Службы тыла вермахта, люфтваффе и кригсмарине.

Тема у розділі 'Сухопутні війська Вермахту (Das Heer)', створена користувачем Adi, 6 жов 2009.

  1. Adi

    Adi Oberleutnant

    Повідомлення:
    1.639
    Адреса:
    ✙ м.Харків ✙ УКРАЇНА ✙
    Я думаю, что это очень интересная тема обойдённая вниманием на форуме. Мы говорим обо всём по теме, кроме тыловых служб, хотя все понимаем, что было бы, если бы не было своевременного и качественного тылового обеспечения... Голодный и раздетый солдат-не солдат. Авиация,танки, автотранспорт без горючего-груда металла. Под "тыловыми службами" я подразумеваю именно ТЫЛОВЫЕ СЛУЖБЫ вермахта, люфтваффе и кригсмарине...
    Может у кого есть информация, фото технических средств тыла, интересные цифры и факты по теме ... прошу всё выкладывать в эту тему.:)

    И вообще-имелись ли такие службы в то время...?
     
    2 користувачам це сподобалось.
  2. Цікаві лоти

    1. Диаметр 23 мм, пластмасса, металлизированное покрытие, металлическое ушко Фото на листе в клетку для...
      100 грн.
    2. Німецькі гудзики на кепі/пілотку (маленькі). Нулячі!
      600 грн.
    3. Состояние на фото.доставка Укрпочтой+20грн.
      60 грн.
    4. Диаметр 22 мм, латунный верх, стальной плоский поддон Пересылка Укрпочтой или Новой Почтой - оплата...
      250 грн.
    5. Пуговицы КА, диаметр 21,5мм. Верх латунь. Низ магнитится. Вогнутые- внутрь. В лоте 6шт.
      197 грн.
  3. Adi

    Adi Oberleutnant

    Повідомлення:
    1.639
    Адреса:
    ✙ м.Харків ✙ УКРАЇНА ✙
    Лично мне интересно, каким образом осуществлялось обеспечение горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями войск на марше, при наступлении и обороне.:rolleyes: Если есть информация, прошу поделиться.:)
     
    gall 83 подобається це.
  4. Ponomarenko

    Ponomarenko Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    4
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    12
    Повідомлення:
    12.604
    Адреса:
    ///
    Любая немецкая дивизия обладала развернутыми тыловыми службами. Ремонтники, кузнецы, оружейники, снабженцы, казначеи, кадровики, врачи, ветеринары, психологи, повара и т.п. Их действительно часто обходят вниманием историки, так как в боях они участвовали не часто, лишь в самых крайних случаях. Без них, боеспособность любой дивизии рухнула бы уже через 2-3 дня интенсивных боев.
    Среди служивших в тыловых службах было много способных, даже выдающихся офицеров. Их основные награды - Германский крест в серебре да Кресты военных заслуг с мечами. Это не Рыцарский крест поэтому мало пишут о них, я по мере возможности эти пробелы устраняю в своих работах, хотя материалы приходится собирать по крупицам.
    Чуть позже выложу инфу по некоторым любопытным деталям тыловых служб.
     
    gall 83, Kurt Mayer, Adi та ще 1-му подобається це.
  5. PeterK

    PeterK Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    421
    Адреса:
    Москва, Россия
    Кому интересно про снабжение сухопутных сил вермахта ГСМ?

