздушного десанта численностью 50 000 человек из военнопленных предложил противнику находившийся в немецком плену генерал-майор Бессонов Иван Георгиевич....
    ...О том, насколько далеко заходил в своих планах генерал-предатель, свидетельствуют материалы его послевоенных допросов в советской контрразведке.
    Выписки из протоколов допроса И.Г.Бессонова от 15 июня 1945 года, 20 июля и 29 июля 1946 года.
    Вопрос:
    — Как протекала ваша деятельность в германском разведоргане «Цеппелин»?
    — Согласно полученным мною указаниям от сотрудников «Цеппелина» — Шмидта и Редера — я организовал так называемый «Политический центр борьбы с большевизмом (ПЦБ)», в состав которого вошло до 130 участников из числа завербованных мной и моими эмиссарами в лагерях военнопленных.
    Внутри ПЦБ я создал штаб, который под моим руководством разработал все материалы по повстанческо-диверсионной операции в глубоком советском тылу...
    Предполагалось создание из числа военнопленных, бывших военнослужащих Красной армии, нескольких десантных групп для выброски их с самолетов на парашютах в северные районы СССР... Предполагалось высадить воздушный десант численностью в 50 000 человек.
    — Какие именно районы СССР предусматривались вашим планом для высадки десанта и начала повстанческой деятельности?
    — Предусматривалось, что высадившиеся на Севере СССР крупные десантные отряды захватят расположенные там лагеря заключенных и поселения ссыльных, вооружат их после привлечения на свою сторону и, пользуясь отдаленностью этих районов от фронта и жизненных центров страны, а также отсутствием крупных воинских гарнизонов, разовьют повстанческую деятельность в тылу Красной армии.
    При этом ставилась цель — достигнуть и овладеть промышленными центрами Урала, отрезать Сибирь от центральной части Советского Союза и лишить его важнейшей стратегической базы на востоке в направлении на юг, расширяя район действий с таким расчетом, чтобы овладеть промышленными центрами Урала и вывести из строя сибирскую ж.-д. магистраль, расчленив таким образом Западный фронт от Дальне-Восточного и лишить Советский Союз важнейшей стратегической базы на Урале...
    ...В качестве районов высадки десанта и исходной территории для развертывания повстанческой деятельности планом предусматривались такие места:
    1. Район Нарьян-Мар, Усть-Цильма и Усть-Ухат.
    2. Район дельты реки Северная Двина.
    3. Район Сыктывкара (быв. Усть-Сысольск).
    4. Район Мезень.
    5. В пунктах на реке Обь: а) Обдорск, б) Березов, в) Самарово.
    6. Район дельты реки Енисей.
    7. Северный Урал — район Чердынь-Лапин...»
    В начале 1943 года первая де-сантная группа была направлена в Коми АССР. В ночь с 5 на 6 июля 1943 года в районе сельхозлагеря НКВД в поселке Кедровый Шор Кожевинского района эти десантники, одетые в форму НКВД, сдались охране близлежащих лагерей...
    ...
    подробно
    http://nkvd.fastbb.ru/?1-17-0-00000031-000-0-0-1153584447

    - Северная Атлантика
    Подводная оборона
    ...
    - ...Теперь 15 германских, несколько японских и итальянских лодок были переоборудованы для перевозки особо ценных грузов с Дальнего Востока. Однако большая часть их них погибла. Одна лодка была отправлена в Японию в качестве подарка, но она оказалась слишком сложной, и японцы не смогли ее скопировать.
    ...
    подробно
    http://navycollection.narod.ru/library/porten/09.htm

    - и ещё
    - Международное хранилище семян "Свальбард" разместится в недрах горы на Шпицбергене. Строительство начинается в марте 2007 года и завершится в 2008 году(завершилось и с помпой показано всеми мировыми тв каналами)
    - возможно, что "Свальбард", изначально - обьект базирования "диска Шривера - Хабермоля", эта машина (или одна из них) в конце 1944 года испытывалась в районе Шпицбергена, где и была потеряна... Самое интересное что в 1952-м году там действительно был найден дискообразный аппарат...
     
