Операция "Crossroad"

Тема у розділі 'Різне військово-тематичне', створена користувачем Freser, 5 жов 2008.

  1. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    После применения атомных бомб против Японии сложилось мнение что теперь самолёты с ядерными бомбами на борту
    способны уничтожить любые армии, флот, стирать с земли целые города противника. Так как воздействие морских ядерных
    взрывов было неизвестно,ВМФ США решили в 1946г провести эксперимент - испытать действие бомб по кораблям всех
    классов. Местом испытаний выбрали атолл Бикини (Маршаловы острова). Операции было присвоено кодовое название
    "Crossroad" (перекрёсток).
    В испытания участвовали 242 корабля организованные в три группы(1- цели, 2-вспомогательные,3- корабли поддержки).
    42000 человек 156 самолётов, десятки тысяч тонн оборудования, боеприпасов. Присутствовали наблюдатели от Конгресса
    США и из других стран (включая СССР), а также журналисты.
    Корабли отбирались различных классов, водоизмещения,возраста,конструкции корпуса(сварные,клёпанные), были
    подгатовлены как к участию в боевых действиях,на них было загружено топливо,боеприпасы, на авианосцы самолёты,
    также было загружено различное оборудование и техника.Для испытаний воздействия взрывов на живую силу
    использовались 4000 животных.
    У эксперимента также было много противников (общая цена всех кораблей использовавшихся как цели составляла 450 млн
    долларов), и вместо того чтобы испытывать на них бомбы предлагалось наиболее старые и повреждённые сдать на слом
    (цена металлолома 100 млн долларов), а на эти деньги построить несколько современных кораблей, а наиболее
    прославленные американские корабли установить в качестве мемориалов. Защитники животных также выступали против
    эксперимента, они предлагали вместо животных использовать немецких и японских военнопленных приговорённых к казни.
    Корабли-цели были собраны на Бикини в период между маем и июнем 1946г. Все они были пронумерованы и раставлены на
    определённом растоянии от эпицентра взрыва. Группа целей состояла из 77 боевых и вспомогательных кораблей, в число
    которых входили:
    -5 линкоров американские "Арканзас","Нью-Йорк","Невада","Пенсильвания",японский линкор "Нагато".
    -2 авианосца "Саратога","Индепендес".
    -4 крейсера немецкий "Принц Ойген",японский "Сакава", американские "Солт Лэйк Сити","Пенсакола".
    -14 миноносцев.
    -8 подводных лодок
    -19 военных транспортов
    -22 десантных корабля
    -2 танкера.
    -1 железобетонный плавучий док.
    -танки,артиллерийские орудия,бронемашины,самолёты различных типов, военное имущество.
    Первый этап операция "Эйбл" (взрыв над поверхностью моря).
    1 июля 1946г в 3ч 45мин с авиабазы на острове Кваджелейн взлетел бомбардировщик В-29"Мечта Давида" с ядерной бомбой
    "Джильда"мощностью 23кт.Точкой прицеливания был выбран линкор "Невада".Бомба сбрасывалась с высоты 9000м,через
    некоторое время раскрывался парашют, от момента сброса до взрыва прошло около трёх минут.В результате бомба
    отклонилась от цели на 500-600м и взорвалась недалеко от носовой части транспорта "Gilliam". При взрыве сильная
