Меня удивляет, что силы стран Оси не смогли добить маленький островок, хотя ежедневно сотни немецких и итальянских бомбардировщиков кружило над островом. Кто оборонял остров, силы , диспозиция, вооружение, степень продолжительности вражеских налетов?
Тут дело не в налетах, а в неиспользовании возможности высадить на Мальте парашютный десант и захватить остров. А так эти налеты только изматывали силы немцев.
В январе и феврале немецкая авиация производила интенсивные налеты на Мальту. Только в феврале немецкие самолеты сбросили на аэродромы Мальты около тысячи тонн бомб. В марте самолеты противника стали действовать еще активнее. Базировавшаяся на остров эскадрилья истребителей «Спитфайр» и около 30 исправных истребителей «Харрикейн» не могли оказать сильного противодействия немецкой авиации. К середине марта на Мальте осталась лишь небольшая группа бомбардировщиков «Веллингтон». Хотя зенитная артиллерия и истребители Мальты еще оказывали сопротивление авиации противника и остров как бомбардировочная и морская база пока не был выведен из строя, наступательные возможности и способность к обороне его гарнизона заметно снизились. Тем не менее Кессельринг и Редер были недовольны таким положением и считали, что интересы Германии на Средиземном море требовали не просто бомбардировки острова, но и его захвата. 12 марта Редер доложил свою точку зрения Гитлеру. Обстановка на Средиземном море, указывал Редер, настолько благоприятна, что Роммель скоро сможет предпринять наступление на Суэц, но для этого необходимо полностью подавить с воздуха Мальту. По указанию Гитлера Кессельринг сосредоточил все силы своей авиации, насчитывавшей в то время около 400 самолетов, для действий против острова. Новая фаза воздушного наступления на Мальту началась 20 марта 1942 года. В этот день на остров был произведен налет 143 бомбардировщиков «Юнкерс-88» и истребителей «Мессершмитт-109». 21 марта на Мальту было проведено 218 самолето-вылетов, 22 марта — 112 самолето-вылетов. 23 марта недалеко от острова немецкие самолеты атаковали конвой союзников в составе четырех транспортов, который вышел из Александрии. Один транспорт получил прямое попадание и затонул в 30 километрах от острова, два транспорта, несмотря на ожесточенные атаки немецкой авиации, благополучно прибыли на Мальту. Четвертый транспорт получил серьезные повреждения, позднее он был отбуксирован в южную гавань острова. В последующие три дня для уничтожения этих судов противник совершил несколько налетов на Мальту, в которых приняли участие от 90 до 200 самолетов. 26 марта все три транспорта получили серьезные повреждения и затонули. Из 26000 тонн груза было разгружено только 5000 тонн. В течение марта немецкая авиация совершила 2850 самолето-вылетов против острова и сбросила на его объекты 2174 тонны бомб. Зенитная артиллерия и истребители Мальты сбили в этом месяце 60 немецких самолетов. В апреле немецкие самолеты продолжали наносить удары по острову. Обычно в течение суток противник производил около 200 самолетовылетов. Эскадренные миноносцы и подводные лодки, базировавшиеся на Мальте, были вынуждены покинуть остров. 12 апреля Кессельринг доложил немецкому верховному командованию, что Мальта как военно-морская база англичан больше не существует. Однако поскольку немцам еще не удалось подавить сопротивление ее зенитной артиллерии и истребителей, он приказал продолжать атаки острова с воздуха. Одновременно Кессельринг настаивал на том, чтобы державы оси спешно отправили подкрепления в Африку и немецкие войска присоединились к готовящейся итальянцами экспедиции для захвата острова. Теддер, посетивший Мальту в середине апреля, обнаружил, что на острове осталось только шесть исправных истребителей. Оборону острова порой обеспечивали только одни зенитные орудия. Тем не менее гарнизон и гражданское население Мальты не сдавались. 16 апреля за мужество и стойкость, проявленные ее защитниками, Мальта была награждена орденом «Крест Георга». 20 апреля, в разгар воздушного наступления противника, защитники острова получили долгожданную помощь — американский авианосец «Уосп» доставил сюда 47 истребителей «Спитфайр». Через 20 минут после посадки самолетов немецкая авиация произвела ряд мощных налетов на аэродромы острова. К вечеру 21 апреля из 47 прибывших самолетов на острове осталось лишь 17 исправных истребителей. В апреле немецкая авиация произвела на Мальту 4900 самолето-вылетов и сбросила 6728 тонн бомб. Воздушная тревога в Валетте в этом месяце объявлялась 275 раз. Всего с января и до конца апреля 1942 года против Мальты было совершено около 10 000 самолето-вылетов, во время которых на объекты острова было сброшено около 10 000 тонн бомб, то есть в 25 раз больше, чем было сброшено на Ковентри в ночь на 15 ноября 1940 года. Полностью статья здесь http://eroplan.boom.ru/bibl/raf_wwII/pt2/raf2_8-1.htm
Сам удивляюсь, очень часто бываю на Мальте, реально клочек земли и камни. Был в военном музее, рассказывают что люди прятались в огромных стенах крепости Валетты.
