Оккупация

Тема у розділі 'Радянський Союз', створена користувачем командор, 30 лип 2005.

  1. командор

    командор Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    3.454
    Адреса:
    Рашистская Федерация
    Читая литературу по ВМВ и Третьему рейху, пытаюсь понять, была ли какая была система оккупационных учреждений немцев в СССР? Более-менее понятна благодаря Казету сеть учрежедений РСХА, ну а кто знает, как организованы были комендатуры, кому они подчинялись, какие задачи выполняли, как действовала ГФП, местная полиция, вообще все немецкие учреждения на оккупированной советской территории. Думаю, что наша система комендатур в Германии была толковее и понятнее. Подскажите литературу по теме, пожалуйста.
     
  2. Цікаві лоти

    1. Продаю з колекції набір степлер BUKAMA Lipsia з пачкою скобок BUKAMA часів 3 рейха. Подібний степлер...
      1475 грн.
    2. Дуже класний німецький ніж від відомого виробника Robert Klaas. Стан - мінт! Решта - на фото.
      1800 грн.
    3. Лампа керосинова старовинна виробництва Франціі Ціла.
      750 грн.
    4. Штатная бензиновая зажигалка Gebrüder Köllisch (GK) времен Второй мировой войны использовавшаяся во...
      500 грн.
    5. Готовальня старовинна виробництва Франціі
      350 грн.
  3. KaZet

    KaZet Obergefreiter

    Повідомлення:
    759
    Адреса:
    Москва
    Бардак был, на мой взгляд, невероятный. В тыловой зоне групп армий оккупационные органы подчинялись командующему тыла, а на местах создавались полевые (фельдкомендартур) и главные полевые комендатуры (оберфельдкомендатур) – о работе органов вермахта см. книгу Мюллер Ноберт. Вермахт и оккупация (ее текст есть в Интере на одном из сайтов). Дальше (т.е. уже в тылу) все значительно хуже. Теоретически высшей властью являлось Имперское министерство восточных оккупированных территорий Розенберга, а ему подчинялись рейхскомиссариаты, делившиеся в свою очередь на генеральные комиссариаты, а те – на областные комиссариаты. Фактически на оккупированной территории СССР были созданы лишь рейхскомиссариаты «Остланд» и «Украина». Аппараты рейхскомиссариатов «Кавказ», «Москва» и «Туркестан» были сформированы в 1941, однако к работе приступили лишь некоторые административные органы на Кавказе и в Центральной России. Однако при этом ряд рейхскомиссаров стали вскоре решать вопросы через голову Розенберга, в чем, естественно, были поддержаны Борманом, а к концу войны фактически вышли из его подчинения (не помню – по-моему даже было принято соответствующее решение). Еще более осложняло структуру положение СС – т.е. высших руководителей СС и полиции (на юге России был даже верховный руководитель СС и полиции). Они изначально даже и не собирались подчиняться рейхскомиссарам, а вели собственную политику. – Вот как коротко обстояло дело, хотя этим запутанность не исчерпывается (что у нас была в Германии более логично построенная система - факт)
     
  4. командор

    командор Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    3.454
    Адреса:
    Рашистская Федерация
    Большое спасибо, а как называется книга Ноберта?
     
  5. KaZet

    KaZet Obergefreiter

    Повідомлення:
    759
    Адреса:
    Москва
  6. командор

    командор Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    3.454
    Адреса:
    Рашистская Федерация
    Ещё раз спасибо.
     
  7. Ekkert

    Ekkert Schütze

    Повідомлення:
    77
    Адреса:
    Санкт-Петербург
    По поводу немецких органов управления.
    "17 июля 1941 г. Гитлер издал приказ о гражданском управлении во вновь окупированных восточных областях. Гражданские власти в этих областях подчинялись рейхсминистру по делам окупированных восточных областей. Рейхсминистром был назначен Розенберг. Вся полнота военной и административной власти оставалась за коммандующими вермахта, подчинявшихся нач. штаба ОКВ - Кейтелю. Командующие войсками обязаны были помогать рейхскомиссарам в решении административных и политических задач. В области гражданского управления осуществление требований вермахта возлагалось на рейхскомиссаров. По всем другим вопросам рейхскомиссары подчинялись рейхсминистру. Специальным указом Гитлера в тот же день полицейская охрана вновь окупированных восточных областей возлагалась на рейхсфюрера СС Гимлера."
    ("Преступные цели - преступные средства. Документы об окупационной политике фашисткой Германии на территории СССР 1941-1944 гг." М., 1963)
    Первоначально создавались 4 рейхскомиссариата: Прибалтика, Украина, Россия, Кавказ.
     
