Есть на форуме тема - "Василия Сталина уничтожить!" По ходу обсуждения был пост в котором упоминались аэродром в г. Рассказово, киноартистка Зоя Федорова и летчик Клещев. Порылся я в домашнем архиве и решил выложить, отдельной темой такой вот материал. Сканы газеты "Вечерний Донецк" за март 1991г. Фотография автора воспоминаний в военное время. [/URL] некоторые подробности о нем на ветке - http://reibert.info/forum/showthread.php?t=3351&page=3
Теперь пару слов о Клещеве. разбился он недалеко от совхоза Новый в сторону В-Спасского. Там был резервный аэродром с весны 21 года основанный во время "Антоновщины" Аэродром был неудачный в плохую погоду на нем гибли и местные жители. Там тропинка была на Комаровку и Алексеевку. Бывало местных давили. Клещев летел со стороны Хитрово - вроде бы там местные жители его подарками и одарили, ну и про "хлеб-соль" конечно не забыли. Он слишком снизился и зацепился за один из холмов на берегу мелкого полевого ручья. Прадед моего сына бегал с с.В-Спасского смотреть на самолет и тело разбившегося Клещева. Туда пол села прибежало смотреть. Клещев был из породы людей которые умели и воевать и гулять по русски. Он был другом Василия Сталина, за что его недолюбливал вождь. Когда тамбовские власти обратились к нему с предложением переименовать Рассказово в Клещев по легенде ответил: "Нечего Васькиными собутыльниками города называть". На все вопросы про гибель и место могли бы ответить документы по расследованию авиакатастрофы. Думаю они секретные- так как его гибель не совсем соответствует смерти "положенной" герою. Но гриф действует 60 лет и может быть снят по запросу официальных организаций. Командиром 6-го запасного истребительного авиаполка, сформированного в г. Рассказово, был Герой Советского Союза Виктор Чистяков. Как видно из его биографии - "...подготовил не один десяток летчиков для действующих войск, сбивших в общей сложности 73 фашистских самолета. А его техсостав соберет несколько десятков истребителей семейства «Як», пополнивших воздушные армии на западных фронтах..." То есть как видим 6-й ЗИАП и учебная часть - ОДНО И ТО ЖЕ. Сомнений НЕТ. Муж сестры моей бабушки - Виктор Малиновский - попал в 6-й ЗИАП из Львова - в числе новобранцев - летчиков, которых готовили по ускоренной программе. Однако его приметили, и оставили в полку в качестве инструктора. Здесь он познакомился со своей будущей женой - Евдокией Ивановной, и остался в Рассказово. Работал до пенсии на АСК. До последних своих дней дед Витя как "Отче Наш" досконально помнил все тонкости устройства и управления различными моделями самолетов... Жаль, что его уже нет - он умер в 2002 году... Из рассказов помню - любил ладоннью показывать как надо летать, на что при этом нажимать, и как садиться. Рассказывал, что много курсантов гибло. Из-за неопытности, на первом же самостоятельном вылете. Частенько и техника подводила - новые самолеты были "сыроваты". Аэродром, на котором базировался 6 ЗИАП - располагался на месте сегодняшнего пос. Зеленый. Взлетка использовалась до последнего времени - как аэродром С/Х авиации. В самОм поселке, в парке - есть могилы двух неизвестных летчиков ЗИАП, останки которых были обнаружены при проведении каких - то работ. Говорят - костей человеческих там много. Следовательно информация о частых трагедиях - правда. Нередко на аэродроме приземлялись транспортные самолеты, и бомбардировщики. С однгим из них произошла трагедия - лишь благодаря мастерству летчиков удалось избежать больших жертв. Но это уже совсем другая история. Дед рассказывал, что проверки проходили часто - народу при больших погонах прилетало множество. Кто именно и с какой целью - "военная тайна". Но встречали ихт "по полной программе" - это 100% факт. Возможно по поводу аварийности сюда и был командирован Клещев. На эту мысль наводят воспоминания Зои Федоровой. Хотя это всего лишь мои догадки. Версия о его попытке улететь в Москву более правдоподобна. Естественно - встретить Новый год приятнее в обществе любимой в Москве. Теперь представьте - 31 декабря, канун Нового года. Хоть и война, но все же праздник. А праздник обычно отмечают, хоть и война. Отмечают известно как... Не хочу ничего плохого сказать, но все мы люди, даже НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. В общем я думаю, что такой опытный летчик - ас, как Клещев, никогда не поднял бы машину в небо при таких метеоусловиях. А тут почему - то поднял... И просто не расчитал своих возможностей. Решил вернуться, но не смог посадить самолет... Что касается того - мог Герой Советского Союза и человек ТАКОГО масштаба вылететь на своё усмотрение В ЛЮБОМ НАПРАВЛЕНИИ - думаю вопросов нет. Конечно мог... Возможно эта версия и не соответствует истине. Но по-моему - самая правдоподобная... А самое интересное - не смотря на то, что при жизни аэродрома на нем погибло довольно много людей - НИ ОДНОГО из них нет в базе "мемориал"... Получается - погибли НЕ В БОЮ, стало быть не воевали, и сведений о них попросту нет... http://forum.rasskazovo.ru/viewtopic.php?t=5700&postdays=0&postorder=asc&start=30
