Ганшипы в небе Индокитая

Тема у розділі 'Індокитайські війни', створена користувачем +NOOR+, 23 вер 2012.

  1. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Ганшипы. Небесные линкоры. Должно быть самое удивительное изобретение в боевой авиации.

    Вьетконговцы называли его "огнедышащим самолетом", американская пресса — "волшебным драконом", военные — "летающей канонеркой". А в истории он останется как самый необычный боевой самолет поддержки.

    В конце 1964 года в Индокитае военный корреспондент газеты Stars and Stripes увидел сказочное ночное зрелище – над полем боя кружил огромный самолет, из чрева которого к земле тянулись яркие следы трассеров, освещая небо.

    Зрелище произвело на журналиста сильнейшее впечатление, и вскоре в газете появилась статья под заголовком Puff the Magic Dragon – "Извергай огонь, сказочный дракон". Звучная фраза понравилась экипажу этого самолета – на борту фюзеляжа появилась надпись Puff, а подобные самолеты стали часто называть Dragonship. Но нам они больше известны как Gunship – летающие линкоры.

    А в действительности это был старенький военно-транспортный самолет Douglas C-47, ветеран Второй мировой войны, модернизированный в полевых условиях. На его борту установили три подвесных оружейных контейнера со скорострельными шестиствольными пулеметами «Minigun» (калибр 7,62 мм, скорострельность 6000 выстрелов в минуту), плюс прицел, позаимствованный у штурмовика А-1. Все вооружение было смонтировано так, чтобы вести стрельбу не по курсу движения, а перпендикулярно ему. Таким образом, самолет при заходе на цель «ложился на крыло» и нарезал круги вокруг точки обстрела, а бортовые орудия в это время поливали землю настоящим свинцовым дождем.

    При скорострельности от пятидесяти до ста выстрелов в секунду три "минигана" с высоты в 900 м за 5 с. стрельбы обеспечивали почти полное уничтожение ничем не защищенной живой силы противника на площади размером с футбольное поле.

    Наибольшим потенциалом при переоборудовании в штурмовики обладали транспортные самолеты. Их значительные размеры и масса полезного груза позволяли разместить на них большое количество вооружения и боеприпасов. К тому же самолеты имели значительную продолжительность полета, а уже тогда предполагалось, что основным видом боевой работы станет нанесение удара из положения "дежурство в воздухе". Большой "грузовик" представлял собой лакомую цель для зенитчиков, но зенитчики у партизан первой половины 1960-х оставались в большом дефиците. Создатели нового типа боевого самолета угрозу со стороны ПВО не рассматривали вообще.

    Капитан Рональд Терри (Ronald W. Terry), служивший в испытательном центре базы ВВС в Райт-Паттерсоне (Wright-Patterson Air Force Base), вновь предложил концепцию размещения бортовых орудий перпендикулярно оси самолета. В 1961 году группа инженеров тщательно изучила проблему такой установки мощного вооружения на самолет, и в 1962 году было сформулировано предварительное техническое предложение.

    Для экспериментов ВВС в 1963 году выделили старый С-131, на который и установили «перпендикулярное» вооружение. Несмотря на обнадеживающие результаты, идея «воздушного линкора» многим из ВВС США представлялась, мягко говоря, экзотичной. Иначе сложно объяснить выбор платформы для первого боевого «ганшипа»: это был ветеран Второй мировой DC-3 (он же С-47). Экспериментируйте, парни, – старья не жалко.
     
    maaaaster, AleFF, Carro Armato M 11/39 та 8 іншим подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Загальновійськова армійська фляга виробництва СРСР. Призначена для зберігання індивідуального запа...
      150 грн.
    2. Туристична фляга. Німеччина/DDR. Нова!
      500 грн.
    3. Термос Голландских вооруженных сил Thermosflasche, (NL) n. Modell, 1,0 Liter oliv - Голландский...
      750 грн.
    4. Вакуумный пищевой термос ТНП-4. Известного производителя - "ТЕМЕТ" г. Харьков. Материалы: нержавеюща...
      850 грн.
    5. Чохол для питної системи (гідратора) армії США MOLLE II Hydration System Carrier BAE Sytems SDS Mult...
      322 грн.
  3. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    В октябре 1964 года капитан Терри с остальными членами испытательной команды отправились во Вьетнам для проведения испытаний уже в боевых условиях. Для этого им опять выделили предназначенный для списания транспортник C-47. Уже в полевых условиях, на авиабазе в Бьенхоа (Biên Hòa Air Base), на самолет установили три подвесных контейнера UU-11A/A с пулеметами «миниган» — два в иллюминаторах левого борта и ещё один в проеме грузовой двери. Для нового ганшипа на месте было сформировано два экипажа для посменного дежурства. Капитан Терри, закончив работы по переоборудованию самолета и инструктаж, отправился обратно в Штаты для продолжения работ по созданию новых летающих линкоров.

    Итак, довооруженный самолет получил новый индекс FC-47 (Fighter/Cargo-47 — истребитель/грузовоз). Но вскоре его пришлось поменять: такое название уязвило воздушную элиту — американских летчиков-истребителей, — и они принялись строчить коллективные протесты командованию, в которых заявляли что «недопустимо старый утюг C-47» ставить в один ряд с их «суперсовременными Фантомами». В результате, индекс поменяли на AC-47 (Attack/Cargo-47 — штурмовик/грузовоз)

    Испытания, а точнее, боевые вылеты превзошли ожидания даже самых отчаянных оптимистов: именно работа первых FC-47D произвела такое впечатление на корреспондента Stars and Stripes.

    Призрачная эскадрилья

    В конце 1964 года командование ВВС США наконец-то соизволило обратить внимание на новую боевую единицу и сформировало первую эскадрилью ганшипов.

    Подготовительная работа к этому торжественному событию прошла более чем комично. Однажды вечером в командном центре будущей эскадрильи, представлявшем собой убогую хижину, где из оборудования был только письменный стол и телефон, раздался звонок из штаба 7-й воздушной армии: "Какой позывной и символ вы хотели бы выбрать для своей части?". Вопрос застал личный состав подразделения врасплох. Дежурный офицер (вероятно, замученный подколками пилотов-истребителей) ответил примерно следующее: "Позывной для этого ржавого привидения? Да поцелуй меня в зад!». На том конце трубки вежливо ответили: "О’кей, пусть будет Spooky". После этого случая имя "Спуки" закрепилось за всеми самолетами AC-47.

    Вскоре, однако, эскадрилья перестала быть призрачной. В конце 1964-го и первую половину 1965 года в небе Вьетнама летал только "Puff", причем нагрузка на экипажи была просто колоссальная. Ганшип мотался по всей стране от Нья Чанга на севере до дельты Меконга на юге, обеспечивая поддержку сухопутных войск и выполняя задачи по уничтожению конвоев и воинских подразделений партизан. В мае 1965 года к эскадрилье присоединился второй ганшип, также переоборудованный в местных условиях, а командование ВВС США, убедившись в эффективности самолетов данного типа, организовало подготовку экипажей в Канзасе, рассчитывая в скором времени ещё увеличить количество "Спуки".



    http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=-ojAAEgVJ84

    http://www.youtube.com/watch?v=uKOrpyO0z48&feature=related
     
    maaaaster, votaga, AleFF та ще 1-му подобається це.
  4. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Тропа войны

    Действия ганшипов во Вьетнаме были, в первое время, весьма успешны. Впечатляющая огневая мощь; нестандартное расположение вооружения, позволяющее вести обстрел, ни на минуту не теряя цель из виду; низкая скорость, облегчающая атаку; дальний радиус действия и большой боекомплект — все эти качества сделали "Спуки" просто незаменимыми. Кроме того, вьетконговцы, не обладавшие серьезными средствами ПВО, обычно при первом же залпе ганшипа предпочитали скрыться в джунглях.
    1.jpg

    1. Прицел в боковом окне кабины пилота
    2-4. "Миниганы" на лафетах в фюзеляже "Дакоты". Обратите внимание: установки полностью механизированы.
     