  8. St.Alker

    St.Alker Schütze

    Повідомлення:
    350
    Адреса:
    Москва, Россия
    Ну здесь все слишком упрощено, описано как должно быть. Вообще в советских "исследованиях" для популярной публики не описывалась борьба компетенций и бардак власти в Рейхе. Наверное это не вязалось с образом коварного и целеустремленного в своей жестокости врага, да и с традиционным немецким порядком не увязывалось. КаЗет подробно описал как оно было в верхах, в низах вообще наверное был кошмар на уровне бургомистров, которые подчинены были получаеться всем сразу, а на деле по системе "протеже" и силы власти определенной личности в регионе, где-то СС перевесило, где-то гауляйтеры и т.д.
    Рейхскомиссариаты неправильно написал, у КаЗета они перечислены.
     
  9. Ekkert

    Ekkert Schütze

    Повідомлення:
    77
    Адреса:
    Санкт-Петербург
    "Неправильно" в смысле названий? Обратите внимание - у меня они написаны БЕЗ ковычек - я лишь перечислил территории, находившиеся в ведении 4-х комиссариатов.

    "Розенберг назначен рейхсминистром по делам окупированных областей. Ему подчинены четыре рейхскомиссара. Лозе - в Прибалтике, Каше - в России, Кох - на Украине, Шикеданц - на Кавказе"
    (Гальдер Ф. "Военный дневник" запись от 17.07.1941)

    О том как было на самом деле нужно читать мемуары очевидцев. КаЗет – это, конечно, хорошо, но он не первоисточник. Ссылки??? Тем более автор ветки просил подсказать литературу.

    "С Гимлером достигнута договоренность о том, в каких случаях полиция должна руководствоваться указаниям из Германии, а в каких - распоряжениями Розенберга"
    (Гальдер Ф. Указ. соч., запись от 17.07.1941)

    Подобные устные договоренности, безусловно, не способствовали порядку и определенности в разграничении полномочий.

    Да, Гитлер увлекался дублированием функций несколькими гос. учреждениями сразу. Многие историки считают следствием этого неэффективность власти в 3-м Рейхе в целом. Но отмечаются 2 момента: 1. «Борьбой компетенций» он достигал конкуренции разных органов власти именно с целью повышения их эффективности (другой вопрос чего от этой конкуренции было больше – вреда или пользы) 2. Попутно снижалось влияние каждого из учреждений и лиц, которые его возглавляли, что вообще было принципом политики Гитлера, который действовал по правилу «разделяй и властвуй».
    По поводу организации власти в 3-м Рейхе в целом могу порекомендовать книгу Мартина Бросцата «Закат тысячелетнего Рейха». Правда про оккупационную власть там мало написано, но зато дается картина вышеуказанных «внутривластных» проблем.

    Воспетый многими «немецкий порядок» больше является стереотипом. Такие же стереотипы были у немцев в отношении русских. Они широко известны – достаточно прочитать мемуары немецких генералов.
     
  10. KaZet

    KaZet Obergefreiter

    Повідомлення:
    759
    Адреса:
    Москва
    Просто было такое направление объединять Белоруссию с Прибалтикой (они составляли единый рейхскомиссариат).

    Я и не претендую на первоисточник. Публикаций документов по управлению оккупированными территориями довольно много – приходишь в Ленинку, открываешь каталог на соответствующий раздел, пропускаешь издания на русском языке – и начинаешь искать. Например в 1954 г. в Германии вышли мемуары Отто Бройтигама (он занимал довольно высокий пост в Розенберговском министерстве): «Взгляд (или обзор) на оккупированные территории во время Второй мировой войны». Отечественные же публикации делают упор не на структуре оккупационных органов, а на их конкретной деятельности (в т.ч. и упомянутый Вами сборник), зарубежные же работы чаще всего рассматривают узкий аспект – либо министерство оккупированных территорий, либо СС, но чтобы все во взаимосвязи я пока не встречал (хотя возможно такие работы и есть).
    Недавно вышла книга Крысина «Прибалтика между Гитлером и Сталиным» - там в т.ч. рассматривается структура оккупационных органов в этом регионе.

    Бросцат - неимоверно интересная книга, основанная на очень большом материале - хотя она тоже не пероисточник :) а очень серьезное исследование. Кстати "Закат тысячелетнего Рейха" - это второй том его работы, первый вышел под заголовком "Тысячелетний рейх" и без него втором том малопонятен. (К сожалдению эти разухабистые названия не имеют ничего общего с реальностью, его книга называлась "Государство Гитлера" - очень точное название, зачем поменяли?)
     
