Не буду далек от истины, что самыми известными байки, связанные с немецкими подлодками, являются истории гибели U28 во время Первой мировой войны и U1206 во время Второй Мировой. Обе истории уже долго живут в глобальной сети, и как водиться их выдуманная версия всегда воспринимается больше на веру, чем события, которые произошли на самом деле. "Грузовик, исполненный патриотизма". В истории гибели U28 обычно фигурирует грузовая машина, но периодически грузовик, подменяют паровозом. 2 сентября 1917 года U28 атаковала британское судно "Olive Branch", шедшее из Ливерпуля в Архангельск (по другим сведениям в Романов на Мурмане (будущий Мурманск) с грузом боеприпасов. Подлодка торпедировала судно, но последнее после попадания торпеды осталось на плаву. Тогда немцы стали добивать пароход из палубного орудия. В ходе обстрела судно взорвалось и, якобы, грузовик, находившийся на палубе, был подброшен взрывом и "приземлился" прямо на подлодку, которая после этого затонула. Такая необычная версия гибели исходит, скорее всего, от экипажа британского судна, хотя вероятнее она была сильно приукрашена либо журналистами, либо литераторами, которые постарались выдать этот случай за сенсацию. Определенно, лодка погибла из-за собственной неосторожности, став жертвой взрыва парохода, приблизившись к нему во время обстрела слишком близко. В истории подводной войны, неоднократно встречаются случаи, когда после удачной атаки судов, перевозивших боеприпасы, немецкие лодки получали повреждения, когда сильный взрыв буквально разрывал "купцов" на куски. К примеру, в таком случае была повреждена U615 во время добивания американского транспорта "Edward B. Dudley" 11 апреля 1943 г. (Лодка выпустила торпеду с расстояния 800 метров и была повреждена от взрыва судна, а её командир, находясь на мостике, был ранен). Или уместно вспомнить погибшую U132, которая вероятно слишком близко подошла к торпедированному транспорту "Hatimura", который в этот момент был добит другой лодкой. К сожалению, в случае с U28 погиб весь экипаж и рассмотреть версию гибели этой лодки с этой стороны невозможно. После того, как лодка затонула, несколько немецких подводников оказались в воде, но они не были подобраны шлюпками с "Olive Branch". Но так или иначе, версия с грузовиком/паровозом весьма сомнительна, хотя и часто смакуется любителями необычных историй. "Как командир утопил лодку с помощью сортира" (с) Теперь стоит уделить внимание U1206. С тех пор, как издательство Центрполиграф в 2003 году выпустило перевод книги немецкого автора Й. Бреннике «Охотники за охотниками. Хроника боевых действий подводных лодок Германии во Второй мировой войне» нет покоя любителям подводной «клубнички»: «Место действия – «U 1206», оборудованная шнорхелем, находящаяся в Северном море в районе Питерхеда. Командир Шлитт зашёл в крошечное помещение, чуть побольше шкафа. Загорелся красный свет – «занято». Обычно гальюном можно было пользоваться, только когда лодка находилась на небольшой глубине. Но на «U 1206» была установлена новая техника, которая функционировала на любой глубине. Но она была сложнее и непроста в обращении. Под обычной чашей находился бак, рассчитанный на забортное давление, он открывался и закрывался с помощью задвижки и, что самое важное, опорожнялся за борт сжатым воздухом посредством специальной запирающей системы, способной преодолеть давление забортной воды даже на большой глубине. Через какое то время Шлитту пришлось приводить технику в действие. Он прочёл инструкцию к аппаратуре, которую дали на каждую лодку, – нормальную корабельную инструкцию соответствующего объёма. Но Шлитт не стал рисковать и перечитал инструкцию вторично. «А, все просто», – подумал он. Однако всё оказалось не так просто, как он думал. Шлитт, должно быть, действовал неуклюже. Он старался, ворчал, чертыхался, но ничего не получалось. И подумал, что, пожалуй, лучше послать за гальюнных дел мастером – человеком, который проходил на базе курсы по обслуживанию системы. Пока Шлитт боролся с рычагами и вентилями, дверь неожиданно открылась. Механик забеспокоился, не случилось ли чего, и послал за Мёбиусом, тем самым специалистом, чтобы тот пришёл на выручку командиру. Бедный парень не знал, конечно, что командир не закрыл задвижку, которая отрезала бак высокого давления от отсека, и в желании услужить командиру тут же открыл клапан эжектора. Столб воды шириной в ногу с шумом и пеной вырвался вверх, вначале окатив командира и Мёбиуса отнюдь не ароматным содержанием нижнего бака, а затем каскадом солёной воды. Вода била с такой страшной силой, что обоих отбросило. – Закройте эжектор! – выкрикнул Мёбиус. – Закройте эжектор! Он сам попытался остановить миниатюрный смерч и бросился вперёд. Ослеплённый водой, он тщетно шарил в поисках клапана. Море продолжало врываться в лодку с такой силой, что Мёбиуса снова и снова отбрасывало назад. Лодка находилась в тот момент на глубине 90 метров, и с соответствующей силой вода врывалась внутрь лодки через хитроумное изобретение. Понимая, что происходит, механик быстро взял в этот момент управление на себя. Не ожидая приказов, он вывел лодку на перископную глубину. Это значительно снизило давление поступающей воды и позволило Мёбиусу закрыть клапан эжектора. Но вода уже проникла внутрь лодки и сквозь настил палубы просочилась в аккумуляторные батареи. Оттуда стал подниматься белый пар. Лейтенант Шлитт сразу почувствовал парализующую немоту, голова закружилась, и он тут же понял, что происходит. Хлор! Шлитт увидел, как люди задыхаются, кашляют, многих тошнит. Смертельные белые кисточки, словно призраки, разбредались по лодке среди бледных товарищей Шлитта. Если ничего не делать, «U 1206» погибла. – Продувай балласт, механик! Всплываем! Что бы там ни было наверху, всплываем! – еле проговорил Шлитт, под которым уже подгибались колени. Механик продул балластные систерны. Шлитт с трудом поднялся по трапу и с неменьшим трудом приподнял крышку люка. В лодку с шумом устремился свежий воздух, вентиляция удалила ядовитый газ. Кружившие в небе два самолёта сразу увидели лодку и бросились в атаку. Пока артрасчеты выходили из лодки, на неё обрушились бомбы. «U 1206» не получила ни одного прямого попадания, но близкие разрывы нанесли ей такие серьёзные повреждения, что она лишилась способности погружаться. «U 1206» была приговорена. Шлитт махнул рукой и скомандовал: – Оставить корабль! То, что начиналось как смешная и нелепая проблема, вылилось в серьёзный материальный ущерб и трагедию. Потому что не всем членам команды удалось покинуть обречённую лодку. Хлор унёс несколько жизней.» (с) Так вот по версии Бреннике встретила свой конец U1206. Признаюсь, что, как только прочитал эту книгу, история лодки Шлитта меня очень заинтересовала. Тогда я почти поверил в историю о горе-командире. Тем более что даже на таком мощном ресурсе, каким является uboat.net, на вэб-странице U1206 висит история под названием «Sunk by a toilet?». Но как обычно исследователя подводит зуд «хочу знать больше» и я начал искать какую либо информацию для подтверждения или опровержения Бреннике. И я нашел интересный сайт, который содержал страницу, посвященную U1206. Но в отличие от uboat.netтам была и другая версия гибели лодки, изложенная непосредственно командиром U1206 Карлом-Адольфом Шлиттом. Правда, текст был переведен на английский, хотя его источником и являлся известный частный архив Хорста Бреддова, известный многим, как Архив немецкого подплава в Куксхафене. В 2005 году на форуме РПФ во время происходивших там «подводных войн» я в первый раз поставил версию Бреннике о горе-командире под сомнение: http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/73/73243.htm Правда в её изложении я был несколько наивен, но в целом уже успел утвердиться во мнении, что в своей книге Бреннике явно кривит душой и делает из командира U1206 «рыжего». Со временем, просматривая различные труды известных историков и исследователей, мне так и не удалось найти подтверждения версии с гальюном, как и других подробностей, которыми изобилует история, изложенная в книге Бреннике. Оказалось, что в экипаже лодки не было никакого Мебиуса и лодка после всплытия не была атакована самолетами, а причиной гибели трех подводников был вовсе не хлор. И вот не так давно я стал счастливым обладателем чудесной книги «U751: Триумф и трагедия немецкой подводной лодки». (U 751: Triumph und Tragödie eines deutschen U-Bootes.). Книга является сборником различной информации о самой лодке, её командире Герхарде Бигальке и её экипаже. Составителем сборника является Олаф Розе, а предисловие и послесловие к ней написали два бывших командира-подводника: подводный ас Рейнхард Хардеген и бывший командир U1206 Карл-Адольф Шлитт. Благодаря этому теперь есть возможность изложить историю гибели U1206 устами очевидца, предоставив слово самому Шлитту: «Wir setzten uns vom Geleit ab, legten uns in 80 Meter Tiefe auf den Nordseegrund und versuchten dort nun in Ruhe, der Störungsursache im Diesel auf den Grund zu gehen. Am späten Nachmittag des 13 April 1945 - ich beobachtete gerade im Achterschiff die Arbeiten am Diesel - kam es zu einem schweren Wassereinbruch im Vorschiff, dessen genau Ursache nicht mehr aufgeklärt werden konnte. Der in diesem Augenblick in der Zentrale befindliche LI erteilte sofort alle Anordnungen, die geeignet sein konnten, das Boot trotz der Wasserbelastung vom Boden der Nordsee an die Wasseroberfläche zu bringen. Nach bangen Sekunden kam Aufwärtsbewegung in das Boot und nach etwa zwei Minuten waren wir an der Wasseroberfläche. Aber U-1206 war in einem total kampf- und fahrunfähigen Zustand. Es hielt sich gerade noch treibend über Wasser. Im Boot breiteten sich giftige Gase aus. Da wir in diesem Zustand jederzeit von englischen Einheiten entdeckt und angegriffen werden konnten, entschloss ich mich, U-1206 zu versenken und zu versuchen, in unseren Schlauchbooten die etwa 20 Seemeilen entfernte schottische Küste zu erreichen.» «Мы оторвались от конвоя, легли на глубине 80 м на дно Северного моря и попытались там в тишине найти причину неполадок дизеля. Ближе к вечеру 13 апреля 1945 - я наблюдал в корме за работой над дизелем - началось сильное поступление воды в носовой части, точную причину которого выяснить не удалось. В этот момент находившийся в центральном отсеке лейтенант-инженер немедленно отдал все распоряжения, которые могли вывести лодку со дна Северного моря на поверхность воды наперекор водяному балласту. Через несколько тревожных минут лодка начала подниматься и примерно через две минуты мы были на поверхности. Однако, U-1206 была в полностью небоеготовом и непригодном к движению состоянии. Теперь она просто дрейфовала по воде. Лодку наполняли ядовитые газы. Так как мы в таком состоянии в любое время могли быть обнаружены и атакованы англичанами, я решил затопить U-1206 и попытаться на надувных лодках достичь шотландского побережья, которое находилось от нас на расстоянии примерно 20 миль».(Вольный перевод отрывка сделан Игорем Борисенко с моими небольшими правками). История с «гальюном» завершилась не в пользу Бреннике. Со временем, я сильно пересмотрел свое мнение о его творчестве, сильно пересыпанное выдумками и сказками. Будьте осторожны, повторяя и распространяя подобные истории за кем-нибудь, так как в итоге они могут поставить вас в неудобное положение. Исключительно любопытно, почему же ребята с uboat.net вводят в заблуждение своих читателей, ссылаясь на непроверенную информацию от Бреннике, и совершенно не интересуются реальными событиями. Но оставлю это на их совести. Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк. Основной источник заметки здесь: http://olt-z-s.livejournal.com/51368.html
"Грузовик, исполненный патриотизма". Если тебе не лень ковыряться в готике - то недавно пиндосы вывалили в сеть (90 или сколько там лет прошло) все пять томов Арно Шпиндлера из глобальной "Кригс цур Зее. 1914-1918". "Подводная война. Том 1 - 5". Я так думаю, что там есть официальная версия гибели U 28.
В книге Р.Гибсона и М.Прендергаста "Германская подводная война.1914-1918гг." вкратце изложена гибель лодки. 2 сентября гружённый военными запасами пароход "Olive Branch" (4649 т) был атакован лодкой U-28 (Георг Шмидт) и покинут в этом районе (в районе мыса Нордкап).С дистанции всего лишь в 250 метров подводная лодка открыла огонь и вторым выстрелом попала в трюм с огнеприпасами.Пароход взорвался, и взрыв был настолько сильным, что U-28 была потоплена.Команда подводной лодки пыталась упросить людей с "Olive Branch" взять их на переполненные шлюпки; но, довольно естественно,- в их просьбе было отказано, и они погибли. Ниже в тексте есть такая сноска: Капитан Гуоткин-Уильямс рассказывает в своей книге "Under the Black Ensign" ("Под черным флагом") хорошо известный эпизод, как тяжелый грузовик, сброшенный взрывом с палубы "Olive Branch", упал на U-28 и потопил ее. Скорее всего это и есть тот человек, который распространил информацию о грузовике.
