решил собрать всю имеющуюся у меня информацию, начнем с самого известного случая: ------------------------------------------------------ Эрих Хартманн. Утром 8 мая в районе г. Брно, Чехия, он сбил Як-9 — это была 352-я и последняя победа одного из самых знаменитых асов Люфтваффе. Поздним вечером того же дня он с остатками группы сдался в плен к американцам. Кого сбил Хартманн можно выяснить? ------------------------------------------------------ далее в боевых действия в небе над Чехией (Чехословакией) принимали 17-я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ 5-я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ в ОБД есть такие данные гв. мл. лейтенант Куценко Григорий Емельянович, 1923 Место рождения Черниговская обл., Гремячский р-н, Воробьевский с/с Дата и место призыва __.__.1941, Армавирский ГВК, Краснодарский край, г. Армавир Последнее место службы 5 ВА пропал без вести 02.05.1945 старший летчик 31 Гв. ИАП 6 Гв. ИАД не вернулся с боевого задания в районе БРНО (Чехословакия) мл. лейтенант Кашутин Виктор Сергеевич, 1924 Место рождения Московская обл., г. Серпухов Дата и место призыва 25.08.1941, Серпуховский ГВК, Московская обл., г. Серпухов Последнее место службы 5 ВА убит 24.04.1945 летчик 486 ИАП 279 ИАД, сбит в бою западнее г.Брно по другим данным повторил подвиг Николая Гастелло, направив свой самолет в скопление фашистских войск под г. Брно. гв. ст. лейтенант Емельянов Василий Павлович, 1921 Место рождения Саратовская обл., Родничковский р-н, дер. Свинуха Дата и место призыва __.__.1940, Родничковский РВК, Саратовская обл., Родничковский р-н Последнее место службы 5 ВА убит 22.04.1945 командир звена 73 Гв. ИАП 6 Гв. ИАД погиб при выполнении боевого задания ------------------------------------------------------ помимо этого есть информация из Воронежа: В фондах музея боевой и трудовой славы ВАСО хранится весьма примечательный экспонат - альбом, на обложке которого написано: "Вечная память советским летчикам, павшим за нашу свободу. 1945-1980 гг. Вышков". Он подарен членами делегации города Брно (побратим Воронежа в советские годы). Альбом представляет собой своеобразную фотолетопись, рассказывающую о работе чехословацких следопытов из города Вышкова по поиску боевых машин. Территория нынешних Чехии и Словакии оказалась одним из последних регионов Европы, освобожденных весной 1945 года советскими войсками от нацистской оккупации. В небе над Чехословакией ежедневно шли жаркие воздушные бои. Господство в воздухе безраздельно принадлежало советской авиации. Бомбардировщики и штурмовики Ил-2 непрерывно находились над полем боя, уничтожали опорные пункты и узлы сопротивления, выводили из строя танки, подавляли огонь полевой и зенитной артиллерий. Но война есть война. К сожалению, не все воздушные операции заканчивались благополучно, не все крылатые машины возвращались на аэродромы. Летчики погибали и в самые последние дни Великой Отечественной, положив свои жизни на алтарь Победы, освобождая не только свою землю, но и народы Европы от коричневой чумы. Во второй половине 70-х годов XX века в Моравии и других областях Чехословакии образовался ряд поисковых групп. Им понадобилось несколько лет, чтобы установить местонахождение сбитых советских самолетов. Следопытам приходилось буквально по крупицам собирать сведения из архивных документов и бесед с пожилыми людьми. Постепенно вырисовывалась картина подлинного героизма граждан Чехословакии, которые, рискуя жизнью, прятали в своих домах спустившихся на парашютах советских летчиков и помогали им добраться до партизанских отрядов. Хоронили погибших, невзирая на то, что могли быть расстреляны фашистами. А после освобождения над их могилами устанавливали памятники. Чаще всего - с надписью: "Неизвестным советским героям". 