Как известно город Мурманск обязан своему появлению желанием РИ иметь выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив,чтобы получать грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Балтики и Черного моря.В 1915 году был основан Мурманский морской порт и поселок Семеновский при нем,а в 1916 году город Романов на Мурмане.Известно ли что-нибудь по операциям Британского Королевского флота в полярных водах во время доставки грузов в Россию?В интернете информации нет.
Re: Полярные конвои ПМВ. http://www.portalus.ru/modules/engl...ll&id=1188913493&archive=&start_from=&ucat=7& The Allies provided Russia with prodigious quantities of equipment as well. The relative calm on the Western Front in 1915 enabled British and French sources to deliver more than 150 heavy guns, 500 trench mortars, 2,000,000 hand grenades, 75,000,000 rifle cartridges, 2,500,000 pounds of explosives, and 50 airplanes, as well as armored cars, barbed wire, and other supplies to the port of Archangel. According to W. Bruce Lincoln, in Passage Through Armageddon: The Russians in War and Revolution, 1914-1918 (1986), British military observer General Alfred Knox noted that "The Russian military position had improved by the commencement of summer 1916 far beyond the expectations of any foreign observer who had taken part in the retreat of the previous year." Вообще странно, гугль ничего серьезного не выдал. Про интервентов на Севере в 18 году источники есть, а про конвои нет. Если совсем ничего не найдете напишите в личку, я покопаюсь глубже.
Re: Полярные конвои ПМВ. Да информация в основном по интервентам.Если не ошибаюсь в полярных водах пропал крейсер "Кент" направляющийся в Россию.
Re: Полярные конвои ПМВ. Кент продан в металл в 20 году. Крейсер Хемпшир, с лордом Кичкенером на борту, взорвался по дороге в Архангельск, предположительно от мины. Но это был не конвой а VIP рейс для переговоров. https://en.wikipedia.org/wiki/HMS_Hampshire_(1903)
Причем взорвался он неподалеку от Оркнейских островов 5 июня 1916 года из экипажа спаслось лишь 12 человек.Сер Гораций Герберт Китченер начинал свою карьеру еще в 1870 году оказавшись волонтером в рядах французских войск сражавшихся с германцами,потом различные посты в колониальных войсках.Во время ПМВ военный министр.Версии гибели от участия Мата Хари,которая вызнав курс крейсера сообщила координаты германскому генеральному штабу до утечки информации из РИ.Еще одна версия взрыв крейсера подготовили члены ирландской партии шиннфейн."Хепмшир" проходил модернизацию в ирландском Белфасте где шиннфейнеры пронесли на корабль ящики с динамитом.По другой версии лорда Китченера убрали сами англичане властный и жесткий фельдмаршал многим намозолил глаза в том числе и Уинстону Черчиллю.Минное заграждение из 22 мин на котором подорвался "Хемпщир" было выставлено субмариной U-75 в рамках подготовки к Ютландскому сражению.Первоначальный курс крейсера должен был пролегать вовсе не там где находилась минная банка.Крейсер должен был идти восточным проходом где регулярно проводилось траление,но в тот день разразился шторм и Джеллико посоветовал переждать его в гавани однако Китченер настаивал на немедленном выходе в море.Маршрут изменили в последнюю минуту.5 июня в 17:30 крейсер снялся с якоря и в сопровождении эсминцев "Юнити" и "Виктор" двинулся к выходу из гавани.Из аз начавшего шторам эсминцы отстали и старый корабль,ровесник Русско-Японской войны продолжил свой путь вдоль скалистого берега В 19:35 на траверзе мыса Броф оф Бирсей где и произошла трагедия.Корабль быстро погружался носом из 680 членов экипажа уцелело 12 моряков,Китченер до последнего момента стоял на пулебе продолжая спокойно вести разговор с офицерами он был чужд паники равно как и желания спастись.После катастрофы тральщик обнаружили на месте гибели еще 15 мин.