Полярные конвои

Dieses Thema im Forum "ВМФ союзників" wurde erstellt von velomas, 7. Nov. 2011.

  1. velomas

    velomas General-major

    Beiträge:
    5.422
    Ort:
    im Ausland
    Предлагаю обсудить действия союзников в частности,Британского флота, при проведении полярных конвоев.В действиях англичан много непонятного самый яркий пример расформирование конвоя PQ-17 по приказу из Адмиралтейства решение принималось Дадли Паундом на тот момент Первый Морской Лорд и друг Уинстона Черчилля.Паунда критиковали и английские адмиралы заявляя,что он пытается водить машину с заднего сиденья т.е. пытается руководить действиями флота с берега.Неужели "Тирпиц" и другие линейные корабли Кригсмарине настолько угрожали флоту метрополии,что нужно было расформировывать конвой?Некоторые историки объясняют действия Паунда нехваткой боевых кораблей на нескольких театрах военных действий и тем что старые линкоры были слишком тихоходны,а новейшие линейные корабли участвовали только в самых важных конвоях.В чем же действительная причина таких действий англичан.
     
    1. (в наличии 4 шт.)
      Пасок як новий. США 1942 Ширина 5,5 см Максимальна довжина 110 см
      250 грн.
    2. (в наличии 2 шт.)
      Довжина максимум 110 см Ширина 5, 5 см
      250 грн.
    3. Пряжка військова Франція Метал немагнітний
      290 грн.
    4. Бляха РСЧФ СРСР, розмір 75 мм х 50 мм, стан за фото, міцна.
      300 грн.
    5. Под реставрацию. Состояние по фото
      625 грн.
  2. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

    А какое Ваше мнение по данному вопросу?
    Если отбросить конспирологические теории, все и правда случилось по вине Паунда, какие еще версии есть? Он вмешался в проведение операции, отдал прямые приказы, что и кому делать, основываясь на непроверенных сведениях. В результате - катастрофа.
     
  3. velomas

    velomas General-major

    Beiträge:
    5.422
    Ort:
    im Ausland
    Дадли Паунд,как Первый морской лорд не хотел рисковать ценными боевыми кораблями,если легкие крейсера и эсминцы еще можно считать "разменной монетой",то линейные корабли и авианосцы следует беречь.Сначала войны англичане потеряли-линейный крейсер "Худ",далее атака Прина на Скапа Флоу где он потопил старый,но все же линейный корабль,гибель "Эдинбурга".Еще одна причина кроме арктических конвоев англичане проводили конвои через Атлантику в метрополию,конвои на Мальту.В Арктике Королевский флот фактически противостоял Кригсмарине в одиночку поясню-Северный флот СССР мал и не достаточно укомпклектован кораблями,у СССР нет авианесущих кораблей,немецкие субмарины в начале войны наносят ряд успешных ударов,потери Королевского флота на Дальневосточном ТВД после вступления в войну Японии.Еще одна причина хотя конвои и сорповождал и авианосцы они не всегда могли поднять самолеты в воздух-слишком зависели от погоды,тога как Люфтваффе могли действовать более эффективно.Что касается "Тирпица" ,то он сам был достаточно уязвим и в море выходил очень редко.На фото Дадли Паунд,корабли PQ-17 в Хваль Фиорде,Хаукер_Харрикейн на одном из кораблей конвоя.http://reibert.info/forum/attachmen...mentid=1063581&stc=1&d=1320942109d=1320942109
     

    Images:

    дадли паунд.jpg
    хаукер харрикейн.jpg
    конвой в хваль фиорде.jpg
  4. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