    вспышка осветила весь район на расстоянии нескольких десятков километров от эпицентра. Образовавшийся при взрыве
    огненный шар поднимался со скоростью 90м/с, а его максимальный диаметр был около 500м.Радиактивное облако через 50
    мин после взрыва поднялось на высоту 12000м, после чего началось рассеиваться. Диаметр облака достигал 4000-5000м.
    Результаты эксперимента:
    Затонувшие.
    Эсминец "Лэмптон"находившийся в 480м от эпицентра взрыва, получил тяжелые повреждения корпуса и палубных надстроек
    и затонул в первые минуты после взрыва.
    Два транспорта"Карлайл", "Gillian" (постройки 1944г.водоизмещением 6.800т), находившиеся на расстоянии 500-550м от
    эпицентра, затонули в первую минуту после взрыва.
    Эсминец "Андерсон" находившийся на расстоянии 850м от эпицентра,перевернулся и затонул через 6ч.
    Крейсер "Сакава"(водоизмещение 6652т, введён в строй в 1944г) находившийся в момент взрыва в 500м от эпицентра,
    получил сильные повреждения кормовой части и палубных надстроек. Через пробоины вода проникла внутрь
    корабля,крейсер накренился на левый борт и затонул через 25(по другим данным через 18.5ч) после взрыва.
    Получили сильные повреждения:
    Авианосец "Индепенденс"(постройки 1943г,водоизмещение 11.000т), находившийся на расстоянии 800м от
    эпицентра.Сильно вмята обшивка левого борта вместе со шпангоутами,взлётная палуба полностью разрушена, отдельные
    части палубы приподняты на 4-5м.Сильно повреждена ангарная палуба,всё оборудование на ней разрушено.Самолёты
    находившиеся на палубе уничтожены. В подводной части авианосец не получил заметных повреждений.
    Подводная лодка (постройки 1943г, водоизмещение в надводном положении 1.525т), находившаяся на расстоянии 450м от
    эпицентра надводном положении получила сильное повреждение рубки и непрочного корпуса, прочный корпус и
    оборудование лодки практически не пострадали.
    Линкор "Арканзас"(постройки 1912г,водоизмещение 26.100т) находившийся на расстоянии 580-800м от эпицентра, получил
    сильные вмятины кормовых надстроек.Мостики корабля были разрушены,дымовая труба снесена, верхняя часть фок-мачты
    повреждена и наклонена.Взрывная волна через открытые люки проникла под вторую палубу, вызвав там значительные
    разрушения.Проникнув через дымоходы, ударная волна повредила котлы. Сильные повреждения получили боевая техника и
    вооружение находившиеся на палубе.
    Линкор "Невада"(постройки 1916г, водоизмещение 29000т)находившийся на расстоянии 500-600м от эпицентра получил
    сильные повреждения палубных надстроек,труба была повреждена и наклонена, сорвана верхняя часть грот-мачты.Наружная
    обшивка получила вмятины.Верхняя палуба на корме была пробита(пробоина размером 5-6м), в других местах палуба имела
    сильные вмятины.Котлы были разрушены.
    Крейсер "Солт-Лейк-Сити"(постройки 1929г,водоизмещение 9100т), находившийся на расстоянии 480м от
    эпицентра,получил тяжёлые повреждения надводной части корпуса и палубных надстроек. Дымовые трубы были сильно
    деформированы.Обшивка корпуса имела вмятины. Верхняя палуба получила общий прогиб глубиной до 120мм,имела
