В центре сюжета находится космическая станция «МИР» «Вавилон-5» (первые три как-то неожиданно не дожили до сдачи в эксплуатацию, четвёртую. Данный образчик неуёмного человеческого гения являлся по сюжету залогом мирного сосуществования дляпёстрого населения обитаемой части Галактики, а позже и последним рубежом на пути тотального экстерминатуса. Это если в идеале. Надо заметить, что станция полностью управлялась землянами (как пиндостанцами, так и нашими соотечественниками), а все другие монстрообразные расы, хотя и были древними и высокоразвитыми, играли роль статистов, и по фильму никак не залупались на счет имущества, прав и т. д. При этом бо́льшую часть затрат по постройке станций серии «Вавилон» взяли на себя минбарцы. Да и сам проект «Вавилон» — их инициатива. Стражинский, будучи реалистом, стремился создать сериал для взрослой американской аудитории, который был бы наиболее приближен к реальной жизни и, по его собственным словам, содержал бы в себе как можно меньшее количество «беспредельной фантазии на тему оружия будущего». Насчёт последнего утверждения верится с трудом, но, благодаря включению в общую линию сюжета таких выразительных средств, как алкоголь, вещества и секс, план по общественному реализму был выполнен на 146%. Также франчайз заметно выделяется на фоне других поделок того же жанра неиллюзорно лучшим качеством спецэффектов (благодаря использованию новейших компьютерных технологий вместо традиционных для того времени гипсовых (и иных) моделей), а также тем, что Стражински с проницательностью, достойной Теслы, изначально решил записывать сериал в формате 16:9 — сильно задолго до появления на свет цифрового кино. Правда, все компьютерные эффекты рисовали под тогдашний стандартный телевизионный формат 4:3, а в результате на DVD-издании все сцены со спецэффектами,— как правило, — либо обрезаны сверху и снизу, либо, — иногда, — растянуты по горизонтали . Структурно «Вавилон-5» был задуман наподобие романа — с выделенными началом, серединой и концом. Как следствие, весь сюжет сериала, кроме пятого сезона, был продуман заблаговременно, ещё до старта съёмок пилотной серии. В начале работы над четвёртым сезоном ВНЕЗАПНО выяснилось, что сериал на ТВ не нужен, а к предпоследней серии — опять же ВНЕЗАПНО — оказалось, что снова нужен, и «Демонтаж заходящих звёзд» — закрывающий эпизод сезона — делать пришлось очень быстро. Учитывая, что в процессе истерии все имеющиеся сценарные наработки, предполагавшиеся для двух сезонов утрамбовали в один, соответственно делать пятый пришлось из ничего. Зато, пока придумывался пятый сезон, были сняты телефильмы «В начале», подробно описывающий завязки основных сюжетных линий сериала, и ужастик «Третье пространство», сюжет которого был вырезан из сериала по причине вышеупомянутого цейтнота. После окончания собственно, сериала Стражинский сначала снял довольно тягомотный телефильм «Река Душ», а следом раздухарился на новый многосерийный спин-офф — «Крестовый поход». Снять пилотный телефильм «Призыв к оружию» ему дали и даже дали денег на первый сезон, но прямо посреди съёмок угостили пером под ребро, заявив, что сериал им не нужен, и отозвали финансирование. Так что пришлось съёмки прекратить и на оставшиеся деньги домонтировать из того, что успели сделать что-нибудь, претендующее на вменяемость —получилось 13 серий. В результате сюжет сериала так и остался подвешенным в недосказанной неопределённости… Тем временем Стражинский, не пав духом, решил пробить ещё один новый сериал — «Легенда о рэйнджерах». Результат — пилотный телефильм «Жить и умереть в сиянии звёзд» и… тишина. Затем Стражинский почти уговорил WB снять кинофильм, но те не согласились снимать старых телевизионных актёров в кинофильме, а Стражинский не захотел менять лица своим героям. Результат — съёмки отменены. Последнее, что было снято по Вавилону — это вышедшие на DVD «Затерянные сказания». Малобюджетный проект (2 мегадоллара), призванный вернуть интерес телеобъебоссов к франчайзу. Не вернул. Вышел только пилот «Голос во тьме», да и тот сокращён на треть, так как на историю про Гарибальди 2-х лимонов уже не хватило. В итоге — можно заключить, что собственно сериал и связанные непосредственно с ним телефильмы ныне являются классикой телевизионной научной фантастики, и классикой они и останутся, так как четыре неудачные попытки возродить тему ни к чему хорошему не привели. А жаль.http://lurkmore.to/Вавилон-5