33 года спустя по следам боев отправились молодые члены народной милиции завода "Збруевка", сотрудники журнала главного политуправления чехословацкой армии "Записник" и редакции вышковской районной газеты "Наша жизнь". Перед ними стояла благородная цель, которую они выразили такими словами: "Необходимо навсегда сохранить память о героических боях Красной Армии в нашем районе. Мужество и героизм должны навсегда остаться в воспоминаниях и документах. Мы не забудем о подвигах советских летчиков. Никто из павших не должен остаться безымянным". В 1977 году недалеко от деревни Дрновицы вышковская "сыскная группа" обнаружила фрагменты сбитого самолета и останки членов экипажа. Два года продолжалась работа по установлению фамилий погибших летчиков, восстановлению картины боя. Удалось выяснить, что советский штурмовик Ил-2 был сбит 28 апреля 1945 года. В том воздушном бою погибли командир эскадрильи Николай Иванов и бортстрелок Андрей Чудовалов. В начале 1978 года вблизи от деревни Тучапы был обнаружен еще один сбитый фашистами советский штурмовик Ил-2. Поисковики решили не медлить и, несмотря на морозную погоду, приступили к раскопкам. Первые фрагменты крылатой машины со звездами на крыльях были извлечены 17 января. Затем почти год длились архивные поиски, которые позволили установить имена двух советских летчиков: лейтенанта Царькова и сержанта Огаркова. Они воевали в 264-й воздушной штурмовой дивизии, входящей в состав 5-й воздушной армии. Это соединение прославилось во многих битвах в небе на разных фронтах, ее летчики принимали активное участие в Будапештской и Венской наступательных операциях. Будапешт и Тата, Врабле и Трнава, Вена и Годонин, многие другие венгерские, австрийские и чехословацкие города, малые и большие населенные пункты были взяты и освобождены при непосредственном участии летчиков дивизии, завершивших свои боевые действия участием в освобождении Брно и Праги. В апреле 1945 года близ деревни Иржиковице в районе Брно был сбит штурмовик Ил-2. При падении самолет глубоко ушел в болото. Оба члена экипажа погибли. В 1979 году здесь велись поисковые работы, и через год боевая машина с останками летчиков была извлечена на поверхность. В 1978 году в честь 33-й годовщины освобождения Чехословакии Красной Армией в Вышковском районе проводились торжественные мероприятия. Как установили следопыты, почти 800 советских воинов пожертвовали своими жизнями при освобождении этого района Чехословакии. Среди них - и отважные летчики. Прошли торжества, а поиски продолжились. В канун 34-й годовщины Победы на болотистом лугу около села Богуславице Опавского района Североморавской области был обнаружен еще один советский штурмовик Ил-2 с останками летчика и стрелка-радиста. В ходе раскопок было найдено бортовое оружие, парашют, пистолет, а также наградное удостоверение на имя лейтенанта Петра Кондрашова. Документально было установлено, что 30 марта 1945 года с боевого задания не вернулся экипаж 948-го штурмового авиаполка в составе командира звена лейтенанта Петра Кондрашова и стрелка сержанта Алексея Ванюшина. Над линией фронта их штурмовик был атакован восемью самолетами противника. Совместными усилиями чехословацких поисковиков и советских журналистов удалось разыскать скупые сведения о Петре Кондрашове. Он учился в Чкаловском аэроклубе Оренбурга. Сохранилось его письмо, написанное 28 марта 1945 года, за два дня до гибели. В нем летчик сообщал: "…я жив и здоров, продолжаю бить фашистскую сволочь. Дела мои идут хорошо. Здесь уже весна в полном смысле слова. Журавли летят. А у вас, наверное, еще снег не сошел..." Память об экипаже Петра Кондрашова и еще тридцати четырех советских летчиках была увековечена в музее города Вышков. В 35-ю годовщину освобождения Чехословакии в Вышковском районе состоялось еще одно событие - на заводе "Збруевка" был открыт зал советских летчиков.
