В восемь часов вечера в понедельник в США заканчивается правительственная программа "Деньги за развалюхи", в рамках которой американцы могли сдать в свои старые машины и приобрести более экономичные новые, притом со скидкой от 3,5 до 4,5 тыс. долларов. В иных случаях это состовляет до четверти цены новой машины. Этот почин, завязавшийся в июле, оказался столь популярен, что ассигнованный на него первоначально миллиард долларов кончился меньше, чем за неделю, и конгресс решил выделить еще два миллиарда. Сейчас они тоже подходят к концу. Поклонники программы указывают, что она помогла американскому автопрому сбывать свою продукцию и расширить производство. За время ее существования американцы приобрели почти полмиллиона новых машин. В результате корпорация General Motors наняла 1300 рабочих, ранее уволенных в связи с ее банкротством, а Hyundai взяла обратно 3 тысячи рабочих на свой завод в Алабаме. Программа привела не только к увеличению занятости: государственная казна пополнилась за счет налогов, которыми облагается приобретение автомашины. Истраченные на нее деньги – это, по словам экономиста, "капля в море по сравнению с триллионами долларов, которые Вашингтон в последнее время выбрасывает на ветер". Критики программы замечали, что многие американцы и так собирались купить себе новую машину, только планировали сделать это через год-два. Сейчас они соблазнились дармовщиной, но она длилась не бесконечно. Благодаря ей, спрос искусственно подскочил, но потом может снова сократиться, потому что многие обзавелись новыми машинами раньше, чем планировали, и теперь вернутся в автомагазины очень нескоро. Те, кто в принципе против подобных инициатив правительства, ехидно спрашивали, не собирается ли Обама теперь заплатить 50 тысяч долларов каждому, кто купит себе новенький, экологически продвинутый дом и сожжет свой старый. Для этого лагеря программа "Деньги за развалюхи" была иллюстрацией изъянов, которыми изобилует всякое вмешательство государства в экономику. Как правило, американские автодилеры берут машины у производителей в долг, который они обязаны вернуть через несколько дней после их продажи. Сейчас они продавали автомобили со скидкой и могли расплатиться с поставщиками лишь после того, как государство вернет им соответствующую сумму. Но из-за волокиты государство задерживало платежи. Поэтому примерно половина дилеров в штате Нью-Йорк в конце концов отказалась от участия в программе. Критики замечали также, что американская казна не может позволить себе таких трат на фоне растущего дефицита госбюджета, который, как объявит администрация на следующей неделе, в ближайшее десятилетие должен достигнуть примерно 9 триллионов долларов. Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк, воскресенье, 23 августа 2009 г., 09:38 GMT 13:38 MCK