Война в Карском море...

Тема у розділі 'Бойові операції', створена користувачем Leut.Horn, 11 лип 2013.

  1. Leut.Horn

    Leut.Horn Вірменський офіцер

    Повідомлення:
    16.515
    Адреса:
    Почти в горах
    1941 году война еще не дошла до берегов Карского моря. Да ее там никто и не ждал. И командование Северным флотом, и руководство Главного управления Северного морского пути были уверены, что из-за суровых климатических условий немцы не сунутся в эти широты. Но действовали, конечно, в соответствии с законами военного времени: на транспортные суда крепились орудия, ставились противоминные тралы и установки для сбрасывания подводных бомб. При входе в стратегически важные проливы Маточкин Шар и Югорский Шар, а также в порту и на острове Диксон были установлены артиллерийские батареи.Только один человек в штабе, пожалуй, не разделял всеобщего спокойствия капитан первого ранга Николай Аннин, считавший, что недалек тот день, когда в воды Карского моря войдут немецкие подводные лодки и линейные корабли. Однако его рапорт обошли вниманием, и, более того, было ослаблено военное конвоирование кораблей, идущих через Карское море на восток к Таймыру и на запад к Белому морю.
    На самом деле контроль над Карским морем немцам был необходим, ведь британский флот отрезал Германию от ее главного союзника Японии. Добраться до нее через Атлантику и Индийский океан, чтобы переправлять технику и грузы, не представлялось никакой возможности, в то время как плавание в северных водах (вокруг Новосибирских островов, Северной Земли и Новой Земли) позволяло обезопасить немецкие корабли от кораблей противника и значительно сократить путь к союзнику. Кроме того, установив контроль над Карским морем, немцы оказались бы в глубоком советском тылу и получили бы возможность высадить десант в Сибири. Поэтому немецкие субмарины начали охоту на советский торговый флот, чтобы заставить защищавшие его военные корабли держаться у берега, открывая тем самым для Германии Северный морской путь. И пока в начале 1942 года капитан Аннин продолжал убеждать руководство в необходимости повысить боеспособность арктического флота, в немецком генштабе уже планировалась крупная операция «Вундерланд» («Волшебная земля»). В операции «Вундерланд» должны были участвовать два тяжелых крейсера «Адмирал Шеер» и «Лютцов». В их задачу входило пройти по Северному морскому пути вдоль сибирского побережья, уничтожая все, что попадется на пути. Защиту от атак советских кораблей крейсерам должны были обеспечить эскадренные миноносцы, самолеты и семь подводных лодок.
    16 августа 1942 года операция началась. Правда, в море вышел только один крейсер «Адмирал Шеер» в сопровождении четырех эсминцев и трех подводных лодок. «Лютцов» стоял в ремонте после бомбового налета англичан. А ждать немцам было нельзя: сложилась подходящая стратегическая обстановка. Большая часть советских военных кораблей была занята спасением почти полностью уничтоженного немцами конвоя PQ-17, шедшего по Баренцеву морю. Те, что остались на востоке, сгруппировались у южного берега острова Новая Земля, привлеченные туда действиями немецких подводных лодок. Получилось, что прямой путь в Карскую акваторию пролив Маточкин Шар был открыт. К тому же в Берлине получили информацию, что с востока через Берингов пролив вышел на запад большой русский морской караван, который «Шеер» решил встретить у пролива Вилькицкого, в самом узком месте Северного морского пути. Но, войдя в Карское море, крейсер попал в туман и потерял курс: собственной метеослужбы у немцев не было, граница дрейфующих льдов оставалась неясной, а от самолета, базировавшегося на корабле, толку было мало, его разведывательные полеты ничего не дали: он не нашел ни одного русского корабля. Так продолжалось до 25 августа, пока «Шеер» не наткнулся на лед окольный пароход «Александр Сибиряков», который вел капитан Анатолий Качарава.
    Судно следовало на остров Домашний везло провиант для удаленной метеостанции, где уже два года не видели корабля с Большой земли. Еще на борту «Сибирякова» находились 120 человек, которых ледокол должен был доставить на Северную Землю. Может показаться странным, но ученые-исследователи не прервали своей работы на Карском море даже в условиях войны. В этих краях работали несколько полярных станций, на которых полярники наблюдали за погодой и занимались географическими изысканиями. На самом деле сведения, добытые этими специалистами, были крайне необходимы: без точного прогноза погоды и определения кромки льда невозможно было наметить путь караванов и дать ориентировку для движения военных кораблей.Бой «Шеера» с «Сибиряковым» длился недолго. «Сибиряков» получил серьезные повреждения и был затоплен, а выжившие члены команды попали в плен (см. стр. 259). Но нападением на пароход «Шеер» рассекретил себя: радист с парохода «Сибиряков» успел отправить телеграмму, в которой сообщил, что на судно напал вражеский корабль. Пошарив по окрестностям и не найдя новых целей, капитан крейсера Вильгельм Мендсен-Болькен собрался блокировать пролив Вилькицкого, но вскоре был вынужден отказаться от этого плана, поскольку его разведывательный самолет потерпел аварию. Оставался только один объект, до которого «Шеер» мог добраться при плохой видимости порт Диксон.
     
