Дніпровська флотилія

Тема у розділі 'Р.C.Ч.А.', створена користувачем Azrail86, 26 гру 2013.

  1. Azrail86

    Azrail86 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    252
    Адреса:
    Бобруйск
    Днепровская военная флотилия (ДВФ) (март 1919 — дек. 1920). Была образована 12 марта 1919 г. по приказу командующего Южным фронтом В.А. Антонова-Овсеенко. Подчинялась 12-й армии Западного фронта, в сент. 1919 подчинена командующему Морскими Силами Республики. Вела боевые действия против белополяков и белогвардейцев. Расформирована в связи с окончанием военных действий.

    Собственно же судовой состав флотилии формировался из пароходов, конфискованных у киевских судовладельцев. Так, в частности, у купца Лещинского были экспроприированы буксирные пароходы «Курьер», «Аполлон» ( канлодка «Геройский»), «Верный», обладавшие мощными для того времени двигателями в 200-250 лошадиных сил, у Киевского акционерного общества – пароходы «Мукомол», «Мандельштам» ( «Грозящий»), на Варшавской верфи – «Трахомиров», «Доротея» ( «Губительный»). В состав ДВФ включены были так же пароходы «Арнольд», «Самуил», «Шарлота» и др. В конце марта флотилия насчитывала 19 боевых и вспомогательных судов. К боевым относились корабли 2-х типов: канонерские лодки и бронекатера. Канонерские лодки (бронепароходы) представляли из себя, как правило, переоборудованные пароходы, на которые устанавливалось 1-2 орудия калибра 37-152 мм, на носу и на корме, до 6 пулеметов («Максим», «Гочкис» и др.), а так же несложное бронирование из железных листов толщиной до 25 мм или просто защита из досок. Применялась так же, для дополнительного усиления, и песчаная насыпка между металлическими листами или досками, и т.п. Команда насчитывала 40-50 чел. Вооружение таких бронепароходов уступало артиллерийскому оснащению типовых канонерских лодок, даже устаревших образцов. Так, мореходная канонерская лодка «Донец» имела 2 шестидюймовых орудия, одну 122-мм пушку, 3 трехдюймовые пушки, 4-е 47-мм орудия.
    Бронекатера же частично достались ДВФ от царского флота.

    Данные бронированного дозорного катера типа «Д»:
    Водоизмещение, т: проектное 6,5; полное на 1933 г — 10
    Длина наибольшая, м — 9,21
    Ширина наибольшая, м — 2,47
    Осадка, м: проектная — 0,61; фактическая на 1933 г — 0,85
    Высота максимальная от уровня воды (по крыше пулеметной башни), м — 1,52
    Число тонн на 1 см осадки — 0,18
    По проекту вооружение катера должно было состоять из одного пулемета «Максим» во вращающейся башне. Максимальный угол возвышения пулемета +35°. Боекомплект — 8 пулеметных лент (2000 патронов).
    В 1917 г. уже на фронте на катерах стали ставить второй пулемет «Максим» на корме на открытой тумбовой установке. Позднее второй пулемет заменили 37-мм пушкой Гочкиса на тумбе без щита. Пушка была приспособлена для зенитной стрельбы. Максимальный угол возвышения ее составлял +70°. Длина ствола 20 калибров.
    Вес снаряда около 0,5 кг. В боекомплект входили осколочные гранаты весьма слабого действия и картечь Розенберга. Табличная дальность стрельбы 2000 м. Скорострельность до 15 выстр./мин. Боекомплект — 200 выстрелов.
    В перегруз катер мог принять две мины типа «Д» с кошками на палубе.
    Броневой пояс у машинного отделения имел толщину 6 мм. Пулеметная башня окружена 7-мм броней. Палуба не бронирована.
    Первоначально катера имели бензиновые двигатели Стерлинга мощностью 85 л.с. В 1920-х годах их заменили на бензиновые моторы системы «Скрипс» мощностью 100 л. с при 1200 об/мин. Движитель — один винт. Запас топлива — 700 кг бензина. Расход топлива в час — 20 кг. Скорость по течению (на Днепре) — 14–16 км/час, против течения 9–11 км/час. Экономический ход тот же, что и наибольший. Дальность плавания по течению — 560 км, против течения — 350 км. Радиоустановки и шлюпки не было.
    Экипаж 7 человек: младшего начальственного состава — 2; рядового состава — 5. 16 марта 1919 г. красные начали ремонт пяти бронекатеров, получивших номера 1, 2, 3, 4 и 5. Бронекатерам были присвоены «громкие» названия: № 2 — «Ленин», № 5 — «Шевченко», а остальные — «Украинец», «Коммунист» и «К. Маркс». Правда, через несколько недель командование решило, что сии имена мало подходят к 9-тонным катерам, и у них остались только номера.
    -2.jpg
    В судовой состав советской Днепровской флотилии к 21 марта 1919 г. входили:
    I бригада: «Шарлота», бронированные катера № 1, № 2, № 3, № 4, № 5.
    II бригада: «Курьер», «Апполон» и «Самуил».
    dnuk2_1.jpg
    Бронепароход "Курьер" Водоизмещени е 160,5т. Основные размерения длина 50,2м; ширина 5,49м; осадка 0,7м. Машина мощностью 190л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 12,9 км/ч. Вооружение: 2-е 76-мм полевые пушки, 3 пулемета "Максим", 1 пулемет "Шварцлозе" . Реконструкция И.И. Черникова.