Но всё таки налёты делали своё дело. К лету 1942г Мальта оказалась в очень тяжелом положении. В июне было разгромлено два конвоя пытавшихся доставить продовольствие и боеприпасы. Дошло два транспорта, это позволило продержаться еще немного. Если бы не конвой пришедший в августе Мальту сдали бы в начале сентября.
Что толку бомбить остров, бомбить, и так и его не захватить в итоге? Вот и получаем, что все усилия были потрачены в холостую. Эти налеты только отвлекали ресурсы Люфтваффе от поддержки войск в Северной Африке. Мальту можно было взять минимум дважды, тепленькая лежала, в 1941 и в середине 1942 года. Немцы, не без "помощи" Роммеля оба раза успешно проморгали. Результат известен.
Я бы даже добавил совершенно перспективную атаку на Мальту в 1940 году когда Италия вступила в войну. Мальта тогда была очень слаба в плане обороны и одни итальянцы могли эту занозу прихлопнуть.
Когда говорят о "ошибках" немцев, мол де Мальту не взяли, как то забывают о том, что немцам никто не сообщал что осталось 29 истребителей у RAF...
бывал на Мальте , там подступится к ней некуда.... в одном месте глубины до 25 метров у берега но высота берега метров 25-30 , в другом месте пологий берег и глубины 0-2 и все в рифах , близко не подойти.
Его особо и не пытались добить - долго не было планов по высадке типа Крита или Морской Лев. А когда наконец поняли что Мальта как кость в горле то первая часть плана - установление превосходства в вохдухе - провалилась, т.к. к тому времени у союзников уже были самолеты и пилоты. Немцы имели шанс в 40-41 году, но не использовали его. А потом было поздно. Вообще Мальте приходилось тяжело - как Севастополю. Продукты доставляли ПЛ, население жило в пещерах месяцами, аэродромы выбамбливались.
На самом деле конечно не все так просто... реально только к концу весны в 1942 г итальянцы и немцы были готовы взять этот остров-авианосец. К этому времени были полностью готовы две италь. дивизии (парашют. Folgore и десантно-штурмовая Superga), немецкая авиация имелась в достаточном кол-ве. Но как известно решили все отложить до завершения сухопутной фазы на Африканском континенте и не без вмешательства Роммеля )
То есть Роммель сам себе отрубил пути снабжения? Одна из немногих его ошибок как полководца. И трагическая, т.к. вся ситуация в Африке могла быб быть СОВСЕМ другой без Мальты и ее авиабаз.
Скорее всего Роммель переоценил свои прежние успехи и уверовал в неизбежность своей победы. Да и немцы после Крита все-таки без особого энтузиазма относились к подобным операциям.
Да, но у них даже после тяжелых потерь на Крите оставалось еще что-то около 5000 парашутистов. Вполне бы хватило для Мальты, тем более что-то можно было бы высадить на планерах и лодках. Проблема я так понял действительно в ошибке, стандартной для очень многих проигранных войн и битв, а именно недооценке противника. Дескать зачем ковыряться с Мальтой если вот-вот возьмем Каир и Александрию.
Ежедневный график бомбежек Мальты. http://reibert.info/forum/picture.php?albumid=6290&pictureid=207600 реально им было там не сладко. высадка не мальте была практически не возможна. береговая артиллерия перекрывала все подходы к острову. вот одно из самых больших орудий расположено именно на мальте http://reibert.info/forum/picture.php?albumid=6290&pictureid=207604 http://reibert.info/forum/picture.php?albumid=6290&pictureid=207594 а те места где была возможность высадить десант были завалены искусственными рифами. плюс минирование и очень плотное ПВО. от мастных узнал, что остров обороняло 3 биплана из состава мальтийской армии, «не берем в расчет авиацию англичан» они их называли вера, надежда и любовь. очень быстро остался 1. использовали его в основном как дольнюю разведку.
А какова была численность и вооружение мальтийского гарнизона весной-летом 42г? Вроде там было несколько бригад? Если так, то, учитывая размеры острова, плотность оборонительных порядков там должна была быть повыше чем на Крите.
для оживления темы такое фото итальянский S.M. 84, так и не достигший цели во время воздушной осады Мальты в 1942
очередной сбитый самолёт над Мальтой из атаковавших остров в непосредственной близости от городской набережной главного города острова
Дуглас Остин. Место Мальты в британской стратегической политике 1925-1943 гг. Лондонский университет, ноябрь 2001. 273 страницы. http://discovery.ucl.ac.uk/1317691/1/271101.pdf Страница с перечнем таблиц и карт.