Крымская операция

Dieses Thema im Forum "Операії" wurde erstellt von bubinett, 8. Apr. 2012.

  1. bubinett

    bubinett Stabsgefreiter

    Beiträge:
    166
    Ort:
    Киев, Украина
    Сегодня 58-я годовщина начала Крымской операции, в которой ВВС КА понесли довольно серьезные потери от действия немецких зениток и летчиков JG52 и II./SG2. Хотелось бы немного обсудить потери и некоторые боевые моменты в ходе этой операции.

    Согласно данным, опубликованным в книге "8-я Воздушная", потери армии были такие:

    С 8 по 17 апреля - в 2,5 раза чем у противника (который, по советским данным потерял 151 самолет в воздухе и 65 на земле)

    В том числе, 8 ВА потеряла

    10 апреля - 7 истребителей и 9 Ил-2
    11 апреля - 8 самолетов

    С 18 апреля по 5 мая потеряно 55 самолетов

    5 мая потеряно 14 самолетов, в т.ч. 10 Ил-2

    6 мая три истребителя

    7 мая в воздушных боях потеряно 5 истребителей, 5 Ил-2 и 5 бомбардировщиков. Зенитной артиллерией (в т.ч. подбито) 18 Ил-2 и 2 истребителя.

    Разумеется, потери несли еще и части 4-й ВА и ВВС ЧФ

    Что касается заявок только немецких пилотов, то что стоит сказать, что только летчики II./JG52 заявили за период с 8 апреля по 9 мая заявили около 290 побед.

    Если у кого-то есть описание каких-то боевых эпизодов в ходе этой операции, то можете делиться с остальными.


    Вот один из эпизодов из книги М.Гареева, который ярко демонстрирует, насколько нелегко было нашим штурмовикам в боях за Севастополь, и какой ценой было оплачено его освобождение.

    Особенно тяжелым был вылет 5 мая. В этот день мы на несли удар по аэродрому противника на мысе Херсонес. Группы повели майор Тюленев, капитан Анисов и старший лейтенант Филиппов.
    Гитлеровцы встретили нас над морем. Одна группа их самолетов связала наших истребителей, а другая набросилась на нас. Завязался воздушный бой. На этот раз он сложился явно не в нашу пользу.
    Вот вспыхнул самолет лейтенанта Токарева, вражеский истребитель подобрался к штурмовику лейтенанта Сусарина и в упор расстрелял его. Раненый «Ил» резко взмывает вверх, переворачивается на спину и начинает беспорядочно падать. Вскоре море поглощает и самолет младшего лейтенанта Юдина. На штурмовик младшего лейтенанта Бережного набросились два истребителя. Экипаж мужественно отбивался и все же был подбит и пошел на вынужденную посадку в сторону материка. Был подбит и самолет ведущего группы – майора Тюленева. На свой аэродром мы возвращались в подавленном настроении. За какие-то полчаса потеряли столько экипажей!
    На аэродроме меня поджидал еще один удар – не вернулся мой близкий друг Виктор Протчев. Весь остаток дня я ходил по аэродрому и расспрашивал о нем. Но никто не видел, как его подбили, никто ничего не мог сказать, но и на этот раз с Виктором все обошлось хорошо.
    Самолет Протчева был подбит, но он сумел дотянуть до материка. При вынужденной посадке самолет скапотировал. Пехотинцы вытащили Виктора из-под самолета и на санитарной машине доставили раненого на аэродром.


    Кто доставил нашим штурмовикам столько хлопот в тот день, пока не ясно. Из состава II./JG52 в одном бою сбиты 3 Ил-2, а в другом 2 штурмовика. В первом случае отличились м-р Баркхорн, унтер-офицер Кра и ф-ль Хоффманн, во втором обер-л-т Липферт и тот же ф-ль Хоффманн.

    Но возможно, что штурмовиков потрепали пилоты II./SG2, заявившие в тот день 15 побед, причем больше всего отличился л-т Ламберт, одержавший, по немецким данным, 70 побед лишь за три недели апреля - т.е. как раз в ходе Крымской операции советских войск. А группа, в которой служил ас только за 12-16 апреля заявила в районе Севастополя 106 сбитых советских самолетов, а еще 28 были уничтожены ее на земле.