    трещины.Серьёзно были повреждены котлы.Палубный самолёт был сорван с катапульты, разбит и выброшен за борт.
    Другие корабли находившиеся на расстоянии 900-1000м от эпицентра, получили повреждения
    палуб,переборок,дверей,надстроек,дымовых труб,мачт,лёгких артиллерийских установок.Корпуса кораблей и башни
    главного калибра не получили тяжёлых повреждений.Часть повреждений была вызвана возникшими пожарами.
    Корабли на растоянии от 1000 до 2000м от эпицентра получили средние и лёгкие повреждения. На авианосце "Саратога"
    находившимся на расстоянии 2100м от эпицентра при наружном осмотре не было обнаружено видимых повреждений. У
    немецкого крейсера "Принц Ойген" со сварным корпусом расстояние 1700м от эпицентра были разрушены мачты, имелись
    вмятины в надстройках,была повреждена часть мебели во внутренних помещениях.
    Боевая техника,вооружение,имущество находившиеся на кораблях в результате воздействия ударной волны получили
    повреждения различных степеней.
    Пожары возникли на 19 кораблях.Горело главным образом деревянные настилы палуб и другое деревянное оборудование и
    различное военное имущество размещённое на палубах.Пожары вызвали дополнительные разрушения и повреждения.На
    расстоянии 500-800м от центра взрыва краска кораблей и другой техники обгорела и потемнела.
    Выводы:
    При оценке воздействия светового излучения на корабли (возникновения пожаров) следует иметь в виду, что на палубах
    находилось очень постороннего оборудования и различных предметов, которые оказались более уязвимыми при воздействии
    светового излучения и поэтому часто являлись очагами пожаров. При наличии только табельного оборудования пожары на
    многих кораблях могли бы не возникнуть.
    На кораблях-мишенях борьба с пожарами не велась. В результате этого значительная часть оборудования кораблей, а
    также размещённой на кораблях боевой техники, вооружения и военного имущества была повреждена и разрушена пожарами.
    На боевых кораблях, где всегда будет организованна немедленная борьба с пожарами, повреждения от пожаров будут
    значительно меньшими.
    Данные о результатах поражающего действия атомной бомбы при взрыве в Бикини показывают, что при воэдушном взрыве
    корабли,боевая техника и вооружение в зависимости от расстояния до эпицентра взрыва могут получить повреждения
    различных степеней и что повреждения кораблей являются главным образом следствием воздействия ударной волны.
    Корабли, находящиеся на расстоянии до 700-800м от эпицентра, могут получить тяжёлые повреждения или затонуть. На
    расстоянии 900-1400м корабли могут иметь средние повреждения. Лёгкие повреждения могут получить корабли находящиеся
    на расстоянии до 1800м от эпицентра.Надстройки кораблей могут быть разрушены или сильно повреждены на расстоянии до
    1100м от места взрыва.
    На испытаниях в Бикини танки и тяжелые артиллерийские установки при воздушном взрыве атомной бомбы на расстоянии
    более 500м от места взрыва не получили существенных повреждений.
    На фото:
    1-Место проведения эксперимента.
    2-Козы подготовленные к эксперименту.
    3.4-Взрыв
    5-Авианосец "Индепендос" после взрыва.
     