    Андрей1985 подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. По фото
      50 грн.
    2. Оригинальная латунная маслёнка винтовки Enfield P14 / M1917. В походном положении размещалась в спец...
      790 грн.
    3. С одной ямки. Не разбираюсь. Чуть почистил. По оплате в ЛС!!!!!
      500 грн.
    4. не чистив
      111 грн.
    5. Ложе - масив Бук. Металеві частини - чищені механічно, оброблені антикорозійкою, поворонив в маслі,...
      4250 грн.
  3. Leut.Horn

    Leut.Horn Вірменський офіцер

    Повідомлення:
    16.515
    Адреса:
    Почти в горах
    На Диксоне было все спокойно. Незадолго до того командование Северным флотом даже решило перевезти 152-миллиметровую батарею и 45-миллиметровую зенитную батарею с Диксона на западное побережье Новой Земли. Как раз накануне их демонтировали и подготовили к транспортировке на корабль «Дежнев». Так что из средств обороны на острове оставались две 45-миллиметровые пушки, 62 винтовки и 2 пулемета. И это против шести 283-миллиметровых гаубиц «Шеера», под огнем которых немцы рассчитывали высадить на Диксоне десант, чтобы захватить секретные коды, использовавшиеся для шифровки метеорологических данных. Казалось, что порт обречен. Но был на Диксоне Николай Корняков командир двух 152-миллиметровых орудий, который, получив сообщение о нежданном госте, вызвался спасти положение. С помощью раненых матросов, находившихся в госпитале порта, он смог снять свои орудия, уже погруженные на корабль. Однако установить их на прежней позиции не успели, поэтому пушки оставили прямо на причале: для двух гаубиц места было маловато, но рассредоточить их не было никакой возможности. Как вспоминал Павел Курносенко, наводчик одного из орудий, единственный трактор стоял на ремонте, а машина не могла пройти по топкой местности. В два часа ночи 27 августа поступило сообщение, что «Шеер» вошел в зону видимости порта. Была объявлена боевая тревога. В слабом тумане крейсер подошел к бухте и начал расстреливать пароходы «Революционер» и «Дежнев». Гаубицы с причала открыли огонь, когда «Шеер» вошел в зону артиллерийского обстрела. Причал был узок, и орудия Корнякова мешали друг другу. Кроме того, с первых выстрелов станины пушек проломили деревянный настил, на котором стояли. Это сделало орудия неустойчивыми. Одно из них и вовсе приходилось всякий раз перед выстрелом накатывать грузовиком на исходную позицию.
    Все было в дыму, но батарея Корнякова осталась незамеченной и успела сделать несколько выстрелов, которые прицельно накрыли крейсер. Мендсен-Болькен счел за лучшее укрыться дымовой завесой и уйти в море, отказавшись от плана десантной операции. Выйдя из бухты, корабль перенес огонь на близлежащие островки, апотом и на поселок порта Диксон. Заняв удобную позицию, чтобы строения не загораживал соседний остров, «Шеер» начал обстрел. Однако капитан немецкого корабля не принял в расчет, что в этом месте он оказался хорошей мишенью для батареи Корнякова. Получив в борт несколько снарядов, крейсер под прикрытием дымовой завесы ушел на север. На часах было пять утра. Так закончилась операция «Вундерланд», за время которой Мендсен-Болькен сумел потопить только пароход «Сибиряков». Результаты его рейда не соответствовали задаче, поставленной командованием. Были повреждены, но не потоплены пароходы «Дежнев» и «Революционер». Загорелась электростанция в поселке Новый Диксон и повреждена электростанция на острове Конус, сгорели бочки с топливом. Была разрушена строящаяся метеостанция на Медвежьих островах, пострадал радиоцентр. На это капитан «Шеера» истратил 77 снарядов калибром 283 миллиметра, 153 снаряда 105-миллиметрового калибра и 226 снарядов малого калибра.
