С началом Первой мировой войны различные промышленные предприятия из-за близости к району боевых действий были эвакуированы в тыл России. В 1915 году из Ревеля в город Таганрог, на земли Войска Донского был перемещен Русско-Балтийский завод, приступивший к выпуску снарядов для русской армии. После октябрьской революции 1917 года начался процесс распада Российской империи на отдельные самостоятельные государства. В марте 1918 года на территории Области войска Донского была провозглашена Донская Советская Республика, а после свержения большевиков в мае 1918 г образована республика под названием Всевеликое войско Донское. Главой государства был избран атаман Краснов П. Н. Ведя войну с советской Россией, Краснову приходилось выпрашивать боеприпасы у различных своих союзников, и чтобы удовлетворить потребность войска в патронах решено было создать свой завод. Захватив Луганск, донцы забрали себе часть оборудования и материалов с местного патронного завода. «Только для вновь создававшегося завода в Таганроге белогвардейцы взяли по 4 станка с каждой разработки, 5оо пудов пороха, цветные металлы, а также часть готовых патронов». Патронное производство разместили на территории Русско-Балтийского завода. Вероятнее всего, патроны начали изготавливать в самом конце 1918 года (по старому стилю) и самые первые изготовленные патроны были посланы Краснову в подарок. В газете «Донские ведомости» №2 за 3-е (16) января 1919 года напечатана телеграмма Донского Атамана правлению таганрогского завода: «Присланный Вами мне сегодня в день Нового Года подарок 105 шт. 3-х линейных патронов от первой партии изготовляемой Русско Балтийским заводом в Таганроге обрадовал меня так, как не радовал еще ни один подарок в моей жизни.» (То есть, приурочили пуск завода к Новому году). Днём 3-го (ст. ст.) января 1919 года Краснов показывал английским и французским союзникам завод в Таганроге. «С вокзала Донской Атаман с союзными гостями под народные клики отбыли на Русско Балтийский завод. У главного подъезда гости были встречены директором завода инженером А. Д. Блажковым и директорами правления. Начался осмотр завода, продолжавшийся два часа. Гости осматривали производство снарядов и ружейных патрон (так в тексте). Объяснения давали чины заводской администрации и рабочие – французы». (Французские рабочие! Предположу, что они со снарядного завода и появились на заводе еще во время мировой войны, прибыв для обучения и помощи в налаживании снарядного производства. Могу и ошибиться). С запуском патронного производства на заводе ощутилась нехватка рабочих. В той же газете от 3 (16) января 1919 г. Русско-Балтийский завод разместил объявление о наборе мастеров и квалифицированных рабочих по обработки снарядов, взрывателей, патронов, ну и также других специальностей. (Видимо, чтобы запустить завод, на патронное производство перевели часть персонала со снарядного). В начале февраля 1919 года Отделом торговли и промышленности правительства Всевеликого войска Донского через газету было сообщено, что зарегистрировано «Донское Товарищество капсульного и патронного производства». Местопребывание Товарищества – в Новочеркасске. Проработав какой-то срок в течении 1919 года, предприятие прекратило своё существование. Конкретное время закрытия завода из газеты мне узнать не удалось. Последнее сообщение о заводе в «Донских ведомостях» было 8 (21) марта 1919 г.; это заметка о создании комиссии для разработки вопроса о секвестре завода. Думаю, когда во время летнего наступления 1919 года Белая армия получила огромные военные трофеи, то заказывать и покупать патроны у Донского завода отпала необходимость. Патрон с клеймо Донского завода не показываю, так как не располагаю таким патроном. Кому интересно - смотрите в интернете.