  15. Wolgadeutscher

    Wolgadeutscher Гешефтмахер

    Повідомлення:
    8.523
    Адреса:
    Санкт-Ленинбургъ
    Ответ: Война в Арктике

    Операция "Шатцгребер" (Земля Франца-Иосифа 1943/44)

    "погодный отряд" состоял из 10 человек под научным руководством гос.советника (это просто ранг гос.чиновника) Вальтера Дрееза и военным руководством лейтенанта Альфреда Макуса. Группа прибыла в высокоширотную Арктику на WBS 6 под командованием капитана Хартманна. Ещё перед отплытием из Киля они подверглись бомбардировке и часть снаряжения была уничтожена или утеряна, так что они не знали иногда, есть ли на складе то что им надо.
    22 сентября корабль вместе с эскортировавшей его U387 причалил к Земле Александры. Станция была оборудована в километре от побережья с помощью экипажа подлодки. Состояла из 5 сборных домиков и склада. 30 сентября корабли покинули станцию.

    15 октября начались измерения погодных данных и их отправка в Тромсе (Норвегия). При этом выяснили что отсутствует список взятого снаряжения...

    в октябре же был сооружён запасной лагерь в 5 км от станции, на случай обнаружения группы противником. Затем ещё один, в 30 км.

    к весне 1944 стала сказываться нехватка некоторого необходимого для работы оборудования и материалов, так что пришлось в мае дважды посылать фокке-вульф "кондор" с пилотом оберлейтенантом Штанке, для сброса грузов. Причём в первый раз часть снаряжения повредилась при сбросе и пришлось поэтому лететь второй раз.

    30 мая был застрелен белый медведь, чьё мясо разнообразило питание группы. Но уже вскоре после этого слёг первый из солдат, тот кто съел больше всех мяса. в течении месяца слегли в койки 7 других, и ещё двое чувствовали себя больными. Боль в ногах, высокая температура и пр. Единственным кого не затронула болезнь оказался санитар группы, который не ел мяса. По рации из Осло был поставлен страшный диагноз - Трихиннелез...

    эвакуация по воде была невозможна, посадка самолёта на лёд тоже - он уже таял. Нужно было привести в порядок взлётную полосу на земле. Если бы это не удалось, планировался сброс с парашютом врача или посадка большой "летающей лодки", после таяния льдов.

    неожиданно выяснилось, что начальник экспедиции Дреез в следствии болезни потерял рассудок и по рации отказался от любой помощи. Его заменил лейтенант Макус и отменил все его радиограммы.

    7 июля фокке-вульф 200 с оберлейтенантом Штанке приземлился недалеко от станции. Влётка была подготовлена лишь на 650 м, слишком мало, и он сел на неподготовленный но вполне подходящий участок, повредив лишь одно шасси. При этом машина застряла в болотистом участке. Два дня спустя им была сброшена запаска и машину починили, утащив на специально сделанной деревянной конструкции на твёрдую землю.

    после этого экипаж и несколько державшихся на ногах метеорологов расчистили ещё 550 м взлётки, куда должны были быть доставлены на носилках больные (за 5 км от станции).

    Невменяемый Дреез считал прибывший экипаж самолёта и доктора Вендта врагами, хотевшими увести его людей против их воли а некоторых из них расстрелять. Во время одного из припадков он бросился на них с ножем и был в итоге связан своими товарищами. При этом он проявил сверхсилу, что бывает у буйнопомешанных, и даже уколы успокоительного помогали лишь кратковременно. Он был последним, кого отнесли к самолёту. Так как считались с реальной опасностью, которую он мог представлять для безопастности остальных во время полёта Штанке, д-р Вендт и второй пилот проводят совещание, где принимают непростое решение, что угроза слишком велика и Дреез должен быть застрелен. Когда же д-р Вендт подошёл к Дреезу с пистолетом в руке, тот успокоился и вёл себя благоразумно. Был доставлен к самолёту и привязан к полу.
    10 июля Штанке сумел взлететь и привёл машину в Банак, а оттуда в Трондхейм. Дальше участники экспедиции были отправлены поездом в Осло, в лазарет, где постепенно поправились (не знаю, все или нет).

    такая вот северная история
     
    2 користувачам це сподобалось.
  16. Wolgadeutscher

    Wolgadeutscher Гешефтмахер

    Повідомлення:
    8.523
    Адреса:
    Санкт-Ленинбургъ
    Ответ: Война в Арктике

    Операция "Кноспе" (Шпицберген, 1941/42)

    Руководитель проекта, флотский метеоролог Ханс-Роберт Кнёспель выбрал в свою группу 5 добровольцев и с необходимым снаряжением для первой метеостанции такого рода отправился в один из северных фьордов Шпицбергена. Снаряжение было погружено на два корабля: Fritz Homann и Sachsen. 15 октября, под прикрытием густого тумана корабли подошли к нужному месту и встали на якорь.
    в 500 м от берега был создан зимний лагерь и чуть в стороне экстренный палаточный лагерь, который давал лучшую возможность для метеонаблюдений за бухтой и морем, и позднее должен был стать летним лагерем экспедиции.