    Однако немцы не покинули акватории Карского моря. Туда прибыло восемь подводных лодок, которые выслеживали советские суда и минировали стратегически важные проливы. Как и на Атлантике, немцы старались использовать тактику «волчьих стай»: несколько субмарин собирались вместе и одновременно атаковали караван. В борьбе с субмаринами прошел весь 1943 год.
    В1943 году Главное управление Северного морского пути планировало провести через Карское море 50 ООО тонн груза. Так, из Архангельска шел провиант и техника для полярных станций, с Енисея везли продукцию Норильского металлургического комбината, а Дудинка поставляла лес, соль и уголь. Однако следовало опасаться больших потерь: советские корабли сильно уступали немецким в тактико-тех-нических характеристиках. Например, скорость германских субмарин достигала 17 узлов (32 км/ч) в надводном положении и 7,5 узла (14 км/ч) в подводном. Советские корабли могли развить темп движения в границах 7-13 узлов в час (12-24 км/ч), поэтому немецким подводникам легко удавалось оторваться от преследования противолодочных кораблей и постоянно держать караван под наблюдением, занимая наиболее удобное положение для неожиданного удара. Калибр пушек немецких лодок достигал 100 миллиметров, в то время как наши корабли были оснащены орудиями меньшей ударной силы. Пользуясь большей скоростью, немецкие подводники могли с безопасного расстояния бить по нашим торговым судам, а корабли военного эскорта зачастую даже не были оснащены хорошими средствами слежения гидролокаторами и радиолокаторами. Это мешало быстро и точно обнаруживать приближающегося противника. Так советские грузовые корабли превращались в отличную мишень для немецких торпед.
     
  4. Leut.Horn

    Leut.Horn Вірменський офіцер

    Повідомлення:
    16.515
    Адреса:
    Почти в горах
    Одной из таких мишеней стал караван ВА-18, идущий из западных вод к порту Диксон. 28 сентября он отправился в путь: пять транспортов и три корабля охранения. Никто не подозревал, что несколько перископов немецких подлодок уже следят за конвоем. Первая торпеда была выпущена 30 сентября в 8 часов 45 минут. Она попала в транспорт «Архангельск», который почти сразу затонул. Половина экипажа погибла. 1 октября в 14 часов 15 минут был торпедирован пароход «Сергей Киров», который ушел на дно через 20 минут. Экипаж удалось спасти.
    Стало ясно: подлодки преследуют караван. Но, как рассказал Александр Мине-ев (капитан теплохода «А. Андреев»), командир эскорта капитан Виктор Похмель-нов растерялся. Он не принял быстрых мер, чтобы защитить оставшиеся корабли. Он не изменил курс, не попытался запутать противника сложным маневрированием, не укрыл корабли от подлодок среди многочисленных островов. Когда наступила ночь, все подлодки всплыли, сгруппировавшись по обе стороны от каравана, и начали его расстреливать торпедами и снарядами. Пароходы упорно держались, отвечая установленными на них пушками, а потом расплылись в разные стороны из зоны обстрела. Все они остались на плаву, несмотря на многочисленные пробоины. Затонул только один тральщик.


