Eisstoss "Ледовый удар", кодовое наименование операции 1-го воздушного флота люфтваффе 4 апреля 1942 года. Цель операции - уничтожения скопления кораблей Балтийского флота на зимних стоянках Невы до начала ледохода. 26 февраля 1942 года штаб 1-го воздушного флота дал следующее указание: «Командованию 1-го авиакорпуса надлежит подготовить следующие разведывательные и боевые действия с целью уничтожения частей русского флота, находящихся на реке Неве, незадолго до вскрытия льда. Корабли русского флота должны быть уничтожены одновременным сосредоточенным ударом пикирующих бомбардировщиков, охраняемых истребителями. 1-й авиакорпус может рассчитывать на то, что для проведения этой операции ему будет придана еще одна бомбардировочная группа В отечественной литературе итог операции описан как полный провал. Из множества целей : линкор «Октябрьская революция», крейсеры «Киров», «Максим Горький», эсминцы «Сильный », «Страшный», «Грозящий», «Свирепый», «Строгий», «Стройный», «Стойкий», «Славный», лидер эскадренных миноносцев «Ленинград», надводные заградители «Марти», «Урал», «Ристна» не было потоплено ни одной. Ни один из главных калибров линкора не получил повреждений. потопили лишь старое учебное судно «Свирь», замаскированное под крейсер «Киров» Также в отечественой литературе указывается количество бомбардировщиков задействованных в этой операции и их потери от ПВО 325 бомбардировщиков и штурмовиков потери — около 60 самолетов Вопросы к вам как специалистам Какое количество авиации было задействовано? Какие потери понесло люфтваффе в ходе операции? Какие результаты операции по немецким источникам? Также буду признателен если у кого то есть ссылка на электронную версию книги Мирослав Морозов. Несостоявшийся Перл-Харбор или почему потерпела крах операция “Айсштосс”.
Еще более интересно сравнить количество убитых гражданского населения и военных 147 человек убитых 340 раненых это горожане 8 моряков убито 17 ранено 2 расчета ПВО (какое кол-во убитых не уточняется) Если специалисты прольют свет на эти события будет интересно сравнить с нашими данными Не потопить корабли при том, что немцами с февраля были в полный рост отсроены макет караблей с точным расположением по фарватеру на основе данных воздушной разведки
Re: 1942 год операция "Ejsstoss" Статья Морозова http://brummel.borda.ru/?1-10-0-00000055-000-0-0-1197153683
Операция начата в ночь с 4-е на 5-е апреля 1942 года. В операции были задействованы части I. Fliegerkoprs самолеты из St.G 1, KG 1 und KG 4. Операция проходила в несколько этапов в течении месяца, в этот период были повреждены или выведены из строя: линкор "Октябрьская революция", крейсера "Максим Горький", "Киров" и "Петропаловск" и эсминцы "Сильный" и "Грозящий".
Всё-таки будет правильно "Eisstoß"-04.04.42 Erfolglose Bombardierung der baltischen Flotte in Kronstadt und Leningrad... Интересная деталь(см.дату операции): http://www.german-navy.de/kriegsmarine/ships/heavycruiser/lutzow/operations.html Из книги "Naval strategy and operations in narrow seas".Автор:Milan N.Vego.: "Первый воздушный флот получил заказ на 26 февраля подготовить атаку, направленную на уничтожение всех остальных советских судов в Финском заливе (1 линейный корабль, два тяжелых крейсера, 1 минный крейсер). Планом предусматривается также поддержка со стороны осадной артиллерии 18-го армейского корпуса. Операция, проведенная I-авиационным корпусом,началась 4 апреля, когда 95 Ju-87s/-88s атаковали корабли,в то время как 37 He-111а подавляли советскую ПВО. Защита обеспечивается около 60 Me-109s.Немцы провели еще одну атаку с 31 He-111s, в ночь с 4-5 апреля. В результате этих нападений тяжелые повреждения получили: 1 линкор, 4 крейсера и 1 эсминец, а один минный крейсер, 1 эсминец, и один учебный корабль получили лёгкие повреждения".
В немецком эсцет "ß" приравнивается к двум буквам "ss". ... Не уверен в точности всех данных по ссылке.
http://brummel.borda.ru/?1-10-0-00000055-000-0-0-1197153683 Дело в том, что по существовавшим тогда правилам донесение «Редутов» нуждалось в подтверждении постами ВНОС. 2-я мировая война основанная на уставах первой... Столь низкой точности при бомбардировке крупных неподвижных целей асы Люфтваффе ранее никогда не демонстрировали. Возможно дело в усталости. До 4-х вылетов в день на протяжении месяцев. Пришлось поднимать авиацию, базировавшуюся на более отдаленные аэродромы, например истребители Балтфлота с аэродрома Бычье Поле (о. Котлин). На принятие решения ушло время, в результате чего взлет состоялся только в 19.15, т.е. через 20 минут после объявления воздушной тревоги. То есть у нас не было заранее отработанного плана отражения налета при условии что аэродромы самого Ленинграда блокированы. Плохо. Поскольку «Айсштосс» был запрещен самим фюрером, новая операция получила название «Гётц фон Берлихинген» Дисциплинка... Если запретили операцию то надо поменять название и можно делать именно то, что было запрещено. Таким образом, немецкие штабисты были в курсе всех наших мероприятий, но на доведение информации до исполнителей ушло бы слишком много времени и командование авиакорпуса, интерес которого к операции угасал с каждым новым налетом, не стало утруждать себя подобными мелочами. В результате чего лётчики были уверены что атакуют "Киров", хотя вместо него уже стояло судно "Свирь". Которое и получило бомбу. С 28 мая до 14 июня по данным нашей ПВО немцы произвели с этой целью 316 вылетов и выставили 370 донных мин при собственных потерях в 50 машин. Постановка мин вызвала больше потерь чем прямые атаки на флот! Война против России требует совершенно других людских и сырьевых ресурсов, а главное готовности жертвовать ими зачастую и без каких-либо ощутимых результатов. Согласен. В ссылке нет ни одной картинки. У меня одного или у всех?
