В данном материале я постараюсь во всех подробностях рассказать про основные цвета гансовых шлемов на WW2. Это вторая версия ранее созданной (5 лет назад) темы, которую хотелось бы дополнить и подправить в новом формате. Постоянное место жительства оригинальной статьи в паблике "Стальные шлемы (каски) на войну". Там же будут публиковать и новые. Основы. На войне и в тылу немцы использовали свой цветовой стандарт RAL, разработанный и утвержденный в 1927 году. Серия включала две сотни цветов разделенных на 4-х значные номера. Нужные нам серии: 6xxx — зелёные (36 штук), 7xxx — серые (48 штук), 1xxx — жёлтые (30 штук), 8xxx — коричневые (20 штук). От партии к партии краска могла иметь немного отличающийся от идеала оттенок. Краска имеет свойство оседать, и та что наверху будет отличаться от той что внизу. Краска выгорает, теряет глянец, а в матовом варианте порой неузнаваема. Наконец самое популярное - фотография плохо передает настоящий цвет. Можно сколько угодно спорить и писать, что "фото не передает настоящего цвета", что "фото сделано на улице" и тому подобное. Лучше сделать серии фотографий на улице, в помещении, со вспышкой и т.п. Про цветопередачу мониторов вообще отдельный разговор. Смотрите сами, эти фото одних и тех же шлемов сделанные при разном свете:
Цвета на германские шлемы в годы Второй Мировой войны: RAL 6011 Резедово-зеленый. RAL 6003 Оливково-зеленый (предположительно "яблоко") RAL 6006 Серо-оливковый RAL 6015 Черно-оливковый RAL 7009 Зелено-серый RAL 7015 Сланцево-серый (только Люфтваффе) RAL 7016 Антрацитово-серый (только Люфтваффе) RAL 7018 Тёмно-серый с зеленоватым отливом (Scheifer grau) RAL 7021 Черно-серый. Танковая палитра RAL 7028 Тёмно-жёлтый RAL 8000 Зелено-коричневый RAL 8002 Сигнальный коричневый RAL 8012 Красно-коричневый (грунтовка) RAL 8017 Красно-коричневый RAL 8020 Песочно-желтый Dunkel Gelb Тёмно-жёлтый (кода RAL не имеет) Последние восьмерки можно не брать в расчет, ибо они шли на Африку и окрашивание техники. На каски эти цвета попадали только в виде камуфляжа. Так же из списка можно условно вычеркнуть 6011 и 7009 - касок в данных цветах крайне мало, но они есть и об этом ниже.
В целом можно сделать вывод, что использовались три базовых цвета: оливковый, зеленый и серый с его темными вариантами. Причем границы между ними очень размыты. Так например добавляем в 6011 немного оливкового и получаем 6003, добавляем в 6003 немного серого и получаем 7009, добавляем в 7009 немного черного и получаем 7018, в который добавляем еще больше черного и получаем 7021. В 7021 добавляем оливкового и получаем 6015, в который добавляем еще больше серого и на выходе - 6006, в который добавляем зеленого и получаем грязноватый 6003, и так далее. Пара хороших фото с россыпью немецких шлемов в разных оттенках черно-серого- зеленого-оливкового:
Для получения темно-зеленого 6015 смешивается черный и оливковый, а при смешивании серого и оливкового получается 6006, который почти как 6015, только светлее. Не забываем, что серия цветов 6xxx является зеленой. Соответственно все шлемы модели М35 зеленых оттенков окрашенные до 1940 года несут на себе один из этих цветов включая 6003 и 6011.