    В1944 году немецкие подлодки получили новое вооружение: акустическую торпеду. Если раньше, чтобы атаковать цель, подлодке нужно было всплыть на перископную глубину, найти корабль и рассчитать траекторию движения торпеды, то теперь торпеда сама находила свою жертву по шуму гребных винтов и следовала за ней, как бы корабль ни лавировал. Кроме того, торпеда при движении не оставляла за собой пенный след, поэтому засечь ее было очень трудно. Одной из жертв нового оружия стал советский пароход «Марина Раскова».
    8 августа 1944 года он вышел из порта Архангельска в направлении Диксона. На его борту находились 6500 тонн груза и 354 пассажира. Четыре дня прошли спокойно. Может, все бы обошлось, будь у корабля хорошая связь с землей. 12 августа в 15 часов 15 минут советский летчик-разведчик сообщил на базу, что засек немецкую подлодку недалеко от Ямала. Но до капитана «Марины» эта информация так и не дошла: у штаба морских операций не было контакта с кораблем. В 20 часов 05 минут немецкая лодка U-365успешно атаковала пароход акустической торпедой, которая разворотила «Марине Расковой» правый борт. Капитан и офицеры были уверенны, что судно наскочило на мину — обычную торпеду они бы заметили. Из-за этой ошибки сопровождающие судно тральщики искать врага не стали. Началась эвакуация пассажиров. Вскоре в «Марину Раскову» была выпущена еще одна торпеда. На правом борту корабля появилась вторая пробоина. Прошло полчаса, и еще два взрыва искорежили корму одного из тральщиков. Затем пошел ко дну второй корабль боевого охранения. Неповрежденным остался последний тральщик АМ-116. На нем отправили к суше женщин и детей. Перед отплытием командир корабля Василий Бабанов заметил блеск стекол перископа притаившейся субмарины. Он должен был вступить в бой, но на борту находились женщины и дети, и Бабанов повернул к земле, решив возвратиться с помощью.

    Однако на берегу его рассказу не поверили, капитана посчитали дезертиром и арестовали вместе с судовым журналом. Прошла пара дней, с Бабановым разобрались и вернули на корабль. Но драгоценное время было потеряно — матросов разбросало по всей акватории, их не могли найти ни с воздуха, ни с моря. И только 18 августа летчик Сергей Сокол заметил группу потерпевших. На следующий день нашелся еще один большой кунгас, заполненный живыми и мертвыми моряками. У изможденных людей уже не было сил выбрасывать трупы за борт. Однако из-за плохой погоды эвакуировать их было невозможно: шторм не утихал, а время шло, и вместе с ним уходили из жизни все новые моряки. Первым не вытерпел пилот Матвей Козлов. 23 августа он вылетел с Диксона и направился к месту, где дрейфовал кунгас. Пилот нашел кунгас через семь часов. Шторм бросал судно с волны на волну, и надеяться на прибытие спасательного корабля было нельзя. Поэтому Козлов отважился садиться в шторм. И ему это удалось! На борт были подняты 16 человек. Но обратно лететь было невозможно: не хватало горючего. И тогда Козлов принял решение идти в пролив Малыгина на моторах по воде (так расходовалось меньше горючего). Все моряки были спасены.

    «Марина Раскова» была последней жертвой, которую забрало Карское море. С прекращением военной навигации зимой 1944 года немцы вывели подводные лодки из Карской акватории, поскольку фронт ушел далеко на запад. Германия потеряла возможность контролировать обстановку в таком отдалении от материковой линии фронта. За три года войны в Карском море с советской стороны погибло 964 человека, 17 кораблей были затоплены или серьезно повреждены. Но Германии так и не удалось установить ни тактическое, ни стратегическое господство в северных водах.
     