  11. командор

    командор Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    3.454
    Адреса:
    Рашистская Федерация
    Ekkert, Kazet, спасибо за информацию.
     
  12. Ekkert

    Ekkert Schütze

    Повідомлення:
    77
    Адреса:
    Санкт-Петербург
    Я и не говорил, что Вы претендуете. Просто на Вас ссылаются как на первоисточник. Ссылки на мнение других форумчан не могут являться хорошим правилом. Ссылаться надо либо на пресловутые первоисточники, либо уж на работы историков. Ссылки вроде «вот дядя Ваня в соседней ветке написал...» при всем (заочном) уважении к «дяде Ване» могут вызывать только улыбку.
    Для практического осуществления сего совета людям, интересующимся военной историей и живущим, например, в моем городе придется сделать маленькое перемещение на несколько сотен км.
    Конечно, историк работает с документами и воспоминаниями очевидцев (желательно оригинальные, а не переводные работы). Но за невозможностью прочесть оригинал, приходится читать переводы разного качества (иногда сравнивая их между собой).
    Да, в большинстве работ, написанных у нас, делается упор на конкретной деятельности оккупационных органов (благо тут есть о чем написать). Для понимания такого явления как оккупация, не плохо бы знать те только как все было, но как должно было быть по мысли людей находившихся по ту сторону. «Преступные цели – преступные средства» просто необходимо прочесть ради этого. Полезная книга.
    Конечно, Бросцат – не первоисточник. Но, по информативности эта книга даст фору и многим исследованиям. Всем рекомендую прочесть обе вышеупомянутые книги. В отличие от т.н. «поп-историков», читаемых в массе, Бросцат написал свой труд на совесть. Объективный исторический анализ. Хотя кому-то он может показаться скучным.
    К сожалению, книжный рынок диктует свои правила. В данный момент на нем присутствуют две вышеуказанные книги. Книги «Государство Гитлера» не встречал. Кстати, произвол издательств – особая тема. Можно отдельную ветку создать.
     
  13. Kunstkopf

    Kunstkopf Oberschütze

    Повідомлення:
    96
    Адреса:
    Россия,Москва
    Административное управление на оккупированых территориях

    Немецко-фашисткое военное , гражданское и церковное управление оккупированными частями СССР.
    Территория СССР , подчинялась как военной администрации (оперативная область), так и гражданской администрации (области гражданского управления).Согласно плану Ост в первой редакции от 15.7.1941 года общая ответственность за гражданское управление возлагалась на Имперское министерство по делам оккупированных восточных областей (Reichsminister für die besetzten Ostgebiete) под руководством райхьсминистра по делам оккупированных восточных областей Альфреда Розенберга(Reichsminister für die besetzten Ostgebiete Alfred Rosenberg),но фактическая власть на местах находилась скорее в руках райхьскоммисаров.Управление всеми гражданским населением на освобожденной от большевиков территории было поручено райхьхскомиссариату Украина которым руководил райхьскомисар Эрик Кох и райхьско¬миссариату Остланд под руководством райхьскомисара Генриха Лозе (В состав рай¬хскомиссариата «Остланда», входили генеральные комиссариаты «Белорус¬сия», «Литва», «Латвия» и «Эстония»). Райхьскомиссариаты делились на генеральные и областные комиссариаты. Геральный коммисар (Generalkomissar) возглавлял генеральный округ (Generalbezirke), районный комиссар (Gebietskomissar) возглавлял окружной район (Kreigsbiete),главный комиссар (Hauptkommissar) возглавлял главный район (Hauptgenbiete) Местные органы власти в райхьскомиссариатах могли также подчинялись райхськомиссару (как в Эстонии), генеральному директору (в Латвии), и генеральному советнику в Литве. На посты глав ниже генерального комиссара, как правило, назначались представители местного населения. Во главе уездов и волостей — назначался бургомистр, а в селах и других мелких населенных пунктах — назначались староста или старшина. Главными целями экономического управле¬ния оккупированными территориями было обеспечение потребностей войск и максимальное изъятие продовольствия и сырья для нужд военной экономики Герма¬нии. С провалом «блицкрига» в оккупированных областях германским властям пришлось также вводить в действие важные производства вооружений, чтобы покрыть непосредственные потребности вермахта, хотя была запланирована долгосрочная деиндустрилизация страны. С конца 1941 г. к экономическому управлению относились также многочисленные штабы рабочих бригад и ведомства по труду, которые должны были обеспечивать поставку рабочей силы для нужд военной экономики Германии.Экономическая эксплуатация оккупированных областей происходила в тесном взаимодействии государственных и частнохозяйственных интересов и активных действий. «Восточные компании» (а также «монопольные общества»), имевшие торговую монополию в определенных отраслях хозяйства, управлялись как государством, так и частным сектором. Ostgesellschaften (государственные монополисты) и так называемые Patenfirmen, частные промышленные компании тесно связанные с германским правительством, были назначены управлять конфискованными предприятиям СССР. Mannesmann, IG Farben , Siemens получили контроль над всеми бывшими советскими государственными предприятиями на территории райхьскоммисариатов.
    При «подопечном управлении» (или «подшефном управлении») отдельные предпри¬ятия руководились немецкими фирмами или консорциумами под государственным надзором. Осуществление приватизации промышленных и торговых предприятий, к которой с самого начала стремились предприниматели, отодвигалось на послевоенное время.Главное руководство по экономическому управлению на освобожденной от большевиков территории осуществлялось уполномоченным по четырехлетнему плану Германом Герингом и подчиненным ему «Штабом по управлению экономикой Ост». Непосредственно в областях «Экономический штаб Ост» действовал с подчиненными ему «хозяйственными инспекциями» и «хозяйственными командами» (в оперативной области) или - «военными инспекциями» и «военными командами» (в областях гражданского управления). Важную роль на местах играли «Ла-фюреры» которые как представители экономического управления контролировали местное сельское хозяйство и отвечали за прямой контроль сельскохозяйственного производства. (La-fhurer–сокращение для руководителя по сельскому хозяйству например -Landdienst Ukraine -сельскохозяйственная служба Украины) Особые права получил также рейхсфюрер СС, рейхскомиссар и начальник немецкой полиции Генрих Гиммлер отвественный за полицейское обеспечение. Службы СС и полиции не ограничивались выполнением своих непосредственных функций, их влия¬ние на территориях принадлежавших ранее СССР постоянно возрастало. В компетенцию Служб СС и полиции входили директивы рейхскомиссарам и подчинённым им органам. Такое право имели также командующие вермахта, назначаемые лично фюрером. Они обладали особыми полномочиями в вопросах, как военной эконо¬мики, так и военной безопасности на территории подчинённой гражданскому ведомству. Отсутствие чёткого разграничения соответствующих полномочий приводило к постоянным служебным конфликтам между различными ведомствами ответственных за управление территориями.
     
