Тема применения Zimmerit-а и его предназначения вообще, похоже не закрыта. "Официальная" версия, что его предназанчение - это уберечь танк от установки на него магнитной мины подвергается критике с приминением следующих аргуменов: В тоже время выдвигаются некторые версии касающиеся возможного "альтернативного" приминения этой загадочной "танковой пасты": и т.д. Я посмею выдвинуть свою версию предназначения этого, вызывающего споры, спецпокрытия немецкой бронетехники. Версия довольно проста до банальности. Странно, что ее раньше никто, на сколько мне известно, не озвучил. Танк, как известно - железный предмет, а метал довольно хорошо нагревается и проводит тепло. Из-за своих тактико-технических характеристик и предназначения бронетехника, как правило, довольно много времени проводит под открытым небом и прямыми лучами солнца. Что в совю очердь превращает танк в расскаленную духовку. О чем неоднократно многие и слышали, и читали. Кондиционеров в то время в танки не ставили, а перегретый эккипаж боеспособен довольно относительно. Из-за этого и было принято решение, каким-то образом, хотябы частично, уменьшить теплопроводимость танковой брони и понизить температуру внутри боевого отделения машины. Мое мнение- цеммерит выполнял роль теплоизолтора, передохраняя танк и его эккипаж от черезмерного перенагревания в лучах летнего солнца. Одним из аргументов в пользу этой версии является тот факт, что основной компонент циммерита -сульфат бария ( 40% в составе пасты) применяется при изготовлении огнеупорных материалов и обладает тепелопроводимостью в несколько раз меньшей от стали. Каковы будут ваши мнения ?
Не соглашусь. Циммерит наносился только на вертикальные поверхности танка, и никогда - на горизонтальные, которые естественным образом более всего подставлены солнечным лучам. Кроме того циммерит не наносился на бронемашины, бронетранспортеры, бронедрезины и бронепоезда, то есть на все другие "металлические" машины. Думаю тут что то другое. Что б тебе не было скучно, скажу что я сам не пойму какую задачу он решал.
Лично моё мнение, основанное в том числе и на пунктах критике №1 и №4, циммерит просто какое-то надувательство времен войны. Как по мне так это эдакая чья-то афера с целью нажиться на армии в трудный период в войне и во всей стране. (Не стоит забывать, что в Германии всё-таки был капитализм и этот циммерит кто-то производил и продавал армии).
Ответный аргумент. Площадь горизонтальных поверхностей относительно невелика (моторный отсек, который мазать незачем, и крыша башни), и за счет того, что боевые действия велись все же не на экваторе - солнце светило не вертикально сверху. Соответстенно солнечные лучи больше нагревают именно наклонно-вертикальные поверхности. Для примера, солнечные батареи ставят не горизонтально, а немного под углом к поверхности, дабы они получали большую дозу солнечных лучей.
Эту статью я читал. Вот цитата оттуда Только вот источником этого самого ИК-излучения были не приборы ночного видения активного действия, кторых у союзников было намого меньше нежели магнитных мин( если вообще были), а солнце.Мощное ИК-излучения которого очень хорошо нагревает танковую броню. Авторы были очень близки к моей версии. Только зацыклились на противодействии технологиям, а не природным факторам.
Белый танк ?! классная маскировка. Танкисты были бы очень рады. А цемерит тем и подходит, что его можно покрасить краской сверху, нанести камуфляж.
Не мазали! Наклонные поверхности - да, горизонтальные - никогда. И потом, вертикальные , ну и наклонные поверхности танка сами понимаете нагреваются в основном лучами восходящего или заходящего солнца. Которые большого нагревательного эффекта дать не могут. Большую часть светового дня солнце все таки греет горизонтальные поверхности. При всем уважении, не могу принять версию камрада Zigfrid'a за основную.
