2007г.в. Канада, Франция, Нидерланды, Великобритания, Польша. слоган : «Раскрой тайну шедевра Рембрандта» "Ночной дозор" - это не только роман Сергея Лукьяненко и фильм по его мотивам. В первую очередь, это знаменитая картина Рембрандта. Такое название ей присвоили в 1806 году, когда она была передана в музей. Историческое же название картины - "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема Ван Рейтенбурга". Выполнено полотно было для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии. Ныне творение Рембрандта занимает специальный зал в Рейксмузее в Амстердаме. К 1642 году, когда Рембрандт получил заказ на создание группового портрета отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока (человека влиятельного и богатого, что впоследствии усугубит ситуацию), он уже был известным, популярным (и высокооплачиваемым) живописцем. Создавая "Ночной дозор", Рембрандт во всем нарушил канон. Как идентифицировать убийцу среди стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга? Остросюжетная история расследования политического заговора и зловещего преступления с помощью одной из самых загадочных картин в мировом искусстве, шедевра Рембрандта «Ночной дозор». Какие события в жизни художника отразились на его полотнах пронзительной глубиной и неземным светом? Экстравагантный взгляд на жизнь и творчество гениального Рембрандта.
Создавая "Ночной дозор", Рембрандт во всем нарушил канон. Групповой портрет был едва ли не самым распространенным жанром голландской живописи того времени. Мастерски подобные портреты писал, например, знаменитый Франс Хальс. Героям Рембрандта следовало бы предстать пред зрителями, сидящими или стоящими около стола в богатом зале, облаченными в парадные одежды и в более или менее величественных позах. Вместо этого нестройной колонной они следуют по улице. В центре, в ярких лучах света капитан стрелков, рядом лейтенант Виллем ван Рейтенбурх. Следующие во главе группы, они первыми выступают из-под темных сводов величественной арки на мост, перекинутый через один из многочисленных каналов Амстердама. Мерцающие блики света вспыхивают на оружии и одеждах. Каждый занят делом. Барабанщик бьет в барабан, знаменосец вскидывает знамя, один из стрелков заряжает мушкет. Куда движутся они? Подняты ли они по тревоге или просто направляются на стрельбища? Нам известны имена 18 стрелков, они начертаны в картуше на своде арки. Но фигур 24. Лица многих персонажей мы толком не можем рассмотреть. Ясности, четкости, простоты свойственных подобным произведениям нет и в помине. Правда, есть любопытная теория: будто Рембрандт поместил в картину портреты лишь тех стрелков, что аккуратно внесли требуемую плату. Итак, в центре холста и внимания зрителей фигуры капитана и лейтенанта отряда стрелков (хотя это было не всегда так, в XVIII веке полотно было обрезано). Однако, есть еще один персонаж, привлекающей особое внимание. Загадочная то ли девочка, то ли карлица в золотом сиянии волос и драгоценного платья. Некоторые видят в ее лице черты Саскии. К поясу фантасмагорического видения, бегущего сквозь строй стрелков, почему-то привязан петух. Одни исследователи склонны видеть в ней лишь причуду, каприз гения, а другие считают частью великой тайны "Ночного дозора". Одна из загадок картины была благополучно разрешена в середине прошлого столетия. Освещение, расположение теней, над которыми ломали голову несколько поколений критиков и историков искусства. Ночной дозор оказался дневным. Еще до реставрации, окончательно прояснивший вопрос со временем суток, изображенным Рембрандтом, подобные предположения высказывались. Но расчистка полотна дала необходимые доказательства. Рембрандт - художник, находившийся постоянно в состоянии творческого поиска. Но заказчикам требовалось не сложное, изысканное произведение, а простой групповой портрет, созданием которых кормилось большинство голландских мастеров этого века. Отношение к заказным работам, как к лаборатории, оттолкнуло заказчиков. А капитан Баннинг Кок и вовсе заявил, что не узнает себя на картине. И обратился к живописцу ван дер Хельсту, желая, чтобы тот поправил дело. Но художник отказался. Вскоре после истории с портретом гильдии стрелков, нарушившей благополучное течение профессиональной жизни Рембрандта, скончалась его муза и жена Саския. Для художника это событие принесло самые драматические последствия. Но также подтолкнуло Рембрандта к созданию величайших произведений религиозной живописи столетия. 1. Рембрантд. Ночной дозор, 1642. Рейксмузей, Амстердам 2. Франс Хальс. Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана, 1633. Музей Франса Хальса, Харлем 3. Александр Таратынов и Михаил Дронов. Памятник Ночному дозору, 2004. Амстердам
В следствии перемещения в "Курилку" фильм признан не историческим, а так полной лабудой... Ну что же, господа, таково и качество нашей реконструкции... Носим абы-чего и абы-как... А алебарды держим как пидары ... Поздравляю Вас господа с достойным решением... Стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема Ван Рейтенбурга - это реальные исторические персонажи. И шедевр Рембрандта «Ночной дозор» - это реальная картина, реального автора. Ныне творение Рембрандта занимает специальный зал в Рейксмузее в Амстердаме. И только для нашего вонючего Форума это недостойное произведение и недостойный период истории - помещенный в курилку по-видимому из-за того, что Рембрант не изображал воинов УПА в своих произведениях... Бедняга не дотянул до истинной славы...