  14. Kunstkopf

    Kunstkopf Oberschütze

    Повідомлення:
    96
    Адреса:
    Россия,Москва
    Ответ: Административное управление на оккупированых территориях

    Военная администрация.
    Во главе военной администрации стоял генеральный квартирмейстер верховного командования сухопутных войск (7-й отдел военной администрации). Начальники военной администрации при группах войск были одновременно командующими сухопутными войсками в тыловых областях, а при армиях они являлись также комендантами тыловых районов армий. К первичным органам военной администрации относились полевой комендант, и начальник гарнизона которые размещались в ортскомендатуре и назначали местных комендантов, старост, бургомистров и определяли порядок жизни местного населения. Также первичным органам военной администрации были подчинены дивизии службы безопасности и другие воинские части, а также местные вспомогательные силы.


    Местные вспомогательные вооруженные силы.
    Главное командование сухопутных войск вермахта приказом первого квартирмейстера Генерального штаба генерал-лейтенанта Ф. Паулюса от 9 января 1942 г. уполномочило командование групп армий формировать в необходимом количестве вспомогательные охранные части (сотни) из военнопленных и жителей оккупированных областей, враждебно относящихся к советской власти. Позднее проблема обеспечения безопасности тыловых районов заставила вермахт расширить круг задач, возлагавшихся на вспомогательные части, сформированные из бывших советских граждан.Многочисленные охранные и антибандитские(антипартизанские) формирования создавались усилиями местных командных инстанций вермахта от командующих тыловыми районами групп ар¬мий до полевых командиров и начальников гарнизонов. Таким образом, весной 1942 г. в тыловых районах немецких армий и групп армий появилось множество вспомогательных частей, не имевших, как правило, ни четкой организационной струк¬туры, ни штатов, ни строгой системы подчинения и контроля со стороны немецкой администрации. В группе армий Север такие отряды были известны как боевые местные соединения (Einwohnerkampfverbande),
    в группе армий Центр как служба порядка (Ordnungsdienst),
    в группе армий Юг как вспомогательные охранные части (Hilfswachmannschaften).
    В циркулярном письме» О местных вспомогательных вооруженных силах» командующего сухопутной армией Б от 3.10.1942 года упоминаются следующие виды местных вспомогательных
    Местные вспомогательные вооруженные силы включали в себя:
    1) Хиви- Hiwi сокр. от Hilsfwillige (добровольные помошники).
    2) Оди -Odi сокр. от Ordnungsdienst(служба порядка).
    3) Шума- Schuma сокр. от Schutzmannschaft der Ordnungspolizei (охранная команда полиции)
    4)Гема - полицейские и оборонные команды помощников в общинах.
    Назначение и задачи.
    Hiwi используются:
    А) При войсках-для всех служебных заданий, выполнямых войсками. Они сопровождают регулярные войска.
    Б) При комендатурах-для защиты и охраны, железных дорог, мостов и других важных военных объектов. Комендатуры тактически передают их в распряжение войсковых частей и применяют их для обеспечения безопасности этих частей. Они остаются на местах.
    2) Odi используются для безопасности местного населения и выполнения задач по охране.
    3) Schuma делятся на батальоны и индивидуальную службу и включат в себя:
    А)Schutzmannschaft des Einzeldienst
    Б)Schutzmannschaftbataillonen
    В)Feuerschutzmannschaft
    Г)Schutzmannschaft der Sicherheitspolizei
    Д)Hilfsschutzmannschaft-вспомогательная охранная команда
    Е)Selbstschutz-«самозащита»