Ну... Гибсон и Прендергаст - это "победители". А Шпиндлер, все таки, "официиоз". Я тут в последнее время почитываю Бернда Лангезипена - он начал писать про "крим-лист" - с его точки зрения, очень многие факты, из-за которых многих германских подводников официально считали военными преступниками - натянуты за уши... переводить, правда, тяжеловато - баварец...
Да, Кирилл уже говорил об этом. Любопытно то, что я не так давно сталкивался со Шпиндлером в другом апмлуа, перед тем, как он ушел в отдел истории и архивов для написания этой работы. Жаль, что по ПМВ не нашлось такой "звезды", как Блэйр. З.Ы. Ты снимок судна с флагом не смотрел?
С каким его другим амплуа? Даже интересно. Chief of the Central-Department of the Reichs-Shipyard, from 14 Mar 1920 Naval-Shipyard Wilhelmshaven (05 Sep 1919-26 May 1921) Chief Of Staff of the General Naval-Office, Naval Command (27 May 1921-31 May 1923) Detached to the Fleet-Department, Naval Command (01 Jun 1923-23 Jun 1923) Chief of the Fleet Department, Naval Command (24 Jun 1923-30 Sep 1925) Placed to the Disposal of the Chief of Naval Command (01 Oct 1925-31 Oct 1925) Retired (31 Oct 1925). Или ты о его контактах с нашими? Недавно видел у одного знакомого почтовую открытку, отправленную Паулем Орасом, ездившим в Германию по известным тебе делам в 1926. В ней он писал, что едут в поезде и бухают с камерадами, которые на память оставили свои автографы. Среди них и Шпиндлер.
Сейчас узнаешь. Я делал для себя перевод двух глав из первого тома Росслера, где в подглаве "Тайное планирование развития подводного флота и конструкторские бюро Рейхсмарине" он упоминается. Уже предупредил, что перевод мой, без редакции и правок По совету Канариса в Командном управлением флота(Marinekommandoamt (A) был создан отдел подплава под кодовым названием "Au" (Anti-U-boot-Bekämpfungsfragen -Противолодочная оборона). С 1 сентября 1925 года его руководителем стал Капитан цур зе Арно Шпиндлер. Отдел подводного плавания должен был в сотрудничестве с IvS (сиречь с "Mentor Bilanz") выбирать типы лодок для строительства в будущем и проводить подготовительную работу для создания немецких подводных сил заново. 5 февраля 1927 отдел подплава перешел в подчинение оперативного отдела флота и получил наименование AIIu. Для помощи Шпиндлеру и как связующее звено между отделом подплава и «Mentor Bilanz» был приписан оберлейтенант цур зе Ганс Шоттки. ................... Летом 1929 Шпиндлер прекратил работу в отделе подплава(Ubootreferat A II), чтобы посвятить себя работе в морском архиве над историей использования немецких ПЛ в ПМВ. Его приемником стал Шоттки, который должен был представлять подводные лодки, как в А, так и В и отставной оберлейтенант цур зе занимал, как руководитель, впервые такой высокий пост в истории немецкого подплава. Отставка Шпиндлера была липовой. Так тогда поступали, что бы вывести из поля внимания наблюдательной комиссии ключевые фигруы, которые занимались развитием и разработкой запрещенного оружия. Примеры помнишь, Ломан, Морат и другие.
Ясно... - мне впервые его фигура попалась на глаза в связи с архивом Ораса. Я как-то тогда и не сложил факты вместо, что это тот САМЫЙ Шпиндлер.
[QUOTE = "Twilight, post: 4000358, member: 22408"] "Грузовик, исполненный патриотизма". Если тебе не лень ковыряться в готике - то недавно пиндосы вывалили в сеть (90 или сколько там лет прошло) все пять томов Арно Шпиндлера из глобальной "Кригс цур Зее. 1914-1918"."Подводная война. Том 1 - 5".Я так думаю, что там есть официальная версия гибели U 28. [/ QUOTE] ссылка?
Извините за тугодумство, но утопить подлодку наших дней через гальюн не получится. Не ужели не было тогда такой простой системы с педалью: http://baplpskov.ru/messroom/index.php?topic=787.0
Александр Зонин, журналист, бывший в боевом походе на нашей подлодке описывал в книге ,,Морское братство,, как его обучали пользоваться гальюном чтобы не затопить лодку. Наверное, опасность нелепой гибели корабля могла быть реальной как на наших лодках так и на немецких в годы Войны.