ну и вот такая история есть: Ляшин Иван Иванович. 151 Гвардейского истребительного Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого авиационного полка 8 апреля 1945 г. в воздушном бою был ведомым командира полка. Самолет командира полка атаковал фашистский истребитель Ме-109. Заслонив своим самолетом самолет командира, получил многочисленные попадания снарядов, но сумел произвести маневр и сбил атакующий ведущего Ме 109. За проявленный в бою героизм был награжден орденом Славы III степени. Присвоено очередное воинское звание гвардии лейтенант. 16 апреля 1945 г. в неравном воздушном бою в районе г. Брно ( Чехия ) с 30 фашистскими истребителями ФВ?190 был сбит , попал в плен, бежал из плена. 20 апреля 1945 г. отправлен в госпиталь. 9 мая 1945 г. награжден медалью "За победу над Германией". 16 апреля 1945 г., прикрывая позиции наземных войск в районе чешского г. Брно, шесть наших истребителей встретили 30 немецких истребителей ФВ-190. Вступили в бой, но силы были слишком неравны. Отец остался без ведомого, был атакован сразу двумя ФВ-190 и подбит. Самолет загорелся. Пламя быстро охватило весь самолет. От попадания снарядов заклинило фонарь кабины, и отец долго не мог его открыть. Когда же открыл наконец, то лицо и руки были уже сильно обожжены. Выбросившись из горящего самолета, обожженными руками никак не мог ухватить парашютное кольцо. Открыл парашют на высоте не более 100 метров. Это спасло его от расстрела в воздухе. Маневрировать было некогда, и он опустился прямо на немецкую зенитную батарею. Немцы накинулись, связали, начали избивать. Затем затолкали в люльку мотоцикла, отвезли в какой-то дом и бросили в подвал. Вечером того же дня туда посадили еще одного пленника - штурмана с подбитого советского бомбардировщика. Тот был высоким парнем крепкого телосложения. Познакомились. Штурмана звали Петр. Видя, как отец мучается от ожогов и побоев, Петр дал ему какие-то таблетки. Боль несколько притупилась. Утром их обоих под охраной конвоира отправили пешком через поле в штаб в другое село. Проходя по мосту через речку, Петр вдруг развернулся и ударил ногой немца в пах. Тот упал. Они с отцом оглушили его ударами по голове, забрали пистолет, нож, а самого сбросили в воду. Побежали через поле к лесу. Отец сразу отстал, так как мог дышать только через нос. Губы от ожогов спеклись и не открывались. Задыхаясь, он пальцами разорвал спекшиеся губы и, захлебываясь собственной кровью, закричал: "Петька, не бросай!" Тот вернулся и помог отцу добежать до леса. Чехи, работавшие в это время в поле, увидев, что произошло, бросились врассыпную. Беглецы долго брели лесом. Наконец устали и на опушке леса забрались в стог сена, чтобы отдохнуть. В это время на дороге появился грузовик с немецкими солдатами. Машина остановилась, несколько солдат спрыгнули и направились в сторону стога. Немного не доходя, остановились, справили малую нужду, вернулись и уехали. Еще чуть-чуть - и Петр бы выстрелил. Всю ночь они шли в сторону линии фронта. Утром, свалившись в какую-то канаву, заснули. Разбудила их немецкая речь. Над канавой стояли два немецких солдата и о чем-то спорили. Затем произошло неожиданное - бросив в канаву полбуханки хлеба, солдаты ушли. Четыре дня добирались к своим. И вряд ли бы это удалось, если б их не укрыла чешская семья - супруги Ян и Мария Коцаб (жители села Вице-Милица). Они накормили беглецов, обработали раны отца. От немецких патрулей прятали в замаскированной яме во дворе. А на следующий день село было освобождено советскими войсками. жду ваших мыслей, советов, подсказок и т.п. Заранее спасибо!
25 апреля 1945 года 218-я бомбардировочная авиационная дивизия совершила воздушное нападение на чешский город Бланско. Рядовой для военной работы вылет: помочь пехоте пробить неприятельскую оборону, прервать снабжение и передвижение немецкой армии. Но статистика вылета нерядовая: тот день дивизия потеряла над территорией Южной Моравии четыре самолета Дуглас А-20 "Бостон". Один их этих самолетов пилотировал капитан Василий Юрченко. Вместе с ним пропали без вести старший лейтенант, штурман Георгий Пермисашвили, старший сержант, радист Георгий Буров и воздушный стрелок, старший сержант, Василий Фоменко. http://reibert.info/forum/showthread.php?t=299799 http://www.memory-book.com.ua/stories/38