Почему шлемы красились в 6006 и 6015? При разном освещении 6015 и 6006 как бы меняет свой цвет. На солнце он зелено-оливковый, в тени сине-зеленый. Пример моей каски крашеной в чистый глянцевый 6015:
Полевой серый "фельдграу" 7009 колеруется очень просто - смешивается серый с зеленым. Таких шлемов не много и их легко спутать. Среди сороковок есть серия шлемов покрашенных в светлый серо-зеленый, матовый с песком. Возможно это и есть RAL 7009 в "усовершенствованном" варианте с 40 года. Кроме данного сс колпака в сети гуляли фотографии пары светло-серо-зеленых пехотников двойняшек, но их фото разыскать пока не удалось:
Шлемы Люфтваффе красились только в 7015 и 7016 - до и после 40 года, причем шлемов в 7016 явное большинство. 7015 на порядок светлее 7016. Их различие хорошо видно на этой фотографии, 7015 крайний справа:
Теперь про самые главные цвета периода 1940-1945 года: 7018 и 7021. Основная масса шлемов красилась в 7018, но часть шлемов можно приписать и к 7021. Разница в этих цветах только в наличии зеленого, в 7018 он есть (совсем немного), в 7021 его нет совсем. Вот хороший пример когда можно увидеть разницу между радикально антрацитово-серым (синеватым) 7016 и 7018 с отливом зеленого. При другом освещении 7016 остается таким же синеватым, а 7018 уходит в еле заметный зеленый. Подобного примера с 7021 и 7018 на оригинальных шлемах к сожалению пока нет:
По 7018 есть документ предписывающий с 1940 года красить каски в RAL 7018 с грубой матовой текстурой. По этому же документу данный цвет значится как "Scheifer grau". Шифер (Scheifer) в понимании немцев - это плитки, получаемые раскалыванием слоистых горных пород сланцев. Обработанные таким образом сланцы служат кровельным материалом для крыш. Подобный пример использования терминов из геологии есть в RAL 7016 Anthrazitgrau, название которого соотносится с углем-антрацитом.
Но вернемся к шиферу-сланцу 7018. Есть тальковый сланец серовато-зеленого цвета из Верхней Франконии, Германия. Кварцевый филлит из Тироля (Австрия) серо-зеленого цвета. Эклогит - тяжелая силикатная горная порода зеленого и темно-зеленого цвета из горы Фихтель в Германии. Хлориты придают глинистым сланцам зеленоватый цвет, сульфиды железа - голубоватый до черного. Выходит, что 7018 должен быть серо-зеленым. Однако в таблице уже есть серо-зеленый 7009, причем он с большей долей серого, ведь в 7xxx — только оттенки с большим преобладанием серого чем других цветов. Аналогично тот же 7018 не может быть с преобладанием зеленого, следовательно он может быть только с большим преобладанием серого и его более темных вариантов чем в 7009. Как итог - RAL 7018 является смесью темных оттенков серого и зеленого цвета.
Я покупал краску в специализированном магазине ЛКМ, где по таблице без проблем могли наколеровать акрил 6003, 6006, 6015, 7021 и даже 7009, но 7018 в их таблице не было. Поэтому бралось 3 части 7021, 1 часть 6015, и 1/3 части специально наколерованного темно-зеленого 6009, + 3,5 части заматывающей добавки и + 50% отвердителя (от общего объема). В другом случае пропорции могут быть немного другими, а результат тот же. Всё делалось "на газок", учитывая, что цвет должен получится темно-серым (но светлее 7021), а при определенном уровне освещенности чуточку отдавать зеленым. Если 7021 и 6015 вам наколеровать не могут, (такое бывает если есть только каталоги автомобильных красок), то имеет смысл наколеровать: черный (побольше), серый, оливковый и зеленый (светлый и темный) - и мешать всё это до получения искомого оттенка (не мешайте всё сразу, начинайте с малых объемов). Не забудьте про матирующую добавку. Для точности я использовал шприц на 20 кубов. Результат можно разглядеть уже в стадии жидкой краски, но перед покраской надо обязательно сделать хотя бы один выкрас на гладкой поверхности. Краска приобретает свой конечный цвет (на 90%) после схватывания "на отлип", а это до одного часа времени, в зависимости от влажности воздуха. Как итог:
RAL 7021 - радикально черно-серый, зеленого отлива/оттенка в нем нет совсем. Его могли использовать для полевого перекраса, однако иногда (редко) он встречается и на фабричных касках, что в принципе можно объяснить темным вариантом 7018:
От партии к партии шлемы могли, и чаще всего имели, немного отличающие оттенки одного и того же цвета. В среде буржуйских коллекционеров были случаи, когда находилась пара шлемов одной партии, либо с единовременно нанесенным камуфляжем: