Потери ВВС РККА в небе Чехословакии

Тема у розділі 'ВПС РСЧА та ВПС РСЧФ (ВМС РСЧА)', створена користувачем Sergey_A, 24 бер 2012.

  1. Sergey_A

    Sergey_A Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.421
    Адреса:
    Russia, RnD
    решил собрать всю имеющуюся у меня информацию, начнем с самого известного случая:
    ------------------------------------------------------
    Эрих Хартманн. Утром 8 мая в районе г. Брно, Чехия, он сбил Як-9 — это была 352-я и последняя победа одного из самых знаменитых асов Люфтваффе. Поздним вечером того же дня он с остатками группы сдался в плен к американцам.

    Кого сбил Хартманн можно выяснить?
    ------------------------------------------------------
    далее


    в боевых действия в небе над Чехией (Чехословакией) принимали
    17-я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ
    5-я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ

    в ОБД есть такие данные

    гв. мл. лейтенант Куценко Григорий Емельянович, 1923
    Место рождения Черниговская обл., Гремячский р-н, Воробьевский с/с
    Дата и место призыва __.__.1941, Армавирский ГВК, Краснодарский край, г. Армавир
    Последнее место службы 5 ВА
    пропал без вести 02.05.1945
    старший летчик 31 Гв. ИАП 6 Гв. ИАД не вернулся с боевого задания в районе БРНО (Чехословакия)

    мл. лейтенант Кашутин Виктор Сергеевич, 1924
    Место рождения Московская обл., г. Серпухов
    Дата и место призыва 25.08.1941, Серпуховский ГВК, Московская обл., г. Серпухов
    Последнее место службы 5 ВА
    убит 24.04.1945
    летчик 486 ИАП 279 ИАД, сбит в бою западнее г.Брно
    по другим данным повторил подвиг Николая Гастелло, направив свой самолет в скопление фашистских войск под г. Брно.


    гв. ст. лейтенант Емельянов Василий Павлович, 1921
    Место рождения Саратовская обл., Родничковский р-н, дер. Свинуха
    Дата и место призыва __.__.1940, Родничковский РВК, Саратовская обл., Родничковский р-н
    Последнее место службы 5 ВА
    убит 22.04.1945
    командир звена 73 Гв. ИАП 6 Гв. ИАД погиб при выполнении боевого задания

    ------------------------------------------------------
    помимо этого есть информация из Воронежа:

    В фондах музея боевой и трудовой славы ВАСО хранится весьма примечательный экспонат - альбом, на обложке которого написано: "Вечная память советским летчикам, павшим за нашу свободу. 1945-1980 гг. Вышков". Он подарен членами делегации города Брно (побратим Воронежа в советские годы).

    Альбом представляет собой своеобразную фотолетопись, рассказывающую о работе чехословацких следопытов из города Вышкова по поиску боевых машин. Территория нынешних Чехии и Словакии оказалась одним из последних регионов Европы, освобожденных весной 1945 года советскими войсками от нацистской оккупации. В небе над Чехословакией ежедневно шли жаркие воздушные бои.

    Господство в воздухе безраздельно принадлежало советской авиации. Бомбардировщики и штурмовики Ил-2 непрерывно находились над полем боя, уничтожали опорные пункты и узлы сопротивления, выводили из строя танки, подавляли огонь полевой и зенитной артиллерий.

    Но война есть война. К сожалению, не все воздушные операции заканчивались благополучно, не все крылатые машины возвращались на аэродромы.

    Летчики погибали и в самые последние дни Великой Отечественной, положив свои жизни на алтарь Победы, освобождая не только свою землю, но и народы Европы от коричневой чумы.

    Во второй половине 70-х годов XX века в Моравии и других областях Чехословакии образовался ряд поисковых групп. Им понадобилось несколько лет, чтобы установить местонахождение сбитых советских самолетов. Следопытам приходилось буквально по крупицам собирать сведения из архивных документов и бесед с пожилыми людьми.

    Постепенно вырисовывалась картина подлинного героизма граждан Чехословакии, которые, рискуя жизнью, прятали в своих домах спустившихся на парашютах советских летчиков и помогали им добраться до партизанских отрядов. Хоронили погибших, невзирая на то, что могли быть расстреляны фашистами. А после освобождения над их могилами устанавливали памятники. Чаще всего - с надписью: "Неизвестным советским героям".

    33 года спустя по следам боев отправились молодые члены народной милиции завода "Збруевка", сотрудники журнала главного политуправления чехословацкой армии "Записник" и редакции вышковской районной газеты "Наша жизнь".

