Добрый вечер. Сегодня удалось выбраться на коп, ездил в район старого хутора, копал в двух местах в лесу , а потом перешел реку и там чуть походил.Подскажите по находкам, если кто обладает какой инфо, в особенности интересует круглая штуковина, найдена в лесу в этой же ямке была какая то старая кость.Порадовал кулончик( то что это кулон понял после помывки) правда состояние убитое, какого может быть периода . и вопрос по обломку ? и что за круглая штука ( как буква О ) материал медь. заранее спасибо
Бубенчики - один из распространенных видов привесок, их находят повсеместно на поселениях и в курганах. Наибольшее их количество обнаружено в северной части расселения восточных славян. Бубенчики чаще всего носили в составе ожерелья, иногда прикрепляли к шейным гривнам, изредка пришивали к головным уборам или вплетали в волосы на висках. Использовали бубенчики также в качестве пуговиц, пришивали или подвешивали к поясам, иногда ими обшивали юбки и рукава женского платья (Мальм В.А., Фехнер М.В., 1967. С. 133-141). Чаще всего их носили женщины, но иногда бубенчики находят и в мужских захоронениях в качестве пуговиц на вороте рубахи или украшения на обуви. Во всех случаях при движении их обладателей бубенчики издавали мелодичный звон, долженствующий отгонять злых духов, нечистую силу. Согласно представлениям древних людей бубенчики и другие шумящие привески являлись эмблемой бога-громовержца. По форме бубенчики делятся на четыре типа: грушевидные с крестообразной прорезью, грушевидные с линейной прорезью, шаровидные с линейной прорезью и рельефным пояском на тулове и шаровидные гладкие с линейной прорезью. Такое типологическое деление бубенчиков совпадает с технологическими особенностями их изготовления. Микроструктурное исследование бубенчиков первых трех типов из раскопок в Новгороде показало, что все они цельнолитые, причем литье производилось по восковой модели с сохранением формы (Рынди-на Н.В., 1963. С. 245-247). Деревенские ремесленники также отливали бубенчики по восковой модели, однако их продукция отличается от городской меньшим профессионализмом. Гладкие шаровидные бубенчики с линейной прорезью изготовлены из двух спаянных тисненых половинок, они были продукцией городских ювелиров. Древнейший тип бубенчиков - грушевидные кресто-прорезные (28). В курганах эти бубенчики находят вместе с монетами Х-ХI вв., например в Новгороде - в слоях конца X - начала XI в. В конце XI в. появляются бубенчики шаровидной формы с щелевидной прорезью и рельефным пояском из двух-четырех линий на тулове (30). В круганах они встречены с такими вещами, как золото- и серебростеклянные бусы XI - начала XII в., височные кольца с завязанными концами XI в. и др. По новгородской хронологии они датируются концом XI - серединой ХIII в. Шаровидные гладкие бубенчики с линейной прорезью (судя по новгородским параллелям) можно датировать концом XI — первой половиной XIV в. Грушевидные бубенчики с линейной прорезью и рельефным пояском начали бытовать не ранее XIII в., просуществовали весь XIV в., а в отдельных случаях дожили до XV в. Так, в кургане в д. Большое Поле (Ленинградская область) такой бубенчик был найден с монетой XV в. (Спицын А.А., 1903а. С. 69). К XIV в. следует отнести ряд индивидуальных форм бубенчиков (29), иногда украшенных по пояску гофрированной тонкой ленточкой. В целом бубенчики являются надежным материалом для хронологических атрибуций. Карта распространения привесок-бубенчиков (по В.А. Мальм, М.В. Фехнер) Условные обозначения: а - ареал привесок-бубенчиков крестопрорезных грушевидных с насечкой в нижней части; б - грушевидных кресто-прорезных без орнамента; в - шаровидных крестопрорезных; г - шаровидных с щелевидной прорезью); д — шаровидных с рельефным валиком
Еще вопросик, бил под горой на которой лес гора не сильно крутая высота может метров 6 вверх , бубенец нашел внизу горы , я подозреваю дорога там была раньше, подскажите находки должны сползать вниз по идее? где лучше бить?
Скорее всего " гора " - городище ! И находить "именно такие" - статья закона об охране археологического и культурного наследия народа !
Гора не курган она тянется на протяжении где то 2 км , сверху поле (большое) по горе растет лес по этой горке был хуторок думаю конец 18- 19 век ( судя по сопутке) внизу идет большая поляна, на ней подымал монетки 19 век. а чуть дальше идет приток Ворсклы, места диковатые. чуть позже выложу фото местности. кстати на поле есть небольшой курганчик но маленький совсем. кстати вопрос, как славяне погребали предков?
Зачастую жгли на погребельном костре, а на месте будущего захоронения, там, где предполагается насыпать курган, готовились принять остатки кремации. Сооружали деревянную камеру размером 1X2 метра, высотой около полуметра из дубовых плах. Это был ящик с крышей и полом, но с одной из сторон стенка отсутствовала и камера была открыта. Она ставилась не в центре, который был уже намечен для будущего кургана, а в его восточной половине, причем открытой стороной максимально ближе к предполагаемому краю кургана. Затем уже по периметру будущего кургана ставилась деревянная столбовая оградка, которая прерывалась там, где она подходила к открытой стороне камеры. Лишь после этого с погребального костра собирали остатки кремации человека и животных и, очистив их от золы, пепла, а может быть, даже и помыв, помещали в глиняный сосуд (горшок, миску) и ставили в погребальную камеру. Сюда же приносили сосуды с пищей и питьем. Затем наступал момент насыпки кургана. Насыпали не только члены семьи умершего, а, вероятно, «всем миром». Землю ссыпали внутрь столбовой оградки, которая как бы обрамляла курганную насыпь. Погребальная камера с прахом умершего не присыпалась вся, край ее оставлялся свободным от земли, а открытый вход закрывался большим камнем или толстой деревянной плахой. Собственно, в древности курган был не таким, каким он нам сейчас представляется. Это было своеобразное погребальное сооружение из дерева и земли. Во время насыпки сооружения горшки или их части преднамеренно разбивались и разбрасывались по насыпи. Возведя часть будущего кургана, приносили хворост, поджигали, отдавая дань огню. Вокруг кургана образовывался неширокий ровик, из которого брали землю. По окончании работы в ровике зажигали костры в память о покойнике. Завершался ритуал похоронной трапезой или, по-летописному, «стравой». А когда в семье умирал еще один ее член, все повторялось сначала, с той лишь разницей, что камера уже готова, курган насыпан, осталось только отодвинуть камень или плаху от входа, поставить новый сосуд с костями и в память о новом захоронении зажечь новый костер на кургане и в ровике вокруг него.
Курган однозначно, сама по-себе такая "гуля" на поле вырости не могла...Будь она природного происхождения ее бы при союзе снесли бульдозером и не парилсь на нее заезжать при распашке, посеве, уборке....