    Кнёспель успел провести разведочное плавание на "Саксонии", обследовав также и покинутые незадолго до этого поселения. В некоторых на столах остались напитки и тарелки с едой, что весьма поразило немцев.

    15 ноября корабли покинули бухту. следы разгрузки на берегу были уничтожены и группа начала передавать сводки метеонаблюдений.

    20 марта 1942 метеорологи перебрались в летний лагерь. Но, так как стало известно, что союзники, а именно норвежские подразделения под командованием Улльринга, взяли под свой контроль посёлки Баренцбург и Лонгьербюен, передавать данные по радио стало опасно, и был получен приказ остановить радиообмен. В качестве замены должна была быть оборудована автоматическая метеостанция, которая вела бы наблюдения и передавала их после эвакуации людей.

    24 августа U435 под командованием капитан-летенанта Зигфрида Штрелова сняла группу Кнёспеля. Хотя посадка и вообще эвакуация прошли довольно неорганизованно, т.к. полярники не ожидали столь быстрого окончания работ.
    Лодка благополучно добралась до базы, при чём один раз была вынуждена идти под дрейфующими льдами.

    6-8 сентября на место покинутого лагеря была доставлена на U377 из Нарвика(капитан-лейтенант Отто Кёлер) автоматическая метеостанция WFL 21 "Gustav", которую смонтировали и запустили советник Густав Егер и д-р Курт Зоммермайер.

    таким образом, операция прошла успешно, что инициировало в дальнейшем последующие.
     
    1 людині також подобається це.
  17. DUG

    DUG Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.428
    Ответ: Война в Арктике

    ТЕНЬ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА НАД АРКТИКОЙ

    НЕМЦЫ ЗНАЛИ ОБСТАНОВКУ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ ЛУЧШЕ РУССКИХ



    Сегодня никому не надо объяснять роль Арктики в современной мировой экономике. Отсюда большой интерес, особенно со стороны США, к ее российскому сектору, где, кроме энергетических запасов, пролегает и столь значимая транспортная артерия, как Северный морской путь. Трасса СМП является национальной транспортной магистралью вдоль всего северного фасада России. Активизация за последние 10-15 лет деятельности ВМС США, НАТО и их союзников и партнеров в зонах геополитических и экономических интересов РФ почему-то не вызывает реакции со стороны российского руководства. Это, как показывает история, чревато тяжкими последствиями. Интерес к Арктике проявлялся как в Первую, так и особенно во Вторую мировую войну.
    Некоторые историки Второй мировой войны до сих пор продолжают акцентировать внимание на особом интересе Гитлера к Антарктиде. Об этом достаточно много интересной литературы, но мало фактов.

    А между тем не меньший интерес гитлеровцы проявляли и к Арктике, в частности советской. Такие факты установлены, но мало исследований и литературы по этой теме. Почему? Вопрос интересный, но пока без ответа.

    В периодической печати появлялись отдельные материалы о присутствии гитлеровцев в советской Арктике в период Второй мировой войны, но они забывались, и им не придавалось особого значения. А между тем следы такого присутствия до сих пор находят не только в западном секторе Арктики, но и далеко на востоке.

    Еще задолго до начала Второй мировой германское военное командование в своих планах отводило важное место Северному морскому пути (СМП). Оно считало, что Кригсмарине и Люфтваффе должны постоянно и всемерно воздействовать на силы Северного ВМФ и Главного управления морского пути в морях Арктики, что позволит немецко-японским торговым судам без помех ходить из Германии в Японию и обратно.