    III бригада: «Арнольд», «Верный» и «Адмирал» (база).
    dnuk2_2.jpg
    Бронепароход "Верный" Водоизмещение 308 т. Основные размерения длина 55,51м; ширина 6,71м; осадка 1,1м. Машина мощностью 500л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 12,8 км/ч. Вооружение: 2 76-мм полевые пушки, 4 пулемета "Максим", 3 германских пулемета "Максим". Личный состав 50 человек. Реконструкция И.И. Черникова.

    Все суда, за исключением «Шарлоты» и бронекатеров, имели на вооружении по 2-е 76-мм полевые пушки образца 1902 г. и без всякой нормы оснащались пулеметами, винтовками.

    Боевым крещением флотилии стали бои с повстанческими формированиями украинского независимого социалиста Зеленого (Д.И. Терпило). Организатор антигетмановского и антипетлюровского восстаний, его дивизия первой ворвалась в отбитый у войск Скоропадского Киев. Зеленый в течении 2-х недель был так же советским комдивом Приднепровской дивизии, но в ответ на установление продовольственной диктатуры он 20 марта 1919 г. поднял восстание в Триполье. И даже 11 апреля 1919 г. вновь штурмовал Киев. С имевшихся у Зеленого судов в Киеве, у Печерской пристани, был высажен десант в 400 чел. Первоначально в боях со стороны украинских повстанцев участвовал пароход «Барон Гинзбург». Впоследствии им удалось захватить, в т.ч. и у ДВФ, пароходы «Днепровск», «Санитарный», «Гоголь», «Шарлоту», «Зевс». Пехотный и кавалерийский десант, высадившийся с «Гоголя», был почти полностью уничтожен зеленовцами. Штаб Зеленого был перенесен на «Шарлоту». Кроме того, у Зеленого была целая флотилия из лодок, внезапно атаковавших из плавней и бравших на абордаж проходившие суда. Захватив на Днепре 30 барж с солью и углем, Зеленый раздал это все деревенской бедноте. После этого армия Зеленого, официально именовавшаяся «Армией независимой Советской Украины», фактически смогла блокировать в этом районе судоходство по Днепру. Но в ходе ожесточенных боев в июне-июле 1919 г. в р-не Триполья захваченные пароходы были отбиты назад. 1-2 мая 1919 г. артиллерийским огнем ДВФ была уничтожена значительная часть сел Триполья и Плюты. 30 мая Триполье было вновь обстреляно пароходом «Тарас Бульба» и буксиром «Курьер». Именно суда ДВФ эвакуировали остатки 1,5-тысячного красного отряда, разбитого Зеленым 3 июля в Триполье («Трипольская трагедия»). Но к концу июля армия Зеленого потерпела поражение, однако продолжала сопротивляться. Решающее значение при этом сыграл десантный отряд ДВФ, высадившийся в тылу у повстанцев и заставивший их отступить, пойдя на прорыв из окруженного Триполья. Всего ДВФ пришлось участвовать в 6-и походах против Зеленого.