Аэродром Гумрак, конец июля 1942 года. В центре – подполковник Ф. М. Пруцков, на груди которого три ордена. Рядом с Пруцковым полулежа – лейтенант Владимир Микоян. Правее без головного убора сидит майор И. И. Клещев. Правее Клещева - В. И. Сталин, перед ним – А. Г. Котов. Первый справа – капитан В. П. Бабков. Крайний слева – лейтенант А. М. Александров. Третий в первом ряду – в пилотке лейтенант А. П. Шишкин. Третий слева во втором ряду – лейтенант Ф. Ф. Прокопенко. Герой Советского Союза Клещев. Иван Клещев родился 26 Января 1918 года в селе Курячовка Марковского района Ворошиловградской области, в шахтерской семье. В 1933 году окончил 1 курс педагогического техникума, работал слесарем. В Советской Армии с 1937 года. Окончил военную школу летчиков - истребителей. Участник боев с японскими захватчиками на озере Хасан в 1938 году и реке Халкин - Гол летом 1939 года. В воздушных боях лично сбил один самолет противника. На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. В свои 20 с небольшим лет этот крепко сколоченный, энергичный, с волевым лицом и непокорной шевелюрой Майор уже успел много повоевать. К середине Марта 1942 года командир эскадрильи 521-го ИАП ( Калининский фронт ) Иван Клещев совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы 13 самолетов противника. 5 Мая 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре, в 24-х летнем возрасте, он стал командиром 434-го ИАП, "Шефом" которого был начальник Инспекции ВВС РККА Василий Сталин. Этот полк был первым в Советских ВВС превращен в элитный по своему составу. В него отбирались летчики не просто уже повоевавшие и имеющие на "лицевом счету" несколько сбитых вражеских самолетов, но и опытные инструкторы из училищ ( в основном из Качинского ). В Июне 1942 года летчики полка вели напряженные воздушные бои в районе Краматорска. Несмотря на сложность обстановки и трудности со снабжением ГСМ, воевали они превосходно. Однажды группа из 10 истребителей Як-1, возглавляемая Клещевым, вылетела в район Ново - Александровки на прикрытие наших войск. Неожиданно со стороны солнца появилось 15 "Мессершмиттов". Обнаружив нашу группу они, действуя неторопливо и самоуверенно, пошли на сближение с ней. Но на этот раз они нарвались не на тех... Майор Клещев решительно направил свой самолет навстречу врагам. За ним последовали остальные. С первой же атаки удалось сбить трех "Мессеров". Противник не ожидал такой дерзости и поспешил ретироваться. 15 Июня летчики 434-го авиаполка впервые встретились с немецкими асами из берлинской школы воздушных снайперов. В тот день группа из 17 "Яков" вылетела на прикрытие наших наземных войск и уже достигла заданного района, когда на нее внезапно напали сверху 19 "Мессеров". Затем на помощь противнику подоспели еще 9 истребителей. Завязался ожесточенный бой. Немцы, имея преимущество в количестве самолетов, в скорости и высоте, вели себя очень агрессивно. Наши летчики оказались в трудном положении, но уйти из - под удара не могли - им строжайше запрещалось покидать район барражирования... Пришлось в основном обороняться и лишь в редких случаях - контратаковать. В итоге боя мы недосчитались 3-х самолетов. Правда, Майор Клещев, Лейтенанты Котов, Баклан и Карначенок тоже сбили по "Мессеру". Однако это слабым утешением. На сей раз и эти победы не радовали: каждый сознавал, что противнику удалось навязать нашим летчикам свою волю и заставить их драться в невыгодных условиях. Лишь мужество, самоотверженность и взаимная выручка пилотов позволили избежать более значительных потерь. В середине Сентября 1942 года, после очередного переформирования, летчики 434-го полка в третий раз перебазировались под Сталинград. К тому времени обстановка еще более осложнилась - на улицах и площадях города кипели жаркие бои. Не легче было и в воздухе. О степени напряженности достаточно красноречиво говорят такие цифры: с 16 по 28 Сентября летчики 434-го ИАП сбили 74 немецких самолета, а сами потеряли 15 боевых машин. Первый боевой вылет 16 Сентября возглавил Майор Клещев. 