Осенью 1944 года в Словакии произошел армейский путч, поддержанный коммунистами он быстро перерос в восстание. В советской историографии оно официально именовалось "Словацкое национальное восстание". Будьте любезны, подскажите научную литературу о сем историческом событии. Интересует все - исследования, мемуары, как советские, так и иностранные. Спасибо.
Re: Литератра о Словацком восстании 1944 года Slovenské národné povstanie 1944 - словацкий язык http://www.slovart.sk/buxus/generate_page.php?page_id=121&kniha_id=7229 Slovenské národní povstání, jeho vojenský význam a průběh - чешский язык http://www.army.cz/mo/tisk/vojroz/2001_3/160.htm Википедия - словацкий язык http://sk.wikipedia.org/wiki/Slovensk%C3%A9_n%C3%A1rodn%C3%A9_povstanie Музей Словацкого восстания в Банске Быстрице - словацкий язык http://www.muzeumsnp.sk/ Воспоминания участников восстания, опубликованные в газете СМЕ - - словацкий язык http://mozaika.sme.sk/rubrika.asp?rub=mozaika_snp
Re: Литератра о Словацком восстании 1944 года Немецкие и словацкие части во время подавления Словацкого восстания - словацкий язык http://www.noveslovo.sk/archiv/2001-35/ominulosti.html
Re: Литератра о Словацком восстании 1944 года 29 августа вермахт начал операцию по оккупации территории Словакии -ненадежного союзника Германии. В свою очередь, армия Словакии объявила себя частью единой чехословацкой армии, воевавшей на стороне союзников, и на¬чала боевые действия против подразде¬лений вермахта. К октябрю численность словацкой армии составляла примерно 50 000 военнослужащих и примерно 7 000 партизан. Небольшие словацкие ВВС были сконцентрированы на расположен¬ном между городами Бансньска-Быстрица и Зволен аэродроме Три Дуба. Сло¬ваки контролировали обширную терри¬торию, но эта территория являлась изо¬лированным анклавом внутри германс¬ких владений. Командующий словацкой армией ге¬нерал Ян Голян обратился за помощью к русским. 1-й чехословацкий истреби¬тельный авиаполк в это время базировал¬ся на аэродроме Проскуров, район Льво¬ва, но входил в состав 2-й воздушной ар¬мии, которой командовал генерал Красовский. Чехословацкие летчики получи¬ли приказ оказывать непосредственную помощь армии Словакии. 17 сентября 1944 г. полк, имевший на вооружении 21 истребитель Ла-5ФН, приземлился на вновь построенном в окрестностях Зволена аэродроме Жолна. Ночью в Жолну самолетами Ли-2 перебросили штаб пол¬ка, топливо и боеприпасы. Чехословацкие летчики включились в боевые действия уже на следующий день. Восьмерка Ла-5ФН, ведомая Йозефом Штегликом, нанесла удар по аэро¬дрому Пистани, без потерь со своей сто¬роны уничтожив на земле десять и повре¬див не менее 15 самолетов противника. 20 сентября полк обеспечивал налеты са¬молетов 15-й воздушной армии ВВС США на Братиславу, чехословацкие лет¬чики блокировали аэродром Маласки-Нови-Двор. Согласно отчетам пилотов, летчиками 1-го чехословацкого полка было уничтожено на земле 27 немецких самолетов. Столь масштабные боевые действия в тылу Восточного фронта ста¬ли сюрпризом для немцев. Из Южной Польши в Словакию с задачей нейтрали¬зовать действия чешских истребителей в срочном порядке была переброшена Schlachtgeschwader-77, а из Венгрии -Jagdgeschwader-52. Основной задачей самолетов 1-го че¬хословацкого полка стало обеспечение непосредственной авиационной поддер¬жки в интересах словацкой армии. Лет¬чики полка наносили бомбовые удары (пригодилась способность Ла-5 нести 25-и 50-кг бомбы на подкрыльевых держа¬телях) по позициям немецкой артилле¬рии, по наступающей пехоте. Из-за проблем с доставкой авиабомб советского образца замки держателей переделали для подвески чешских 50-кг авиабомб. Наряду с бомбами ощущалась нехват¬ка бензина, была предпринята попытка летать на смеси - американский бензин 1-TS или советский Р-9 разводили мест¬ным низкооктановым; в результате ок¬тановое число смеси снижалось до 90. Испытания оказались скорее провальны¬ми, чем удачными: через 30-40 минут по¬лета топливные фильтры засорялись и мощность двигателя начинала быстро снижаться. Удерживать Ла-5 в горизон¬тальном полете становилось невозможно даже на боевом режиме работы мотора. Трагический инцидент произошел в районе аэродрома Три Дуба 7 октября 1944 г. Шестерка бомбардировщиков В-17G их 483-й авиагруппы 15-й воздушной армии вылетела с авиабазы в Южной Италии чтобы забрать с аэродрома Три Дуба американских летчиков, сбитых над Словакией и спасенных партизанами. «Летающие крепости» шли под эскортом 32 истребителей Р-51 «Мустанг» из 52-й истребительного авиагруппы 15-й воз¬душной армии ВВС США. Командир «Мустангов» подполковник Чарлз Бёдикер спутал чешские Ла-5ФН с германс¬кими FW-190 и отдал команду атаковать «противника». В результате Лавочкин суб-лейтенанта Франтишика Штички по¬лучил повреждения. Подавляющее превосходство немец¬ких войск заставило словацкую армию отступать, территория, контролируемая словаками быстро сокращалась в разме¬рах. Плохая погода негативно сказалась на действиях союзной авиации в интере¬сах словаков, затруднило