Определение плат (шильд) устанавливаемых на самолёты Люфтваффе или любое другое оборудование Люфтваффе, являющиеся его собственностью. Все авиаплаты Люфтваффе, для идентификации деталей самолета можно разделить на четыре группы: --- 1. Основные платы с заводскими номерами самолёта. 2. Платы с номером фюзеляжа (в том случае если он произведен не на родном заводе), номера различных деталей конструкции фюзеляжа, номера деталей двигательной группы самолёта. 3. Платы различных приборов управления, навигации, спасения и т.д., т.е. всё кроме любого радиооборудования и всех деталей связанных с ним. 4. Платы радиооборудования и их дополнительных деталей. --- Как вы понимаете виды и типы всех плат очень разнообразны по исполнению и кодировке информации. По 1-й группе плат можно определить информацию о типе самолёта, заводе производителе, дате выпуска самолёта, Ф.И.О. его пилота, информацию о последнем вылете... т.е. почти все. По 2-й группе плат можно опредилить информацию о типе самолёта, принадлежность к конкретной детали фюзеляжа, заводе производителе, дате выпуска детали и очень редко Ф.И.О. его пилота. (в том случае если он произведен не на родном заводе и есть плата фюзеляжа завода). По 3-й и 4-й группе плат можно определить информацию о типе самолёта, заводе производителе, дате выпуска детали.
Вот варианты основных идентификационных плат с заводскими номерами (WNr.). Как Вы сами можете увидеть и формы и стили написания букв и цифр и мест написания различаются давольно сильно. Вот три основных типа плат WNr. - все обозначения и сокращения описанные ниже будут встречаться нам почти всегда дальше. --- 1. Образец с Bf109G-6 "Sach. Nr." или "Sach.-N." или "Sach.N." (и множество других вариаций и сокращений) - это предметный номер детали - в такой вариации написания обозначает модель самолёта (встечается чаще при нумерации разных деталей фюзеляжа, чем самого самолёта в целом) "Werk.Nr." или "W.-Nr." или "Wnr" (и множество других вариаций и сокращений) - говорит сам за себя, это "заводской номер" - в этом случае обозначающий основной заводской номер самолёта. "Hersteller" или "Herst." - сам производитель или его филиал, обычно обозначается кодом состоящим из трёх букв любого размера. Для определения необходим справочник-определитель предприятий производящих вооружение, боеприпасы и оборудование. (он общий для Сухопутных войск, Люфтваффе и Кригсмарине). "Abnahme" или "Abh." или "Abn." - это дата производства, может обозначаться на плате вплоть до дня или года - например, так: 1943 или 12/03/43 или 43) --- 2. Образец Fw190A-8 Bauart - тип конструкции или проще говоря модель самолета. Gerät-Nr. или Gerät или Gerät.-N. (и множество вариаций) - так называемый номер устройства, в основном встречается на платах 2,3 и 4-й групп, на основных платах WNr. встречается крайне редко и поле с ним обычно пустое или заполнено по типу Sach. Nr. --- 3. Образец Fw190A-5/U-8 Muster - не иначе, как "модель" или тип модификации самолёта. Baujahr - идентичен Abnahme или дате производства. --- А вот два нестандартных образца плат WNr. 4. Образец Fw190G-8/R-5 Встречается в основном на машинах периода 1944-45 года. --- 5. Образец Ju88A-4 Также встречается на машинах позднего периода или может быть как дополнительная плата с заводским номером.