11 машин под его командованием получили задачу прикрыть наземные войска в районе станции Котлубань. На подходе к станции они встретили до 30 "Юнкерсов", изготовившихся для бомбометания. Выше кружило несколько пар "Мессеров". Клещев быстро оценил обстановку: истребители противника находятся на значительном удалении от своих подопечных, у нашей группы скорость максимальная, за спиной - солнце. Это позволяло нанести внезапный удар по "Юнкерсам". Помешать ему сразу "Мессера" не могли. А потом следовало уходить на вертикаль и разделиться на две группы, одна из которых свяжет боем "Мессера", а другая нанесет повторный удар по "Юнкерсам". Приняв такое решение, командир полка повел группу в атаку. Самому ему и Долгушину удалось сбить по "Юнкерсу". Остальные вражеские бомбардировщики нарушили строй и стали поспешно освобождаться от бомб. Разделившись на две группы, "Яки" снова ринулись на противника. Завязался воздушный бой с "Мессерами". Клещев и Якимов подожгли при этом два немецких истребителя. Но и один наш "Як" был подбит, после чего вражеские истребители удалились вслед за своими бомбардировщиками. В тот же день летчики полка участвовали еще в нескольких воздушных схватках. Особенно успешно действовал в них Майор В. П. Бабков, увеличивший свой боевой счет. Накал боев нарастал... Во второй половине дня 19 Сентября 1942 года вражеские истребители подожгли самолет Майора Клещева. Попытка сбить пламя не удалась. Командир полка выбросился с парашютом. Сильно обгоревшего, его отправили в госпиталь. Командование полком временно было возложено на Героя Советского Союза А. Ф. Семенова. Вспоминая о тех днях, он пишет: "... заменить такого командира, как Иван Клещев, было непросто. У всего личного состава полка он пользовался безграничным авторитетом. Во всем чувствовалась его твердая рука. Клещев смело брал на себя ответственность за самые рискованные решения и настойчиво претворял их в жизнь. У него были свои устоявшиеся взгляды на нормы поведения авиационного командира. Коротко их можно сформулировать так: пока ты сам летаешь - ты не только командир, но и воздушный боец, а прекратишь полеты и личное участие в воздушных боях - сразу утратишь моральное право называться летчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром. Установка эта, может быть, была и спорная, однако она не лишена истины. В своей командирской деятельности И. И. Клещев неизменно проявлял новаторство, инициативу, особенно в области управления истребителями и совершенствовании приемов борьбы с вражеской авиацией. Одним из первых он наладил надежную связь между самолетами и землей, всегда обнаруживал деловую заинтересованность в организации пунктов наведения. Ему же в первую очередьпритнадлежит инициатива эшелонирования боевых порядков истребителей по высоте и налаживания взаимодействия летчиков в паре. Командуя полком, Клещев с аэродрома отдавал приказы по радио. Однако, если обстановка в воздухе того требовала и противник нажимал, Клещев немедленно садился в свой самолет, и его появление в воздухе и участие в бою, как правило, приводили к победе. Был случай когда Майор Клещев на своем "Яке" вступил в бой с 7 "мессерами". В этом бою он сбил 2 самолета и выиграл сражение. В другом вылете он сбил сразу три немецких самолета. Выход из строя Героя Советского Союза Ивана Клещева глубоко опечалил весь полк. Но это был крепко сколоченный боевой коллектив, и уже на следующий день он дрался так же, как и при Клещеве. К 3 Октября в полку осталось лишь около трети штатной численности летчиков и боевых машин. Люди безмерно устали, а самолетный парк требовал серьезного ремонта. Поэтому полк, уже в третий раз, был выведен на отдых и пополнение в тыл. Лишь за 3 недели боев летчиками было уничтожено 83 вражеских самолета. В Ноябре 1942 года 434-й истребительный авиаполк был преобразован в 32-й Гвардейский..." Иван Клещев, бесстрашный боец, выходивший победителем из самых горячих боев, погиб в авиационной катастрофе 31 Декабря 1942 года. К тому времени он совершил уже около 380 боевых вылетов и уничтожил лично и в составе группы около 50 самолетов противника ( во многих изданиях число побед приводится разное - от 35 до 54 ! Наиболее часто встречается цифра - 16 лично и 32 в группе, а в одном из источников указаны 22 личные победы. Если прибавить к ним 32 групповые, то получится как раз 54 !? ). Однако, точных данных пока нет. За период своей боевой деятельности Иван Клещев освоил самолеты: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7Б и Як-9. Похоронен в гор. Рассказово Тамбовской области. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ) и Отечественной войны 2-й степени. Истребитель Як-9 Ивана Клещева с 14-ю звездочками на борту, отметками о личных победах, в настоящее время хранится в Музее ОКБ имени А. С. Яковлева. http://www.mccme.ru/60let/464/Letchiki/Kleshev.htm