    Images:

    3-3.jpg
    3-2.jpg
    32-2.jpg
    44-2.jpg
    maaaaster, AleFF, Carro Armato M 11/39 та 3 іншим подобається це.
  5. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Успех борьбы с партизанами в Индокитае, в сущности, зависел от выполнения одного-единственного условия: парализации транспортировки оружия, боеприпасов и предметов снабжения по "Тропе Хо Ши Мина". И здесь альтернативы "ганшипам" почти не было, так как использование обычных ударных машин было малоэффективным.

    Помимо авиации тропе противостояли и силы спецназа. Чьи заставы находились у самой границы и постоянно подвергались атакам вьетконга.

    Безоблачная боевая карьера первых 15 «ганшипов» продолжалась до января 1966 года, когда эскадрилью привлекли к блокаде знаменитой тропы Хо Ши Мина, пути, по которому из Китая вьетнамским партизанам поступало оружие. Военная мощь американцев, базирующаяся на техническом превосходстве, стала быстро обесцениваться после начала поставок советских вооружений.

    Естественно, командование США пожелало как можно быстрее перерезать эту стратегическую артерию. На выполнение этой задачи вновь кинули ганшипы. Самолеты должны были непрерывно патрулировать «тропу» и немедленно уничтожать любой появившийся в зоне видимости конвой.

    К этому времени отряды вьетконга обзавелись большим количеством ДШК, 37-мм и 57-мм зенитных пушек, в том числе с радиолокационным наведением. За короткое время американцы потеряли шесть АС-47. Тем не менее командование ВВС США продолжало отправлять «Спуки» на патрулирование. В конце Вьетнамской войны 4-я эскадрилья ганшипов стала своеобразным рекордсменом по отношению количества потерь к количеству боевых вылетов.

    Вот например один из самых известных эпизодов.

    Укрепленный лагерь А-Шо в форме треугольника был построен еще в 1964 г. Особого значения ему не придавалось до марта 1966 г., когда было принято решение построить на месте обычного опорного пункта авиабазу. 7 марта военно-транспортными самолетами в А-Шо была переброшена очередная смена солдат, которые сразу же принялись за работы по укреплению лагеря. Строительные работы не остались без внимания партизан. В ночь на 9 марта начался минометный обстрел лагеря, за которым последовала атака. Против десяти американских спецназовцев, 150 бойцов CIDG из племени Ня и незначительного числа солдат армии Южного Вьетнама, командование dьетrонга привлекло от 3000 до 5000 бойцов.

    При таком раскладе надежда обороняющихся была только на авиацию. Нападавшие тоже были не дураки и устроили настоящий «огненный ящик» вокруг опорного пункта, сосредоточив массу станковых пулеметов, включая крупнокалиберные ДШК. Первые самолеты прилетели в 9 утра, но не смогли обнаружить цели из-за тумана и низкой облачности. В 11.20 в небе над А-Шо появился АС-47. Совершив две неудачных попытки вслепую выйти на цель, его командир капитан Коллинз с третьего захода все-таки пробил облачность на высоте около 100 м в нескольких милях от лагеря, над которым вздымались клубы огня и дыма. «Дуглас» сразу же попал под зенитный огонь. Тем не менее, сопровождаемый трассами с земли, «Дракон» направился в сторону А-Шо и обрушил на вьетконговцев лавину огня. Радость солдат, державших оборону в лагере, была недолгой: сначала у «ганшипа» задымил правый двигатель, секундой спустя — левый. Экипажу удалось посадить машину на склон горы. После нескольких неудачных попыток оставшихся в живых членов экипажа удалось вывезти из зоны боевых действий на вертолете. Дневной боевой вылет на хорошо прикрытую зенитными пулеметами цель окончился для экипажа АС-47 весьма печально. В ночь на 10 марта над А-Шо кружил еще один «Спуки». Беспокоящий огонь его шестистволок несколько остудил пыл атакующих, хотя больших потерь и не причинил. Днем 10 марта укрепленный пункт был захвачен. Главной причиной американцы посчитали недостаточную поддержку с воздуха, в частности, отметили низкую эффективность и высокую уязвимость «ганшипов» при атаках в сложных метеоусловиях целей, прикрытых сильной ПВО.

    http://www.youtube.com/watch?v=73SciCMf9Rw&feature=related
     
    Володимир(Amilkar), maaaaster та AleFF подобається це.
  6. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Состав 4-й эскадрильи насчитывал 11 "новых" AC-47 и четыре "старых" FC-47.