    Поступление горючего от производителей в сухопутные войска (как и всех других военных материалов и живой силы) обеспечивал Начальник вооружений и командующий армией резерва. ГСМ поступали на склады тыловой зоны, содержались и охранялись частями армии резерва, а оттуда по указаниям генерала-квартирмейстера ОКХ на основании заявок групп армий или отдельных армий направлялись в действующие войска.
    Обеспечение перевозок контролировали т.н. уполномоченные транспортные офицеры при главном командовании группы армий или армии, используя различные военно-транспортные инстанции типа транспортных комендатур, комиссаров по выгрузке и т.д.
    При выделении материалов учитывались также реквизиции, проведенные непосредственно армией.
    Материалы шли по железной дороге, реже - морем (Африка, Норвегия). Разгрузка материалов и их складирование в тыловых районах армий и групп армий осуществляли обычно в районе крупных железнодорожных станций или портов батальоны снабжения армейского подчинения, хранение обеспечивали автотранспортные парки. Обычно каждой армии придавалось 2 батальона снабжения и по 1 парку разных видов имущества – пехотный, артиллерийский, автотранспортный, инженерно-саперный, медицинский, ветеринарный и другие. С 1942 года в парках и особенно батальонах снабжения стали использоваться «хиви», «восточные контингенты», «тюрки» и даже военнопленные.
    В штабе группы армий осуществлялось преимущественно распределение сил и средств, непосредственно подразделений снабжения при штабе практически не было, если только для обслуживания резервных соединений и частей тылового назначения.
    Для перевозки ГСМ из тыла армий непосредственно в войска – корпуса и дивизии – использовались автомобильные колонны для горючего (Kraftwagenkolonne für Betriebsstoff), подразделения типа взвода.
    С 1939 года каждой армии придавалось по 2 батальона автоколонн снабжения, в котором из 7 колонн одна была чисто для перевозки горючего (на 50 кубометров). Также имелось несколько отдельных батальонов автоколонн снабжения РГК, в том числе 3 для перевозки горючего (по 6 больших колонн). Осенью 1939 года немцы отказались от деления частей усиления на Armeetruppen, приданных каждой конкретной армии, и Heerestruppen, находящихся в подчинении ОКХ, и все такие части перешли в разряд Heerestruppen, или, по советской терминологии – частей РГК. К 1942 году автоколонны для горючего были уже не во всех автобатальонах, а вместо 3 батальонов подвоза горючего было 30 отдельных автоколонн.
    Примечание: кроме батальонов колонн снабжения в вермахте было 3 автотранспортных полка и 1 отдельный батальон (с 1940 года их количество постепенно увеличивалось, в 1942 имелось уже более 20 батальонов). Но автотранспортные полки использовались для стратегических перебросок войск и снаряжения и, в общем-то, существовали автономно от обычной службы снабжения.
    В корпусах к начальникам снабжения было «приписано» по 1 большой автоколонне (кроме редких исключений для корпусов, дислоцирующихся стационарно). Эти колонны использовались для подвоза горючего к штатным корпусным частям, включая штаб, и приданным ему частям усиления.
    Пехотные, горные и легкопехотные (егерские) дивизии имели по 1 малой автоколонне, подчинявшейся начальнику снабжения дивизии.
    В мотопехотных дивизиях было по 2 большие автоколонны, в танковых дивизиях – по 3 (в дивизии «Великая Германия» и лейбштандарте с 1942 года – по 4). Бывали и отклонения от нормы, летом 1942, например, в 19 танковой дивизии имелось 5 автоколонн для горючего, в 20 – только одна. Для учета и распределения ГСМ в полностью моторизованных дивизиях существовало отделение горючего в составе штаба начальника снабжения дивизии. В 1944 году оно включало начальника – капитана автотранспортной службы, 2 унтер-офицеров, 2 солдат и 2 водителей легковых машин. В некоторых частях для действий в тропиках (Северной Африке) были группы по «изысканию горючего» - очевидно, для работы с трофеями.
    В боевых полках (танковых, моторизованных) общий учет и распределение ГСМ осуществлял обычно начальник автотранспортной службы.
    В период до конца 1943 года свой бензин за собой возила практически каждая моторизованная рота, в которой был 1 или 2 грузовика для горючего. Часть горючего перевозилась в грузовиках батальонных и полковых штабов или штабных рот. Как писал Гудериан, в полку (т.е. без учета дивизионного тыла) предусматривалось иметь 5 норм расхода для колесных машин, 2,5 – для гусеничных. Норма расхода – это 100 км пробега.
    Примерный расход бензина для мотоциклов составлял 2,5-4 литра, легковых автомашин – в среднем 10 литров, легких грузовиков – 15 – 20 литров, средних грузовиков – около 35 литров, тяжелых грузовиков – 50 и более.
    Например, в мотоциклетно-стрелковой роте 1941 года для 56 мотоциклов, 10 легковых автомашин и 6 грузовиков расход на 100 км составлял примерно 500-600 литров, 5 норм – это 3 тонны. В штате имелось 2 легких грузовика для горючего (из них 1 служил подвижным заправочным пунктом). В средней танковой роте конца 1941 года было 2 средних грузовика для горючего.
    С 1943 года ротные обозы постепенно упразднялись, тыловые функции брали на себя штабные роты и роты снабжения. Например, в штабной роте батальона «Тигров» конца 1943 года в отряде обеспечения и снабжения имелось 24 4,5-тонных грузовиков, из них 16 для боеприпасов и 8 для горючего (1 в качестве ПЗП). Этими грузовиками командовали 3 унтер-офицера снабжения боеприпасами и горючим, и 3 солдата снабжения, из которых формировались 2 пулеметных расчета. Плюс водители. В общем-то, опять получается по 2 машины с ГСМ на роту (3 боевые и штабная рота с зенитчиками, саперами, разведчиками и связистами).
    Дивизионные тылы тоже реорганизовывались, колонны сводились в роты, батальоны и полки снабжения.
    Все охватить невозможно, потому что штатных расписаний у немцев с 1937 по 1945 вышло несколько тысяч для разных родов войск разных периодов и разных формирований.
    Интересно, что в отличие от кинофильмов и некоторых «воспоминаний», никаких цистерн с горючим немецкая армия не имела. Тот же Гудериан пишет, что горючее возилось в 3-тонных грузовиках, в которые входило по 11 200-литровых бочек или 110 20-литровых канистр. И в штатных расписаниях все автомашины для горючего являются легкими, средними или тяжелыми грузовиками с отрытыми кузовами, иногда вездеходные (повышенной проходимости), иногда коммерческие. Никаких автоцистерн. В списке-классификаторе немецких автомашин упоминается только 1 автоцистерна для горючего - для люфтваффе. Правда, были еще прицепы – но, опять же для 200-литровых бочек, стандартных канистр, топлива для Фау-2, воды и т.п.
    То есть, с тыловых складов колонны подвозили в бочках бензин в дивизии, там его распределяли по полкам и далее вниз – до рот, одну машину заполняли канистрами для быстрой заправки (у танкистов, разведчиков, мотострелков или позже панцер-гренадеров, мотоциклистов) и она была приближена к боевым порядкам, вторая (или единственая, например в моторизованной артиллерии), в основном с бочками, располагалась чуть дальше от передовой. В некоторых подразделениях на 1 грузовике умещался и резерв ГСМ, и какое-нибудь еще снаряжение. Например, в той же батарее легких полевых гаубиц на моторной тяге.
    Ну, примерно вот так.
     
