Линкоры типа "Ямато" символ боевой мощи Объединенного флота Японии,так казалось военно-морским стратегам из штаба флота,впрочем символом эти корабли и остались увы только в воображении адмиралов.Численность линейного флота Японии Великобритании и США была закреплена на уровне 9:15:15.Стандартное водоизмещение вашингтонского линкора 35 000 и конечно не устраивало Японию поэтому в 1934 году японцы тайком начинают разрабатывать сверхмощный линкор водоизмещение 63 200 главный калибр 410 мм,позже заменен на 460 мм."Ямато" был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре,постройка линкора велась в обстановке строжайшей секретности,его систершип "Мусаси" почти на год позже 29 марта 1938 года на верфи Митцубиси в Нагасаки,а 4 мая 1940 года в Йокосуке был заложен последний корабль этой серии "Синано",которому так и не довелось участвовать ни в одном сражении.Постройка таких мощных и крупнотоннажных кораблей по затратам сравнима с современными космическими программами.так большую трудность представляли работы по созданию стали для бронирования новых кораблей призванных быть защищенными по принципу все или ничего.Броня разрабатывалась на основе английской марки Vickers Cemented производившейся в Японии с 1910 года из-за плохих взаимоотношений с Англией Япония не имела доступа к новым технологиям,а японская металлургия отставала от западной.Броневой пояс "Ямато" толщиной 410 мм расположенный под углом 20 градусов по замыслу конструкторов должен был защищать линкор на дистанции свыше 18,5 км.Главный калибр 460 мм к нему шли снаряды тип 91,бронебойный снаряд снабженный особым специальным наконечником позволяющий сохранять траекторию движения в воде,вес 1460 кг,вес взрывчатого вещества 33,85 кг.рассчитан на поражение кораблей противника на недолете,на практике был весьма неэффективен и при попадании в небронированные оконечности кораблей не обладал хорошей пробиваемости.Исторический парадокс японские линкоры оказались в положении русских линейных кораблей периода РЯВ.В отдельных источниках упоминается фугасный снаряд типа 0 с весом 1360 кг и вв 61,7 кг,но на практике его не было.Управление огнем осуществлялось с помощью 5 дальномеров и 2 директоров управления огнем в эту систему также входили электоромеханический вычислитель позволяющий вносить поправки в данные о цели.В целом вся система соответствовала американской где наведение на цель производилось с помощью радара,но во время плохой погоды все эта система была не эффективна.Первые радары на линкорах типа "Ямато" появились лишь к середине 1944 года и соответствовали уровню американских радаров начала войны.Использовалось для обнаружения воздушных и морских целей не более и не годились для управления огнем.Стандартный экипаж для линкоров типа "Ямато" 2200 в том числе 150 офицеров,но на борту всегда находилось больше так на борту "Мусаси" в момент битвы за Филиппины находилось 2400 моряков,а на "Ямато" в момент последнего похода было 3000 человек.Бытовые условия на линкорах типа "Ямато" были лучше чем на старых японских линкорах,но хуже чем на европейских и американских кораблях.Но по сравнению с прочими кораблями Объединенного флота эти корабли были более комфортными поэтому их называли "отелями".Для японских кораблестроителей комфортные условия для экипажа не являлись приорететом.Считалось,что моряки должны стойко переносить все тяготы морских походов.
Оба ликора вступили в строй в 1942 году и 27 мая линкор "Ямато" в качестве флагмана формально принимал участие в сражении за Мидуэй,находясь в 300 милях позади авианосцев.Хотя Ямамото и говорил о линкорах,как о каллиграфических религиозных свитках,которые держат в домах старики или того презрительнее-"в предстоящей войне от них польза,как от самурайского меча."Но сам не на йоту не отошел от шаблонов пребывая на линкоре пока японские авианосцы находились под бомбами американской авиации,в ожидании гипотетической атаки американских линкоров.В 1943 году,28 мая "Ямато" отбыл на Трук где находился около года в кчаестве плавучего штаба.25 декабря,произошло событие показавшее всю уязвимость"суперлинкора" корабль был поврежден торпедой с подлодки "Скейт"в результате чего принял 3000тонн воды,был затоплен погреб кормовой башни главного калибра.Наспех исправив повреждения линкор своим ходом ушел в Японию где после ремонта с апреля по январь 1944 года "Ямато" проходил модернизацию.В июне 1944 года линкор принимал участие в сражении в Филиппинском море со своим систершипом "Мусаси"здесь он впервые открыл огонь по противнику,правда комендоры "Ямато" по ошибке стреляли по своим самолетам правда обошлось без жертв с их стороны.В октябре 1944 года линкоры наконец попали на войну,чтобы восприпятствовать американскому десанту на Филиппины.В операции "Са-Го"("Победа")главная роль отводилась артиллерийским кораблям поскольку авианосные силы Японии находились в упадке.Северная группа включавшая в себя немногие уцелевшие авианосцы должна была сыграть род приманки для 38-го оперативного соединения главной ударной силы американского флота.А основной удар по десантным судам должно было нанести первое диверсионное соединение вице-адмирала Куриты куда кроме "Ямато" и "Мусаси" и еще 5 линкоров,10 тяжелых и 2 легких крейсера и 15 эскадренных миноносцев.22 октября соединение вышло в море и уже на следующий день было атаковано американскими подлодками потеряв при этом 2 тяжелых крейсера.Утром 24 октября соединение Куриты находилось в море Сибуян начались массированные атаки американской авиации.Более всех досталось линкору "Мусаси" в течении 3 часов в корабль попало 3 торпеды и несколько авиабомб вызвав обширные затопления и дифферент на нос.Линкор держался на плаву но терял скорость.После 15:00 "Мусаси" был вновь атакован торпедоносцами и пикирующими бомбардировщиками,которые нанесли еще несколько повреждений.Видя бедственное положение корабля вице-адмирал Курита приказал выброситься на берег выполнить приказ не удалось в 19:36 линкор перевернулся и затонул.Погибло 1023 моряка и командир корабль контр-адмирал Иноуки,отказавшийся покинуть корабль.Всего в "Мусаси" попало около 19 торпед и 17 авиабомб.Американцы потеряли 18 самолетов из 259 принимавших участие в атаке.
Несмотря на потерю "Мусаси" соединение Куриты было вполне боеспособно остальные линкоры не получили серьезных повреждений.Курита вначале лег на обратный курс,но затем понукаемый приказом главнокомандующего Объединенным флотом-"Атаковать с верой в божественное провидение!"Направился к заливу Лейте.Северная группа вице-адмирала Одзава отлично справилась со своей задачей и увлекла за собой основные силы 38 оперативного соединения оставив северные проливы без прикрытия.Американский командующий переоценил доклады своих пилотов о повреждении японских кораблей и решил,что японское соединение не представляет опасности.Тем времен линкоры Куриты ночью преодолели пролив Сен-Бернардино никем не охраняемый и вошли в залив Лейте.Около 6:45 японцы обнаружили северную группу 7-го флота США состоящую из 6 эскортных авианосцев,3 эсминцев и 6 эскортных миноносцев.На "Ямато" -флагманском корабле приняли американцев за одну из групп быстроходных авианосцев и считали,что в ее состав входят крейсера."Ямато" открыл огонь в 6:58 с дистанции в 27 километров.Первые залпы пришлись по авианосцу "Уайт Плейс (White Plains)и артиллеристы считали,что добились попаданий.Дальнейший бой свелся в преследовании японцами тихоходного противника,который в ответ на стрельбу из орудий отвечал атаками самолетов и эсминцев.Артиллерийский огонь затрудняли периодически возникающие шквалы и дымзавесы.В течении трех часов японцы стреляли по многочисленным целям и считал,что потопили несколько авианосцев и крейсеров.Между тем соединение Куриты из-за большой разницы в скорости(около 10 узлов) сильно растянулось и Курита потерял управление боем.В 10:21 1 е диверсионное соединение вышло из боя и повернуло на обратный курс несмотря на то ,что дорога в залив Лейте была свободна.Потери американцев составили 1 эскортный авианосец 2 эсминца и 1 эскортный авианосец.Послевоенные исследования показали,что "Ямато" не добился ни одного попадания из орудий ГК.Существует точка зрения,что это случилось из-за большого замедления японских снарядов перед взрывом,снаряды пронзали небронированные оконечности американских кораблей и взрывались над морем."Ямато" вернулся в Японию только 22 ноября 1944 года и сразу встал на ремонт и модернизацию последнюю для него.