    Перед ними стояла благородная цель, которую они выразили такими словами: "Необходимо навсегда сохранить память о героических боях Красной Армии в нашем районе. Мужество и героизм должны навсегда остаться в воспоминаниях и документах. Мы не забудем о подвигах советских летчиков. Никто из павших не должен остаться безымянным".

    В 1977 году недалеко от деревни Дрновицы вышковская "сыскная группа" обнаружила фрагменты сбитого самолета и останки членов экипажа. Два года продолжалась работа по установлению фамилий погибших летчиков, восстановлению картины боя. Удалось выяснить, что советский штурмовик Ил-2 был сбит 28 апреля 1945 года. В том воздушном бою погибли командир эскадрильи Николай Иванов и бортстрелок Андрей Чудовалов.

    В начале 1978 года вблизи от деревни Тучапы был обнаружен еще один сбитый фашистами советский штурмовик Ил-2. Поисковики решили не медлить и, несмотря на морозную погоду, приступили к раскопкам. Первые фрагменты крылатой машины со звездами на крыльях были извлечены 17 января. Затем почти год длились архивные поиски, которые позволили установить имена двух советских летчиков: лейтенанта Царькова и сержанта Огаркова. Они воевали в 264-й воздушной штурмовой дивизии, входящей в состав 5-й воздушной армии.

    Это соединение прославилось во многих битвах в небе на разных фронтах, ее летчики принимали активное участие в Будапештской и Венской наступательных операциях. Будапешт и Тата, Врабле и Трнава, Вена и Годонин, многие другие венгерские, австрийские и чехословацкие города, малые и большие населенные пункты были взяты и освобождены при непосредственном участии летчиков дивизии, завершивших свои боевые действия участием в освобождении Брно и Праги.

    В апреле 1945 года близ деревни Иржиковице в районе Брно был сбит штурмовик Ил-2. При падении самолет глубоко ушел в болото. Оба члена экипажа погибли. В 1979 году здесь велись поисковые работы, и через год боевая машина с останками летчиков была извлечена на поверхность.

    В 1978 году в честь 33-й годовщины освобождения Чехословакии Красной Армией в Вышковском районе проводились торжественные мероприятия.

    Как установили следопыты, почти 800 советских воинов пожертвовали своими жизнями при освобождении этого района Чехословакии. Среди них - и отважные летчики.


    Прошли торжества, а поиски продолжились. В канун 34-й годовщины Победы на болотистом лугу около села Богуславице Опавского района Североморавской области был обнаружен еще один советский штурмовик Ил-2 с останками летчика и стрелка-радиста. В ходе раскопок было найдено бортовое оружие, парашют, пистолет, а также наградное удостоверение на имя лейтенанта Петра Кондрашова.

    Документально было установлено, что 30 марта 1945 года с боевого задания не вернулся экипаж 948-го штурмового авиаполка в составе командира звена лейтенанта Петра Кондрашова и стрелка сержанта Алексея Ванюшина. Над линией фронта их штурмовик был атакован восемью самолетами противника.

    Совместными усилиями чехословацких поисковиков и советских журналистов удалось разыскать скупые сведения о Петре Кондрашове.

    Он учился в Чкаловском аэроклубе Оренбурга. Сохранилось его письмо, написанное 28 марта 1945 года, за два дня до гибели. В нем летчик сообщал: "…я жив и здоров, продолжаю бить фашистскую сволочь. Дела мои идут хорошо. Здесь уже весна в полном смысле слова. Журавли летят. А у вас, наверное, еще снег не сошел..."

    Память об экипаже Петра Кондрашова и еще тридцати четырех советских летчиках была увековечена в музее города Вышков. В 35-ю годовщину освобождения Чехословакии в Вышковском районе состоялось еще одно событие - на заводе "Збруевка" был открыт зал советских летчиков.
     
    zu45, DokAl та Cергей подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Карабін Мазурер 98k СХП. Стан по фото. Потрібна заміна пружин на спусковому гачку та прицільній план...
      10000 грн.
    2. Продам копане стебло затвору. Можливо, комусь знадобиться в музей або погратися в реставратора. Стар...
      1 грн.
    3. Рабочий затвор на Маузер 98К. Чердачного сохрана. Сборный. Пружина не просевшая.
      4000 грн.
    4. 1700 грн.
    5. Запчасть затвора на Маузер К98 состояние хорошее склад.
      4000 грн.
  3. Sergey_A

    Sergey_A Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.421
    Адреса:
    Russia, RnD
    ну и вот такая история есть:

    Ляшин Иван Иванович.
    151 Гвардейского истребительного Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого авиационного полка
    8 апреля 1945 г. в воздушном бою был ведомым командира полка. Самолет командира полка атаковал фашистский истребитель Ме-109. Заслонив своим самолетом самолет командира, получил многочисленные попадания снарядов, но сумел произвести маневр и сбил атакующий ведущего Ме 109. За проявленный в бою героизм был награжден орденом Славы III степени. Присвоено очередное воинское звание гвардии лейтенант.
    16 апреля 1945 г. в неравном воздушном бою в районе г. Брно ( Чехия ) с 30 фашистскими истребителями ФВ?190 был сбит , попал в плен, бежал из плена. 20 апреля 1945 г. отправлен в госпиталь.
    9 мая 1945 г. награжден медалью "За победу над Германией".