    Родным домом для 4-й эскадрильи стала авиабаза Ня Транг. Ее самолеты можно было увидеть во всех концах Южного Вьетнама, они действовали с авиабаз Дананг, Плейку, Бьенхоа, Биньтхай. Первые боевые вылеты были успешными, боевая карьера складывалась удачно, несмотря на старость самолетов, молодость и неопытность их пилотов.

    Над тропой Хо Ши Мина АС-47 потерпели сокрушительное поражение, другое дело - ночные полеты на прикрытие укрепленных пунктов.

    Именно ночью зачастую "Привидению" достаточно было лишь один раз обнаружить себя огнем пулеметов, чтобы атаки вьетконговцев прекратились на всю ночь. Эффективность самолетов при таких вылетах была очень высокой. Так, по американским данным, за один ночной полет экипаж АС-47 уничтожил более 400 партизан.

    Но АС-47 уже устарел. Нужно было, что то новое..

    К 1967 г. в составе 7-х ВВС было уже две эскадрильи "Ганшипов": знакомая нам 4-я и новая - 3-я. Некоторые машины вообще вооружались тремя крупнокалиберными пулеметами МЗ. Самолеты стали привлекаться и к операциям над Лаосом и Камбоджей, базируясь на аэродромах Таиланда. Боевая карьера американских "Привидений" в Индокитае закончилась в 1969 г., последний боевой вылет летчики 4-й эскадрильи совершили 30 ноября 1969 г., а 15 декабря эскадрилья официально прекратила свое существование. Материальная часть 3-й и 4-й эскадрилий была передана союзникам США по "грязной войне"; 18 AC-47 достались южновьетнамцам, 11 - королевским ВВС Лаоса, еще семь самолетов переданы ВВС Камбоджи и Таиланда. По данным командования вооруженных сил США, в период с конца 1964 г. по начало 1969 г. благодаря огневой поддержке самолетов АС-47 удалось удержать более 6000 деревень и опорных пунктов.
     

    Images:

    1.jpg
    maaaaster, AleFF, Carro Armato M 11/39 та 2 іншим подобається це.
  7. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    В 1967 г. началась переделка в "Ганшип" транспортного самолета С-119, получившего название AC-119G.

    Проблема ПВО тревожила американцев в меньшей мере, чем вопросы, возникавшие при ночном применении "пушечных кораблей".

    В 1967 г. фирма "Фэйрчалд-Хиллер" в рамках программы Combat Hornet ("Боевой Конь") получила заказ на разработку "Ганшипа" на базе военно-транспортного самолета C-119 "Флаинг Бокскар". Эта машина, подобно С-47, тоже отнюдь не являлась новинкой авиационной промышленности, она широко применялась еще в Корейской войне. По сравнению с С-47 самолет имел большие размеры грузовой кабины и более мощные поршневые двигатели, соответственно большую крейсерскую скорость и грузоподъемность.

    Новый "Ганшип" AC-119G Shadow ("Тень") по вооружению недалеко ушел от AC-47: четыре "минигана" вместо трех. Зато на нем установили навигационную систему APN-147, обзорную систему ночного видения, мощный прожектор, бортовой компьютер, совершенной навигационной системой и системой «Black Crow» («Черный ворон»), засекавшей электромагнитные импульсы зажигания работающего автомобильного двигателя.

    Кабину пилотов прикрыли броней. Контракт на модернизацию 52 "грузовиков" C-119G в "ганшипы" был подписан 17 февраля 1968 г. Фирма обязалась поставить ВВС 26 самолетов в варианте AC-119G и 26 в варианте AC-119K. На прототипе "Ганшипа" установили четыре модуля SUU-11A/A, прожектор AN/AVQ-8 с 20-кВт ксеноновой лампой (в задней двери левого борта), прибор ночного видения NOD (в передней двери левого борта), устройство отстрела осветительных ракет LAU-74/A (по правому борту), доплеровскую РЛС AN/DPN-34. Данные для стрельбы выдавал аналоговый вычислитель, боекомплект к пулеметам составлял 31500 патронов. На серийных самолетах модули SUU-11 заменили сначала GAU-2B/A, затем - MXU-470A, "сердцем" всех модулей являлся пулемет "Миниган". Первый AC-119G был поставлен ВВС спустя ровно 100 дней после заключения контракта с фирмой "Фэйрчалд", в мае 1968 г., но строевые пилоты получили новые "ганшипы" позже.


    http://www.youtube.com/watch?v=xA983-Tr97E&feature=related


    Большинство самолетов для переделки в AC-119 были взяты из состава 71-й тактической транспортной эскадрильи 930-й транспортной авиационной группы, которая базировалась в Бэкэлэре, шт. Индиана. Экипажи также набирались в основном из 71-й эскадрильи. Обучение проводилось на базах Клинтон-Каунти и Локбурн, шт.Огайо. Вскоре эскадрилья была переименована в 71-ю эскадрилью специальных операций и включена в состав 1-го авиакрыла специальных операций. Тактику применения "ганшипов" экипажи отрабатывали все лето и осень на обычных С-119. Первый АС-119G эскадрилья получила 11 октября 1968 г., а 27 декабря AC-119G приземлился в Южном Вьетнаме на базе Ня Транг. 27 декабря в Ня Транг прибыли четыре "Ганшипа". По дороге из Штатов в Индокитай экипажи "ганшипов" завернули на Филиппины, где прошли курсы выживания в джунглях - не лишняя мера перед отправкой на войну.

    Штаб 71-й эскадрильи разместился в Ня Транге. Здесь же сначала находилось звено А (пять AC-119G). Местом базирования звена В (шесть AC-119G) определили авиабазу Фан Рань, звена С (пять AC-119G) - авиабазу Тан Сон Нат. Первый боевой вылет "Ганшипа" состоялся 5 января 1969 г. Позывной остался неизменным со времен AC-47 - Shadow. Датой полного достижения боеготовности эскадрильи в целом считается 11 марта 1969 г.
     
    maaaaster та AleFF подобається це.
  8. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    В 1969 г. во Вьетнам прибыла новая партия из 26 машин АС-119К. Кроме 4-х "Миниганов", в иллюминаторах АС-119К в специальных амбразурах установили уже две 20-мм шестиствольные пушки "Вулкан".

    АС-119К Stinger («Жалящий»), существенно отличалcя от AC-119G и специально предназначались для ночных полетов над тропой Хо Ши Мина. Бортовое оборудование пополнилось навигационной РЛС, РЛС обнаружения движущихся целей, инфракрасной системой ночного видения, лазерным дальномером и мощным прожектором.


    Получился качественно новый самолет: бортовое оборудование позволяло ему действовать круглосуточно, а наличие пушек – поражать цели, не входя в зону действия эффективного пулеметного огня. 20-миллиметровые снаряды с легкостью прошивали любой грузовик и крушили слабо бронированную военную технику.

    Схема АС-119К:
     

    Images:

    1.gif
    AleFF подобається це.
  9. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    AC/NC-123 Black Spot еще один необычный "Спуки".

    Работы по этой программе начались в 1965 г., ВВС изучали возможность разработки самолета, способного самостоятельно отыскивать и поражать наземные цели в темное время суток, а также вести разведку и наводить на обнаруженные цели другие самолеты. Контракт на модернизацию двух транспортных С-123 с фиромй LTV Е-Системз был подписан в феврале 1966 г. В удлиненном обтекателе носовой части фюзеляжа устанавливалась РЛС от истребителя F-104 и массивный шар с глазами-окнами аппаратуры И К и телевизионных систем обзора и лазерного дальномера-целеуказателя. На одном из самолетов устанавливалась система "Блэк Кроу", засекавшая работу системы зажигания автомобилей. В состав навигационных систем обеих машин интегрировали доп-леровскую РЛС. Интересной особенностью этих "ганшипов" было отсутствие стрелкового вооружения; в задней части грузовой кабины был оборудован бомбоотсек. Команда на сброс бомб вырабатывалась компьютером. Модернизированные самолеты получили в ВВС обозначение AC/NC123K. Их не зря считают "ганшипами", пусть и необычными из-за отсутствия стрелкового вооружения, на AC/NC-123K удалось отработать бортовой комплекс аппаратуры, без которого невозможно было бы рождение самых мощных "линкоров" на базе "Геркулесов".