    4)Гема - используются как полицейские в общинах для помощи бургомистрам и начальникам районов в задачах сугубо общинных. Оборонные команды помощников, в общем, применяются только в случае появления банд для местной обороны от них или для борьбы с бандами в своём районе, а обычно должны быть заняты своей хозяйственной деятельностью.

    Hilfspolizei (органы вспомогательной полиции) не были самостоятельными и подчинялись немецким полицейским управлениям на оккупированных территориях. Местные администрации (городские и сельские управы) занимались лишь чисто административным поддержанием деятельности полиции формированием, выплатой жалования, доведением до их сведения распоряжений немецкой власти и т. п. Не имелось единообразного названия — помимо Hilfspolizei, использовались следующие названия:
    Gebietspolizei-окружная полиция
    Ortsmilitz -местная милиция,
    Schutzpolizei-охранная полиция,
    Ordnungsdienst -служба порядка,
    Burgerwehr -гражданское ополчение,
    Heimwehr -местное ополчение.

    Das Reichskommissariat Ukraine –(Дас Райхьскоммиссариат Украйнэ).
    Райхьскоммиссариат Украина – название области гражданского управления входящей в состав. Третьего Рейха в течение. Второй Мировой Войны. (Что- то наподобие автономной области в составе. Третьего рейха). В её состав входили кроме Ураины часть Беларусии и предвоенной Польши. Бывшие советские территории между Южным Бугом и Днестром не вошли в состав райхкоммисариата Украина они были переданы Румынии стали наименоваться Трансистрия. Трансистрия управлялось из Одессы администрацией румынского губернатора Алехэану (Dr.Alexeanu).
    Назначенный 16 июля 1941 года лично Фюрером райхьскоммиссар Эрик Кох после официального провозглашения 1 сентября 1941 года Райхьскоммиссариата Украина стал управлять им и обеспечивать потребности германских войск и максимальное изъятие украинской рабочей силы, продовольствия, полезных ископаемых и сырья для нужд военной экономики Германии. Административной столицей Райхьскоммиссариата Украина был город Ровно. Райxьскоммиссариат Украина был разделён на 6 генеральных округов(GBz –Generalbezirke генеральный округов) включающих в себя 114 окружных районов (Kreisgebiete) а в дальнейшем райxьскоммиссариат был разделён на 443 уезда.
     
  15. mariman

    mariman Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    927
    Адреса:
    Хижина дяди Тома
    Директива начальника штаба верховного главного

    командования вооруженных сил Германии

    об установлении оккупационного режима

    на подлежащей захвату территории Советского Союза

    Ставка верховного главнокомандующего 13 марта 1941 г. Совершенно секретно

    ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОСОБЫХ ОБЛАСТЯХ К ДИРЕКТИВЕ № 21 (ПЛАН «БАРБАРОССА»)

    I. Район операции и исполнительная власть

    1. Не позднее чем за 4 недели до начала операций в Восточной Пруссии и в генерал-губернаторстве вступают в силу все приказы и распоряжения по боевому обеспечению, изданные верховным главнокомандованием вооруженных сил для районов боевых действий вермахта. Предложение об этом своевременно должно быть внесено главнокомандованием сухопутных сил по согласовании с главнокомандованием военно-воздушных сил.

    Включение Восточной Пруссии и генерал-губернаторства в район боевых действий сухопутных войск не предусмотрено. Но на основании неопубликованных распоряжений фюрера от 19 и 21 октября 1939 г. главнокомандующий сухопутными войсками имеет право проводить в жизнь все мероприятия, необходимые для выполнения военных задач и для обеспечения безопасности армии. Он может также передать эти полномочия командующим армиями и группами армий. Подобные мероприятия должны проводиться в жизнь раньше всех распоряжений, исходящих от гражданских властей.