    Images:

    fig2-1[1].jpg
    fig2-7[1].jpg
    fig2-10[1].jpg
    fig2-11[1].jpg
    Американский авианосец CVA-22 «Independence», получивший повреждения после испытаний ядерного за.jpg
    5 користувачам це сподобалось.
  2. Цікаві лоти

    1. сост.на фото
      220 грн.
    2. сост.на фото
      200 грн.
    3. сост.на фото
      200 грн.
    4. укрпочта + 50 грн обратка по запросу
      200 грн.
    5. сост.на фото
      200 грн.
  3. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Ответ: Операция "Crossroad"

    1-Крейсер "Сакава"
    2-Крейсер "Пенсакола"
    3-Линкор "Невада"
    4-Линкор "Нагато"
    5-Подводная лодка
     

    Images:

    fig3-15[1].jpg
    456758.jpg
    Линкор невада.jpg
    Линкор Нагато.jpg
    USS Skate (SS-305).jpg
    3 користувачам це сподобалось.
  4. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Ответ: Операция "Crossroad"

    Второй этап операция "Бэйкер"(подводный взрыв)
    25 июля 1946г была проведена вторая часть эксперимента, бомбу "Джильда-2" поместили в водолазный колокол
    изготовленный из боевой рубки подводной лодки,колокол был подвешан к днищу десантной баржи LSM-60 и опущен на
    глубину 27.5м.
    Огромный столб воды поднятый взрывом имел вид полого цилиндра с вертикальными стенками.Максимальная высота подъема
    столба составила 2400м,наибольший диаметр столба достигал 600м,толщина его стенок-90м. В момент максимального
    подъема столб содержал до миллиона тонн воды. Газы взрыва, прорвавшись через полый столб образовали над верхней
    частью столба облако, которое быстро увеличилось и достигло в диаметре 6-7км.
    Через 10-12 секунд началось падение поднятых столбом масс воды. Процесс падения сопровождался образованием у
    основания столба волны, которая распростронялась в стороны с начальной скоростью 30м/с(через несколько минут
    скорость упала до 3м/с). Максимальная высота волны, состоявшей из мелких капель воды, не превышала 1000м. На
    расстоянии 305 метров от эпицентра высота волны была около 30м, на расстоянии 610м-14м,на1830м-4.9м.
    На морском дне,состоявшем из рыхлых осадочных пород и ила, после подводного взрыва образовалась воронка диаметром
    900м и глубиной 9.8м.
    Линкор "Арканзас" подводные лодки "Apogon","Pilotfish","Skipjack" и вспомогательные суда YO-160 и ARDC-13 затонули
    почти сразу позле взрыва. При обследовании линкора "Арканзас" было установлено что корабль при взрыве получил
    множественные сквозные пробоины по всей длинне подводной части корпуса.
    Линкор "Нагато" находившийся в 650м от эпицентра, получил сильные повреждения в подводной части. В результате
    проникновения воды через пробоины линкор стал сильно крениться и через 5 дней перевернулся и затонул.
    Авианосец "Саратога", находившийся на расстоянии 450м от эпицентра получил сильные повреждения и от проникшей через
    пробоины воды получил дифферент на корму и сильный крен на правый борт. Верхняя часть дымовой трубы была сорвана и
    валялась на палубе.Самолётоподъемник получил перекос и был вдавлен вниз.
    Крен и дифферент продолжали увеличиваться, и через 6 часов после взрыва было решено отбуксировать авианосец к
    берегу, но высокий уровень радиации не позволил к нему приблизиться.Ещё через час "Саратога"сильно накренился и
    стал быстро погружаться, увеличивая дифферент на корму. Вскоре корма полностью погрузилась, а нос поднялся вверх.
    Через 7ч30мин авианосец затонул.
    Крейсер "Принц Ойген"находившийся в 1400м от эпицентра получил лёгкие повреждения,был отбуксирован в район атолла Кваджилейн" полученные повреждения привели к тому что в районе кормы крейсер набрал воды и сильно накренился. Радиактивное заражение не позволило высадить на борт спасательные команды, и крейсер был отбуксирован на риф Энуби, где перевернулся и затонул.
    Большинство кораблей после взрыва остались на плаву.Линкор"Нью-Йорк" находившийся в 800 м от эпицентра имел крен 2-3 градуса на правый борт и дифферент на корму. Самолёт остался на палубе, но был сорван с катапульты.
    Крейсер находившийся на расстоянии 900м от эпицентра получил небольшой крен на правый борт и дифферент на корму.
    Авианосец "Индепендес" расстояние 1100м от эпицентра имел крен на правый борт 8-10 градусов.
    Выводы:
    В зоне радиусом 300-500м, как правило будут потоплены корабли всех классов.
    Взоне радиусом до 800м корабли могут быть потоплены или получат сильные повреждения.
    В зоне радиусом более 800м корабли могут получить различные повреждения.
    Подводные лодки могут быть потоплены в зоне радиусом до 800м.
    Наиболее сильные повреждения при подводном взрыве получат подводные части корпусов кораблей. Котлы и судовые машины могут иметь повреждения:сильные-до 700м от эпицентра, средние-800-850м, лёгкие- до 1000м.
     