    Первый модернизированный С-123 был доставлен на авиабазу Эглин в августе 1967 г., второй - в феврале 1968 г. В июле 1968 г. обе машины перебросили за океан, но не во Вьетнам, а в Корею. Предполагалось, что экипажи AC/NC-123K помогут южнокорейским ВМС отловить морских диверсантов, засылаемых с Севера. В августе-сентябре самолеты совершили 28 вылетов на патрулирование территориальных вод Южной Кореи. Ни одного северокорейского Штирлица им обнаружить не удалось, зато выявилась ненадежная работа ряда систем.

    Во Вьетнам AC/N С-123 К попали в ноябре 1968 г., первый боевой вылет с авиабазы Фан Ран был совершен 14 ноября. Полеты продолжались до 11 мая 1969 г.; начиная с февраля машины работали с авиабазы Убон совместно с АС-130 из состава 16-й эскадрильи (АС/ NC-123 также были приписаны к 16-й эскадрилье). Самолеты летали над участками Тропы, проходящими по территории Лаоса. Усиление ПВО Тропы привело к тому, что с марта 1969 г. все полеты AC/NC-123 совершали только с прикрытием или "Фантомов", или штурмовиков А-1. Всего оба необычных "ганшипа" совершили 186 боевых вылетов, уничтожили 415 грузовиков и повредили 273. Экипажи поражали цель в среднем в каждой второй атаке -очень высокий показатель для ночных охотников того времени. Результаты могли бы быть еще выше, если бы надежно работала аппаратура. Летчики отмечали, что поиск и поражение цели не представляет особого труда при нормальной работе бортового комплекса, что бывало крайне редко. Практически в каждом полете отказывала какая-нибудь система, отказ одной системы зачастую выводил из строя весь комплекс. Летом 1969 г. оба самолета прошли ремонт и проверку в США. Вторая их вьетнамская командировка продолжалась с декабря 1969 г. по июнь 1970 г. Командование ВВС оценило программу "Блэк Спот" как успешную, однако продолжать работы по ней не стало. В августе 1971 г. на авиабазе Девис-Монтан с самолетов было снято специальное оборудование, после чего машины в третий раз направили во Вьетнам, но уже в качестве военно-транспортных. Причинами "размодернизации" были большая эффективность "ганшипов" АС-130 наряду со сворачиванием американского военного присутствия в Индокитае.
     

    Images:

    1.jpg
    maaaaster та AleFF подобається це.
  10. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Летающий Геракл

    Работы по созданию самого могучего небесного линкора начались в 1965 году. Идея, положенная в основу требования к платформе, оригинальностью не блистала: «Чем больше самолет, тем лучше». Более крупного транспортного самолета, чем C-130 Hercules, в США просто не существовало.

    Однако "Геркулесы" требовались и в качестве транспортников, поэтому командование долго не желало выделять самолеты на переоборудование. В конце концов они все же расщедрились на С-130, тоже изрядно потрепанный жизнью. Под руководством все того же Рональда В. Терри, уже ставшего майором, самолет должен был превратиться из канонерки в настоящий воздушный линкор. Опытный "ганшип" на базе С-130 вооружили четырьмя модулями MXU-470 по мини-гану в каждом и четырьмя 20-мм пушками "Вулкан". На самолете установили систему ночного видения, аналоговую бортовую ЭВМ, РЛС, аналогичную устанавливаемой на истребителях F-104, и мощные прожектора.

    Летные испытания первого вооруженного "Геркулеса" начались летом 1967 г. на авиабазах Райт-Паттерсон и Эглин. Один из участников испытаний с удивлением отмечал: "Все подсистемы системы управления огнем работают, а иногда (!) даже работают вместе". К сентябрю удалось довести самолет до более-менее приличного уровня, после чего 20 сентября его перегнали а авиабазу Нятранг, а 27-го состоялся Первый боевой вылет "Вулкан Экспресса" - так нарек первый "Ганшип" 2 его экипаж. Командиром экипажа в первом вылете был великий энтузиаст "Ганшипов" - майор Терри. До 9 ноября "Супер Спуки" (так тоже называли вооруженный С-130, однако прижилось наименование "Спектр", ставшее общим для всех моделей АС-130) совершил несколько вылетов на огневую поддержку наземных войск. В ночь же на 9-е самолет сдавал свой главный экзамен в небе Индокитая: первый ночной полет на охоту за грузовиками тропы Хо Ши Мина. Практически сразу же после достижения тропы оператор И К системы ночного видения обнаружил шесть автомобилей; через пятнадцать минут на их месте пылало шесть костров.