    2. Занимаемая в ходе военных действий русская территория должна быть, как только позволит обстановка, разделена, согласно специальным указаниям, на отдельные государства с самостоятельными правительствами.

    Из этого следует:

    а) По возможности ограничить глубину района боевых действий, который будет намечен, как только сухопутные войска перейдут имперскую границу и границы соседних с нею государств.

    Главнокомандующий сухопутными войсками имеет право осуществлять свою власть на этой территории и уполномочивать на это командующих армиями и группами армий.

    б) Для подготовки политического управления в районе боевых действий сухопутных войск рейхсфюрер СС получает специальное задание, которое вытекает из идеи борьбы двух диаметрально противоположных политических систем. В рамках этого задания рейхсфюрер действует самостоятельно и на свою ответственность. 13 остальном исполнительная власть главнокомандующего сухопутными войсками и подчиненных ему инстанций затронута не будет. Рейхсфюрер СС отвечает за то, чтобы выполнение его задач не нарушало хода боевых операций. Дальнейшие детали главное командование сухопутных войск должно согласовать непосредственно с рейхсфюрером СС.

    в) Как только район боевых действий достигнет достаточной глубины, он должен быть ограничен с тыла. На оккупированной территории, находящейся за районом боевых действий, будет организовано собственное политическое управление. Эта территория с учетом национальности ее народонаселения и в приблизительном соответствии с границами групп армий будет разделена вначале на области: Северную (Прибалтика), Центральную (Белоруссия) и Южную (Украина).

    В этих областях политическое управление будет передано рейхскомиссарам, которые получают соответствующие инструкции от фюрера.

    3. Для проведения всех военных мероприятий в областях, находящихся вне района боевых действий, будут назначены командующие вооруженными силами, подчиняющиеся непосредственно начальнику штаба верховного главнокомандования вооруженных сил. Командующий вооруженными силами является высшим представителем вооруженных сил в соответствующей области и осуществляет верховную военную власть. Перед ним стоят задачи командующего войсками территориального военного округа, и он пользуется правами командующего армией или командира корпуса.

    В качестве такового он выполняет следующие задачи:

    а) тесное сотрудничество с рейхскомиссаром, оказание последнему поддержки в решении его политических задач;

    б) использование и охрана хозяйственных ресурсов страны для нужд немецкого хозяйства (см. пункт 4);

    в) использование ресурсов страны для снабжения германских войск по требованию главного командования сухопутных сил;

    г) вооруженная охрана всей территории, и прежде всего аэродромов, коммуникаций и складов, на случай восстания, саботажа или действий парашютных десантов противника;

    д) регулирование движения по дорогам;

    е) урегулирование вопросов расквартирования войск, полиции и размещения организаций и военнопленных, если они остаются на данной территории.

    По отношению к гражданским учреждениям командующий имеет право требовать проведения мероприятий, необходимых для выполнения военных задач. Его распоряжения в этой области должны выполняться в первую очередь даже по сравнению с распоряжениями рейхскомиссара.

    Служебные указания, приказ на организацию соответствующих инстанций и распоряжение о выделении необходимого количества войск последуют особо.

    Время передачи власти командующим вооруженными силами будет отдано приказом, как только военное положение позволит изменить порядок подчиненности без ущерба для военных операций. До тех пор учреждения, созданные верховным главнокомандованием армии, должны действовать на тех же самых основаниях, которые установлены для командующих войсками.

    4. Единое руководство хозяйственными инстанциями в районе боевых действий и на оккупированной территории фюрер поручил рейхсмаршалу, который возложил эту задачу на начальника управления военной экономики и промышленности штаба вооруженных сил. Особые распоряжения по этому вопросу будут изданы управлением военной экономики и промышленности.

    5. Основные силы полиции будут подчинены рейхскомиссарам. Заявки на переподчинение полицейских частей в районе боевых действий должны быть заранее направлены главным командованием сухопутных войск в отдел обороны страны при верховном главнокоманндовании вооруженных сил (штаб оперативного руководства).

    6. Об отношении войск к населению и о задачах военного трибунала будут изданы особые распоряжения

    II. Транспорт, товарооборот и связь

    7. К началу операции штабом оперативного руководства верховного главнокомандования вооруженных сил будут изданы особые указания, необходимые для проведения мероприятий по ограничению сообщения, товарооборота и связи с Россией.