1. Образец Fw190D-9 Образец подобных плат (шильд) можно чаще встретить при обозначении других деталей самолёта (хвостовой балки, элеронов и т.д.), но в подобном исполнении это является основным заводским номером самолёта (WNr.). Sach-Nr - в этом случае это модификация самолёта. Werk-Nr - сам номер. Hert - т.е. производитель, "fwc" - не иначе, как завод Focke-Wulf в Коттбусе. 2. Образец Fw190F-9/R-1 Плата (шильда) с не вполне обычным обазначением заводского номера. Sach-Nr - в этом случае это полное название самолёта и его модели. Bau-Nr - идентичен заводскому номеру или WNr. (встречается очень редко) Дата производства и завод производитель нанесены без обозначений. 3. Образец Fw190A-8/R-2 Gerät-Nr - используется, как обазначение модификации. Всё остальное вполне стандартно. --- И так господа, Вы сами можете увидеть, как разообразно выглядят основные заводские номера (WNr.) самолёта. При разнообразном цвете, набивке букв, надписей, размеров и форм всё это заводские номера по которым можно узнать имя пилота и судьбу вылета. С заводскими номерами можно в принципе закончить, хотя их ещё огромное множество - но это бессмысленно, т.к. основные виды и вариации я вам привёл. Платы с заводскими номерами самолетов:
Продолжим... Теперь коснемся второй группы плат с маркировкой деталей составляющих конструкцию самолёта. Сразу замечу, что маркировка деталей могла быть разной, т.е. либо гравировка или набивка информации на детали или же плата (шильда) - причём оба способа встречаются всегда. 1. Пример Ju87 Вот например обломок "брюха" на нём сверху-вниз: > первая строчка - уникальный код детали по листу запасных частей самолёта, т.е. на одной модификации самолёта он всегда один и тот же. > вторая строчка - первые три литеры, это код завода проиводителя по типу обозначений на платах (шильдах). Остальная часть строчки - заводской номер детали. > третья строчка - дата производства. > четвертая строчка - порядковый номер детали фюзеляжа. 2. Пример Ju87 А вот тоже интересный пример, где способы маркировки совмещены, т.е. присутствует плата (шильда) и набивка номеров рядом. > в левой части - заводской номер > справа ниже - уникальный код детали по листу запасных частей > плата - с знакомыми теперь нам обозначениями. 3. Пример Bf109F-4 А вот плата (шильда) с аналогичной информацией, где: Sach-Nr - предметный номер детали или уникальный код детали по листу запасных частей. Werk-Nr - заводской номер детали, которых может быть несколько на подобных платах (шильдах), на фото в подобной роли клеймо "210" и "1628". Hersteller (почти не видно) и клеймо "WNF" - т.е. завод производитель Wiener Neustadter Flugzeugwerke. 4. Пример Fw190A-7 Или же деталь может иметь просто один уникальный код детали по листу запасных частей, написанный вместе заводским номером детали - без каких либо обозначений. 5. Пример Bf110 Вот вполне стандатная плата (шильда) с четремя полями, как вы наверное догадались она унифицированная, т.е. шаблонная - где в строчках можно указать всю информацию о детали в том числе и сам заводской номер (WNr.) самолета, но в этом случае она выступает в роли платы детали фюзеляжа. --- И так основное отличие этой группы плат (шильд) от всех остальных: - наличие несколько заводских номеров и клейм проверки детали - номер отличаются уникальным написанием и кодировкой - различные вариации нанесения информации: плата, набивка, гравировка и т.д.
