Уважаемые знатоки военной истории! В какой-то статье прочитал про факт массированного налёта немецкой авиации (год или 1942 или 1943) на завод, производящий Т-34 и находящийся в нашем глубоком тылу (город не помню). Разрушения были таковы, что производство удалось возобновить только через 3 месяца, а в войсках ощутили дефицит мат. части. Орг. выводы по ПВО и разведке делал сам Верховный... К сожалению, ссылку не сохранил. Уважаемые, возможно кто-то знает где об этом можно прочитать? Заранее благодарен за содержательные ответы по-существу вопроса.
Sorry за несодержательный ответ. Не было такого города. Т-34 выпускали незначительными количествами в Челябинске, но его не бомбили. Основное производство в Нижнем Тагиле, тоже не бомбили. Ну и вроде-как "Красное Сормово" в Москве. Правда делали в больших количествах на Сталинградском тракторном до Сталинградской битвы. Но насколько последние 2 города в 42,43 можно отнести к глубокому тылу? Получается не было такого города.
Завод "Красное Сормово" находился и находится в Горьком. Именно там ещё в 1920 году был построен первый советский танк "Борец за свободу товарищ Ленин". Но вот о производстве танков в Горьком во время Великой Отечественной войны слышу впервые. В мае 1943 года Люфтваффе провели массированные налеты на военные предприятия городов Поволжья - Горького, Куйбышева, Саратова. При этом главной целью атак являлись авиационные заводы в указанных городах. Несмотря на ущерб, причиненный бомбмрдировками, производство было быстро восстановлено. А до челябинского танкограда, основного производителя Т-34 враг не долетал. Возможно кто-то что-то перепутал - речь здесь может идти именно о попытке уничтожить главные авиазаводы..
в горьком танки призводили.считались самыми хреновыми из всех призведенных. в 1942 году ГАБТУ отказалось оплачивать заводу произведенные там танки из высокого процента брака. как то Сталин назвал их танки уродами. из за низкого качества изготовления и лютваффе иногда баловалось точечными налетами на Горький
Челябинский тракторный производил Т-34 в незначительных количествах. Вот 50000 В-2 двигателей к ним это другое дело. Продукцией завода были в основном тяжелые танки и САУ. Если сдвинуть в указанном эпизоде о бомбежке танкового завода временные рамки, то что-то такое упоминалось в 1941г. о Харькове и в 1942г. о Сталиграде.
В энциклопедии "Великая Отечественная война" (М. "Советская энциклопедия", 1985) в статье, посвященной Челябинскому тракторному заводу, читаем: "В августе 1942 года на заводе параллельно с выпуском тяжелых танков началось серийное производство средних танков Т-34". . В этой же энциклопедии говорится, что с осени 1941 года Т-34 начали производить на заводе "Красное Сормово". До августа 1942 года серийное производство Т-34 велось на Сталинградском тракторном заводе, и ЧТЗ должен был принять на себя его производственую нагрузку. Так что я оказался неправ относительно Горького, но в то же время нельзя говорить, что производство Т-34 в Танкограде было незначительным. Памятник-танк в Челябинске представляет собой именно тридцатьчетверку, если мне память не изменяет. Но Вездеходчик точно скажет, что там за танк на постаменте.
На постаменте стоит Т-10М. На доске постамента написано, что это ИС-3. По памяти ЧТЗ-Танкоград выпустил 18000 танков и САУ ВСЕХ ТИПОВ за все военные годы. Притом, что тяжелые танки выпускал только он получается, что из 65000 Т-34 там было выпущено порядка 5000. По моим представлениям это незначительное количество. Другой разговор, что с осени 41-го по осень 42го когда пускался Нижнетагильский завод его доля выпуска Т-34 была весьма значительной. Особенно когда останавливали Харьков и Сталинград.
