Хотелось бы узнать, есть ли у кого-то информация о мусульманских военнопленных в герамнском плену в годы первой мировой войны? Известно, что они были сосредоточены в лагере Вюнсдорф под Берлином, относительно их у немцкой стороны имелись далеко идущие планы. Есть литература на немецком языке (Gerhard Höpp, Margot Kahleys и др.) Сохранилосль немало фотографий, в том числе и в частных архивах, есть газеты на татарском,русском, арабском, грузинском, хинди и др. языках. Могу полагать, что у участников тема может вызвать интерес, и у них найдутся какие-либо новые интересные материалы по ней. Заранее благодарю!
Конечно, я не жду быстрой реакции - тема уж больно экзотическая, хотя, кажется, народ начал просматривать мое первое сообщение... И хочу еще добавить - у меня самогно уже есть некоторые материалы по этой проблеме в том числе и материалы из архива германского МИДа, фотографии и некоторые другие. Так что жду не только информации, но и готов ответить на вопросы... Удачи всем!
В конце XIX – начале XX веков мусульмане практически исчезают из Германии: их не упоминают источники того времени и исследования о религиях страны. Упоминаются только военнопленные французской армии, захваченные в плен в 1871 и 1914 гг., когда в Вунсдорфе (рядом с Цоссеном к югу от Берлина) расположился лагерь пленных мусульман и была построена мечеть с минаретом, которая в 1925 г. закрылась из-за аварийного состояния.
В 1922 г. основана исламская община Берлина, которую возглавил имам Маулана Садр-уд-Дин, выходец из Лахора. В 1924 г. эта община открыла мечеть в берлинском районе Вильмерсдорф. В 1930 г. община мечети переименована в "Немецко-мусульманское общество", которое принимало в свои ряды теперь не только "этнических" мусульман, но и немцев и евреев. В 1927 г. в Берлине основан Центральный институт истории ислама (ЦИИИ), который был зарегистрирован государством в 1942 г. (с 1962 г. перенесен в Саарбрюккен, потом в Зост, Северный Рейн-Вестфалия).
Во время Первой Мировой войны немцы и турки были союзниками. Многонациональных военнопленных-мусульман держали в двух лагерях - Зоссене и Вунсдорфе неподалеку от Берлина, где у них была прекрасная мечеть, уничтоженная после закрытия лагерей. http://www.islam.ru/pressclub/histori/kasigel/
Продолжаю... Итак, на одной фотографии мусульманские военнопленные направляются в мечеть (деревянная мечеть в Вюнсдорфском лагере была первой действующей мечетью в истории Германии). На второй фотографии - иллюстрация кладбища военнопленных мусульман в Буххайме. На камне надпись по-немецки и по-татарски: "посвящается российским военнопленным-мусульманам в Буххайме". Таких кладбищ на территории Германии было несколько. Самое известное - в Церенсдорфе под Вюнсдорфом. Оно совсем недавно восстановлено в качестве мемориала, прежде всего, при поддержке Великобритании. Наша сторона как-то дистанцировалась. После ВОВ в Вюнсдорфе располагалось командование ГСВГ, а территория кладбища стала частью танкового полигона. Так что на отдельных намогильных плитах российских солдат(!) можно было прочитать выцарапанное их потомками, советскими солдатами, слова: "Алеша М.1972", "Дембель - 1971", увидеть следы от автоматных пуль или что-то подобное...
В годы первой мировой войны в Германии и Австро–Венгрии были организованы специальные лагеря для мусульманских военнопленных. Это было сделано как раз исходя из позиции турецкого султана. Самый знаменитый из них был под Берлином, в Вюнсдорфе, там было примерно 13 – 14 тысяч военнопленных, из них десять тысяч татар. Их пытались перевоспитать и создать из них силу, на которую можно опираться в борьбе с колониальными режимами. Все это дальше пропаганды не пошло, реальных шагов не было сделано, но попытка была… http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=876§ion=0&heading=0
В своем, ставшем уже классическим, исследовании о мусульманских военнопленных в Германии в годы Первой мировой войны Герхард Хёпп осветил также жизнь татар и башкир, находившихся в лагере для военнопленных в Вюнсдорфе под Берлином. Не оставил без внимания он и две публикации, изданные отделом информации по Востоку, находившихся под юрисдикцией германского Министерства иностранных дел. Однако, поскольку сами публикации считались пропавшими, Хёппу пришлось ограничиться упоминанием их названий. Учитывая судьбу документов лагеря в Вюнсдорфе, можно считать почти чудом, что нам все же представилась возможность отыскать следы и проследить дальнейший путь публикаций, указанных Хёппом. http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2005_1/03/03_1/