    видео:


    Удачный дебют "Супер Спуки" над тропой способствовал ускорению принятия решения о постройке новых "Ганшипов" на базе С-130. Правда, командование ВВС не сочло возможным выделить для переоборудования вновь построенные самолеты, и на завод фирмы Линг-Темко-Воут для переоснащения были доставлены еще семь не новых JC- 130А. Представление о техническом состоянии этих самолетов можно проиллюстрировать следующим примером. Одним из полученных JC-130 был самолет с серийным номером 53-3129 - это был первый серийный "Геркулес", переданный ВВС в 1957 г. В третьем полете этого самолета (вообще третьем!) на нем случился пожар, экипаж сумел посадить машину, но крыло пришлось заменить. В 1960 г. самолет переоборудовали в JC-130A и использовали для испытаний PJ1C наведения управляемых ракет. В АС-130А он был модернизирован в 1970 г. Из уважения к старости заслуженного ветерана экипаж окрестил его "Фёст Леди" - первая леди, хотя он и не был первым среди АС-130. "Первая Леди" служила долго - самолет окончательно списали только в сентябре 1995 г., последним из всех АС-130А.

    Первый же переоборудованный из JC-130 был сдан ВВС в июне 1968 г. Во Вьетнаме он появился шесть месяцев спустя. Вооружение его было такое же, как у "Вулкан Экспресса", зато вместо примитивной И К системы ночного видения установили более совершенную AN/AAD-4 и более мощную ЭВМ управления огнем. Самолет получил официальное обозначение АС-130А "Плэйн Джэйнс". До конца года во Вьетнам было отправлено еще три АС-130А. Оставшиеся три остались в Штатах, на авиабазе Эглин, где на них тренировались экипажи, которым предстояло отправиться на войну. В мае 1969 эти три АС-130А перелетели на авиабазу Убон в Таиланде и включились в боевые действия. Первое соединение "ганшипов" АС-130 - 16-я эскадрилья специального назначения - официально приступила к боевым действиям 30 октября 1968 г.; организационно она входила в состав 8-го тактического истребительного авиакрыла. В 1974 г. экадрилью переподчинили командованию 388 истребительного авиакрыла, а штаб эскадрильи и ее "родной дом" перекочевал на другую таиландскую авиабазу - Карат.
     
    AleFF та Sternberg подобається це.
  11. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    АС-130А были подлинными линкорами: как и их морские собратья, среди которых никогда не было абсолютных близнецов, все восемь самолетов отличались друг от друга и внешне, и внутри, что порождало серьезные проблемы с техническим обслуживанием "Ганшипов" при индивидуальном базировании на аэродромах подскока.

    Девятый АС-130А с завода перегнали на авиабазу Райт-Паттерсон для дальнейших экспериментов по разработке более совершенного "Ганшина" на базе С-130 в соответсвии с программой "Сюрпрайз Пэккадж". Две 20-мм пушки заменили на два 40-мм одноствольных "Бофорса" и демонтировали заднюю пару "миниганов".

    Бортовое оборудование пополнилось телевизионной системой AN/ASQ-145, способной работать в условиях низкой освещенности, лазерным дальномером-целеуказателем; аналоговую бортовую ЭВМ заменили на цифровую. ВВС заключило контракт с фирмой ЛТВ на переоборудование еще девяти С-130 в "Ганшипы" с учетом последних разработок, эта программа называлась "Пэйв Пронто". На всех самолетах была установлена система "Блэк Кроу", засекавшая электромагнитные импульсы систем зажигания автомобильных двигателей, а также контейнеры с аппаратурой РЭБ и блоки отстрела И К ловушек.