  5. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Два года теме, но вдруг - источник этого безобразия можно?
     
  6. Leut.Horn

    Leut.Horn Вірменський офіцер

    Повідомлення:
    16.515
    Адреса:
    Почти в горах
    поищу,но про бой на Диксоне читал еще ель 30 назад.. Там принимал участие Гурген Тонунц,актер который играл Лазо...
     
  7. Leut.Horn

    Leut.Horn Вірменський офіцер

    Повідомлення:
    16.515
    Адреса:
    Почти в горах
    http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/12/Nivodnicheva/0.htm
    http://liewar.ru/epizody-vojny/288-geroicheskaya-oborona-porta-dikson-1942-g-pravda-i-domysly.html
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Тонунц,_Гурген_Ованесович

    Гурген Тонунц родился 2 сентября 1922 года в Тифлисе.

    С 1938 по 1941 год учился в Мурманском мореходном училище и параллельно занимался в театральной студии. В 1941 году добровольцем ушёл на фронт. Служил на Северном флоте на сторожевом корабле СКР-19 (ледокольный пароход «Семён Дежнёв»). 27 августа 1942 года участвовал на нём в бою у портаДиксон с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер», был ранен[2].
     
  8. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Меня в первую очередь описание акустических торпед и потопление "Марины Расковой" заинтересовало. Всё было совсем не так.

    Zaunkonig принята на вооружение в сентябре 1943, Falke немного раньше, но она почти не применялась. Применялись акустические торпеды в первую очередь против кораблей эскорта и супер оружием так и не стали - было много преждевременных срабатываний.

    След оставляли только парогазовые торпеды, все электрические и не только акустические были "невидимые".

    "Марина Раскова" была атакована торпедами с FAT, это курсовая система наведения, но не самонаводящаяся. Акустической торпедой был потоплен тральщик Т-118.

    Искали и даже попытались атаковать, но безуспешно.
     
  9. Leut.Horn

    Leut.Horn Вірменський офіцер

    Повідомлення:
    16.515
    Адреса:
    Почти в горах
    Ну про детали не знаю,камрад..
     
  10. David Della Rocco

    David Della Rocco Leutnant

    Повідомлення:
    1.267
    Адреса:
    Ländle
    Стаття з журналу "Вокруг света" під назвою "Волчьи стаи за Полярным кругом". №12 (2867) за декабрь 2012
     
    Freser подобається це.
  11. David Della Rocco

    David Della Rocco Leutnant

    Повідомлення:
    1.267
    Адреса:
    Ländle
    Потоплення пароплава "Марина Раскова" описується наступним чином (Джерело: Боевая летопись Военно-Морского флота. 1944. М., 2006):

    «8—23 августа. Трагедия конвоя "БД-5". В 13 ч. 8.08 от Северодвинского маяка к о-ву Диксон направился Конвой "БД-5" в составе транспорта "Марина Раскова", тральщиков "Т-118" (флаг командира бригады траления ОВР главной базы СФ капитана 1 ранга А.З.Шмелева), "Т-114" и "Т-116". На борту транспорта находились 354 пассажира, в том числе 116 военнослужащих Карской авиабазы и свыше 6500 т. различных грузов.

    В 19 ч. 55 мин. 12.08., когда конвой находился в 60 милях к западу от о-ва Белый в Карском море и, игнорируя требования организации противолодочной обороны, следовал прямым курсом, в районе правого борта транспорта "Марина Раскова" (капитан В.А. Демидов) произошел сильный взрыв. Судно потеряло ход, но осталось на плаву. Посчитав, что транспорт подорвался на мине, командир конвоя капитан 1-го ранга А.З. Шмелев приказал тральщикам "Т-116" и "Т-118" подойти к его борту и приступить к спасению людей, среди которых было много женщин и детей. Однако через семь минут после подхода к транспорту на "Т-118" (капитан-лейтенант СМ. Купцов) также произошел сильный взрыв в районе 2-го машинного отделения. Корабль стал медленно погружаться кормой в воду и через 27 минут после взрывов нескольких глубинных бомб затонул.