    На Беларуси судам и десантным отрядам флотилии пришлось вести борьбу и с формированиями атамана И.Т. Струка. В мае 1919 г. суда флотилии во взаимодействии с частями Красной Армии под руководством начальника штаба ДВФ В. Дьяченко нанесли струковцам серьезное поражение в р-не Чернобыля. К этому времени Струк, как бывший моряк прекрасно понимавший важность контроля над водными магистралями, то же не преминул обзавестись собственной флотилией. В ходе этой операции краснофлотцами было захвачено и приведено в Киев 7 пароходов из флотилии Струка.

    В конце 1919-начале 1920 гг. в экспедиции против Струка вновь принял участие отряд ДВФ в составе 200 военморов под началом. комиссара флотилии Розенталя и одного из ее первых организаторов Д.А. Мягких. Отряд вышел из Гомеля, на который в это время уже базировалась флотилия. Днепровцами было разгромлено 8 гарнизонов струковцев. Разбив в р-не Чернобыля группировку струковца Терешко, они отпустили его под честное слово.

    Впрочем, флотилия действовала успешно не только против повстанцев-крестьян, но и против регулярной белогвардейской армии. В августе-сентябре 1919 г., когда войска А.И. Деникина совместно с армией Директории УНР заняли Киев, Днепровская флотилия вынуждена была пордняться вверх по Днепру, и войдя в р. Сож, перебазировалась на Гомель. Гомель стал основным местом дислокации ДВФ. Отсюда, из гомельского речного порта, суда флотилии совершали рейды против деникинцев. Так, в конце сентября 1919 г. канлодки «Геройский», «Гневный», «Грозный» и «Грозящий» оказывали артиллерийскую поддержку наступлению 58-й стрелковой дивизии Красной Армии в устье р. Припять, у д. Печки. 2 сентября 1919 г. против них из Киева выдвинулся отряд судов Средне-Днепровской флотилии ВСЮР в составе нескольких канонерских лодок, плавбатареи и 2-х вооруженных катеров. Красные канонерки скрытно выдвинулись навстречу идущему в кильватерном строю противнику и с расстояния в 15 кабельтов открыли огонь из всех своих орудий. Попаданием снаряда с «Грозящего» была серьезно повреждена плавбатарея белых, а канлодка «Доброволец», сбитая огнем на мель, была захвачена экипажем «Геройского». Оба же деникинских катера были потоплены. Противнику пришлось повернуть к Киеву и отказаться от высадки десанта, который он намеревался выбросить в тылу 58-й дивизии. Захваченный краснофлотцами «Доброволец» был переименован в «Губительный» и включен в состав ДВФ («Губительный» погиб в бою 27 апреля 1920 г у Чернобыля).

    Особую доблесть и героизм проявили краснофлотцы в боях с польской армией летом 1920 г. 6 мая 1920 г., в связи с приближением «белополяков» к Киеву, флотилия была разделена на 3 отряда: Березинский и Сожский с базой в Гомеле и Южный, базировавшийся на Екатеринослав. Суда флотилии не раз осуществляли смелые операции. Так, бронекатер № 2. (БК-2) и катер «Шевченко» получили задание разведать и уничтожить переправу польской армии на р.Припять. Поднявшись до Турова вверх по Припяти, катера произвели поиск и обнаружили переправу, которая и была ими разрушена. При отходе отряда поляки предприняли попытку отрезать его у Давыд-Городка на р.Горынь, но катера прорвались с боем. Командовал бронекатером № 2 военмор Л. Кабиков.