    Если говорить о потерях британских линкоров и авианосцев, то можно много чего еще вспомнить - фактически из крупных кораблей после истории с PQ-17 они только авианосец "Игл" и потеряли, все остальное - до этого.
    Согласен - Паунду арктические конвои были не нужны, они, по его мнению, только распыляли и так малочисленные силы британцев. Отсюда, допустим, и желание уберечь военные корабли. Но опять таки, его общий настрой не проливает свет на мотивы отдачи тех самых трех приказов, угробивших караван.
    На тот момент - когда Паунду померещился призрак "Тирпица" на горизонте - в операции участвовали грубо говоря три эскадры британцев:
    Флот Метрополии Тови был к западу от конвоя, на помощь ему прийти никак не успевал, немцев перехватить - тоже (что на пути к PQ-17, что на обратном - все равно слишком далеко). Оказывал, так сказать, моральную поддержку.
    С конвоем идет его непосредственный эскорт пол командованием Брума, и тут же под боком - 1я эскадра крейсеров Гамильтона, осуществляющая ближнее прикрытие. При этом крейсера собственно уже должны возвращаться - они и так углубились в опасные воды дальше, чем планировалось.
    Приходит первый приказ Паунда, адресованный Гамильтону: "Крейсерскому соединению отойти на запад полным ходом". Ну, допустим, все логично - Гамильтон и не должен был провожать конвой до самого Мурманска, пора домой. Правда, указание отходить именно "полным ходом" подразумевает, что Адмиралтейство старается вывести крейсера из под удара превосходящих сил противника.
    Далее - второй приказ: "Ввиду угрозы надводных кораблей конвою рассредоточиться и следовать в русские порты". Что он подразумевает - вопрос, по словам того же Брума, конвои рассредоточиваются на подходах к портам, так что он призадумался над тем, чего же от него хотят. Думал правда недолго - пришел третий приказ, уточняющий предыдущее сообщение:
    "Согласно моей от 21.23В/4 конвою рассеяться".
    Паунд решил поиграться в "Джервис Бей"VS"Шеер". Вот только Феджен конвой распустил, когда непосредственно видел карманный линкор, а Паунд это сделал из Адмиралтейства, ПРЕДПОЛАГАЯ, что немцы где-то там.
    У Брума, который понятия не имел, где немцы, выбора особого не было - он получил прямой приказ, ну и выполнил его. Правда, перед ним сразу же встал новый вопрос - а что ему самому теперь делать? Конвой, который он должен был охранять, исчез - транспорты разошлись в разные стороны. Что делать эскорту после роспуска конвоя в приказах нигде не говорилось. Понятно, что командир на месте должен проявлять инициативу - Бруи и проявил. Присоединился к крейсерам Гамильтона вместе с 6 своими эсминцами. У самого Гамильтона на 4 крейсера было всего 3 эсминца, и Брум, сложив два и два, заключил, что раз из Адмиралтейства идут такие приказы, значит немцы где-то поблизости, и решил усилить крейсерское соединение за счет своих кораблей. Непосредственных задач после роспуска конвоя у него же не осталось!
    Ну а дальше все понятно: Гамильтон уходит на Запад, Брум - за ним. Тови - там же где и был, а именно черт знает где и никак на ситуацию не влияет. Транспорты уплывают в разные стороны, 2/3 из них тонут от ударов с воздуха и подводных лодок. А немецкие надводные корабли так и не появились.
    Собственно, для чего я это все писал: изначально получается, что операция как-то по хитрому задумывалась. Сил, способных отогнать крупные силы немцев, с конвоем нет. И побизости их тоже нет. Есть крейсера Гамильтона, которые в принципе как раз и могут в случае чего задержать немцев и дать конвою время уйти из под удара. Естественно, ценой потерь - ну так это ж Royal Navy, в конце концов, задача у них такая. Казалось бы - вот по данным разведки немцы и появились поблизости - и тут Паунд крейсера спешно отзывает. Зачем они тогда вообще там были? Ловить торпеды от подводных лодок и эсминцы отгонять? А угроза "Тирпица" что, вообще до сообщения разведки о его выходе в море не воспринималась?
    Ну и собственно сам приказ конвою рассеяться - зачем? Это с одной стороны не Атлантика - просторы поменьше, особо не спрячешься. С другой стороны - конвой находится под постоянным наблюдением немцев, в зоне действий их авиации и подводных лодок. Как только эскорт ушел, они и накинулись на транспорты, которые и поодиночке найти оказалось не так уж сложно.
    Что в итоге имеем:
    1) Паунд так трясется за военные корабли, что даже выполнением поставленной задачи жертвует ради их спасения от гипотетической гибели. И это Первый Морской Лорд...
    2) Паунд предпринимает совершенно непонятные меры по "защите" транспортов от атаки противника, с плачевным результатом. И это Первый Морской Лорд...
     
  5. velomas

    velomas General-major

    Beiträge:
    5.422
    Ort:
    im Ausland
    Думаю принятие такого решения не обошлось без Черчилля-он дал добро на роспуск конвоя.Соотношение сил и потери-Союзники-35транспортов,6эсминцев,4сторожевых корабля,3тральщика,2подлодки(чьи не знаю?)4вспомогательных судна.потери конвоя-22транспорта,2вспомогательных судна,135 человек.Немцы-11подлодок(мало однако)53 торпедоносца,115бомбардировщиков,совершено 220 самолето-вылетов.потеряно 6 самолетов.При том,что до рассеивания конвоя линейные силы шли на некотором расстоянии.Как Вы верно заметили Паунд хотел уберечь флот и конвои ему только мешали.
     
