Слышал я когда-то эту историю как в геническе сдали на металлолом миниатюрную подводную лодку. После войны выполняли план по сдаче металлолома и тягали из пролива между Сивашом и Азовским морем всякую железную дрянь. В том числе и странную подводную лодку. А вот местные краеведы раскопали эту историю, нашли старика-железнодорожника, расспросили а потом и сопоставили. Привожу часть статьи, кому интересно - ниже ссылка на оригинал. Как известно, в боевых действиях на Приазовском ТВД участвовали силы специальных операций итальянского ВМФ, в частности 10 флотилия MAS [1]. Непосредственно перед размещением в Приазовье, итальянские ССО активно участвовали в крымских боевых действиях, где проявили себя как боевая высокоэффективная структура. Присутствие этих сил на Приазовском ТВД традиционно объясняется подготовкой к переброске на Каспийское море. Основным местом дислокации в Приазовье являлся Мариуполь. Однако на основании новых фактов, ставших известными в настоящее время, возник ряд вопросов относительно полноты сведений об этой группировке: по численному составу и вооружению, дислокации, длительности пребывания в Приазовье, целям и задачам. На вооружении 10 итальянской флотилии MAS были водолазные боты, катера, а также мини-субмарины. Официальные источники содержат данные о субмаринах типа СВ. Мини-субмарины по официальным данным были привезены в Румынский порт Констанцу и далее своим ходом прибыли на черноморский ТВД. После активных операций в Чёрном море часть из них была переброшена в Азовское море. ................................... Не освещённым остаётся вопрос цели пребывания генической группировки ССО. А об имеющихся в её распоряжении мини-субмаринах из открытой печати практически ничего не известно. Однако в середине 50-х годов, а затем и в более позднее время в акватории порта г. Геническ были случайно обнаружены два образца специальных подводных средств: мини-субмарина близкая по размерам и внешнему виду к типу СВ фирмы Caproni и ещё одна меньшего размера. Очевидец подъёма первой субмарины подробно описал место нахождения и процедуру подъёма лодки, а также её внешний вид и элементы конструкции О деятельности сил специальных операций (ССО) в Приазовье в период 2-й мировой войны в 1941-43гг.
Это скорее в тему хорватов, но может быть как-то связанно:Два катера "Хорватского морского легиона" 19-20 апреля 1942 г. ночью при постановке мин катерами произошел самовзрыв мины на палубе одного из катеров, вызвавшие детонацию еще двух мин на борту соседнего катера. Оба катера затонули. Погибло 22 человека. Место гибели юго-восточнее г. Геническа. Координаты неизвестны. Если посмотреть на районы Азовского моря, где во время Великой Отечественной войны ставили минные заграждения ВМС противника, и сверить эти данные с показаниями гидролокации, можно с большой степенью вероятности определить место гибели катеров "Хорватского морского легиона". Координаты трех объектов, определенных как обломки судов, раскиданные по грунту: 45°50'N 34°57'E, 45°50'N 34°59'E, 45°51'N 35°03'E. (на схеме возле Арбатки, синий значок №11) http://www.wreck.ru/map_5.html
Здесь почти все правильно, но: не ночью, а днем, ближе к полудню. Местные мальчишки с обрыва видели это. Подрыв был у 12-ти футовой тычки на выходе из канала. Некоторые "бывшие мальчишки" живы до сих пор. Хорватский историк дает цифру 25 человек, но это за два подрыва. Второй был 5 сентября 1943г на закоске рыбзавода. Тогда погибло 3 хорватских моряка, все четыре итальянских боевых пловца и три немецких моряка. Всех их, в оба подрыва, захоронили в центре Геническа. Взорвавшиеся суда были подняты после войны при дноочистительных работах. Но вопрос с подрывами "очень темный", особенно с "самовзрывами". Относительно указанных координат, то - если они и относятся к хорватам, можно предположить, что это было поздней осенью 1942г, когда хорваты официально покинули Приазовье.