Еще один аргумент. Циммерит начали применять именно перед началом новой !летней! наступательной кампании на Востоке. Действия велись на Южном участке фронта в лесостепи. Близкого контакта танков с пехотой противника не должно быть. Это не бои в городе, когда есть возможность поставить магнитную мину. Также еще продолжается война в Африке с ее жарким климатом. Напротив, в 1944 году, когда Африканский ТВД был закрыт и бои переместились в Восточную и Западную Европу(более умеренный климат, лесистая местность и более плотная застройка) в то же время участились бои на улицах городов и соответстенно вероятность более близкого контакта с пехотой противника - циммерит уходит из употребления. Вопрос о дороговизне снимается, так как цена циммерита в общей стоимости танка составляла около 0,09 %. Вот цитата Взято отсюда: http://www.drittereich.info/modules...opic&t=1642&postdays=0&postorder=asc&start=15
В целях ОКХ от 1943-12-29, Zimmerit решено применять на следующие транспортные средства: •III Pz Kpfw •Pz Kpfw IV (100 кг) •Pz Kpfw Пантера (160 кг) •Тигр (200 кг) •Sturmgeschutz III (70 кг) •Panzerjäger 38 т •Panzerjäger Hornisse http://www.panzerworld.net/zimmerit.html
Это самодеятельность во фронтовых условиях. Но спасибо за фото, первый раз вижу циммерит на бронетранспортере.
К чему эта ненужная ссылка? Циммерит на Тигры начали наносить в августе 1943. Это перед какой-такой летней наступательной кампанией на Востоке?
Чтобы ответить на этот вопрос надо знать матчасть техники и даты изменений в матчасти. Желательно наличие фотоархива бронетехники "потяжелее". Кроме того, надо иметь данные по поставки той или иной техники в подразделения, тогда можно будет предельно точно определить дату появления циммерита на той или иной бронетехнике. По Тиграм знал, вот и отписался. П.С. Пантеры на Курской дуге так же были без циммерита.
Что касается приборов ночного видения у немцев. На немецких машинах стояли приемники теплового излучения, переводящие тепловое излучение машин в видимый спектр. Чувствительность тогдашних приборов оставляла желать лучшего, и часто танк-охотник работал в паре с бронетранспортером, вооруженным мощным ИК-прожектором для подсветки целей. Солнце тут совершенно не при чем. Теперь по поводу предполагаемых целей использования циммерита. 1. Против ИК-излучения активного типа (подсветка прожектором). Возникает вопрос, зачем покрывать циммеритом борт корпуса Пантеры за катками? 2. Против ИК-излучения собственно танка (уменьшение заметности танка в ИК-диапазоне). Самый активный источник тепла в танке - двигатель. Моторное отделение Пантеры не покрывалось циммеритом с бортов корпуса, почему-то. 3. Против магнитных мин. Зачем покрывать циммеритом борт за катками Пантеры? Забраться туда невозможно. 4. Теплоизоляция. Нагрев циммерита солнечным светом при отсутствии ветра не окажет никакого теплоизолюрующего действия, поскольку тепло будет поглощаться слоем циммерита и передаваться броне. Для теплоизоляции необходимо отвести тепло от объекта и рассеять в пространстве... Короче, никакого ощутимого эффекта на теплоизоляцию объекта циммерит не окажет. Кроме того, опять же повторяется вопрос, зачем покрывать циммеритом борт за катками? 5. Послевоенные обстрелы циммериченых бронелистов не выявили накакого воздействия на поведение снаряда слоя циммерита... Циммерит производила одна фирма в Германии, не сильно богатая и известная, чтобы иметь возможность лоббировать свои интересы на уровне военных заказов. Зачем нужен циммерит - не знаю. Даже удобоваримых версий нет.
То, что циммерит нанесен не на всю высоту боковых бронелистов (фото ниже) должно наводить на определённые мысли.
ответ на втором фото, сверху непокрытая броня и "бликует" в отличие от той что покрыта циммеритом. ...думаю дело только в маскировке.
А может дело в том, что циммерит нанесён на расстояние вытянутой руки (а что в руке?) бойца противника?
Скорее всего наносили из за экономии на те места где реально возможно прицепить магнитную мину. Естественно что на верхнюю часть башни это сделать проблематично... Это тоже самое что наносить камуфляж на внутреннюю часть корпуса.
Ещё раз глянтье ссылку http://www.cavaliermodels.com/ZimmeritHistory.html Циммерит на крыше моторного отделения StuG'a и горизонтальная часть крыла Пантеры. Не всегда, но было.