    3 користувачам це сподобалось.
  5. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Ответ: Операция "Crossroad"

    Взрыв "Бейкер"
     

    Images:

    Вторая бомба (3).jpg
    nuke16[1].jpg
    Вторая бомба.jpg
    2 користувачам це сподобалось.
  6. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Ответ: Операция "Crossroad"

    Схема расположения кораблей в операции "Crossroad". Первый рисунок "'Эйбл" второй "Бейкер". Чёрным отмечены затонувшие
    (1) DD Anderson(2) SS Apogon(3) BB Arkansas(4) APA Carlisle(5) APA Gilliam(6) DD Lamson(7) BB Nagato(8) SS Pilotfish(9) CL Sakawa(10) CV Saratoga (11) ARDC-13(12) YO-160(13) LCT-1114(14) APA Banner(15) APA Barrow(16) APA Bracken(17) APA Briscoe(18) APA Brule(19) APA Butte(20) APA Carteret
    (21) APA Catron(22) APA Crittenden(23) APA Dawson(24) SS Dentuda(25) APA Fallon(26) APA Gasconade(27) DD Holmes(28) CVL Independence(29) DD Mayrant(30) DD Mustin(31) BB New York(32) BB Nevada(33) SS Parche(34) BB Pennsylvania(35) CA Pensacola(36) IX Prinz Eugen(37) DD Rhind(38) CA Salt Lake City(39) SS Searaven(40) SS Skate(41) SS Skipjack(42) DD Stack(43) DD Talbot(44) DD Trippe(45) SS Tuna(46) DD Wainwright(47) DD Wilson(48) LCM-1(49) LST-52(50) LSM-60(51) YOG-83(52) LST-133(53) LCT-327(54) LCT-332(55) LCT-674(56) LCT-816(57) LCT-818
     

    Images:

    fig2-3[1].jpg
    fig2-4.jpg
    2 користувачам це сподобалось.
  7. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    1 людині також подобається це.
  8. RedkyZhuk

    RedkyZhuk Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    4.713
    Адреса:
    Москва
    Ответ: Операция "Crossroad"

     
  9. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Вспомню старую тему:)
    Общий вид после взрыва "Эйбл"
     

    Images:

    35353.jpg
    4 користувачам це сподобалось.
  10. RedkyZhuk

    RedkyZhuk Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    4.713
    Адреса:
    Москва
    Фрезер жив, Фрезер будет жить. Когдато - уже давно мы с Фрезером договорились. Он описывает Кроссроуд - я описываю ... не помню , шахту лифта.
    Иван, как порядочный поднял тему. Я как порядочный не стал мочиться в шахту лифта. Со всеми нюансами, кораблями и кораблекрушениями.

    Пост дурной, но мне и за один раз не выразить своего уважения к Фрезеру и другим камрадам, которые реально историю поднимают.
     
  11. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Если интересно могу продолжить. Я по Перекрёстку тогда много нарыл, но решил краткий вариант выложить. Был бы писателем, книгу бы написал:D:D:D
     
  12. von Goltz

    von Goltz Moderator

    Повідомлення:
    36.371
    Адреса:
    Festungskommandantur Libau
    Винт от Prinz Eugen мемориал ВМФ в Лабо Германия (Marine-Ehrenmal, Laboe)...
    Винт поднят со корабля в 1978 году...
    Интересно фонит он или нет....:)

    Freser - Данке большой за проделанную работу;)
     

    Images:

    800px-Propeller_Prinz_Eugen.jpg
    1 людині також подобається це.
  13. Giraffe

    Giraffe Oberschütze

    Повідомлення:
    35
    Адреса:
    Киев
    Спасибо за интересный материал. Как там с несчастными животными на борту? С эпицентром понятно, а какие выводы о влиянии на живую силу в радиусе от 800м. сделали пиндосы тогда?
     
  14. BOBROK

    BOBROK Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    451
    Адреса:
    осколок Империи
    Защитники животных также выступали против
    эксперимента, они предлагали вместо животных использовать немецких и японских военнопленных приговорённых к казни.
    "Гуманисты" блин!!! Представленные материалы очень интересны.Оказывается на расстоянии 2000м. не так все и плохо!
     
  15. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Попадался отчёт о влиянии радиации, но было лень переводить. Интересовало только то что с кораблями связано, но если интересно переведу (если найду в своей помойке:), столько времени прошло)
     
    1 людині також подобається це.
  16. Giraffe

    Giraffe Oberschütze

    Повідомлення:
    35
    Адреса:
    Киев
    Если на английском, то можно не переводить (для меня, по крайней мере) - буду рад почитать в оригинале.
     