"Ямато"-последний поход.Война неумолимо приближалась к берегам островной империи и 1 апреля 1945 года американцы начали высадку на Окинаве.Единственным адекватным ответом Объединенного флота на высадку стала операция "Тен-Ити-Го"("Небеса-1").План был самоубийственным по своей сути,"Ямато" следовало отвлечь на себя палубную авиацию американцев,чтобы облегчить действия камикадзе,а в случае неудачи выброситься на берег и громить противника артиллерией. 6 апреля 1945года "Ямато" 1 легкий крейсер и 8 эсминцев вышли в море.Японская эскадра была обнаружена утром 7 апреля и сразу же подверглась массированным атакам с воздуха.(227 самолетов)Через два часа линкор получив 10 попаданий торпед и 13 авиабомб.В 14:23 на линкоре взорвался погреб носовой артиллерии главного калибра после чего корабль затонул.Спасти удалось 269 моряков погиб 3061 моряк потери американцев 10 самолетов и 12 летчиков.
Последний из "Ямато".Третий линкор типа "Ямато" Синано" заложенный 4 мая 1940 года после битвы за Мидуэй стали спешно переоборудовать в авианосец.Многое уже нельзя было исправить поскольку готовность корпуса линкора была около 50%.Бронирование корпуса было уменьшено вдвое.По первоначальному проекту на "Синано" находилось 18 самолетов,но в конечном итоге численность авиагруппы была доведено до 42 самолетов-максимальная численность 47 самолетов.Для сравнения в два раза меньший "Сёкаку" нес авиагруппу 84 самолета."Синано" до 1960 года был крупнейшим авианосцем в мире,его превзошел только Enterprise.5 октября 1944 года корабль был почти готов,но из-за повреждения ворот сухого дока ворвавшаяся вода сорвала авианосец с кильблоков и ударила о борт.Спуск затянулся еще на три недели.Наконец 19 ноября на корабле подняли флаг.Для завершения работ "Синано" решили перевести во Внутреннее море в ВМБ Куре.На корабле разместили 50 самолетов и 9 катеров для камикадзе.Командир корабля капитан 1-го ранга Абэ имел приказ двигаться в близи береговой линии.Абэ знал что вблизи Японии действуют крупные силе американских подводных лодок.Но все же повел корабль мористее рассчитывая что высокая скорость (20 узлов) будет лучшей защитой от ПЛ.В составе эскорта "Синано" следовали три эсминца-"Исакадзе","Юрикадзе" и "Хасакадзе" все типа "Кагеро".В 18:00 "Синано" вышел в открытое море,американская подлодка "Арчерфиш" SS-311 обнаружила соединение японских кораблей идущих в 12 милях по пеленгу 30 градусов.В 22:45 сигнальщики "Синано" обнаружили подлодку справа по курсу.На прехват был послан ЭМ "Исакадзе" ,но по приказу капитана 1-го ранга Абэ был возвращен назад.На "Арчерфиш" гнались за идущим 20 узловой скоростью противолодочным зигзагом кораблей.Около 22:30 на "Синано" пришлось уменьшить ход до 18 узлов, из-за перегрева котлов -накануне выхода на "Синано" были исправны 8 из 12 котлов. Скорость подлодки и авианосца сравнялась.В 3:17 29 ноября "Арчерфиш" произвела залп из нсовых торпедных аппаратов (всего 6 торпед) в цель попало 4 торпеды все в центральную часть правого борта.сразу после атаки эсминцы атаковали подлодку но безрезультатно.Недостроенный ,не прошедший испытание корабль -на авианосце даже не было оборудования для откачивания воды.К 9:00 на "Синано" полностью вышла из строя силовая установка,крен судна достиг 20 градусов.Эсминцы эскорта попытались отбуксировать поврежденный корабль к берегу но безрезультатно.Около 10:00 началась спасательная операция.В 10:55 корабль затонул погибло 1435 и спасено 1080 моряков."Синано" погиб через 17 часов после выхода в море.