Сов. секретно ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ № ГКО-1сс от 1 июля 1941 г. Москва, Кремль Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» Государственный Комитет Обороны постановляет: 1. Обязать Наркома Судпрома т. Носенко: а) Немедленно приступить на заводе «Красное Сормово» к производству средних танков Т-34. Выпуск начать с 1/VIII 1941 г.; б) Немедленно приступить на Кумлебякском заводе к производству бронелистов для Т-34; Производство бронелистов заводу «Красное Сормово» начать с 1/VIII – 1941 г. 2. Обязать Наркомсредмаш – т. Малышева немедленно приступить в цехе авиамоторов Горьковского автозавода к производству авиамоторов М-17. Выпуск авиамоторов М-17 начать с 1/Х 1941 г. 3. Разрешить Наркомсудпрому устанавливать на танках Т-34 авиамоторы М-17. 4. Обязать Наркомсредмаш – т. Малышева к 10 августа сего года закончить испытание мотора М-17 работой на газойле. При положительных результатах перевести работу мотора на газойль. 5. Обязать Наркомчермет – т. Тевосяна обеспечить бесперебойную подачу слитков броневой стали с Выксунского завода Кумлебякскому заводу НКСП в количествах, обеспечивающих выполнение программы по броне. 6. Установить, что во всех расчетах о производстве танков, авиамоторов и брони исходить из программы выпуска танков Т-34 в 1941 г. 700-750 шт. , в 1942 г. – 3000 танков. 7. Привлечь к производству танков Т-34 и авиамоторов М-17 заводы Горького и области: «Двигатель революции» НКТМ, Выксунский завод «ДРА» НК станкостроения, Муромский паровозоремонтный завод НКПС «Гудок Октября» НКОМ, завод им. Свердлова НКГП РСФСР и завод «Красный Октябрь» НСП. Т. Малышеву установить объем кооперации по производству танков и моторов по этим заводам. 8. Обязать Наркомстанкостроения – т. Ефремова отгрузить Горьковскому автозаводу для производства авиамоторов М-17 металлорежущих станков по спецификации Наркомсредмаша – в июле – 300 станков и в августе – 200 станков. Отгрузки произвести впереди других потребителей. 9. Обязать секретаря Горьковского обкома ВКП(б) т. Родионова оказывать всемерную помощь выполнению настоящего постановления. 10. Командировать в г. Горький тт. Малышева и Носенко для выполнения настоящего постановления. 11. Поручить т. Малышеву в пятидневный срок представить на утверждение помесячный график выпуска танков на заводе «Красное Сормово» и авиамоторов на заводе ГАЗ. 12. Предоставить т. Малышеву право давать всем предприятиям и учреждениям обязательные для них распоряжения по выполнению настоящего постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН ________________________________________ Добавлено через 41 секунду ТАБЛИЦА 3. Полный список заводов, выпускавших T-34-76 Обозначение Название Город Прим. №183 ХПЗ Харьковский паровозостроительный завод Харьков До осени 1941 №183 УВЗ Уральский вагоностроительный завод Нижний Тагил ХПЗ в эвакуации с октября 1941 СТЗ Сталинградский тракторный завод Сталинград - №112 "Красное Сромово" Горький - УТЗМ Уральский завод тяжелого машиностроения Свердловск - ЧКЗ Челябинский Кировский завод Челябинск Завод им.Кирова после эвакуации из Ленинграда №174 - Омск - Добавлено через 2 минуты Программа выпуска Т-34 на заводе "Красное Сормово" в 1941 году включала 750 единиц, но до конца года завод смог изготовить только 173 машины. Тем временем завод №183 наращивал выпуск танков. Люди работали в две смены по 11 часов, не покидая цеха даже во время начавшихся бомбежек города. Т-34 с накладной броней, наваренной на башню и лобовой лист корпуса. (М.Дмитриев) ТАБЛИЦА 1. Производство танков на заводе №183 до эвакуации. Месяц VII VIII IX X Производство 225 250 250 30 На основании постановления №667/СГКО от 12 сентября 1941 года Ю.Е.Максарев отдал приказ о немедленной эвакуации завода в глубокий тыл. Первый эшелон покинул Харьков 19 сентября и направился на Урал. Первые 25 танков на новом месте в Нижнем Тагиле собрали уже в конце декабря из узлов и деталей, привезенных из Харькова. T-34-76 образца 1941 г. завода №183. (Е.