  17. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    1 людині також подобається це.
  18. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    О животных:
    Было использовано 57 морских свинок, 109 мышей, 146 свиней,176 коз, около 3000 белых крыс. Животные были размещены в помещениях и на боевых постах которые занимают люди.
    При воздушном взрыве (Эйбл) 10% были убиты самим взрывом,15% умерли от радиации непосредственно после взрыва,10% умерло позже.
    На линкоре "Невада" находившимся на растоянии 500-600 м от эпицентра коза находившаяся на палубе умерла через два дня после взрыва, коза находившаяся внури орудийной башни умерла через четыре дня. Если бы линкор был полностью укомплектован экипажем в живых бы не осталось никого.
     
    3 користувачам це сподобалось.
  19. RedkyZhuk

    RedkyZhuk Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    4.713
    Адреса:
    Москва
    Была издана в СССР книга переводная, где-то в пятидесятых годах - очень подробно про Кроссроудс и с кучей фоток. Тираж конечно маленький, но в семье она была. Пропала. Куда не знаю. Очень жаль.
    После войны вообще как-то много чего было издано. Спокойно печатали мемуары Гудериана, Меллентина и прочих врагов. Вот в шестидесятые-семидесятые все засушило. Сидели без книг.
     
  20. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Я вот не пойму, зачем на "Неваде" надо было животных размещать? Ведь линкор был выбран точкой прицеливания и по идеи бомба должна была над ним разорваться, но её ветром отнесло.
     
  21. Giraffe

    Giraffe Oberschütze

    Повідомлення:
    35
    Адреса:
    Киев
    Вряд ли япошки тогда позволили у себя исследования проводить. А так - оценка вероятности выжить в эпицентре (с учетом "флотской" специфики), изучение поражающего действия и исследование возможности хоть как-то защитить личный состав. Доп. исследования, так сказать. Это сейчас мы знаем - "накрыться простыней и ползти на кладбище", а тогда не знали.
    Кстати, американские (возможно не только американские) организации, разрабатывающие индивидуальные средства защиты и бронетехнику, до сих пор используют животных (пример - свиньи в бронежилетах сидят в БМП, обстреливаемом из ПТУРС).
     
  22. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Я к тому что бомба должна была взорваться прямо над "Невадой" и корабль по идеи должен сразу потонуть, так зачем там животные?
     
  23. Giraffe

    Giraffe Oberschütze

    Повідомлення:
    35
    Адреса:
    Киев
    Я понимаю, что эпицентр должен был прийтись прямо на корабль. Но ведь его всё равно исследовали, даже под водой? Вариант - изучение возможности спасти после взрыва хоть кого-то.
    Или, конечно, просто некоторая "твердолобость" командования и исполнителей - "копать отсюда и до обеда".
    Если попробовать стать на место "организаторов": задача - всестороннее исследование последствий ЯВ над водой, в том числе, влияние на флот; средства - "подопытные" корабли и животные; метод - произведение ЯВ над полигоном с подопытными. Естественно, мало кто будет думать о целесообразности размещения животных на том или ином корабле - ресурсов хватает и ладно.
    Без претензий на истину в последней инстанции, конечно.)
     
  24. RedkyZhuk

    RedkyZhuk Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    4.713
    Адреса:
    Москва
    Не забывайте что все это было в первый раз. Даже ученые в то время еще толком не вычислили последствий.

    И вообще - пейте водку. Нихрена лучевую болезнь не получите.
     
  25. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    1. Слева от взрыва авианосец "Саратога"
    2.Конец авианосца "Саратога"
     

    Images:

    3242323.JPG
    654646.JPG
    2 користувачам це сподобалось.
  26. RedkyZhuk

    RedkyZhuk Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    4.713
    Адреса:
    Москва
    Сарагосу жалко.