    gall 83, BART28, King Tiger та 2 іншим подобається це.
  6. PeterK

    PeterK Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    421
    Адреса:
    Москва, Россия
    Ивиняюсь, посешил я с полным отсутствием автоцистерн в Das Heer. Какое-то количество их все-таки имелось. Например, по списку частей и подразделений германской армии на 15 декабря 1944 существовало 10 колонн автоцистерн для горючего (Kesselkraftwagenkolonne für Betriebsstoff) - №№ 563, 628, 629 (большая), 676, 677, 948, 984, 985 и 1109. Все они относились к частям РКГ (Heerestruppen). В обзоре частей вермахта на июль 1942 я таких подразделений что-то не обнаружил.
    По штату KStN 1238 от 01.11.1943 (действовал до конца войны, до этого было расписание от 01.03.1942) колонна насчитывала 204 человека (2 офицера /22 унтер-офицера /180 солдат), состояла из отделения управления (2/2/5), 4 отделений (в каждом 0/4/40), авторемонтной группы (0/1/5) и обоза (0/3/10). Основной транспорт - 80 тяжелых автоцистерн и 80 тяжелых прицепов-автоцистерн (по 20 в отделении). Их общая грузоподъемность или емкость цистерн не указана, поэтому, скорее всего, мог использоваться обычный ("коммерческий") автотранспорт.
    Также существовали штаты колонн из трофейных автоцистерн (KStN 1238a от 01.11.1943, 35 человек, до этого действовали расписания от 30.06.1941 (временное) и от 01.03.1942). Эти колонны состояли обычно из 2 отделений по 5 трофейных автоцистерн, но предусматривалось увеличение количества отделений до 4 при наличии самих машин.
    Вообще тема тыловых частей практически не исследована. Имеется не более десятка книг, причем почти все они по частям охраны порядка. При этом тыловые службы (включая полковые, батальонные и ротные подразделения) составляли 20% численности сухопутных войск.
     