    Здесь нужно отметить один момент: в отличие от советского руководства (грешит этим и нынешнее), а в широком смысле российского, все другие руководители планируют интересы своих стран на долгую перспективу. Это особенно относится к таким странам, как США и Германия. Наша перспектива сегодня даже до 20-30-х гг. выглядит как-то неубедительно, потому что там в основном пустые фразы и никаких четких действий:

    Сто тридцать четыре часа полета германского дирижабля "Граф Цеппелин" летом 1931 г. под эгидой международной научной экспедиции над Арктикой дали больше результатов, чем незавершившаяся экспедиция ледокольного парохода "Челюскин" (1933-1934 гг.). Но результатами полета дирижабля воспользовались только немцы. Здесь и далее поражает, что в соответствующих органах СССР почему-то не задумывались о деятельности нацистов в нашей Арктике, а ведь сигналы были. Наша доверчивость или что еще хуже? Существует мнение, что многое о советском секторе Арктики немцам еще перед войной рассказали и показали мы сами, особенно во время перехода на Тихий океан все того же рейдера "Комет" (1940 г.), хотя прекрасно знали, что делать этого не следует.

    Как бы то ни было, приходится констатировать тот факт, что немцы знали обстановку по СМП лучше, чем мы сами. У командиров немецких субмарин были карты точнее наших и такие источники информации о навигационной и ледовой обстановке, что нет никаких данных об их навигационных авариях за весь период Второй мировой войны, хотя их активность в арктических морях в то время удивляет. А ведь примеры навигационных аварий советских судов в ту пору не редкость. Это и не удивительно, если учесть, что в предвоенные годы в Союзе только за 1938-1939 годы было репрессировано 673 руководящих работника Главсевморпути. Можно понять, как этим пользовались нацисты, осуществляя свои планы в нашей Арктике.

    Если рассмотреть схему размещения тайных немецких баз в Арктике, то все они, за исключением островов архипелага Земли Франца-Иосифа, расположены вдоль трассы СМП, вплоть до устья Лены.

    Возьмем две крайние точки немецкого присутствия в советской Арктике в период войны: западную - порт Лиинахамари (недаром у моряков СФ эта база носит фольклорное название "Лихо на море". - Прим. авт.) и восточную - устье реки Лены. Расстояние в тысячи миль, и, как не удивляться, в период войны нацисты здесь чувствовали себя больше чем уверенно. Говоря языком пропаганды, "они уверенно смотрели в будущее", иначе как определить строительство секретного завода в Лиинахамари и тайного порта в устье Лены?

    Лиинахамари - интерес к этому месту нацисты стали проявлять еще с 1937 года. В июне 1943 года к лиинахамарскому причалу ошвартовались суда. Они доставили из Германии оборудование для специального бурения горных пород. Очень скоро пробивание штолен и казематов на территории спецстроя стало вестись круглые сутки. Основной рабочей силой были советские военнопленные, которые так и не вернулись домой. Одновременно с этим началась реализация грандиозного плана по обеспечению района Лиинахамари всеми видами защиты. Шла война.

    Пленные рубили в скалах Девкиной заводи многометровые штольни для сооружения цехов какого-то завода, и даже помещения для госпиталя. Строительство велось в условиях такой секретности, что даже немецким солдатам строго запрещалось появляться на территории спецстроя, тем более заходить в штольни.

    Тайна этого завода не разгадана до сих пор. Известно лишь, что сырье для него доставлялось с полуострова Таймыр специальными субмаринами рейха. Загадкой остается и то, как построены этот завод и госпиталь. Помещения, находившиеся значительно выше уровня Баренцева моря, постоянно затоплены водой. Попытки откачать ее остаются тщетными - первоначально вода из затопленных сооружений вроде начинает уходить, а затем словно включается какое-то реле, вода вновь заполняет все помещения, вырубленные в скалах Девкиной заводи.

    Надо сказать, что любопытством наши соотечественники особо не отличаются. Нет интереса не только к самому заводу, но и к сырью, доставлявшемуся сюда с Таймыра, которым, наверное, являлась урановая руда, а ведь уран мы приобретаем за рубежом за большие деньги.

    Секретная немецкая база в устье реки Лены до сих пор считается самой восточной из всех известных сегодня баз, созданных нацистами в советском секторе Арктики. Тайная база на Лене впервые была обнаружена только в середине 70-х гг. прошлого века (косвенные ее признаки обнаруживались и ранее. - Прим. авт.). Очевидцы рассказали, что на левом берегу Быковской протоки существует 200-метровый бетонный причал, на котором через каждые 10 метров в бетон вделаны мощные швартовые кнехты; непосредственно к причалу примыкает большая расселина, практически полностью заваленная взорванными скальными породами; рядом с причалом были складированы несколько сотен 300-литровых бочек с соляркой. Для чего создавалась такая мощная база, загадка до сегодняшнего дня.