    Присоединяйтесь и выкладывайте другие интересные факты и эпизоды по операции.
     
  2. Интересные лоты

    1. Фурнітура військових ящиків та інше знайдено на полі битви.
      250 грн.
    2. (в наличии 100 шт.)
      Старі німецький кнопки. Діаметр: 17 мм.
      30 грн.
    3. (в наличии 10 шт.)
      Пряжка “крокодил” на німецьку амуніцію. Оригінал! Зазвичай встановлювались на амуніцію тропічного...
      300 грн.
    4. 2 железные замка - коп , хорошо почищены , слегка протерты машинным маслом . Все работает - металл...
      450 грн.
    5. (в наличии 20 шт.)
      D образне кільце на німецьке спорядження (рюкзаки, переноски і т.д.). Оригінал 40-х років. Фарбоване...
      150 грн.
  3. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Beiträge:
    3.061
    26 марта 1944. Черный день 3 ИАК.

    3 Истребительный Авиакорпус (ИАК) в составе 278 и 264 Истребительных авиадивизий (ИАД) под командованием генерал-майора Евгения Савицкого с переменным успехом добивал немногочисленную немецкую авиацию в Крыму начиная с февраля 1944 года. Несмотря на ростущее число сбитых самолетов противника на счетах асов 3 ИАК, успешно выполненых заданий по сопровождению и патрулированию, немецкие истребители не собирались отдавать господство воздухе, что видно из так же возрастающих потерь корпуса в воздушных боях.
    Одним из черных дней для 3 ИАК стало 26 марта 1944 когда от атак немецких истребителей погибли пять летчиков корпуса, из них три известных аса: Начальник Воздушно-Стрелковой службы 291 ИАП капитан Александр Лавренов (26 личных побед и 3 группе в этот же день был подписан указ о присвоении Лавренову звания Героя Советского Союза), командир 274 ИАП майор Николай Волчков (13 личных и 6 в группе), старший лейтенант Николай Андрющенко заместитель командира эскадрильи 43 ИАП (11 личных и 3 в группе).
    Попробуем на основе документальных сведений детально разобраться, что произошло в этот день.

    В готовности № 1 для боевых вылетов в 3 ИАК находились летчики 274, 15 и 43 ИАПов (весь боеготовый состав 278 ИАД и 291 ИАП (265 ИАД). Утром группы стали подниматься на патрулирование в р-не Сиваша, где шла активная переправа советских войск. Немецкая авиация как возможно пыталась сорвать переправу направляя пикирующие бомбардировщики Ю-87 и истребители бомбардировщики Фв-190 под прикрытием Ме-109-х, единственной дислоцированной на тот момент в Крыму немецкой истребительной группы II/JG52. В летной книжке лейтенанта Вальтера Вульфрама (5/JG52), который в этот день заявил сбитыми 4 советских истребителя Як, значатся три вылета на сопровождение Ю-87 и свободную охоту в р-не Сиваша.

    Вот как описывают события оперсводки 278 ИАД. (разница во времени между советским и немецким временем - 2 часа, советское впереди далее в скобках М.В.- время в советских документах , Б.В. - время в немецких документах ).

    Первыми в 11.02 (М.В.) взлетела группа 3 Як-1 и 3 Як-9 15 ИАП, ведомая комэском капитаном Власовым, в 11.15 (м.в.) в р-не Сиваша были атакованы 6 Ме-109. В завязавшемся воздушном бою были подбиты Як-9 № 0559 младший лейтенант Кривобок сумел совершить вынужденную посадку в р-не ю. Дальний, Як-1 № 01112, младший лейтенант Рудык, приземлил подбитую машину на колеса южнее Благовещенка. Як-9 № 1023, младший лейтенант Иван Дмитриев не вернулся из этого боя и до сих пор числится пропавшим без вести. Если сравнивать место и время этого боя, то победы на свой счет записали уже упоминавшийся лейтенант Вальтер Вольфрум и фельдфебедь Петер Дюттманн (5/JG52), заявившие каждый по Яку в 9.16 и 9.23 (б.в.). Советские летчики побед не заявляли. остаток группы приземлился на аэродроме в 12.02 (м.в.)