Какой-то глюк на Саламине, видимо. В свое время украл домой, есть с картинками в ворде. http://rapidshare.com/files/408305108/Eisstoss.rar Потери 50 самолетов при минных постановках в 50 машин несомненно многократно завышены - вполне вероятно, что раз в 10. Что касается ущерба советской стороне, то список был на самом деле небольшим и большая часть кораблей, которые немцы именуют тяжелоповрежденными и выведенными из строя, на самом деле были посечены осколками и боеготовности не потеряли. Кроме СВИРИ, не потопили вообще ничего, даже захудалого буксира или баржи. В КИРОВ 4.4.42 попала одна бомба, в плавдок №508 тоже. Осколками повреждены ЛК ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КРЛ МАКСИМ ГОРЬКИЙ, ЭМ СТОЙКИЙ, СВИРЕПЫЙ, ПЛ М-79, П-2 и -3, 200-тонный плавкран. 24.4.42 опять попадания в КИРОВ, осколками бомб и снарядов повреждены МАКСИМ ГОРЬКИЙ, ГРОЗЯЩИЙ, СИЛЬНЫЙ, тральщики №30 и 301, МО-101, 202, 302, 404, 408, ВТ-510 ВАХУР (последний тяжело).
Провалом операции послужило также Использование бомб калибра 1т и выше что существенно снизило загрузку и % возможных попаданий. Использование взрывателей с замедлителем, что исключило взрывы бомб при ударе о лед вблизи кораблей. И бомбы сбрасывались с больших высот, чтобы самолетам не входить в зону огня ПВО С подавлением наших ПВО остаются вопросы Почему береговая артилерия не подавила зенитные батареи? 240 пролетов самолетов разведчиков могли дать точные кординаты целей
Нужно уточнить с какой максимально возможной высоты можно ставить минные заграждения. Бомбы можно сыпать вне зоны досягаемости ПВО?
Немецкие батареи долго вести огонь не могли из-за большого количества советских батарей, ведущих с ними борьбу. Это накладывало большие ограничение на подавление ПВО таким образом. Мины можно было сбрасывать с парашютом с высоты 7 км. Можете представить точность этого сброса? + такой сброс однозначно маскировал место сброса и по сути дела в таком месте, как ЛЕнинград-Кронштадт, где полно наблюдателей, делал постановку бесполезной. Беспарашютные мины ставились с высоты до 2 км. Были там какие-то хитрые способы торможения, чтобы ставить без парашюта с тех же 7 км, но сомневаюсь, что они были распространены. Вообще минные постановки лучше изучать не по советским источникам. Нередко немецкие бомбы не взрывались - с советской точки зрения такое бомбометание сразу записывалось в минирование.
Мины можно ставить ночью, с бреющего. Точность вполне достаточная, а над водой ночью не собьют. Я так понял в данном случае мы имеем список ошибок с ОБЕИХ сторон. Мы: - не было системы быстрого подъема в воздух всех сразу истребителей ПВО - не доверяли радарам, ждали визуального подтверждения - не было плана на случай если аэродромы Лениграда блокированы Немцы: - неверный выбор боеприпасов - не пытались подавить радары, хотя опыт РЭБ у них был - привлекли мало сил (хотя а где их взять?) - недоведение последних данных разведки до лётчиков И вообще такое ощущение что читаешь не про Люфтваффе. Не вижу напора, точности попаданий, уничтожения всего и вся как это было во Франции, Дюнкерке, Крите. Прилетели, побросали бомбы направо и налево, "перепутали" многоэтажки с кораблями и улетели. По координатам на расстоянии 20 км стрелять толку мало. Аэродромы подавили, и то спасибо. И пара случайных попаданий в зенитки была. Нужна корректировка огня, а как её осуществлять если цель невидима?
Цель (не конкретно взятая зенитная батарея) а район морского порта сосредоточения судов просматривалась с наблюдательного поста в Петергофе - храм Петра и Павла, с него как на ладони видно Кронштадт, Ораниенбаумский плацдарм, Васильевский остров. Это только в школе нас водили по Петергофу "смотрите что немцы вытворяли с нашими пямятниками", а ведь это мы утюжили 180 калибром большой каскад, дворец Марли с собором Так что коректировка артилерии была просто замечательной. Другое дело, да, подавляли огонь с плацдарма
насколько я понял ваш пост НЕ просматривалась, т.к. верхушку храма мы расколашматили вместе с сидевшими там немецкими артиллерийскими наблюдателями. И скорее всего еще в 41 году. Ну и контр-батареи слово сказали.
Нет, в посте я не ошибся. Высота собора 60метров, без центрального купола высоты было достаточно. Вот фото со смотровой площадки. До крестов еще метров 15