    Однако интерес к этим местам продолжает существовать и в настоящей Германии. Одна из фирм организует туристические маршруты в эти места, и уже за 2003-2006 годы здесь побывали 12 туристических групп (1,5 тысячи немецких и австрийских туристов). Любопытно!

    Авторы книги "Арктические тайны III рейха" (изд. "Интан", Мурманск - СПБ, 2007 г.), подробно рассказывая о загадках нацистских баз в Арктике, тоже не могут ответить на все вопросы и уповают на то, что ответы находятся в советских закрытых архивах, не говоря уже об архивах Германии. Но, увы!

    Архивы хранят еще много тайн, которые не спешат раскрывать по многим причинам, об одной из них говорит в январском номере "Слова" В.М. Фалин: "Почему американцы захватили как трофеи все документы из последней штаб-квартиры Гитлера в Цюрихе в апреле-мае 1945 года, почему ни одного исследователя они к этим документам не допускают? Там все счета, там все записи переговоров. Ведь контакты американцев с Гитлером прервались в декабре 41-го. Если мы с вами этого не поймем - не узнаем, почему такая трагедия в таких масштабах совершалась на наших просторах". Вот почему до сих пор мы не можем понять простые моменты Второй мировой войны.
     
    1 людині також подобається це.
  18. DUG

    DUG Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.428
    Ответ: Война в Арктике

    Несомненно, в архивах нацистов, попавших в большинстве в США, есть сведения и о базах в Арктике. Как иначе объяснить интерес ВМС США к немецкой базе на Земле Франца-Иосифа? Там у берегов не раз обнаруживались подводные лодки США: Район Лиинахамари тоже интересует американских подводников. Там 11 февраля 1992 года американская атомная подводная лодка "Батон-Руж" столкнулась с советской АПЛ. Официально было объявлено - "около Мурманска", на самом деле - в районе Девкиной заводи. Что они здесь вынюхивают? Загадки остаются!

    В конце 50-х гг. прошлого века среди сопок на берегах губы Большая Западная Лица появился первый городок североморских подводников-атомщиков. Из соображений секретности в советское время его называли по-разному: Североморск-7, Мурманск-150, Заозерный, но для моряков-североморцев он всегда был и остается Западной Лицей - столицей атомных субмарин Северного флота.

    Сегодня трудно поверить, что когда-то именно здесь на вполне законных основаниях существовала нацистская "Базис Норд".

    В первые годы, когда зарождалась наша база, еще встречались здесь такие странные названия, как "завод гидросамолетов", "немецкий КПП", "немецкий причал". Мы воочию видели (автор служил в Западной Лице) следы некоего прошлого, но тогда увиденное относили к следам войны. Отдельные советские историки относили это к 100% "липе", а потому отвергали всякое наличие секретной немецкой базы в этих местах.

    Но, несмотря на все сомнения отдельных наших историков, секретная база нацистов на Мурмане не только была создана, но еще и активно эксплуатировалась. К сожалению, наши реальные знания о ней пока очень скудны.

    Вполне естественно, что такая крупная нацистская база на советской территории, да еще в период уже начавшейся Второй мировой войны, не могла долго оставаться в тени. Англичане узнали о ее существовании в феврале 1940 года и даже готовили на нее высадку англо-французского десанта. Поэтому 5 сентября 1940 года гросс-адмирал Эрих Редер принял решение о ликвидации "Базис Норд".

    Можно сделать только один вывод: именно в конце 30-х годов XX века на "Базис Норд" зарождалось большинство арктических тайн III рейха.


    Вадим КУЛИНЧЕНКО
    капитан 1-го ранга, ветеран-подводник
    http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2008.232.articles.history_01
     
    1 людині також подобається це.
  19. raubtier

    raubtier Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.845
    Адреса:
    г. Новосибирск Россия
    Ответ: Война в Арктике

    Operation GAUNTLET, Шпицберген август - сентябрь 1941г.

    фото1.
    - Gun crew aboard H.M.T. EMPRESS OF CANADA, which is taking part in Operation GAUNTLET, the Spitsbergen raid, en route to Spitsbergen, ca. 19-24 August 1941.

    фото2.
    - Infantrymen of The Edmonton Regiment taking part in Operation GAUNTLET landing at Barentsberg, Spitsbergen, 25 August 1941.

    фото3.
    - Norwegian infantrymen taking part in Operation GAUNTLET at Longyearby, Spitsbergen, ca. 25-31 August 1941.

    фото4.
    - Officers of "111 Force" (British Army) with Norwegian civilians awaiting evacuation from Barentsburg during Operation GAUNTLET, the Spitsbergen raid, Barentsburg, Spitsbergen, ca. 27 August - 2 September 1941.
     

    Images:

    a180202-v6.jpg
    a213566-v6.jpg
    a213568-v6.jpg
    a180524-v6.jpg
    a180520-v6.jpg
    1 людині також подобається це.
  20. DUG

    DUG Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.428
  21. Kundschafter

    Kundschafter Obergefreiter

    Повідомлення:
    333
    Адреса:
    Город хлебный.
    Re: Ответ: Война в Арктике

    Про деятельность НКВД по борьбе с немецкой резидентурой можете подкинуть ссылку,а то нижеприведенная уже не работает(.
     
  22. raubtier

    raubtier Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.845
    Адреса:
    г. Новосибирск Россия
    Kundschafter, вот ссылка(у меня окрывается с этого места) на "старый форум" - НКВД-НКГБ-МВД-МГБ
    1939-1953, "новый то - плохонькой"...
    http://nkvd.borda.ru/?0-17
     
  23. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    из фотоархивов
     

    Images:

    caa568c33b5247058dfe4c831690dff5.jpg
    5ff09ebdadbb4a208288911fe97a3548.jpg
  24. Wolgadeutscher

    Wolgadeutscher Гешефтмахер

    Повідомлення:
    8.523
    Адреса:
    Санкт-Ленинбургъ
    ещё станция Хаудеген, Шпицберген. Фото также из книги воспоминаний Вильгельма Деге

    двое с медвежатами
    начальник с кем то откапывают вход на станцию
    Рождество и удаление зуба
    пара страниц с фото лета 1945 г
    Деге в Тромсё после сдачи в плен
    остатки станции в 1985 г.
    Сын Деге и норвежский капитан нашли в 1985 г по дневнику спрятанное оружие и документацию станции

    11.jpg 12345.jpg

    Abb.6.jpg Abb.12.jpg

    Abb.13.jpg Abb.14.jpg

    Abb.15.jpg
     
  25. Zigfrid_

    Zigfrid_ Oberleutnant

    Повідомлення:
    2.257
    Адреса:
    Україна
    http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7994/
    Волчьи стаи за полярным кругом
    Сергей Доброхотов

    По Карскому морю не проходила линия фронта, в этих широтах не было пехотных атак, танковых ударов и воздушных боев, война здесь мерилась минными полями и морскими караванами

    В 1941 году война еще не дошла до берегов Карского моря. Да ее там никто и не ждал. И командование Северным флотом, и руководство Главного управления Северного морского пути были уверены, что из-за суровых климатических условий немцы не сунутся в эти широты. Но действовали, конечно, в соответствии с законами военного времени: на транспортные суда крепились орудия, ставились противоминные тралы и установки для сбрасывания подводных бомб. При входе в стратегически важные проливы Маточкин Шар и Югорский Шар, а также в порту и на острове Диксон были установлены артиллерийские батареи.

    Только один человек в штабе, пожалуй, не разделял всеобщего спокойствия — капитан первого ранга Николай Аннин, считавший, что недалек тот день, когда в воды Карского моря войдут немецкие подводные лодки и линейные корабли. Однако его рапорт обошли вниманием, и, более того, было ослаблено военное конвоирование кораблей, идущих через Карское море на восток к Таймыру и на запад к Белому морю.

    Боевая ситуация

    Из доклада начальника штаба морских операций западного района Арктики Арефа Минеева (конец 1942 года): «Боевое обеспечение морских операций в текущую навигацию следует считать совершенно недостаточным как возможный театр военных действий противника. В будущем следует коренным образом перестроить боевое обеспечение, с тем чтобы гарантировать нормальное проведение морских операций. Во всей Западной Арктике должен быть установлен единый жесткий режим плавания. Все нарушения режима должны немедленно караться по законам военного времени».

    Морской гигант

    «Карманный линкор» «Адмирал Шеер» сошел на воду в апреле 1933 года. Его главным вооружением были шесть 283-миллиметровых орудий. Ствол такой пушки в длину составлял 14,8 метра и весил 48,2 тонны. Орудие могло прицельно бить почти на 37 километров, выпуская по три снаряда в минуту. Но после морских неудач конца 1943 года (тогда был потерян крейсер «Шарнхорст») немецкое командование использовало крейсер для огневой поддержки сухопутных частей. В апреле 1945 года он находился на ремонте в Киле и был потоплен во время налета английской авиации.
     