    Особую известность получила операция ДВФ, осуществленная у г. Лоева, т.н. «Лоевский прорыв». В июне 1920 г перед флотилией была поставлена задача оказания поддержки Красной Армии в ходе ее наступления на Киев, занятый польскими войсками. Северная группа должна была обеспечит переправу через Днепр и поддержать огнем 12-ю армию. Но войти в Днепр из Сожа можно было, только миновав мощный укрепрайон врага у Лоева. Противник здесь имел 14 орудий калибром до 200 мм, кроме того, фарватер был частично блокирован фрагментами взорванного моста. При подготовке операции была задействована аэрофотосъемка и группы разведчиков-добровольцев, скрытно произведших необходимые замеры. Выяснилось, что при прохождении в р-не моста максимально допустимый зазор между опорами и бортами судна может быть не более1-2 метров. Ночью 2 июня отряд из 5 канлодок (в т.ч. «Малый», «Мстительный», «Геройский», «Меткий») , 2 тральщиков и 2 посыльных судов начал прорыв от д. Карповка. Командовали судами Эрман Гайлит (канлодка «Малый, комиссар лодки - Садников), Стоянов, Соловьев, и др., общее руководство операцией осуществлял командир 1-го дивизиона канлодок М.Г. Степанов. Идя вниз по течению, отряд скрытно миновал пристрелянный участок и вышел к мосту, где одна из канонерских лодок все же столкнулась с опорой моста, закрыв тем самым проход. В скором времени польские артиллеристы открыли огонь, сначала в слепую, а потом прицельный. Отряд оказался в крайне опасном положении, но ответным огнем смог снизить интенсивность вражеского артобстрела. Вскоре, после освобождения фарватера, суда возобновили движение, стараясь держаться ближе к занятому противником берегу, затрудняя этим ему стрельбу. Потеряв канонерскую лодку «Меткий», наскочившую на ледорез моста (команда благополучно высадилась на берег), и еще одну, севшую на мель выше Лоева, отряд благополучно завершил дерзкий прорыв. Затем он выставил минные заграждения в устье Припяти и обеспечил переправу частей 12-й армии через Днепр в р-не д. Печки. При этом краснофлотцы отбивали артогнем контратаки польских частей в р-не высадки красных войск, вели бой с польской речной флотилией и авиацией. Так же днепровцы обеспечивали переправу и высадкой своих десантных отрядов. Надо отметить, что предшествовавшие попытки частей 12-й армии, с 28 мая пытавшейся своими силами форсировать Днепр, не увенчались успехом. По завершению форсирования днепровцы перебросили по реке стрелковую бригаду на Сваромье и Вышгород, а 9 июня участвовали в бою за переправу на р.Ирпень. В ходе этих боев особо проявили себя экипажи канонерских лодок «Малый», «Мстительный», «Геройский» и тральщика «Трал» Северного отряда ДВФ. Орденами Боевого Красного Знамени ВЦИК наградил командира «Малого» Э. Гайлита, моряков с этой канлодки Ф. Кротова, И. Зайцеа, П. Троца, Е. Белова, С. Савченко, И. Галашко. С канлодки «Геройский» орденами были награждены - комиссар лодки Платбаргд, П. Гаврилов, Н. Озернов, Ф. Андрюшенко, моряки с других кораблей - комиссар Кульберг, артиллерист Г. Мухин, Афанасьев, Клевцов, Пашкин, Захаров, Потемкин. Канонерские лодки «Геройский», «Мстительный», «Малый» были награждены Почетным Революционным Красным Знаменем.

    Успешно действовала в р-не Триполья и Южная группа ДВФ. 11 июня Киев был взят. Одним и из первых в город вошли военные моряки-днепровцы.

    Приказом РВС от 22 декабря 1920г ДВФ расформировывалась (по другим данным – только сокращалась до 1 канлодки, 5 сторожевых судов и 5 катеров). В любом случае, в Гомеле в начале весны 1921 г. продолжал находиться ряд военных судов вместе с экипажами.

    Командующие:

    Полупанов А. В. (март — сент. 1919);

    Родился в 1888 г., работал на шахтах Донбасса. В 1909г призван на флот, в 1912 г. за революционную деятельность был заключен в плавучую тюрьму. В 1914 г. отправлен на фронт, потом - матрос на линкоре «Императрица Мария». После гибели линкора служил на миноносце «Фирдонисия». Отчаянный партизан и любимец моряков. В 1918 г. Полупанов командовал бронепоездом «Свобода или смерть», исколесившим многие фронта гражданской войны. Окруженный под Симбирском, бронепоезд, во избежание его попадания в руки врага, был сброшен в Волгу.

    Смирнов П. И. (сент. 1919 — дек. 1920);

    Пётр Иванович Смирнов-Светловский (1897 — 17 марта 1940) — советский военно-морской деятель, флагман флота 2-го ранга (1938), депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
    Родился в местечке Сулин в Области Войска Донского в русской семье казака, работавшего врачом. Окончил несколько курсов Петроградского политехнического института.
    В молодости увлёкся революционными идеями. В 1914 году вступил в РСДРП. В 1917 году был редактором газет Кронштадтского комитета РСДРП(б) и членом военно-технической комиссии Кронштадтского совета. Один из организаторов большевистского восстания в Петрограде. В ходе восстания — комиссар и начальник штаба сводного Кронштадтского отряда, направленного для поддержки восставших в Петроград.
    В РККФ с февраля 1918. В конце февраля в качестве комиссара минно-подрывного отряда из моряков-балтийцев участвовал в обороне Пскова от немецких войск. Затем командирован на Восточный фронт. Один из организаторов Волжской военной флотилии; в июле 1918 возглавил её штаб. Затем командир конного отряда 5-й армии, с которым действовал в тылу колчаковцев. С января по март 1919 года — военком Кронштадтской морской крепости. 17 апреля 1919 назначен командующим и военкомом Волжской военной флотилии. Под его руководством флотилия содействовала 2-й армии при форсировании Камы в ходе Пермской операции. 25 июля флотилия влилась в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, в связи с чем Смирнов-Светловский был освобождён от должности.
    Затем переведён на Украину. 13 сентября 1919 года назначен командующим Днепровской военной флотилией и членом РВС Гомельского укрепрайона. Летом 1920 года под его руководством флотилия содействовала войскам 12-й армии в форсировании Днепра и освобождении Киева от польских войск. 7 августа 1920 года убыл на Кавказский фронт. С 14 августа по 23 сентября 1920 года командовал Морской экспедиционной дивизией, участвовавшей в разгроме врангелевского десанта генерала Улагая. Затем с 6 октября и до 14 декабря 1920 вновь командовал Днепровской флотилией.
    По окончании Гражданской войны продолжил службу в РККФ. Проходил службу военкомом и старпомом сторожевого корабля «Воровский», на котором в 1924 году совершил четырёхмесячный переход из Архангельска во Владивосток. Затем находился в спецкомандировке в Китае в качестве военного советника. В 1927 году окончил Военно-морскую академию, после чего командовал эсминцем. Затем командовал дивизионом эсминцев КБФ. С 1934 — инспектор Управления Военно-Морских Сил РККА.
    15 августа 1937 года назначен командующим Черноморским флотом. 19 декабря того же года был в числе 1143 человек был избран депутатом первого созыва Верховного Совета СССР. 30 декабря 1937 РККФ был выделен в отдельный наркомат, а Смирнов-Светловский был назначен 1-м заместителем первого наркома ВМФ П. А. Смирнова. После ареста П. А. Смирнова, произошедшего 30 июня 1938 года, исполнял обязанности наркома ВМФ СССР вплоть до назначения 8 сентября 1938 года на эту должность М. П. Фриновского.
    Арестован НКВД 26 марта 1939 года. Обвинялся в измене Родине, участии в контрреволюционной организации и вредительстве. Ряд недостатков в организации строительства складов, баз флота, торпедных катеров и т. п. были трактованы как умышленное вредительство. 16 марта 1940 года ВКВС СССР признала Смирнова-Светловского виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами 1«б», 7 и 11 статьи 58 УК РСФСР и приговорила его к расстрелу. Приговор приведён в исполнение на следующий день. Останки были захоронены на Донском кладбище.
    Определением ВКВС от 23 июня 1956 года Смирнов-Светловский был полностью реабилитирован.

    Корсак Б. В. (авг. — окт. 1920, врио);

    Степанов Н. Г. (14–22.12.20).

    Комиссары:

    Дюков К. Д. (март — апр. 1919);

    Гревцев П. И. (апр. — авг. 1919);

    Татаринов Г. А. (авг. — апр. 1919);

    Чадарайн Я. Я. (апр. — авг. 1920);

    Кульберг А. М. (авг. — окт. 1920).

    ________________________________________________________________________________________
    Краязнаўчы сайт Гомеля і Гомельшчыны
    Персональный сайт Моремход
    Боевой путь Советского Военно-Морского Флота / В. И. Ачкасов, А. В. Басов, А. И. Сумин и др.. — М.: Воениздат, 1988.
     
    sany та Vesel'chak подобається це.