Болдырев) Осенью 1941 года единственным крупным производителем Т-34 оставался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в самом Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода "Красный Октябрь", бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод №264), пушки поставлял завод "Баррикады". Короче говоря, в городе организовали практически полный цикл производства танка и его деталей. Так же обстояли дела и в Горьком, и в Нижнем Тагиле. Таким образом, в первой половине 1942 года выпуск танков Т-34 осуществлялся на трех заводах: - №183 в Нижнем Тагиле; - №112 "Красное Сормово"; - Сталинградский Тракторный завод. Незыблемыми оставались только ТТХ танка, в деталях же танки разных заводов-изготовителей существенно отличались. В конце 1941 года одна "тридцатьчетверка" была передана американской стороне для ознакомления. Добавлено через 3 минуты Из-за потери многих смежников танкостроителям приходилось проявлять чудеса изобретательности. Так, в связи с прекращением поставок из Днепропетровска воздушных баллонов для аварийного запуска двигателя на "Красном Сормове" стали использовать для их изготовления выбракованные по мехобработке корпуса артиллерийских снарядов! На СТЗ множество сварных и штампованных деталей танка заменили литыми, благо литейный цех завода был в то время вторым в стране по мощности. По мере приближения немцев к Волге отрезались все пути подвоза комплектующих, в частности резины. В результате, характерной особенностью сталинградских танков стало отсутствие резиновых бандажей на опорных катках. Впрочем, в 1942-1943 годах и на машинах других заводов можно было встретить такие катки. Сталинградский тракторный выпускал и ремонтировал танки вплоть до того момента, когда линия фронта подошла к заводским цехам. О том, в каких условиях протекала эта работа, можно судить по отчету заводского корпуса №5 за период с 23 августа по 12 сентября 1942 года: "С момента подхода фашистских банд к заводу, бомбежек и обстрелов заводской территории корпусом №5 проделана следующая работа: - выпуск новых танков - 68 штук, - отремонтировано танков - 23. Кроме того, оказана помощь Красной Армии в ремонте путем посылки высококвалифицированных рабочих в ремонтные бригады, а также выдачи запасных частей и различного оборудования. За промежуток указанного времени в корпус попало шесть фугасных бомб, около 154 зажигательных бомб и один снаряд. Сгорело газойльхранилище, разрушена в двух местах крыша". 5 октября 1942 года в соответствии с приказом НКТП все работы на СТЗ были прекращены, а оставшиеся рабочие эвакуированы. Стремясь компенсировать неизбежную потерю СТЗ, в июле 1942 года ГОКО дал задание Челябинскому Кировскому заводу приступить к выпуску Т-34. 22 августа первые "тридцатьчетверки" покинули цеха ЧКЗ, производство которых на этом предприятии продолжалось по март 1944 года. Добавлено через 4 минуты В апреле 1942 года на Уралмаше началось изготовление бронекорпусов и башен танка Т-34 для завода №183. А 28 июля 1942 года постановлением ГОКО №2120 Уралмашзаводу поручили организовать производство уже всего танка Т-34. Серийный их выпуск начался в сентябре 1942 года. Конструктор И.Ф.Вархрушев и технолог В.С.Ананьев разработали конструкцию штампованной башни, и с октября 1942 по март 1944 года их выпустили 2050 единиц. При этом завод поставил значительное число таких башен на ЧКЗ. Непосредственно танки "Уралмаш" собирал недолго - до августа 1943 года. Затем это предприятие стало основным по выпуску САУ на базе Т-34. В 1942 году к производству танков Т-34 подключился и завод №174 имени К.Е.