    8. С началом военных операций главнокомандующий сухопутными войсками закрывает советско-германскую границу (в последующем тыловую границу района боевых действий) для всякого невоинского пассажирского сообщения, товарооборота и почтово-телеграфной связи. Исключением являются полицейские органы, которые будут действовать по указанию рейхсфюрера СС с личного разрешения фюрера.

    Размещением и снабжением этих органов ведает генерал-квартирмейстер главного командования сухопутных войск, который для этого может потребовать у рейхсфюрера СС выделения специальных офицеров связи.

    Граница будет закрыта также для руководящих деятелей и уполномоченных высших имперских властей и учреждений партии. В соответствии с этим указанием штаб оперативного руководства оповестит все имперские власти и партийные учреждения. В исключительных случаях посещение этих районов может разрешаться только главнокомандующим сухопутными войсками или уполномоченными им учреждениями.

    Помимо случаев, предусмотренных особыми правилами рейхсфюрера СС для полицейских органов, за разрешением на въезд следует обращаться исключительно к главнокомандующему сухопутными силами.

    III. Указания для Румынии, Словакии, Венгрии и Финляндии

    9. Верховное главнокомандование вооруженных сил, координируя свои действия с министерством иностранных дел, достигнет необходимого соглашения с этими государствами. Если в ходе операций возникнет необходимость расширения особых прав командующих немецкими войсками в этих странах, то последние должны обращаться по этому вопросу к верховному главнокомандованию вооруженных сил.

    10. Разрешается применять полицейские меры, необходимые для обеспечения безопасности войск, не испрашивая на то особых полномочий.

    Дальнейшие распоряжения по этому вопросу последуют позже

    11. Особые распоряжения по вопросам: доставки продовольствия и фуража, размещения войск и материальной части, закупки и отправки товаров, денежного обеспечения и выплаты содержания, возмещения убытков, почтово-телеграфной связи, железнодорожного сообщения и юрисдикции в этих странах — будут изданы позже.

    Все требования воинских частей и инстанций, предъявляемые к правительствам этих стран, должны быть направлены в отдел обороны страны верховного главнокомандования вооруженных сил (штаб оперативного руководства) не позднее 27 марта 1941 г.

    IV. Указания относительно Швеции

    12. Так как Швеция может быть использована только для прохождения войск, никаких особых прав на этой территории для командующего немецкими войсками не предусмотрено. Но тем не менее он имеет право и обязан обеспечить охрану железных дорог от актов диверсий.

    Начальник штаба

    верховного главнокомандования

    вооруженных сил

    Кейтель
     
  16. Belfanio

    Belfanio Feldwebel

    Повідомлення:
    622
    Адреса:
    Киев, Украина
    Из рассказов моего деда - Петра Григорьевича, 1891 г. р.

    Киевская область, осень 1941 г. Немцы пришли и увидели наших лошадей, которые в поле пасутся. Офицер Вермахта спросил, дед, это твои лошади? Я сказал, да! А почему это они у тебя в поле пасутся без дела? Если у тебя есть лошади, то они должны работать на Великую Германию! Бери их и веди на колхозное поле, они там нужны. А мы тебе за это дадим рейхсмарки. От рейхсмарок дед отказался, потому что не знал, что и где за них можно купить :)
     
  17. Blix

    Blix Leutnant

    Повідомлення:
    4.942
    Адреса:
    Eastern Europe
    Не знал куда разместить.
     

    Images:

    -.jpg
  18. Ponomarenko

    Ponomarenko Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    4
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    12
    Повідомлення:
    12.604
    Адреса:
    ///
    Коллега, а из какой книги это любопытное фото?
     
  19. Darth Vader

    Darth Vader Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    733
    Адреса:
    Москва, Россия
    "Под немцами" Кирилла Александрова.
     
    1 людині також подобається це.
  20. Belfanio

    Belfanio Feldwebel

    Повідомлення:
    622
    Адреса:
    Киев, Украина
    Супер!

    Из рассказов моей бабушки - Мотрены Ивановны, 1891 г. р.

    Полтавская область. Очевидно, 1943 г., февраль. Планируется отступление Вермахта. Ходил по домам офицер Вермахта и сказал: "Вам надо уйти, здесь могут быть бои, непредсказуемо когда, дома пожгут. Хотите, уходите на Запад, а хотите, уходите к красным на Восток". Семья моего деда снялась, собрала вещи и двинулась на Восток. Через 7 км в соседнем селе стояли уже части РККА (очень много солдат и техники). Негде расположиться, все хаты заняты РККА... Поехали еще дальше - еще 10 км... Там тоже РККА и тоже все занято. Потом еще одно село. Там остановились, 2 недели там жили, за постой платили молоком с коровы, которую с собой вели, помогали по хозяйству местным селянам. Через 2 недели оказалось, что состоялось наоборот - части РККА ушли еще восточнее, видно линию фронта выравнивали. Села бросили и ушли. На следующий день пришел Вермахт. Мой дед решил, что не надо больше ехать на Восток, нет смысла, а нужно вернуться домой. Вернулись. Хата сожжена, в селе Вермахт. Солдаты помогали отстраивать дом... Одни жгли, а другие помогали.
    Про другую историю (сентября 1943 г.) я уже писал тут - http://reibert.info/forum/showthread.php?p=3565963#post3565963...