снабжение по воздушному мосту из СССР и из Южной Италии. Становилось ясно - Словацкое национальное восстание приближается к трагической развязке. Германская кампф-группа «Шилл» 25 октября достигла Зволена - настала срочная необходимость эвакуировать аэродром Три Дуба. На аэродроме были сожжены поврежденные самолеты союзников и ВВС Словакии - несколько бипланов Letov S-328, истре¬бителей Bf 109G и Р-51 «Мустанг», два Ла-5ФН (бортовые номера «02» и «58» белого цвета). Несмотря на плохую по¬году, пригодные к полетам одиннадцать Ла-5ФН 1-го чехословацкого истреби¬тельного полка взлетели с Трех Дубов в надежде достичь авиабаз на территории, контролируемой Красной Армией. Мас¬тер сержант Антон Матушек был сбит немецкими зенитками над карпатским перевалом Дукла. Матушек выпрыгнул с парашютом, после приземления его ук¬рыли от гитлеровцев словаки и перепра¬вили затем к партизанам. Остальные Ла¬вочкины долетели до расположенных за линией фронта советских аэродромов в Венгрии, Румынии и на Украине. Два са¬молета (заводские номера 39212119 и 39212124 с бортовыми номерами «19» и «24» белого цвета) получили поврежде¬ния при посадке на территории Румынии, но позже были отремонтированы. За месяц боев в Словакии летчики 1-го чехословацкого истребительного авиаполка совершили 573 боевых выле¬та и сбили в воздушных боях 13 самоле¬тов противника - четыре Bf 109, три Fi-165 «Шторьх», два Fw-189, два Fw-190, один Ju-87 и один Ju-88. На земле Лавоч¬кины уничтожили два танка , три пози¬ции зенитных пушек, три паровоза и 77 автомобилей. Собственные потери составили десять Ла-5ФН - почти половина материальной части полка. Трое пилотов - суб-лейтенанты Франтишек Васюлик, Богуслав Мрац и Томас Мотучка - погиб¬ли; летчик Юра Резничек получил тяже¬лое ранение. Все людские потери и поте¬ри в самолетах полк понес от огня с зем¬ли. После эвакуации аэродрома Три Дуба к партизанам присоединились «безло¬шадный» пилот лейтенант Руда Боровик и инженер полка военнослужащий Крас¬ной Армии старший лейтенант Медведев, обои вскоре погибли в боях с немцами на территории Словакии.
Re: Литератра о Словацком восстании 1944 года Прошу не забывать, что в данном разделе речь идет о книгах.
Re: Литератра о Словацком восстании 1944 года где флуд? топикстартер заявил "Интересует все". Я дал цитату из статьи "Ла-5ФН в ВВС других стран". Если говорить о мемуарах, там вообще каждое слово нужно обсуждать, и формальный подход "книга - не книга" тут не к чему. Ну Вы модератор, Вам виднее. В случае интереса к теме и возникновения дискуссии по Словацкому восстанию, можно перенести, например, в раздел "Боевые операции".
Re: Литератра о Словацком восстании 1944 года Собственно это я и собиралась Вам предложить. Создайте тему в соответствующем разделе. А здесь лучше давать информацию по книгам. Благодарю за понимание.
Re: Литератра о Словацком восстании 1944 года Спешу поделиться - стал счастливым обладателем редчайшей книги Г. Гусака "Воспоминания о Словацком национальном восстании". Вообще удалось кое-что подсобрать из мемуаров и исследований, однако если еще кто-нибудь какую литературу порекомендует, то будет ок.
Re: Литератра о Словацком восстании 1944 года кілька книжок (може знадобиться): http://www.forumhistoriae.sk/e_kniznica/golian.pdf http://www.forumhistoriae.sk/e_kniznica/varsavske.pdf http://www.forumhistoriae.sk/e_kniznica/ksinan.pdf
тут є список словацької літератури по темі - http://www.muzeumsnp.sk/index.php?a0=publikacie_muzea_snp через них же можна і придбати, там багато цікавого і ще ось така, наче, непогана книжка (там і по періоду СНП є інфа) - http://www.upn.gov.sk/publikacie_web/hlinkova-garda.pdf
Tönsmeyer T. Das Dritte Reich und die Slowakei 1939-1945. Politischer Alltag zwischen Kooperation und Eigensinn. Paderborn, 2003.
Venohr W. Aufstand für die Tschechoslowakei. Der slowakische Freiheitskampf von 1944. – Hamburg: Christian Wegner Verlag, 1969. – 372 s.
Да, и эта книга Семиряги тоже есть. У него очень хорошие работы, жаль все крошечными тиражами издавались и сейчас редкость. Только "Тюремная империя нацизма..." издана массово и раритетом не является. Недавно еще стал обладателем редкой книги Г. Гусака "Сказание о Словацком национальном восстании".
Ну про ОЧЕНЬ хорошие я бы поспорил, хотя для доинтернетной эпохи они были довольно информативны. Но вот интерпретация информации... Например, в книге "Коллаборационизм" Семиряга трактует этот термин как сотрудничество с Германией, причем к коллаборационистам относит и страны-союзники Рейха , но в тоже время особо оговаривает, что сотрудничество граждан стран Оси с врагом (СССР и союзники) коллаборационизмом являться не может, ибо то есть антифашизм ! Т.е. чисто советский подход.
Книга Гусака называется "Свидетельство о Словацком национальном восстании". А я только что закончил читать книгу Петра Величко, командира 1-й партизанской бригады им. Штефаника "Татри пам'ятають". И выкладываю в базе ЭКП фото из архива генерала Наумова - людей и события в Словакии. Позже ссылку дам.