Патронный завод в Таганроге создавался усилиями атамана Краснова. Когда весной 1918 года немецкая армия начала наступление на Донбасс, выступили и казаки. Захватив Луганск, они вывезли с патронного завода часть станков и различных материалов. Оборудование отправлялось на Русско-Балтийский завод, но некоторые вагоны простояли не разгруженными на станции Таганрог до октября месяца. Из приказа Краснова. «№1286 25 октября 1918 г. На станции Таганрог много месяцев стоят шестьдесят вагонов с материалами для Русско-Балтийского завода в Таганроге. Приказываю вагоны эти подать на Русско-Балтийский завод, которому надлежит немедленно их выгрузить и освободить для надобностей железной дороги». Начав производство патронов, РБЗ из-за нехватки рабочей силы не мог полноценно работать. И снова приказ Краснова. «№115. 16 января 1919г. На основании представленного мне Большим Войсковым Кругом права, объявляю призыв неказачьего населения Таганрогского округа на отбывание трудовой повинности без всяких ограничений, но за установленную плату. Окружному Атаману второго округа и Градоначальнику гор. Таганрога провести этот призыв с беспощадною строгостью, удовлетворяя в первую голову потребности Русско-Балтийского и кожевенного заводов и всех мастерских, работающих на оборону и подчиненных военному ведомству. Всех работавших до издания сего приказа на заводах и мастерских – считать с этого числа военнообязанными и за уклонение и небрежность в работе предавать военно-полевому суду.» И вдруг 28 января 1919 года выходит постановление Совета Управляющих Правительства Всевеликого войска Донского «Об отпуске средств на составление проекта демобилизации Русско-Балтийского завода в Таганроге с целью приспособления этого завода под машиностроительное и сталилитейное производство» Видимо в процессе перевода Русско-Балтийского завода с военного на гражданское производство, и патронный завод становится частным, или вернее, принадлежащим Товариществу. В первых числах февраля 1919 года генерал Краснов вышел в отставку и выехал за границу. (Источники: журналы «Вестник путей сообщения и промышленности. Официальное издание Всевеликого войска Донского» за 1919 год. «Сборник приказов правительства Всевеликого войска Донского» за январь 1919 г.)
В течении 1919 года на Русско-Балтийском заводе была небольшая подпольная ячейка большевиков. Позже, они сообщали, что вредя деникинцам, изготовили 100 000 патронов с негодными капсюлями. Проверить это невозможно, и я сомневаюсь в такой цифре бракованных патронов. Также большевики планировали остановить завод, взорвав питающую его электростанцию, но не взорвали. 6 января 1920 года передовые части Красной армии вошли в Таганрог. Ко времени освобождения города от белогвардейцев на Таганрогском металлургическом заводе бездействовали доменные печи, не выпускался прокат, сворачивалось мартеновское производство. На котельном заводе частично действовала лишь литейная да велись некоторые ремонтные работы. Стояли в бездействии основные цехи Русско-Балтийского завода. Машиностроительный завод Кебера перешел на выполнение случайных заказов.
По капсюлям, конечно, поздние советские историографы немного преувеличили свои заслуги. Скажем так, ситуация была несколько иная. Пройдёмся сухо по фактам. Речь идёт о партии патронов в 80 тыс.шт, в производстве которых был обнаружен брак капсюлей. Выяснилось это после выработки "почти половины" от этого количества (т.е. "осётр" урезался до максимум 40 тыс шт, ибо по факту даже половины не сделали) , "...капсюля все оказались отсыревшими и патроны не стреляли". Всё. Таким образом: -Не 100 тыс штук, а 80 тыс. -Не 80 тыс, а по факту менее 40 тыс. -Не патронов, а капсюлей. А дальше можно событие интерпретировать в любую сторону. Намеренно это было сделано или так получилось в силу объективных производственных причин - неизвестно. Факты саботажа большевиками производства отрицать глупо. Он был. Слава богу, его перекрёстно можно проследить по нескольким разным источникам. Про порчу инструментов и т.д. Фамилии известны. Однако, заметил, что чем более ранний источник информации, тем более достоверную информацию он преподносит. Всё более поздние советские источники о революционных подвигах мифологизировались неимоверно. Кто победил, тот историю и написал...
Русско-Балтийский завод по производству снарядов и взрывателей располагался в юго-западной части Таганрога, за кирпичными заводами, неподалеку от побережья. От станции Марцево к заводу была проложена железнодорожная ветка. Западнее Русобалта находился Воздухоплавательный завод Лебедева.
После занятия Таганрога частями Красной армии станки патронного Донского завода демонтировалось и возвращалось на Луганский патронный завод. Короткая история Донского патронного завода закончилась. А на Луганском патронном заводе, при наличии этого дополнительного оборудования, предпологалось уже в июне 1920 года увеличить выпуск патронов до десяти миллионов штук. «Постановление совместного заседания представителей Чусоснабарма, Промвоенсовета и организаций Луганского патронного завода. 11 мая 1920 г. После ряда обмена мнений с заведующими отделами и мастерскими постановили: Принимая во внимание настоящее положение на фронте и крайне острую нужду Красной Армии в патронах, напрячь все силы, чтобы дать максимум производительности патронов. Ввиду имеющегося уже технического оборудования напрячь все силы, чтобы в июне месяце дать минимум 10 000 000 патронов.»