Итак, история самого полотна и изображения на нем: За окном 1638 год. В Амстердам приезжает королева Франции Мария Медичи. И как всегда, город «прихорашивается» перед пышными торжествами, устраиваемыми в честь венценосной персоны. Корпорация стрелков приняла решение украсить свою штаб-квартиру групповыми портретами. В корпорацию входило 6 рот, соответственно и заказы получили 6 амстердамских художников. Рембрандту досталось описывать роту капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, как в последствии утверждают исследователи, состоявшую из шестнадцати человек. Стрелки времен Рембрандта это уже не те стражники-вояки, которые за несколько десятилетий до этого были оплотом, защищавшим страну от испанского нашествия. Теперь эти стрелковые сообщества практически поголовно представлены богатыми гражданами, мало что знающими о боевых действиях. Но законы жанра обязывают… Рембрандт добавляет в полотно необходимее атрибуты героики: развивающиеся флаги, барабанный бой, протазан, мушкеты и т.п. Картина изобилует "загадками" и "разоблачениями"... Самая удивительная вещь, что действие на полотне происходит, как не странно, именно ДНЕМ.
Но не будем забегать вперед. Начнем сначала , что бы было понятно о чем пойдет речь далее: 1). Мушкетеры - кто они? [FONT=Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif]С XVI столетия складывается образ действий, в бою этих сомкнутых мушкетерских частей, строившихся, примерно, в 10 шеренг в глубину. Первая шеренга давала залп, потом, разделяясь налево и направо, уходила и становилась за последнюю шеренгу и заряжала ружья. Ее место занимала вторая шеренга, давала залп и повторяла маневр первой шеренги. Когда все шеренги, таким образом, давали по выстрелу, первая шеренга успевала уже подготовиться ко второму выстрелу, и, таким образом, мушкетерская часть, несмотря на медленность заряжания, поддерживала непрерывный огонь. При наступлении иногда применяли обратный порядок, т.е. вышедшая вперед первая шеренга давала залп и оставалась стоять, а вторая шеренга выходила из-за её флангов, выстраивалась, перед ней, давала залп и т.д. Такой способ ведения стрельбы назывался "караколе", движением улиткой. [/FONT][FONT=Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif]В истории военного искусства "караколе" сыграло значительную роль, так как потребовало подготовки, репетиций, занятий, учения; для "караколе" пришлось сколачивать массу мушкетеров, и пехота начала несколько дисциплинироваться. [/FONT]Тут надо сделать небольшое отступление, мушкетеры - это те солдаты, которые по команде стреляли из мушкетов расположенных на специальной подставке. Чтобы справиться со всем этим нелегким снаряжением, мушкетер имел помощника - он же был наводчиком; впоследствии, с облегчением мушкета, помощник стал не нужен. Направление для выстрела мушкетеру указывал наводчик. При стрельбе мушкетеру приходилось одновременно манипулировать порохом, горящим фитилем, сошкой и оружием. И малейшая неосторожность и неточность в его действиях могла привести к случайному выстрелу или неожиданной вспышке пороха. Для своей безопасности и эффективного применения оружия мушкетер был обязан не только хорошо знать и соблюдать правила обращения с мушкетом и порохом, но и четко уметь выполнять все необходимые приемы. Научиться всему этому было нелегко. 2). Протазан - что за зверь? Копья и пики с длинными наконечниками в XV в. трансформировались в протазан. Русское название этого древкового оружия происходит (при посредстве польского) от немецкого слова «партизана» (Partisane), в свою очередь происходящего от итальянского «партиджана» (partigiana, что означает буквально: «сторонник»). На раннем этапе своей истории наконечник протазана, насаженный на длинное (2,5 м и более) древко, представлял собой равномерно сужающийся к острию, обоюдоострый клинок, напоминавший по форме клинок итальянского пехотного меча типа «бычий язык». Когда же западноевропейские мастера-оружейники принялись расширять функциональность древкового оружия в плане расширения его защитных функций, протазан был снабжен столь характерными для него «ушами», или «ушками» - расположенными в основании клинка защитными элементами в виде загнутых вперед серповидных отростков, напоминающих «рога полумесяца». Унтер-офицерам довольно часто приходилось пускать свои полупики-протазаны в ход против солдат, пытавших дезертировать с поля боя, замедлявших шаг в наступлении или ломавших строй (заградотряды однако) . Это древковое оружие, которым были вооружены офицеры пехотных полков, ко времени написания полотна, в основном служило для церемониальных целей. 3). Развивающиеся флаги и барабанный бой - дань славе испанской художественной традиции того времени, а именно одному из модных художников этого периода Веласкесу с его "Сдачей Бреды" (в быту "Пики" ). 4). Военная сатира и обличение преступления. Всю историю с этим полотном предваряло написание Рембрандтом портрета одного из амстердамских вельмож, который потом отказался выкупать картину. Последний был изображен художником на фоне кованных ворот одного из домов с "нехорошей репутацией" . Для разрешения конфликта Рембрандту пришлось обращаться в суд, где он и выиграл спор у заказчика портрета. Так вот, заказчики убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга (которых обличает в своей картине Рембрандт) являлись родственниками капитана в черном Франса Баннинга Кока. Весьма возможно, что Рембрандт, посредством негативного изображения родственников обидчика в картине "Ночной дозор", таким образом пытался ему отомстить за причиненные неудобства.