  6. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

    Подлодки, шедшие вместе с конвоем - британские: Р-614 (лейтенант Бекли) и Р-615 (лейтенант Ньюстид).
    Если надо, завтра постараюсь выложить список участвовавших в операции кораблей.
     
  7. velomas

    velomas General-major

    Beiträge:
    5.422
    Ort:
    im Ausland

    Images:

    map13.jpg
  8. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

    А откуда карта? Ее перевод помещен в предисловие переводчика к русскому изданию книги Брума "Конвою рассеяться". Собственно, на ее основе и солгасно схеме эскорта конвоя из той же книги:

    1. Силы Флота Метрополии (Тови):
    ЛК: "Дьюк оф Йорк" (флагман), "Вашингтон" (ам)
    АВ: "Викториэс"
    КрТ: "Камберленд"
    КрЛ: "Нигерия"
    ЭМ: 14 шт.

    2. Крейсерское соединение (Гамильтон):
    КрТ: "Лондон" (флагман), "Норфолк", "Тускалуза" (ам), "Уичита" (ам)
    ЭМ: «Сомали», «Уэйнрайт» (ам), «Роуэн» (ам)

    3.Эскорт (Брум)
    ЭМ: "Кеппел" (флагман), "Оффа", "Фьюри", "Лимингтон", "Ледбьюри", "Уилтон".
    Из них первый - лидер флотилии, построенный в начале 1920-х, во время ВМВ модернизировался специально для эскортной службы; второй - новый эсминец класса О; третий - эсминец класса Ф середины 1930-х; четвертый - бывший американский, полученный в обмен на базы; два последних - эскортные типа "Хант" (т.е. без торпедных аппаратов). Как видим, компания очень разношерстная.

    Корветы: "Лотос", "Поппи", "Ла Малуин", "Дианелла" (последний имел задачу обеспечивать действия подводных лодок)

    ПЛ: Р-614, Р-615

    Тральщики: "Хэлсион", "Саламандер", "Бритомарт"

    Противолодочные траулеры: "Лорд Мидлтон", "Лорд Остин", "Айршир", "Ноферн Гем"

    Также в составе конвоя корабли ПВО: "Позарика", "Паломарес"
     
    1 Person gefällt das.
  9. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

    Собственно тут - список торговых судов конвоя и их судьба, а также список кораблей эскорта с указанием командиров:
    http://militera.lib.ru/memo/english/broome_je/05.html
     
    1 Person gefällt das.
  10. velomas

    velomas General-major

    Beiträge:
    5.422
    Ort:
    im Ausland
    А какова судьба английских подлодок после расформирования конвоя?
     
  11. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

    Из того что нашел по лодкам во время конвоя PQ-17:

    В составе эскорта PQ-17 шли вместе с корветом "Дианелла", который обеспечивал их действия. Из книги Брума следует, что это была такая себе эскадра в эскадре - он о лодках особо не задумывался (хотя сам бывший подводник), плыли они себе в хвосте конвоя и плыли без особых приключений. Когда немецкий торпедоносец 4 июля повредил "Кристофер Ньюпорт", Р-614 попыталась добить покинутый корабль, однако не преуспела в этом. В следующий раз Брум вспомнил о подлодках к вечеру, когда с той же Р-614 командир передал, что в случае атаки вражеских тяжелых кораблей хочет остаться на поверхности, т.е. атаковать в надводном положении. На что Брум с "Кеппела" с юмором ответил "Я тоже".
    После получения приказа о рассеивании конвоя командир эскорта, отдавая инструкции подчиненным, передал на "Дианеллу" приказ действовать независимо. Корвет отвел подлодки на позиции, а сам пошел в СССР.
    Позиции лодок 5 июля: Р-614 - 71-50N, 32-30E
    Р-615 - 71-33N, 33-35E
    7 июля прекратили патрулирование и отправились в Кольский залив. Прибыли туда на следующий день.
    В обратный путь отправились 21 июля. 29 июля прибыли в Леруик на Шетландских о-вах. В тот же день после обеда отплыли в Холи Лох (западное побережье Шотландии), куда пришли 31 июля.

    В дальнейшем обе лодки также участвовали в операции по отправке PQ-18.