Далее последние две группы плат (шильд)... Основное отличие 3-й и 4-й групп плат (шильд) от первых двух, то что их практически невозможно спутать и перепутать, т.к. каждая плата несёт очень много информации. Увидете ниже. В этих группах плат небыло не каких определенных стандартов в набивке данных, но при этом каждая плата содержит основную массу стандартных кодировок Люфтваффе: - Имя производителя детали или прибора - Дата производства - Поле с заводским номером и наконец самое главное то, что каждая плата имеет следующие поля: Fl. - так называемый, лётный номер Ln. - так называемый, номер воздушной связи (применительно к радиооборудованию, радарам и электрооборудованию) Вся остальная информация находящаяся на ней, это технические параметры детали, изначально необходимо смотреть наличие номера "Fl." и "Ln." - это уникальные номера-коды присваиваемые каждому инструменту, прибору, детали, предмету заказанными для нужд Люфтваффе, от курток и деревянных ящиков до радаров и прицелов. Каждый номер был уникален и вносился в справочник-определитель Люфтваффе, по которому можно быстро определить точное наименование детали, производителя, дату заказа. Gerät-Nr - строчка как и обычно, обозначающая уникальный номер в листе з/п частей. Anforderz. или Anf. или Anford. Zeich. (и множество вариаций) - как раз и является строчкой несущей информацию с номерами Fl. и Ln. Вот примеры: 1. Прибор контроля аппарелей для Me321/323. 2. Тахометр с самолётов фирмы "Арадо". 3. Компас с Do17 4. Прибор управления радиостанцией Fw190 5. Шильд радара ночного-истребителя Ju88G-6
Ещё дополнительно часть сокращений, которые можно встретить на шильдах, в особенности раннего образца: S. или Serie - серия, т.е. серийный номер детали, в очень редких случаях может быть основным заводским номером самолета. Z.N. или Zeichn. или Zeichnung Nummer - это чертежный номер детали по списку з/п частей самолета. F.M. или Fabr. Monat или Fabrizíeren Monat - месяц изготовления детали, обозначается месяцем и годом выпуска, реже полной датой производства. ... Таблица Fl-Nummer. Как читается Fl-Nummer? Очень просто, например: Fl. 20333-3, где: "20" - эта цифра относится к группе устройства. "333" - эта цифра относится к номеру устройства в группе. "-3" - это приставка может присутствовать только в случае если прибор/инструмет/деталь выпускается после модернизации или имеет разных производителей. Все Fl.-Nr. - строго относятся к определенным группам приборов или деталей (Gerätegruppe), вот список соответсвия, с помощью, которого можно быстро определить принадлежность того или иного прибора или запасной части: 1. Hilfsmaschinen - вспомогательные механизмы. Номера с 18000 до 18999 2. Triebwerküberwachunsgeräte - приборы контроля двигателя. Номера с 20000 до 20999 3. Triebwerksgeräte - приборы управления двигателем. Номера с 21000 до 21999 4. Flugüberwachunsgeräte - пилотажные приборы. Номера с 22000 до 22999 5. Navigationsgeräte - навигационные приборы. Номера с 23000 по 23999 6. Verständigungsgerät - устройства для связи/контакта. Номера с 24000 по 24999 7. Nachrichtengeräte, Funkanlage - приборы для связи, радиоаппаратура. Номера с 25000 по 38999 8. Sicherheits- und Rettungsgeräte - устройства спасения и защиты экипажа. Номера с 29600 по 30699 9. Elektrische Geräte - электрооборудование. Номера с 32000 по 32999 10. Bildgeräte, Kameras - фотоприборы и камеры. (кино-/фото-) Номера с 38000 по 38999 11. Geräte der Waffenanlagen - оружие, орудийные устройства и их приборы. Номера с 45000 по 50999 12. Beobachtungs und Vermessungsgeräte - устройства прицеливания и наблюдения. Номера с 52000 по 52999 13. Beleuchtungsgeräte - световые устройства и приборы. Номера с 56000 по 56999 ... Некоторые номера из этой таблицы могут одновременно относиться к разным группам оборудования. ... Вот для примера на фото шильда автомата для сброса бомб/дополнительных баков RAB 14d, его номер (Fl.50943) четко вписывается в группу Geräte der Waffenanlagen.
Важно! При идентификации не забывать о том, что любой прибор или любая деталь самолета несет свой уникальный номер и соответственно - несёт отдельное обозначение или отдельную шильду, т.е. любой сборный узел самолета или прибор состоящий из нескольких запчастей - имеет по-мимо основной шильды этой детали, количество шильд и гравировок равное количеству деталей, из которых он состоит. ... Например, бомбовый прицел Lotfernrohr 7C в готовом виде - имеет всего одну основную шильду с уникальным номером. Но как сборная деталь этот прицел состоит из разных узлов и запчастей, которые соответственно обозначены отдельными шильдами и гравировками, которых около 50 штук на нём. ... Основная шильда Lotfernrohr 7C. Дополнительная шильда датчика курса Lotfernrohr 7C.