Так что же мы видим на самой картине: Лейтенант Виллем ван Рейтенбург, в качестве жертвы, изображен на переднем плане картины в золотисто-белом наряде, обращая внимание на детали одежды, а также оружие, которое тот держит в своей руке, Рембрандт делает акцент на некоторые личные черты характера лейтенанта. В руках лейтенанта - протазан. Например на то, как и под каким углом лейтенант ночной стражи держит короткое копье, а также то, каким образом изображен наконечник у этого копья. По замыслу Рембрандта, наконечник копья в левой руке лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга иносказательно изображает его гениталии, а также его неуемную любовь к женскому полу. Кстати, на рентгене картины было видно, что Рембрандт несколько раз увеличивал размер острия копья. Капитан Франс Баннинг Кок представлен в образе искушающего сатаны. Его красная лента трепещет как "Адское Пламя" у его ног. Капитан делает какое-то с предложение лейтенанту, протягивая в его сторону левую руку. Проводя аналогию с модной в то время легендой "О посещении Христом Ада и искушении Сатаны". Левая рука, в символическом плане периода XVII в., всегда считалась подверженной нечистой силе (правая соответственно наоборот). Считалось, что только покойник предлагает к рукопожатию левую руку. Поэтому на картине "Ночной дозор" изображено некое грязное предложение, которое "черный" капитан сделал "белому" лейтенанту. Левая рука капитана Франса Баннинга Кока без перчатки, значит предложение не завуалировано - открытое, правая рука в перчатке и держит другую перчатку, но заметьте не левую, а также правую. Это перчатка с портрета его родственника, брошенная художником к ногам бесчестного человека... Тень от левой руки капитана ночной стражи падает на паховую область лейтенанта, что опять же дает некий простор для полета фантазии в скрытые гомосексуальные притязания "черного" капитана Франса Баннинга Кока к своему собеседнику.
За "черным" капитаном расположена фигура мушкетера, как раз в момент рокового выстрела, лица мы его не видим, т.е. он не видел куда стрелять. Наводчик на картине как раз расположен между капитаном и лейтенантом, мы видим его лицо, кроме того, своей рукой он и направляет траекторию выстрела отчасти видимого мушкетера. Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на картины "Ночной дозор" между двумя мушкетерами - один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой. Также на полотне изображены две девушки, расположенные чуть позади, в светлых одеждах, в трепете убегают назад. Одну из девушек зовут Марита. Это имя означает то, что девушки из низшего сословия, так как буржуазия и аристократия той эпохи категорически не желала называть своих дочерей любыми именами производными от Мария. Именем Мария называли только детей крестьян и других бедных слоев населения, а также девушек из сиротских домов, которых заставляли работать проститутками владельцы тех приютов, в которых они проживали. То, что Марита подрабатывает проституцией указывает дохлая курица, которая с подрезанными крыльями привязана к ее поясу. Вообще, курица символизировала девиц легкого поведения, а то, что она дохлая и с подрезанными крыльями, означает что она не может, да и просто не в состоянии избавиться от своей пагубной страсти. Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и падении нравов картины, началась полоса финансовых неудач Рембрандта...
Хорошо всё написал и объяснил Фильм буду смотреть обязательно. Это ж кстати Гринуэй. Для рутрэкерщиков: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1604838