  26. Zigfrid_

    Zigfrid_ Oberleutnant

    Повідомлення:
    2.257
    Адреса:
    Україна
    «Волшебная земля»

    На самом деле контроль над Карским морем немцам был необходим, ведь британский флот отрезал Германию от ее главного союзника — Японии. Добраться до нее через Атлантику и Индийский океан, чтобы переправлять технику и грузы, не представлялось никакой возможности, в то время как плавание в северных водах (вокруг Новосибирских островов, Северной Земли и Новой Земли) позволяло обезопасить немецкие корабли от кораблей противника и значительно сократить путь к союзнику. Кроме того, установив контроль над Карским морем, немцы оказались бы в глубоком советском тылу и получили бы возможность высадить десант в Сибири. Поэтому немецкие субмарины начали охоту на советский торговый флот, чтобы заставить защищавшие его военные корабли держаться у берега, открывая тем самым для Германии Северный морской путь. И пока в начале 1942 года капитан Аннин продолжал убеждать руководство в необходимости повысить боеспособность арктического флота, в немецком генштабе уже планировалась крупная операция — «Вундерланд» («Волшебная земля»). В операции «Вундерланд» должны были участвовать два тяжелых крейсера — «Адмирал Шеер» и «Лютцов». В их задачу входило пройти по Северному морскому пути вдоль сибирского побережья, уничтожая все, что попадется на пути. Защиту от атак советских кораблей крейсерам должны были обеспечить эскадренные миноносцы, самолеты и семь подводных лодок.

    16 августа 1942 года операция началась. Правда, в море вышел только один крейсер — «Адмирал Шеер» в сопровождении четырех эсминцев и трех подводных лодок. «Лютцов» стоял в ремонте после бомбового налета англичан. А ждать немцам было нельзя: сложилась подходящая стратегическая обстановка. Большая часть советских военных кораблей была занята спасением почти полностью уничтоженного немцами конвоя PQ-17, шедшего по Баренцеву морю. Те, что остались на востоке, сгруппировались у южного берега острова Новая Земля, привлеченные туда действиями немецких подводных лодок. Получилось, что прямой путь в Карскую акваторию — пролив Маточкин Шар — был открыт. К тому же в Берлине получили информацию, что с востока через Берингов пролив вышел на запад большой русский морской караван, который «Шеер» решил встретить у пролива Вилькицкого, в самом узком месте Северного морского пути. Но, войдя в Карское море, крейсер попал в туман и потерял курс: собственной метеослужбы у немцев не было, граница дрейфующих льдов оставалась неясной, а от самолета, базировавшегося на корабле, толку было мало, его разведывательные полеты ничего не дали: он не нашел ни одного русского корабля. Так продолжалось до 25 августа, пока «Шеер» не наткнулся на ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который вел капитан Анатолий Качарава. Судно следовало на остров Домашний — везло провиант для удаленной метеостанции, где уже два года не видели корабля с Большой земли. Еще на борту «Сибирякова» находились 120 человек, которых ледокол должен был доставить на Северную Землю. Может показаться странным, но ученые-исследователи не прервали своей работы на Карском море даже в условиях войны. В этих краях работали несколько полярных станций, на которых полярники наблюдали за погодой и занимались географическими изысканиями. На самом деле сведения, добытые этими специалистами, были крайне необходимы: без точного прогноза погоды и определения кромки льда невозможно было наметить путь караванов и дать ориентировку для движения военных кораблей.

    Бой «Шеера» с «Сибиряковым» длился недолго. «Сибиряков» получил серьезные повреждения и был затоплен, а выжившие члены команды попали в плен (см. стр. 259). Но нападением на пароход «Шеер» рассекретил себя: радист с парохода «Сибиряков» успел отправить телеграмму, в которой сообщил, что на судно напал вражеский корабль. Пошарив по окрестностям и не найдя новых целей, капитан крейсера Вильгельм Мендсен-Болькен собрался блокировать пролив Вилькицкого, но вскоре был вынужден отказаться от этого плана, поскольку его разведывательный самолет потерпел аварию. Оставался только один объект, до которого «Шеер» мог добраться при плохой видимости — порт Диксон.
     

    Images:

    008.jpg
    1 людині також подобається це.