Девятичасовая монументальная военная драма, снятая великим японским режиссером в 1959-1961 гг. по роману Дзюмпэй Гомикава http://rutracker.org/forum/tracker.php?nm=Удел человеческий Масаки Кобаяси учился в Токийском Университете Васэда на философском отделении литературного факультета, кроме того, изучал искусство древней Японии, Китая, Юго-восточной Азии, Индии, Греции. В мае 1941 г. поступил в компанию «Сетику», но уже через восемь месяцев в январе 1942 г. был призван в армию. Служил в Манчжурии в Харбине. В знак протеста против жестокости войны он отказывался от всяких повышений в звании и все время службы оставался рядовым. После окончания боевых действий он еще год провел в лагере на Окинаве и лишь в ноябре 1946 г. вернулся на «Сетику». Война на несколько лет задержала начало его кинематографической деятельности, но одновременно и определила проблематику многих его произведений Из-за этого Кобаяси иногда даже называли «совестью века». Но среди его работ и потрясающий фильм ужасов "Кайдан", и классическая самурайская драма "Харакири". Военную кинотрилогию Кобаяси часто называют "Гимном человеческому достоинству", Действие первого фильма происходит в Манчжурии в 1943-м году, когда 28-летний инженер Кадзи, проживающий в Южной Манчжурии, чтобы избежать мобилизации в Квантунскую армию, вызывается работать на горнопромышленных шахтах. Будучи представителем оккупантов, он прибывает на рудники в качестве специалиста по организации трудовой деятельности работников шахты – китайского населения, подвергающегося беспощадным репрессиям и изнурительному труду. Кадзи, уклонившийся от воинской обязанности по пацифистским соображениям, человек чести и порядочности сразу проявляет себя целеустремлённой и бесстрашной личностью. Он не готов поступаться своими жизненными принципами ни перед кем, и его энергичность поначалу находит поддержку у руководства шахты, но человечность и внимание героя к узникам, стремление облегчить их участь, идут вразрез с нормами военного времени и геноцидом императорской Японии. Среди ближайшего окружения Кадзи наживает себе врагов. По сути, он становится изгоем, диссидентом, исключающим в своём мировоззрении и бытовой практике всякую идеологическую и насильственную мораль. В итоге он оказывается между двух огней - китайскими пленными и местным населением, с одной стороны, которые используют его доверие в своих целях, и соотечественников, с другой, всеми доступными средствами, пытающимися вытравить из Кадзи всё человеческое. Фильм, объединяющий первый и второй тома романа, получил название - «Нет на свете сильнее любви». В названии заложена лирическая сторона: отношения Кадзи и его возлюбленной Митико, идеальной женщины по Кобаяси (верной, надежной, чистой). Любовь к ней позволяет Кадзи оставаться самим собой, бросая вызов «преступной эпохе». Митико уравновешивает то одиночество, к которому приводит Кадзи его принципиальная позиция. Увы, вся сила их любви раскроется лишь в следующих частях киноромана, когда герои будут в разлуке. Второй фильм трилогии, "Дорога в вечность", пожалуй, выглядит не так масштабно как первый, поскольку большая его часть состоит из камерных эпизодов в казарме. Но от этого он не становится менее захватывающим. Любовная линия с женой Мичико практически уходит на задний план, изредка напоминая о себе письмами и одной короткой встречей. Характер главного героя начинает потихоньку ломаться. Он уже не такой ярый идеалист и знает цену своей "активности". Реальность учит его быть послушней. Но борьба с системой продолжается. Природная жажда справедливости все-таки побеждает инстинкт самосохранения, и Кейджи опять оказывается по уши в неприятностях, которые могут стоить ему жизни. Второй фильм оканчивается битвой с советскими войсками, после которой от отряда стрелков старшего рядового Кейджи остаются лишь 3 человека. В третьей части трилогии ("Молитва солдата") они пытаются пробиться к своим, но линия фронта движется гораздо быстрее них. Скоро трио оказывается в глубоком тылу. К пятой серии Кадзи предстаёт совсем другим человеком, нежели вначале романа – сильным, мужественным, стойким, единственным, кто в бесчеловечной бойне сохранил рассудок и порядочность – сохранил благодаря неистовому желанию вернуться к своей жене Митико. Окружающие его люди надломлены, слабы, измождены, лишены веры. Среди них Кадзи сразу становится лидером, уже без натянутой идеалистической ауры. Особенно любопытны эпизоды о пребывании в советском плену и отношение Кобаяси к Красной армии. "Пожалуй, режиссер безжалостен только к военщине всех мастей, и шире – к сторонникам всякого рода тирании, муштры, деспотизма и произвола. По идее режиссёра, любой род насилия, становясь способом жизнедеятельности общества, неизменно оказывается предпосылкой гуманитарной катастрофы. Поэтому превыше любого государства как института подавления личности, у Кобаяси стоит дом, семья. Родина – это не страна, а любимая женщина, к которой через кровь, смрад, смерть идёт главный герой, поражая запасом прочности и неподвластностью невзгодам, чем вносит в искалеченную войной обыденность живительные представления о естественных и единственно верных нормах и ценностях человеческой жизни." Подробнее Сейчас японцы таких фильмов уже не снимают, эксплуатируя больше тему жертвенной смерти "юных и прекрасных". А уж о жестокостях и расправах над китайцами вообще предпочитают умалчивать.