Ворошилова, эвакуированный из Ленинграда в Омск. Танки Т-34, выпускавшиеся с конца лета 1942 года, получили новую башню, так называемой "улучшенной" формы (впрочем, не менее тесную, чем предыдущая) с двумя круглыми посадочными люками в крыше, пятискоростную коробку передач, воздухоочистители типа "Циклон", увеличенный боекомплект, башенный вентилятор, десантные поручни, наружные топливные баки цилиндрической формы и много других более мелких новинок. В послевоенной литературе такая башня, имевшая шестигранную форму, получила прозвище "гайка". Летом 1943 года на Т-34 на "Красном Сормове" начали устанавливать командирскую башенку. Уралмаш предложил свой вариант башенки - штампованной. Но ее отвергли. Литая "улучшенная" башня. Обратите внимание на литьевой шов и отсутствие бойниц для стрельбы из личного оружия. (М.Барятинский) В таком виде танк Т-34 состоял в серийном производстве до середины 1944 года, причем дольше всех его выпускал завод №174 в Омске. Завод "Красное Сормово", в свою очередь, выпустил 68 танков Т-34, корпуса и башня которых были оборудованы фальшбортами. Предполагалось, что они защитят танки от немецких кумулятивных снарядов. Однако проверить это не удалось - в первом же бою почти все экранированные таким образом боевые машины были подбиты обычными бронебойными снарядами 75-мм противотанковых пушек противника. Таким образом, проверить на практике эффективность противокумулятивных экранов не удалось, идею оставили, посчитав, что количество уничтоженных Т-34 кумулятивными боеприпасами от общего числа потерянных танков невелико.
Высокие боевые характеристики среднего танка Т-34 (масса 28,5 т, экипаж четыре человека, толщина брони 45 - 52 мм, мощный дизель, максимальная скорость 55 км/ч), в сочетании с оптимальностью его конструкции, высокой технологичностью изготовления и низкой себестоимостью выдвинули этот танк на первое место в структуре вооружения бронетанковых войск. Для выпуска танков Т-34 перестраивался завод «Красное Сормово». Уже на девятый день войны на завод прибыл В.А. Малышев. Вскоре развернулась реконструкция старых и строительство новых цехов, строительство велось круглосуточно. Директор завода Д.В. Михалев, главный инженер Г.И. Кузьмин, секретарь парткома С.Д. Нестеров и другие командиры производства по нескольку суток не выходили с завода, организуя выпуск боевой техники. Большую помощь заводу оказывали Горьковские областные и городские партийные и советские органы, поскольку предусматривалась широкая межзаводская кооперация. В октябре 1941 года завод выпустил первые танки Т-34 и до конца года изготовил 173 машины. В тяжелый летне-осенний период 1941 года с нарастающими темпами развертывалось производство танков Т-34 на СТЗ (директор завода Б.Я. Дулькин, главный инженер А.Н. Демьянович). ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ Т-34 (1940 - 1945 гг.) Заводы 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего Харьковский 115 1560 - - - - 1675 Нижнетагильский - 25 5684 7466 8421 7356 28952 Горьковский - 161 2718 2851 3619 3255 12604 Омский - - 417 1347 2163 1940 5867 Сталинградский - 1250 2520 - - - 3770 Челябинский - - 1055 3594 445 - 5094 Свердловский - - 267 452 - - 719 Всего 115 2996 12661 15710 14648 12551 58691 Добавлено через 2 минуты План производства Т-34 на 1941 год составлял 2800 танков (в том числе по заводу № 183-1800 машин, а по СТЗ — 1000) и был утвержден постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б)от 5 мая 1941 года. К 1 мая 183-й завод изготовил 525, а СТЗ — 130 машин. Танк Т-34 образца 1940 года имел корпус, сваренный из катаных броневых листов. Верхний лобовой лист располагался под углом 60°, верхняя часть борта шла под углом 45°, нижняя — вертикально. В лобовом листе корпуса имелся люк механика-водителя. В верхней части крышки люка устанавливался центральный смотровой прибор. Боковые смотровые приборы водителя располагались слева и справа от люка под углом 60° к продольной оси танка. Справа от люка механика-водителя в шаровой установке, прикрытой броневым колпаком, ставился пулемет ДТ, огонь из которого вел стрелок-радист. Антенный ввод первоначально размещался на башне танка, а затем был перенесен на правый борт корпуса. Башня была сварная, овальной обтекаемой формы. Лоб и борта имели угол наклона 30°. В бортах башни находились смотровые приборы, а в крышке башенного люка имелся прибор кругового обзора. Правда, из-за неудачного их расположения экипаж был лишен возможности ими пользоваться. В кормовом листе башни предусматривалась дверца, крепившаяся болтами. На части танков . устанавливали литые башни с толщиной стенок 52 мм и 20-мм крышей. Основания боковых смотровых приборов отливались заодно с корпусом башни. Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 года наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиамотор М-17, к выпуску которого должен был приступить цех авиадвигателей ГАЗа. Последнее обстоятельство связано с тем, что к началу войны единственным изготовителем дизелей В-2 был харьковский завод № 75. В первые же дни войны было принято решение о развертывании их производства на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ). Однако быстро меняющаяся обстановка на фронте заставила изменить эти планы. ГКО решил все двигательное производство ХТЗ перебазировать на СТЗ. Выпуск дизелей В-2 на СТЗ начался в ноябре 1941 года, до конца которого там изготовили 197 двигателей. Но удовлетворить потребность в В-2 СТЗ не мог, а завод № 75 в это время находился «на колесах» — шла его эвакуация на Урал. Так что решение о производстве Т-34 с бензиновым двигателем было вынужденным и временным. Программа выпуска Т-34 на заводе «Красное Сормово» в 1941 году включала 700-750 машин, но до конца года завод смог изготовить только 173 танка. К 19 октября было свернуто производство Т-34 в Харькове — 183-й завод эвакуировался в Нижний Тагил. Первые 25 танков на новом месте собрали в конце декабря из узлов и деталей, привезенных из Харькова. Таким образом, осенью 1941 года единственным крупным производителем Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода «Красный Октябрь», бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод «Баррикады». Короче говоря, в городе был организован практически полный цикл производства танка и его деталей. Впрочем, так же обстояли дела и в Горьком и в Нижнем Тагиле. Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию танка некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки разных заводов имели свой характерный внешний облик. В 1942 году для Т-34 разработали новую литую башню, так называемой «улучшенной» формы, несколько большую по размеру и с двумя круглыми люками вместо одного трапециевидного. Кроме того, инженеры «Уралмашзавода» разработали конструкцию штампованной башни. С октября 1942 по март 1944 года «Уралмаш» изготовил 2050 таких башен. В это же время четырехскоростную коробку передач заменили пятискоростной, установили новые прицелы — перископический ПТ-4-7 и телескопический ТМФД-7, боекомплект довели до 100 выстрелов. На башнях танков выпуска 1943 года появилась командирская башенка со смотровыми щелями. Помимо линейных танков в производстве находился огнеметный вариант — Т-034, у которого курсовой пулемет заменяли огнеметам АТО-41 или АТО-42. В незначительных количествах изготавливались танки-тральщики и мостоукладчики. Выпускался также командирский вариант «тридцатьчетверки», отличительной чертой которого было наличие радиостанции РСБ-1. Танк Т-34, вооруженный 76-мм пушкой, производился с 1940 по 1944 год на шести заводах: № 183 в Харькове — с 1940 года, в Нижнем Тагиле — с 1941 года; Сталинградском тракторном — с 1941 года; «Красное Сормово» — с 1941 года; «Уралмаше» — с 1942 года; № 174 в Омске — с 1942 года; Челябинском Кировском — с 1942 года. Всего за это время было изготовлено 35 312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных. Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. Кроме Красной Армии, средние танки Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительной армии Югославии и Чехословацкого корпуса, которые воевали против фашистской Германии.
Производство танка Т-34, вооруженного 85-мм пушкой, началось осенью 1943 года на заводе № 112 «Красное Сормово». В литой трехместной башне новой формы устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т конструкции Ф. Ф. Петрова и спаренный с нею пулемет ДТ. Диаметр башенного погона был увеличен с 1420 до 1600 мм. На крыше башни имелась командирская башенка, двустворчатая крышка которой вращалась на шариковой опоре. В крышке закреплялся смотровой перископический прибор МК-4, позволявший вести круговой обзор. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливался телескопический шарнирный прицел ТШ-15 и панорама ПТК-5. Боекомплект состоял из 56 выстрелов и 1953 патронов. Радиостанция размещалась в корпусе, а вывод ее антенны находился на правом борте — так же, как у танка Т-34-76. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменений практически не претерпели. Следует отметить, что вышеописанная боевая машина в статистической отчетности как Т-34-85 не фигурирует, поскольку на вооружение не принималась. Дело в том, что все изменения в конструкцию танка Т-34 могли вноситься только с согласия двух инстанций — Управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии и Главного конструкторского бюро (ГКБ-34) на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. В данном же случае имела место инициатива завода «Красное Сормово», в результате чего было изготовлено некоторое количество танков Т-34 с 85-мм пушкой Д-5Т. В это же время свои варианты 85-мм танковой пушки предложили ЦАКБ (Центральное артиллерийское конструкторское бюро), руководимое В. Г. Грабиным, и КБ завода № 92 в Горьком. Первое разработало пушку С-53, а завод — ЛБ-85. В. Г. Грабин предпринял попытку установить пушку С-53 в башню танка Т-34 образца 1942 года без уширения башенного погона, для чего полностью была переделана лобовая часть башни: цапфы пушки пришлось выдвинуть вперед на 200 мм. Испытания стрельбой на Гороховецком полигоне показали полную несостоятельность этой установки. Кроме того, испытания выявили конструктивные недостатки как в пушке С-53, так и в ЛБ-85. В результате на вооружение и в серийное производство приняли синтезированный вариант — пушку ЗИС-С-53. Почему именно этой пушке отдали предпочтение, сейчас объяснить довольно трудно. Ее баллистические характеристики были идентичны пушке Д-5Т. Но последняя уже выпускалась серийно и кроме Т-34 устанавливалась в танках КВ-85, ИС-1 и в варианте Д-5С в СУ-85. По-видимому, причины носили явно не инженерный характер... Постановлением ГКО от 23 января 1944 года танк Т-34-85 с пушкой ЗИС-С-53 был принят на вооружение Красной Армии. В марте первые танки стали сходить с конвейера 183-го завода. На этих боевых машинах командирская башенка была сдвинута ближе к корме башни, что избавило наводчика от необходимости сидеть буквально в коленях у командира. Электропривод механизма поворота башни с двумя степенями скоростей заменили электроприводом с командирским управлением, обеспечивающим поворот башни как от наводчика, так и от командира танка. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Смотровые приборы стали устанавливать только нового типа — МК-4. Командирскую панораму ПТК-5 изъяли. Остальные агрегаты и системы остались в основном без изменений. Ходовая часть танка состояла из пяти, обрезиненных опорных катков на борт;, ведущего колеса заднего расположения с гребневым зацеплением и направляющего колеса с натяжным механизмом. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных рессорах. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы и бортовые передачи. В 1945 году двустворчатую крышку люка командирской башенки заменили на одностворчатую. Один из двух вентиляторов, установленных в кормовой части башни, перенесли в ее центральную часть, что способствовало лучшей вентиляции боевого отделения. Выпуск танка Т-34-85 осуществлялся на трех заводах: № 183 в Нижнем Тагиле, № 112 «Красное Сормово» и № 174 в Омске. Всего за три квартала 1945 года (то есть до конца второй мировой войны) было построено 21048 танков этого типа, включая огнеметный вариант Т-034-85. Часть боевых машин оборудовалась катковым минным тралом ПТ-3. С 1944 года на базе Т-34-85 «Уралмашзаводом» производилась самоходная артиллерийская установка СУ-100. Танки Т-34-85 приняли участие в завершающих операциях Великой Отечественной войны и в разгроме Квантунской армии. Они же составляли основу танкового парка Советской Армии в первые послевоенные годы. Помимо Красной Армии в 1944-1945 годах некоторое количество танков Т-34-85 получили Войско Польское и Чехословацкий корпус.