    Кстати, их врачи тоже ходили и проверяли местное население. Говорили, что надо всех проверить на предмет болезней, а то если тут будут становиться на постой доблестные солдаты Вермахта, то если кто будет больной, то чтобы солдаты не заразились...
     
  21. shug

    shug Hauptmann

    Повідомлення:
    2.190
    Из рассказа моего отца.Гомельская область БССР. Моя бабушка умерла перед войной.Дед остался вдовцом.Во время оккупации он в дом привел женщину и жил с ней.Жизнь не сложилась и они расстались,она ушла.Затем она якобы обратилась " в суд " с иском,что она когда жила с дедом,то занималась нашим земельным наделом,а свою землю не засаживала и в связи с этим ,у нее сейчас нет средств к существованию. Судья (гражданский)рассмотрел данное дело и вынес вердикт обязав деда,какую то часть сельхозпродукции передать этой женщине.Кто может ответить были ли гражданские суды на оккупированной территории или спорные гражданские вопросы,решал кто-то другой.
     
  22. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.634
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    Высшим органом III Рейха по управлению захваченной советской территорией являлось министерство по делам оккупированных областей на Востоке (Восточное министерство), учрежденное указом Гитлера 18 ноября 1941 года. Во главе министерства стоял бывший подданный Российской империи, один из ветеранов нацистского движения Альфред Розенберг, его заместителем и постоянным представителем на оккупированной территории являлся Альфред Мейер.

    Для административных органов в оккупированных районах РСФСР первоначально немцы собирались готовить кадры из числа белоэмигрантов, с которьми представители национал-социалистической партии имели контакты еще в 20-е годы. Перед войной в Германию были приглашены различные представители русской антикоммунистической эмиграции из Харбина, Шанхая, Бостона, Парижа, Белграда, Софии и Бухареста.

    Территория Советского Союза, захваченная вермахтом, подчинялась как военной (оперативная область), так и гражданской (области гражданского управления) администрации. Особые права получили уполномоченный по четырехлетнему плану Герман Геринг и рейхсфюрер СС, начальник немецкой полиции Генрих Гиммлер. Руководство экономикой в оккупированных областях осуществлялось штабом по управлению экономикой Ост. Службы СС и полиции не ограничивались выполнением своих непосредственных функций, их влияние на захваченных территориях в ходе войны постоянно возрастало7.

    Во главе военной администрации стоял генеральный квартирмейстер верховного командования сухопутных войск. Общая ответственность за гражданское управление возлагалась на Имперское министерство по делам оккупированных Восточных областей.

    Занятые немецкими войсками советские районы указом Гитлера от 17 июля 1941 года были разделены на рейхскомиссариаты, генеральные округа, области и округа, районы (уезды), во главе которых были поставлены рейхскомиссары, генеральные комиссары, гебитскомиссары и районные комиссары.

    По мере наступления германских вооруженных сил в 1941 году вся оккупированная территория России была разделена немецкими властями на три зоны.

    В первой, так называемой «эвакуированной зоне», глубиною в 30–50 км, непосредственно примыкавшей к району боевых действий, административный режим был наиболее строг и жесток. Все мирное население из этих районов принудительно отселялось в немецкий тыл. Переселенцы размещались в домах местных жителей или в лагерях, в нежилых помещениях, свинарниках, сараях. Питания в большинстве случаев они никакого не получали или получали самый минимум. Так, в Чудовском лагере Ленинградской области в 1942 году переселенцам давали только один раз в сутки жидкую баланду. Из-за голода и болезней в лагерях была очень большая смертность9.

    Из второй зоны жители не выселялись, но появление вне своих домов им разрешалось только в светлое время суток. Выход в поле по хозяйственным надобностям допускался лишь под конвоем немецких солдат. Такие зоны оккупанты часто создавали в районах активных действий партизанских отрядов и соединений.

    В третьей зоне сохранялся общий режим, установленный нацистами на оккупированной территории.
    http://militera.lib.ru/research/kovalev_bn02/kovalev_bn02.html
     
    Останнє редагування: 3 бер 2014