    Кстати, у лодок этих весьма специфическая история - их строили для турецкого флота, а с началом военных действий реквизировали (эх, хорошая у англичан традиция была - с началом мировой войны прихватизировать турецкие корабли :)). Всего было 4 лодки данного типа, 2 в 1942 г. Турции таки передали (Р-611 и Р-612). Ну а оставшиеся не только полярные конвои успели поводить, но и кино снялись - в фильме "We Dive at Dawn" 1943 года.
    Я так понял, субмарины эти не больно то флоту подошли - вот их и гоняли то в составе эскорта, то на съемочную площадку.
     
    1 Person gefällt das.
  12. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

  13. velomas

    velomas General-major

    Beiträge:
    5.422
    Ort:
    im Ausland
    Можно сделать вывод,что конвой списали заранее по приказу Черчилля,а Дадли Паунд на тот момент просто был И.О. Первый морской лорд,кстати со здоровьем у него были серьезные проблемы он подал в отставку в 1943 и вскоре умер.Про подлодки интересно,не знал даже.
     
  14. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Про "списали" я бы не стал утверждать, просто эти грузы предназначались не им, не для их войны.
    Мальтийские конвои вон какие потери несли, но их не бросали.
    "Пьедестал" в этом плане очень показателен
     
  15. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

    Опять же, следующий конвой в Россию - PQ-18 - провели несмотря на потери, с привлечением значительных сил, которые можно было бы и на других театрах использовать.

    Даже если принять версию о политической подоплеке катастрофы PQ-17 - какова роль в этом конкретно Паунда и его приказов? Насколько конкретные формулировки его приказов повлияли на ситуацию и какая была альтернатива?

    Кстати, кто нибуди читал книгу известного историка-конспиратора Ирвинга о PQ-17? На кого он сваливает вину? Вроде встречал информацию, что на Брума, интересно, каким образом.
     
  16. Nob

    Nob Stabsfeldwebel

    Beiträge:
    697
    Ort:
    R2K0C9
    У конвоя PQ18 в составе был эскортный авианосец (особого толку от него, как писали сами англичане не было, так как си харикейны , вооруженные пулеметами , не могли тягаться с хейнкелями и юнкерсами ), и значительная часть атак люфтваффе была направлена на него. Это ошибка Г.Геринга, его прямое указание и главное условие , почему PQ18 прошел.

    Приказ Дадли Паунда звучал так: "Конвою - рассеяться, следовать в Россию самостоятельно." и тд и тп.

    Альтернативой был бы приказ "рассредоточится". Брум в своей книге "Конвою- рассеяться" указывает на то, что "рассеяться" - значит разойтись в разные стороны и добираться по одному . Если бы приказ звучал "рассредоточится" то шансов у конвоя было бы куда больше, так как "рассредоточиться" значит идти небольшими группами, что существенно повышает шансы торговых кораблей выжить.

    Бруму палец в рот не клади, сам на кого хочеш вину свалит. Хотя его вины здесь нет, приказу Паунда ввиду его нелепости Брум не поверил, и запросил подтверждение, которое опять же было получено, и в нем формулировка осталась та же - "рассеяться". Хорошо командовать конвоями из своего кабинета в адмиралтействе ...
     
  17. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

    1. Собственно, Вы и сами написали, какой от "Авенджера" был толк - не тот конечно, какой от него ожидали, но внимание отвлекал по крайней мере.
    Плюс - значительный силы эсминцев из состава Флота Метрополии у адмирала Барнетта, усиливавшего эскорт конвоя.
    Сразу видно, что к проблеме серьезно подошли.

    2. Я Брума читал этим летом - честно говоря, не совсем понял, какие действия подразумеваются под термином "рассредоточиться", и что в таком случае делает эскорт рассредотачиваемого конвоя.

    3. Ну, то что в собственной книге он себя выгораживает - это да (в принципе другого и не ожидал). Опять таки, насколько я понял, изначально приказ был именно "рассредоточиться", и лишь потом был уточнен/изменен на "рассеяться" (вот тут важный момент - таки уточнен или изменен. По Бруму, в первом случае просто ошибка с формулировкой).

