Сколько стоила авиатехника стран-союзников. Сколько стоили авиамоторы. Сравним экономические затраты стран коалиции на производство самолётов и их комплектующих. Начнём с СССР. В 1941 году вышел "Прейскурант на самолеты, изготавливаемые заводами Наркомата авиационной промышленности", где приводились отпускные цены на самолёты разных заводов без моторов. Пожалуйте: ЛаГГ-3 М-105П с ТБ-23 без наземного оборудования (завод № 21) - 228 000 руб ЛаГГ-3 М-105П с БС без наземного оборудования (завод № 21) - 196 500 руб ЛаГГ-3 М-105П с ТБ-23 без наземного оборудования (завод № 23) - 310 000 руб ЛаГГ-3 М-105П с БС без наземного оборудования (завод № 23) - 278 500 руб ЛаГГ-3 М-105П с ТБ-23 без наземного оборудования (завод № 31) - 248 000 руб ЛаГГ-3 М-105П с БС без наземного оборудования (завод № 31) - 216 500 руб ЛаГГ-3 М-105П с ТБ3 без наземного оборудования (завод № 153) - 350 000 руб ЛаГГ-3 М-105П с БС без наземного оборудования (завод № 153) - 318 000 руб МиГ-3 АМ-35А без наземного оборудования (завод № 1) - 158 000 руб Як-1 М-105П без упаковки (завод № 292) - 208 000 руб Як-1 М-105П (завод № 301) - 325 000 руб Як-4 2М-105 (завод № 81) - 460 000 руб Су-2 М-88-89 (завод № 207) - 450 000 руб Су-2 М-88-89 (завод № 135) - 335 000 руб УТИ-4 М-25В без наземного оборудования (завод № 21) - 55 000 руб УТИ-4 М-25В без наземного оборудования (завод № 153) - 80 000 руб УТИ-4 М-25В (завод № 458) - 100 000 руб УТ-2 М-11 без электрофикации (завод № 47) - 45 000 руб УТ-2 М-11 без электрофикации (завод № 116) - 100 000 руб У-2 М-11 без электрофикации, без радио и без газового самопуска (завод № 387) - 30 000 руб У-2 М-11 (завод № 387) - 45 000 руб ДБ3-Ф 2М-88 (завод № 18) - 310 000 руб ДБ3-Ф 2М-88 (завод № 126) - 800 000 руб Пе-2 2М-105 (завод № 39) - 485 000 руб Пе-2 2М-105 (завод № 124) - 670 000 руб Пе-2 2М-105 (завод № 125) - 700 000 руб Ил-2 АМ-35А с ТБ-23 (завод № 380) - 500 000 руб Ил-2 АМ-35А с турельн. "Швак" 20мм и ТБ-23 (завод № 381) - 435 000 руб Ил-2 АМ-35А с турельн. "Швак" 20мм (завод № 381) - 371 500 руб Ил-2 АМ-35А с ТБ-23 (завод № 18) - 350 000 руб Ил-2 АМ-35А с турельн. "Швак" 20мм (завод № 18) - 286 500 руб Пс-84 2М-62ИР (завод № 84) - 650 000 руб АР-2 2М-105 (завод № 22) - 340 000 руб ТБ-7 4М-40 (завод № 124) - 3 800 000 руб Примечания: Цены самолетов значатся без фото, автопилота, фото-кино-пулемета, ВАП, УХАП, противообледенителей и без нагнетателя "Доллежаля". При постановке последних на самолет дополнительно оплачивается заказчиком, как стоимость приборов, так и связанные с их постановкой и испытаниями дополнительные затраты .
... и для полной стоимости машины: "Прейскурант отпускных цен на авиационные моторы на 1941 год от 12 мая 1941 года" АМ-35А (завод № 24) - 61 000 руб АМ-38 (завод № 24) - 61 500 руб М-11 (завод № 29) - 10 000 руб М-25В (завод № 19) - 3200 руб М-30 (завод № 19) - 230 000 руб М-62 (завод № 19) - 46 000 руб М-88Б (завод № 82) - 54 000 руб М-105П (завод №234) - 47 000 руб М-105П (завод № 26) - Разногласия: Проект НКАП - 76 000, Проект НКО - 73 000 М-105Р (завод № 26) - 70 000 руб М-105Р (завод № 27) - 45 000 руб М-105Р (завод № 384) - Разногласия: Проект НКАП - 82 000, Проект НКО - 77 000 руб М-107 (завод № 154) - 74 000 руб Синхронизатор С-2К (завод № 19) - 500 руб Синхронизатор С-3К (завод № 24) - 1000 руб Синхронизатор С-3К (завод № 26) - 780 руб Синхронизатор С-2К (завод № 29) - 780 руб ------------------------------------------------------------------------------------------------- Остаётся только добавить, что по "Постановлению" СНК СССР, жёсткий фиксированный курс валют с 19 июля 1937 года по март 1950 года составлял 5 рублей 30 копеек к 1 доллару США.