    16 апреля 1945 г., прикрывая позиции наземных войск в районе чешского г. Брно, шесть наших истребителей встретили 30 немецких истребителей ФВ-190. Вступили в бой, но силы были слишком неравны. Отец остался без ведомого, был атакован сразу двумя ФВ-190 и подбит. Самолет загорелся. Пламя быстро охватило весь самолет. От попадания снарядов заклинило фонарь кабины, и отец долго не мог его открыть. Когда же открыл наконец, то лицо и руки были уже сильно обожжены. Выбросившись из горящего самолета, обожженными руками никак не мог ухватить парашютное кольцо. Открыл парашют на высоте не более 100 метров. Это спасло его от расстрела в воздухе. Маневрировать было некогда, и он опустился прямо на немецкую зенитную батарею. Немцы накинулись, связали, начали избивать. Затем затолкали в люльку мотоцикла, отвезли в какой-то дом и бросили в подвал. Вечером того же дня туда посадили еще одного пленника - штурмана с подбитого советского бомбардировщика. Тот был высоким парнем крепкого телосложения. Познакомились. Штурмана звали Петр.
    Видя, как отец мучается от ожогов и побоев, Петр дал ему какие-то таблетки. Боль несколько притупилась.
    Утром их обоих под охраной конвоира отправили пешком через поле в штаб в другое село. Проходя по мосту через речку, Петр вдруг развернулся и ударил ногой немца в пах. Тот упал. Они с отцом оглушили его ударами по голове, забрали пистолет, нож, а самого сбросили в воду. Побежали через поле к лесу. Отец сразу отстал, так как мог дышать только через нос. Губы от ожогов спеклись и не открывались. Задыхаясь, он пальцами разорвал спекшиеся губы и, захлебываясь собственной кровью, закричал: "Петька, не бросай!" Тот вернулся и помог отцу добежать до леса. Чехи, работавшие в это время в поле, увидев, что произошло, бросились врассыпную.
    Беглецы долго брели лесом. Наконец устали и на опушке леса забрались в стог сена, чтобы отдохнуть. В это время на дороге появился грузовик с немецкими солдатами. Машина остановилась, несколько солдат спрыгнули и направились в сторону стога. Немного не доходя, остановились, справили малую нужду, вернулись и уехали. Еще чуть-чуть - и Петр бы выстрелил.
    Всю ночь они шли в сторону линии фронта. Утром, свалившись в какую-то канаву, заснули. Разбудила их немецкая речь. Над канавой стояли два немецких солдата и о чем-то спорили. Затем произошло неожиданное - бросив в канаву полбуханки хлеба, солдаты ушли.
    Четыре дня добирались к своим. И вряд ли бы это удалось, если б их не укрыла чешская семья - супруги Ян и Мария Коцаб (жители села Вице-Милица). Они накормили беглецов, обработали раны отца. От немецких патрулей прятали в замаскированной яме во дворе. А на следующий день село было освобождено советскими войсками.

    жду ваших мыслей, советов, подсказок и т.п.
    Заранее спасибо!
     
    2 користувачам це сподобалось.
  4. Sergey_A

    Sergey_A Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.421
    Адреса:
    Russia, RnD
    25 апреля 1945 года 218-я бомбардировочная авиационная дивизия совершила воздушное нападение на чешский город Бланско. Рядовой для военной работы вылет: помочь пехоте пробить неприятельскую оборону, прервать снабжение и передвижение немецкой армии. Но статистика вылета нерядовая: тот день дивизия потеряла над территорией Южной Моравии четыре самолета Дуглас А-20 "Бостон". Один их этих самолетов пилотировал капитан Василий Юрченко. Вместе с ним пропали без вести старший лейтенант, штурман Георгий Пермисашвили, старший сержант, радист Георгий Буров и воздушный стрелок, старший сержант, Василий Фоменко.

    http://reibert.info/forum/showthread.php?t=299799
    http://www.memory-book.com.ua/stories/38