    Там, насколько понимаю, важный момент с точки зрения вины Брума - его приказ кораблям эскорта (понятное дело, за выполнение прямого и точного приказа Первого Морского Лорда его обвинять нелепо). Эсминцы он присоединил к Гамильтону, получив от того согласие на такие действия - это в общем то понятно. А вот на остальные корабли эскорта передал: "Конвою рассеяться и следовать в русские порты. Эскортным кораблям, кроме эсминцев, самостоятельно следовать в Архангельск". Брум пишет, что таким образом хотел приказать им действовать независимо от эсминцев, передавая таким образом командование старшему по званию из остающихся капитанов - капитану 2 ранга Джонси с корабля ПВО "Позарика". В результате большинство кораблей эскорта (справедливости ради - не все) и рвануло в СССР, наплевав на транспорты.
    Вот тут вопрос - мог Брум как-то по другому сформулировать инструкции кораблям эскорта или нет? И вообще, после расформирования конвоя каковы должны быть действия оставшихся корветов, тральщиков и т.д.?
     
  18. INick

    INick Stabsfeldwebel

    С моей точки зрения, сваливать всю вину на Адмиралтейство не совсем корректно. В "Новогоднем бою" Шербрук и Барнетт доказали, что все зависит от решительности командиров эскорта и ближнего прикрытия. Тем более, что два легких крейсера и горстка эсминцев ПЛО/ПВО против реальной немецкой эскадры - ситуация гораздо худшая, чем у эскорта и крейсерского прикрытия PQ-17 против "виртуального" врага. По моему мнению: вина Гамильтона и Брума гораздо "весомее", чем Паунда.
     
  19. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

    Вина Брума и Гамильтона была бы несомненной, если бы не прямой приказ из Адмиралтейства. Они же не просто так при угрозе атаки бросили конвой, а подчинились указаниям начальства. Не могли же они наплевать на приказы Паунда (хотя в случае с Брумом лучше было бы, конечно, если бы приказ проигнорировали).

    P.S. Кстати, держа в уме "Новогодний бой" - как думаете, какие шансы были у них противостоять немцам, если бы "Тирпиц" все же показался у каравана? Задержали бы?
     
  20. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Если отбросить человеческий фактор, эмоции, неуверенность и т.п. то конечно вломили бы по самое.
    Брум идёт дальше с конвоем, Гамильтон ввязывается в бой и ждёт Тови
     
    1 Person gefällt das.
  21. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

    С "Тирпицем" же еще эсминцы идут - пока линкор занимается Гамильтоном, они занимаются Брумом и конвоем.
    К тому же Тови слишком далеко находится - вряд ли его дождутся.
     
  22. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Вряд ли эсминцы бросят линкор и пойдут за конвоем.
    А вообще, альтернатива дело неблагодатное. Нельзя учесть всякого рода случайностей. Никто же не думал что с Худом так получиться, один удачный снаряд и всё.
    З.Ы. Я как то для интереса бой в Датском проливе моделировал, основываясь только на ТТХ кораблей и общей обстановке на тот момент. И в итоге получилось что у Бисмарка с Принцем никаких шансов, а как вышло на самом деле всем известно
     
  23. INick

    INick Stabsfeldwebel

     
  24. kolyan68

    kolyan68 Stabsgefreiter

    Кстати, если говорить об альтернативах, боеспособности эскадры Гамильтона пожалуй мог бы угрожать ее национальный состав: 3 английских, 4 американских корабля - черт его знает, как бы это в бою сказалось.

    Опять таки продолжая тему формулировки приказов Адмиралтейства - рассредоточиться/рассеяться: с удивлением обнружил, что в русском переводе Роскилла разночтений вообще не возникает - как в первом, так и во втором случае используется термин "рассеяться". При этом переводил книгу Александр Больных -он же переводчик книги Брума. Неужели Роскилл накосячил?

    На всякий случай, приказы Паунда на английском:
    21.11: Cruiser Force withdraw to westward at high speed
    21.23: Owing to threat from surface ships convoy is to disperse and proceed to Russian ports
    21.36: My 2123. Convoy is to scatter
     
  25. Nob

    Nob Stabsfeldwebel

    Beiträge:
    697
    Ort:
    R2K0C9
    Его возможности были существенно переоценены командованием люфтваффе. Достаточно было оставить авианосец в покое, и заняться транспортами - и конвой PQ 18 уж как минимум располовинили бы, а то и до 1/3 довели.

    Логично предположить что в случае команды "рассредоточится " эскорт остается с конвоем, поделившимся на небольшие группы и сам , соответственно, делится на небольшие группы прикрытия.


    А как он мог по другому передать приказ? Он получил "рассеяться" - и передал его на корабли. Опять же, "Позарика" и "Поломарес" были рассчитаны на прикрытие конвоя, и толку от них для группы эсминцев ровно ноль. Им следовало идти в Россию, и прикрывать обратный конвой.