Поехали в Америку: по данным, собранным довольно серьёзным журналом "Flight Journal Magazine", стоимость серийных образцов для USAF была такова: B-17 "Flying Fortress" - 204 370 $ B-24 "Liberator" - 215 516 $ B-25 "Mitchell" - 142 194 $ B-26 "Marauder" - 192 426 $ B-29 "Superfortress" - 605 360 $ P-38 "Lightning" - 97 147 $ P-40 "Warhawk" - 44 892 $ P-47 "Thunderbolt" - 85 578 $ P-51 "Mustang" - 51 572 $
А вот более серьёзные данные USAAF Air Technical Service Command, предоставленные Дэвидом Д. Джексоном. Bell P-39 Airacobra: В 1939-1941гг стоимость составляла 77 159 $ В 1942-1943гг - 69 534 $ В 1943-1944гг - 50 666 $ Bell P-63 Kingcobra: В 1942г - 60 277 $ В 1943г - 57379 $ В 1944г - 59 966 $ В 1945г - 65 914 $ Boeing B-17 Flying Fortress: В 1939-1941гг - 301 221 $ В 1942-1943гг - 258 040$ В 1944г - 204 370 $ В 1945г - 187 762 $ Boeing B-29 Superfortress: В 1942-1943гг - 893 730 $ В 1944 - 605 360 $ В 1945 - 509 465 $ Consolidated B-24 Liberator: В 1939-1941гг - 379 162 $ В 1942-1943гг - 304 391 $ В 1944-1945гг - 215 516 $ Consolidated B-32 Dominator: В 1942-1943гг - 790 433 $ В 1944-1945гг - 790 433 $ Curtiss P-40 Warhawk: В 1939-1941гг - 60 562 $ В 1942г - 59 444 $ В 1943г - 49 449 $ В 1944г - 44 892 $ Douglas A-20 Havoc\Boston: В 1939-1941гг - 136 813 $ В 1942г - 124 253 $ В 1943г - 110 324 $ В 1944г - 100 800 $
Закончим: Grumman F6F Hellcat: Приблизительная цена на 1943 год - около 50 000 $ Lockheed P-38 Lightning: В 1939-1941гг - 134 284 $ В 1942г - 120 407 $ В 1943г - 105 567 $ В 1944г - 97 147 $ North American P-51 Mustang: В 1942г - 58 698 $ В 1943г - 58 824 $ В 1944г - 51 572 $ В 1945г - 50 985 $ И, наконец, Republic P-47 Thunderbolt В 1939-1941гг - 113 246 $ В 1942г - 105 594 $ В 1943г - 104 258 $ В 1944г - 85 578 $ В 1945г - 83 001 $
А вот теперь каждый ради интереса может рассчитать финансовые затраты СССР и США на производство авиатехники. Курс доллар-рубль на то время мы уже знаем - 5,30 RR к 1 $. (на деле - около 10 рублей за доллар) ЗЫ. А чтобы было ещё интереснее, у того-же Дэвида Джексона есть "калькулятор будущего" - уравнение расчёта долларовых цен 40х годов по отношению к ценам нынешним. Чтобы узнать, сколько стоило бы производство самолёта Второй мировой в наше время (на 2009 год), нужно просто умножить его цену на коэффициент: Для 1941 года - на 14,72 Для 1942 года - на 13,27 Для 1943 года - на 12,5 Для 1944 года - на 12,29 Для 1945 года - на 12,02 ЗЫ. Кстати расчёт можно делать и для советских самолётов - нужно просто перевести их цены в доллары по тому курсу, и всё. Штурмовик Ил-2 1941 года выпуска, по ценам завода №380, стоил бы в наше время примерно 1 миллион 388 тысяч 679 долларов. Have Fun
А с чем связано изменение цены американских самолетов по годам? Внедрялись новые детали конструкции, удешевлялись/удорожались материалы?
Причины удешевления стоимости конструкции во всех странах одни и те же: стандартизация производства, взаимозаменяемость узлов, унификация систем вооружения, а соответственно и снижение количества человеко-часов на производство одной единицы. Также переход на упрощённые технологии. Кстати, из общего ряда американских машин выделяется "Кингкобра" - ценовой минимум - 1943 год, а затем, c наращиванием экспорта в СССР и Францию - стоимость поползла вверх и в 45м году перекрыла начальную более, чем на 5000$.
И очевидная дешевизна советских самолётов в начале 40гг заключается не только в невнятной культуре производства и простых технологиях, но и наверное в том, что к началу 40-х СССР был страной, в которой практически вся авиация строилась на базе древесины, как основного конструкционного материала. Единственной, к слову, крупной авиастроительной державой на базе дерева. ЗЫ. Ребята, у кого есть инфа в эту тему по британской авиации - выкладывайте!
Сравнение и анализ на основании такого жесткого официального курса все же некоректен. Это как удава мерить попугаями. Представления о реальной стоимости это не дает. Луше для сравнения сказать сколько стоили самые главное потребительские товары или какой был размер зарплаты рабочих. А лучше и то, и то.
Конечно, но я уже: Вот эту неофициальную цифру я встречал очень часто, как наиболее адекватную. К концу войны она могла удвоиться.
Цифра то неофициальная, но так как в СССР не было свободного валютного рынка, то международные расчеты должны были проводиться по официальному курсу? Я не экономист, поэтому могу заблуждаться. Для сравнения, интересно также увидеть стоимость самолетов стран Оси.