    gall 83 та Rayzer_UA подобається це.
  7. Pluto

    Pluto Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    149
    Адреса:
    ‎Bäst land
    Думаю, что не "какое-то" количество, а вполне достаточное, т.к. в одних канистрах и бочках не подвезёшь достаточного количества, чтобы обеспечить потребность войск в жидком топливе (особенно для авиации). Вот и тему по бензовозам на форуме создали.;) http://reibert.info/forum/showthread.php?t=83594
     
    gall 83 подобається це.
  8. PeterK

    PeterK Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    421
    Адреса:
    Москва, Россия
    Фотки видел и заметил, что почти рядом с каждым заправщиком стоит самолет. А про люфтваффе я ничего и не писал. Там были цистерны и их было достаточно, потому что тупо заправлять самолет из канистр.

    Но я писал про армию. Что в 1944 году в ней было всего 10 подразделений в подчинении ОКХ по 80 автоцистерн. Это 800 машин. Для особых перевозок. И было несколько сотен войсковых колонн дивизионного-корпусного-армейского подчинения по 10-20 обычных грузовиков. Плюс ротные и батальонные машины в моторизованных подразделениях. Это несколько тысяч машин. Для текущих перевозок в звене армия - рота. По моим прикидкам, 80-90% транспорта для подвоза горючего в сухопутных войсках было обычными грузовиками (offen - открытые). Несколько лет назад я сам был сильно удивлен этим фактом.
    А мера достаточности - она ведь величина относительная.;)
    Если назовете конкретное подразделение (по фоткам определить трудно) - будем смотреть и вникать.
     
    gall 83 подобається це.
  9. Сергей Мухин

    Сергей Мухин Obergefreiter

    Рейтинг:
    0
    Відгуків:
    1
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    1
    Повідомлення:
    81
    Адреса:
    Киев
    PeterK,если можете-подскажите откуда материал взят?
     
    gall 83 подобається це.
  10. PeterK

    PeterK Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    421
    Адреса:
    Москва, Россия
    Основные источники:
    1. Сборники NARA T78 (трофейные документы OKH) - частично выложены на сайте Sturmpanzer.com
    2. В.Освальд "Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982г.г."
    3. Американский мануал по германской армии, например здесь: http://www.ibiblio.org/hyperwar/Germany/HB/index.html. Частично переведен на русский язык в книге под громким названием "Молот войны. Полная энциклопедия немецкой армии 1933-1945 г.г.", 2009
    4. Б. Мюллер-Гиллебрандт "Сухопутная армия Германии. 1933-1945"
    5. Г.Гудериан "Танки - вперед!"

    По поводу канистр и цистерн. Недавно прочитал (по-моему в книге Лопуховского по 1941 году), что во время сражений французской кампании 1940 немцы часто действовали успешней французов, потому что быстрее заправляли свои танки. Заправка французских танков горючим осуществлялось из автоцистерн-бензовозов, а германских - из 20-литровых канистр, выбрасываемых из грузовика. В результате, каждый французский танк заправлялся последовательно (долго), а немцы расхватывали сброшенные канистры и одновременно заправляли несколько танков (быстро), прихватив часть канистр про запас.
     
    gall 83 подобається це.
  11. Viktor1986

    Viktor1986 Feldwebel

    Повідомлення:
    883
    Адреса:
    Львів, Україна
    Всім привіт.
    Потрібна допомога. Яка глибина тилу німецької армії та групи армій?
    Знаходив інформацію, що загальна глибина тилу від лінії фронту коливається від 250 до 500 км.
    Тил армії приблизно 100 км.
    Тил групи армій 150 - 300 км.

    Хто може щось додати.
     
    gall 83 подобається це.