    Затем с разницей в 8 минут на патрулирование взлетели еще две группы, первую из 4 Як-1 15 ИАП повел все тот же капитан Власов. Взлет в 15.20 (м.в.) уже в 16.05 (м.в.) над Сивашом. Группа опять подверглась атаке 2 Ме-109 на в. 4000 м. В результате чего были подбиты 2 Як-1: №22156 младшего лейтенанта Яшина, который дотянул до аэродрома и № 17148, ведущего группы капитана Власова, который был ранен, но сумел совершить вынужденную посадку в р-не Зентюп-1.
    Второй группой была группа капитана Лавренова. 15.28 (м.в.) группа в составе 8 с-тов Як-1 и Як-9 под командованием капитана Лавренова по сигналу с КП в зону № 4. В 16.05(м.в.) на Н=3500 м встретили 4 Ме-109, которые атаковали 1 Як-1 и затем со снижением ушли на свою территорию. Ударная группа в составе 4-х с-тов под командованием Лавренова атаковала их (безрезультатно), потеряв при этом высоту. Нруппа начала набирать высоту над полем боя, потеряла скорость и в это время сзади со стороны солнца была атакована 2 Ме-109, один из которых с дистанции 50 м под ракурсом одной длинной очередью 1/4 сбил капитана Лавренова, который упал в воду в р-не 3 км юго-восточнее Чучак. Как ни странно у немцев этим двум боям соответствует только одна заявка лейтенанта Вольфрума на Як в 14.02 (б.в.).

    В 15.20 (м.в.) другая группа Яков из 274 ИАП воспользовалась возможностью атаковать шедшие без истребительного прикрытия Фв-190 е из cостава SG2. К сожалению, немецкие летчики либо уже отбомбились,либо сумели быстро избавиться от бомб и вступили в воздушный бой, который закончился со счетом 2:1 в их пользу на одну заявку лейтенанта Клопова в р-не Самай, они сбили 2 Як-9 274 ИАП, №1043 лейтенанта Степочкина был сбит, летчик покинул горящую машину с парашютом и вернулся в часть только 15 апреля, так же был сбит Як-9 № 0498, младший лейтенант Бахрамов так же выпрыгнул с парашютом, но попал в плен, и сумел вернуться только после освобождения Севастополя в мае 1944. У немцев отличился лейтенант Август Ламберт, который по неизвестной причине сбитый им Як-9 идентифицировал как Аэрокобру, автор второй немецкой заявки неизвестен. Также неизвестны потери SG2 в этом вылете, поэтому невозможно четко идентифицировать заявку лейтенанта Клопова.

    В период с 17.40-18.00 (м.в.) уже несколько групп Яков 3 ИАК отбивали атаки немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей в р-не томашевка-Сиваш-Тархан. Немцы по традиции атаковали со стороны солнца с превышением. Действовали очень активно и не позволили сорвать бомбардировки. В воздушном бою были сбиты Як-9 №0395 старший лейтенант Николай Андрющенко сумел воспользоваться парашютом, но был тяжело ранен огнем советских пехотинцев с земли. Они приняли его за немецкого летчика. Андрющенко умер на следующий день в лазарете. Так же был сбит Як-1 №46146 в его кабине погиб младший лейтенант Виктор Григоровский. Чуть позднее атакой пары Ме-109 в р-не Тархан был сбит и Як-9 №1050 командира 274 ИАП майора Николай Волчкова. Еще один Як-1 был подбит но летчик сумел долететь до аэродрома и совершить вынужденную посадку. На такие потери летчики 3 ИАК сумели ответить лищь одним сбитым Ме-109, он был сбит лейтенантом Самойловым из 15 ИАП. У немцев зафиксирована одна потеря Ме-109Г-6 №410680 был подбит в воздушном бою, а Оберлейтенант Фритц Билфингер ранен после вынужденной посадки на своей территории.