Несмотря на скепсис Гитлера и вполне сознавая свое бессилие повлиять на стратегию люфтваффе, я все же не сдался. 23 июня я сформировал из экспертов-индустриалов комиссию по определению приоритетных целей для воздушных налетов (9). Наша первая рекомендация касалась британской угледобывающей промышленности, о которой в специальной литературе были исчерпывающие данные – основные центры, местоположение, производственные мощности и проч. Но рекомендация эта опоздала года на два: у нас уже не было сил для подобных операций. Учитывая это, следовало бы принять другое совершенно очевидное решение – ударить по русским электростанциям. Как показывал опыт, в этом случае можно было не опасаться отпора сколь-либо систематически организованной ПВО. Кроме того, энергетическое хозяйство СССР имело одну структурную особенность. Тогда как на Западе в ходе поступательного промышленного развития сложилась система, связывающая воедино многие электростанции средней величины, в Советском Союзе были, по преимуществу в комплексе с широко раскинувшимися промышленными центрами, возведены гигантские электростанции (10). Основная часть всего электроснабжения Москвы, к примеру, обеспечивалась единственной электростанцией в верховьях Волги. В то же время, согласно полученной нами информации, в советской столице было сосредоточено до 60% производства необходимых деталей для оптического и электротехнического оборудования. Разрушением всего нескольких электростанций на Урале можно было бы парализовать выплавку стали и выпуск танков и боеприпасов. Прямое попадание в турбины или в трубы подачи к ним воды обрушило бы такие водные массы, что разрушительный эффект был бы во много раз больше, чем от несчетного количества бомб. А так как советские электростанции сооружались часто с привлечением немецких фирм, то мы могли получить о них весьма точные сведения. 26 ноября Геринг отдал приказ придать 6-му воздушному корпусу под командованием генерал-лейтенанта Рудольфа Майстера бомбардировщики дальнего действия. В декабре соединения были сосредоточены под Белостоком (11). Мы изготовили из дерева макеты электростанций для тренировки летчиков. В начале декабря я поставил Гитлера в известность о том, что Мильх сообщил начальнику штаба люфтваффе Гюнтеру Кортену, с которым у него были дружеские отношения, о наших планах. 4-го февраля я писал последнему: «Еще и сегодня налицо благоприятные перспективы воздушных операций против Советского Союза… Я определенно надеюсь, что это (имелись в виду налеты на электростанции в районе Москва – Верхняя Волга) может оказать серьезное воздействие на боеспособность Советов». Успех, как и всегда в подобных случаях, зависел от нескольких случайных факторов. Конечно, я не верил, что успех бомбардировок будет иметь решающее значение. Но я все же надеялся, что я и отметил в письме Кортену, на такое ослабление наступательного потенциала русских, который, даже и с учетом американских поставок, смог бы быть компенсирован лишь через несколько месяцев. И снова мы опоздали на два года. Зимнее наступление русских заставило нас отступать, положение складывалось критическое. Гитлер, как и вообще нередко в тяжелых ситуациях, обнаруживая поразительную близорукость, заявил мне в конце февраля, что «корпусу Майстера» приказано уничтожить железнодорожные линии, чтобы затруднить русским снабжение их передовых частей. Мои возражения, что в России почва сильно промерзает и что бомбежки дадут лишь весьма поверхностный эффект, что при гораздо более мягкой немецкой земле иногда уже через несколько часов восстанавливалось движение, абсолютно не возымели действия. «Корпус Майстера» потратил все свои силы на бессмысленные вылеты, будучи, естественно, не в состоянии сковать оперативные передвижения русских. Остатки интереса Гитлера к идее селективной точечной стратегии были окончательно поглощены его неизбывной жаждой возмездия Великобритании. И после гибели «корпуса Майстера» у нас все еще было достаточно бомбардировщиков для реализации подобных планов. Гитлер был охвачен иллюзорными надеждами на то, что несколько массированных налетов на Лондон заставят