Общая оценка проекта.Ситуация с линкорами класса "Ямато" в полной мере отражает неготовность Империи Восходящего солнца к войне.Японские линкоры с мощной артиллерией "Ямато" формально превосходившие американские линкоры типа "Iowa" (по тогдашней доктрине Япония хотела построить большой артиллерийский корабль который мог проходить через Панамский канал) что на деле никак не проявилось американские линкоры превосходили своих японских оппонентов в скорости да и в количестве.США за время войны ввели в строй 10 линейных кораблей,Япония только 3 и то последний "Синано" спешно переделали в авианосец,что отразилось на его боевых качествах огромный корабль предполагалось использовать в качестве вспомогательного авианосца.Теоретически сближение на дистанцию свыше 17 и более километров было смертельно для любого линкора будь то американские "Айовы" "Ришелье" ,"Бисмарк" и прочие.В теории,что мне лично как автору темы весьма сомнительно учитывая низкую эффективность систем вычисления отсутствие радаров,а те которые появились в 1944 году могли обнаруживать воздушные и надводные цели но не управлять артиллерийским огнем.Случись такой бой в реале думаю победа была бы за янки -один корабль с мощным радаром начинает пристрелку и сообщает данные остальным и утопление японских колоссов лишь вопрос времени.К этому прибавим еще весьма низкий ресурс орудий главного калибра.Еще один недостаток слабая противоторпедная защита что вызвало быструю гибель "Мусаси".Мощный пояс брони по цитадели но самый короткий,надстройка незащищенная броней кроме боевой рубки,демонтаж орудий среднего калибра на "Ямато" с последующей заменой на зенитные пулеметы весьма кстати не эффективные.США и Британия в 30-х годах всячески стремились помешать доставке в Японию стратегических материалов для производства качественной броневой стали.Японские адмиралы использовали свои линкоры уже под конец войны,что в принципе и объясняет почему"Ямато" и его систершип "Мусаси" дожили до конца войны.К этим кораблям вполне подходит поговорка о колоссе на ногах из глины.
"Ямато" и "Мусаси" повреждения и общая компоновка линкора.http://reibert.info/forum/attachment.php?attachmentid=1194958&stc=1&d=1326468389http://reibert.info/forum/attachmen...hmentid=1194965&stc=1&d=1326468689=1326468626http://reibert.info/forum/attachment.php?attachmentid=1194974&stc=1&d=1326468875
Однак лінкори як клас кораблів залишалися у флотах усіх країн до 1957 року."Нью-Джерсі" лише недавно вилучено зі списків флоту.До того ж японці неправильно використовували свої лінкори.У випадку із "Бісмарком" фатальну роль зіграли надводні кораблі та артилерійський вогонь.
У Таранто італійський флот зазнав значних втрат від старовинних "Сордфішів",а на рахунок "Нью-Джерсі" - як пояснити гормадькості,що лінкор в кілька мільйонів "вже не при справах"?
Алеж після атаки Таранто "Вітторіо Венето" та "Літоріо" були швидко відремонтовані.Кожен великий корабель і авіаносець також досить вразливий тому потребує єскорту та охорони.У випадку з "Ямато" ми бачимо фатальну помилку японських адміралів та невдале проєктування.Спочатку лінкори сберігали для очікуваного "великого бою" на зразок ЮтландіЇ чі Цусіми,а потім кинули у саме пекло війни з недосконалими радарами та системою керування вогню(у першому бою комендори "Ямато" помилково обстріляли своЇ ж літаки ні збивши ні одного).Американці ставили своЇ лінкори у складі великих ескадр разом с авіаносцями та кораблями їнших типів.Японці увесь час розділяли флот на окремі групи,які діяли фактично самі по собі.Приклад Мідуей -авіаносці під бомбами американських літаків ,а "Ямато" за 300 миль позаду чекаючи коли американський лінійні кораблі вийдуть для бою.Усе це ставить під сумнів і "геніальність" Ісороку Ямамото як командуючого. флотом.
На рахунок ескорту та охорони - повністю згоден,друже (Отто Ведінг це довів).Британські лінкори "Ріпалс" та "Принц Уельський" теж були потоплені японською авіацією. Можна також згадати бій біля мису Матапан.В Таранто - "Кавур" - потоплено,"Джуліо Чезаре"-сів на грунт.Можливо, зіграв свою роль консерватизм моряків - лінкор було розроблено для зовсім інших тактичних завдань, але залишаючись довгий час у складі флотів найсильніших держав вони стали такими собі символами могутності.
Думаю ще одною причиною усунення лінкорів стла суто матеріальна.І лінкор і великий авіаносець,по суті той же лінкор тільки замість гармат озброєний літаками,коштують недешево.Під час війни ніхто окрім США не будував лінкори.а після війни було не до того та і авіація довела свою силу.
Повністю згоден. Тай з ким воювати після Другої Світової лінкорами? В епоху реактивної авіації та "Наутілусів",ядерної зброї? До того ж військово - стратегічна ситуація змінилась - знадобилась мобільність (П'ятий флот США)
Я слышал другой вариант: "они так же полезны, как самурайский меч в современном бою". Адмирал Ямамото прекрасно понимал, что появление авианосцев ставит крест на господстве линкоров. Даже самое совершенное (на тот момент) зенитное вооружение не могло спасти надводный корабль от авиации. Впрочем, гибель "Ямато" и "Мусаси" подтвердила правоту японского Адмирала.