    Поднятый на борт тральщика "Т-114" командир конвоя вновь решил, что "Т-118" подорвался на мине, и приказал командиру "Т-114" капитан-лейтенанту И.О. Панасюку подойти к транспорту, выяснить повреждения, стать на якорь и спасать людей. Такое же приказание получил и командир "Т-116". Выполняя приказание командира конвоя, оба тральщика спустили на воду катера, шлюпки и другие спасательные средства, причем "Т-114" стоял на якоре, а "Т-116" маневрировал возле транспорта, но ни тот, ни другой никаких мер по организации противолодочной обороны не приняли. В 0 ч. 45 мин 13.08 мощный взрыв потряс "Т-114", который разломился на две части и через четыре минуты затонул.

    Через десять минут к борту "Т-116" подошел занимавшийся спасением людей с транспорта "Марина Раскова" катер, команда которого доложила, что видела две подводные лодки, одна из них находилась недалеко от "Т-114" и после его гибели направилась к транспорту, а другая маневрировала в 30–40 каб от поврежденного судна, изменив курс в направлении единственного оставшегося в строю тральщика. Получив этот доклад, командир "Т-116" капитан-лейтенант В.А. Бабанов донес командующему БВФ (Беломорской военной флотилии. — Авт.) о случившемся и о своем решении следовать в Хабарово для передачи на берег спасенных 186 моряков и пассажиров с погибших кораблей, среди которых было 8 тяжелораненых.

    После ухода тральщика "Т-116" транспорт "Марина Раскова" еще оставался на плаву, а у его борта находился барказ с "Т-116" с семью гребцами и различные спасательные средства с погибших тральщиков. Около 2 ч. 15 мин. подводная лодка, как впоследствии выяснилось, "U365" (капитан-лейтенант Ведемейер) вторично атаковала двумя торпедами судно и, всплыв через десять минут в позиционное положение, полным ходом удалилась из района атаки.

    Краснофлотцы и гражданские лица, находясь в спасательных средствах несколько суток в штормовом море без пищи, воды и теплой одежды, вели себя смело и мужественно. Командир барказа с тральщика "Т-116" ст. краснофлотец Б.В. Демьяненко, выделенный в спасательную команду, после ухода своего корабля в Хабарово взял на себя командование барказом с 26 спасенными и гребцами и на протяжении шести суток без сна и отдыха руководил гребцами, пока их всех не подобрал гидросамолет "Каталина" полярного летчика подполковника М.И. Козлова Еще 24 моряка и пять женщин находились на шлюпке с тральщика "Т-114", а самая большая группа численностью 86 человек во главе со ст. техником-лейтенантом М.П. Макаровским разместилась в кунгасе с транспорта "Марина Раскова"; еще несколько человек были на других плавсредствах.

    Для спасения командование Карской военно-морской базы направило четыре тральщика, два больших охотника за подводными лодками и сторожевой катер, которые в штормовых условиях в густом тумане на протяжении почти двух недель широким фронтом вели поиск на участке к западу от п-ва Ямал и о-ва Белый. С этой же целью восемь гидросамолетов "Каталина" авиации БВФ и два гидросамолета "Каталина" управления полярной авиации ГУ СМП в период с 12 по 20.08 произвели 28 самолетовылетов и в общей сложности спасли 73 человека. Из-за плохой погоды полеты производились нерегулярно, и лишь 23.08 подполковнику М.И. Козлову удалось вызволить из беды последних 13 человек, находившихся в кунгасе с транспорта "Марина Раскова". Перегруженный людьми самолет не смог взлететь и на протяжении полусуток следовал по штормовому морю к о-ву Белый, где его встретил тральщик "Т-906"».