англичан отказаться от агрессивных налетов на Германию. Только поэтому он еще и в 1943 г. настаивал на конструировании и производстве новых тяжелых бомбардировщиков. Соображение, что для них мы могли бы подобрать куда более важные цели на востоке, не производило на Гитлера ровно никакого впечатления, хотя изредка, даже еще и летом 1944 г., он и соглашался с моими доводами (13). Он, как и наш штаб ВВС, были не в состоянии повести воздушную войну в соответствии с новыми технологическими, а не устаревшими узковоенными установками. Поначалу не иначе вел себя и наш противник. Пока я все еще старался обосновать перед Гитлером и Генеральным штабом люфтваффе выбор более стратегически важных целей, западный противник провел за неделю 25 июля – 2 августа пять мощных налетов на один и тот же крупнейший центр – Гамбург (14). Операция эта противоречила всем тактическим соображениям и все же имела катастрофические для нас последствия. Первые же налеты вывели из строя городской водопровод, и пожарные команды ничего не могли сделать при всех последующих налетах. Возникали огромные, циклонического типа пожары. Загорался асфальт улиц. Люди погибали от удушья в подвалах или обугливались на улицах. Последствия этой серии налетов можно было сравнить только с катастрофическим землетрясением. Гауляйтер Кауфман снова и снова призывал по телеграфу Гитлера посетить город. Не добившись успеха, он предложил, чтобы Гитлер принял делегацию от особенно отличившихся спасательных команд. Но и это было отклонено." Кстати, единственная попытка была предпринята в мае 1943 года- налёты на заводы ГАЗа (г.Горький, ныне Нижний Новгород), что привело к сокращению производства и прекращению изготовления танка Т-80. Добавлено через 6 минут фонде приказов и указаний УНКГБ за 1941-1945 годы хранятся документы "О создании истребительных батальонов", "О мероприятиях по поимке забрасываемых немцами агентов-парашютистов для диверсионных целей и контрразведывательной работы в оборонной промышленности и вообще в народном хозяйстве", "Об усилении розыска агентуры иноразведок", "Об организации контрразведывательной работы в тыловых подразделениях и эвакогоспиталях", "Переписка о бомбежке автозавода в 1943 году" и др. С самого начала войны многие предприятия г. Горького и области были переведены на выпуск важной оборонной продукции (танков, минометов, снарядов и т.д.), а оборонные заводы получили повышенные программы выпуска военной техники и боеприпасов (самолетов, пушек, автомашин, снарядов и пр.). Несмотря на близость линии фронта, частые бомбежки промышленность г. Горького и области бесперебойно снабжала фронт боевой техникой, вооружением и боеприпасами. Добавлено через 8 минут Противник отчетливо представлял себе громадную роль ГАЗа в обеспечении Красной Армии боевой техникой. Поэтому в середине 1943 года, в дни подготовки наступления на Курской дуге, гитлеровское командование попыталось с помощью бомбардировок вывести завод из строя. В период с 4 июня по 5 июля фашистская авиация совершила на него 25 налетов, в результате которых предприятие понесло значительный ущерб, нарушился поточный производственный цикл. Но, несмотря на бомбежки, выпуск оборонной продукции, в том числе и полуторок, продолжался. К восстановительным работам были привлечены рабочие с других предприятий. Уже 18 августа работали все цеха, а к 28 октября завод восстановили полностью.
Внесем некоторую ясность в вопрос о пушках. 1. Башня танка завода № 112 не была "трехместной"! В ней из-за больших габаритов пушки Д-5 размещались только два человека, как и в Т-34-76. Дело в том, что пушка Д-5 создавалась Петровым как базовый образец для систем нескольких калибров, в том числе для гаубицы и 122-мм пушки, известной впоследствие как Д-25. Соответственно получилась переразмеренная люлька. 2. Слествием этого стало оставление радиостанции в корпусе - командир танка просто не мог с ней работать, так как был функционально перегружен. 3. Командирская башенка была смещена назад тогда, когда башня действительно стала трехместной - т.е. на машинах с пушкой Грабина. Так что причины были именно инженерные.