    Самолеты "Пэйв Пронто" появились в Юго-Восточной Азии в декабре 1970 г., где они заменили самолеты "Плэйн Джэйнс". Шесть уцелевших AC-130 A переправили в США для переоборудования по единому стандарту "Пэйв Пррнто".

    40-мм пушки были прекрасным оружием против грузовиков, но отрядам Вьет Конга по тропе Хо Ши Мина стало поступать все больше танков Т-54, ПТ-76 (надо сказать, что зачастую в южный Вьетнам целиком перебрасовались танковые подразделения армии ДРВ), и эти орудия против них оказались неэффективны. Кроме того, свою основную транспортную артерию коммунисты прикрыли большим количеством зенитных батарей с радиолокационным наведением. Чтобы избежать потерь, стало необходимо поражать цели, не входя в зону плотного зенитного огня. Специалисты с авиабазы Райт-Паттерсон предложили несколько вариантов, усиливающих огневую мощь АС-130, включая 57-мм противотанковую пушки и 106-мм безоткатное орудие, но в конце концов остановились на 105-мм армейской гаубице, которую установили вместо одного "Бофорса" в грузовой двери левого борта. Еще одно сходство АС-130 с морскими линкорами: система управления огнем гаубицы во многом была аналогична системам управления огнем башен главого калибра крупных кораблей, хотя и была изгтовлена с использованием блоков и БЦВМ системы управления огнем штурмовика А-7 "Корсар". Первоначально гаубица закреплялась на борту неподвижно, затем ее установилили на специальный лафет, имеющий ограниченные углы обстрела; наведение гаубицы осуществлялось БЦВМ. Работы велись^ высокими темпами, и в начале 1972 г. АС-130 "Пэйв Спектр", вооруженный 105-мм гаубицей, приземлился в Таиланде. Все АС-130 поступали на вооружение только 16-й эскадрильи.

    В конце 1972 г. на всех АС-130 поменяли двигатели, установив вместо ТВД Аллисон Т-56А-7 более мощные ТВД Т-56А-15, заодно усовершенствовали и комплекс БРЭО. Модернизированные "Ганшипы" получили обозначение АС-1 ЗОН. Вооружение на старых АС-130 не меняли, гаубицы так и остались только на самолетах "Пэйв Спектр". Эти самолеты стали самыми совершенными "Ганшипами" в небе Индокитая, где они появились в марте 1973 г.

    Главной задачей АС-130А, как уже говорилось выше, была ночная охота за транспортом на тропе Хо Ши Мина. Все АС-130 состояли на вооружении 16-й эскадрильи специального назначения, базировавшейся на авиабазе Убон. Регулярные полеты над тропой начались в сухой сезон 1969-1970 гг., в этот период летали только два АС-130. Как всегда, возникли трудности с определением ущерба, нанесенного противнику, Основываясь на боевом опыте, полученном в ходе кампании 1969-1970 г. г., ВВС выработали следующие критерии: - автомобиль уничтожен, если он загорелся или получил прямое попадание 40-мм снаряда "Бофорса"; - автомобиль поврежден, если получил попадание 20-мм снарядом или 40- мм снаряд разорвался в радиусе 3 м от него.

    Сухой сезон 1970-1971 гг. принес наибольший успех экипажам АС-130. Закамуфлированные сверху, с покрашенным в черный цвет брюхом, ночные пираты записали на свой боевой счет 12741 уничтоженных и поврежденных автомобилей. Правда, эта цифра весьма и весьма условна.
     
    AleFF подобається це.
  12. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    АС-130А действовали над тропой не в одиночку, оборудование АС-130А не позволяло гарантированно обнаруживать автотранспорт в темное время суток, и они часто летали вместе с самолетом RC-130S. Последний представлял собой С-130, на который было установлено 28 мощных прожекторов. Эта машина вполне была способна превратить темную ночь в ясный день, правда, о скрытности действий приходилось забывать. К сопровождению неуклюжих АС-130 привлекались "Фантомы", главной задачей которых была борьба с зенитными батареями. Грузовики передвигались по дорогам колоннами, насчитывавшими от пяти до пятнадцати машин. Хорошим результатом для экипажей ночных пиратов считалось уничтожение или повреждение 25 машин за боевой вылет.

    видео:


    В сухой сезон 1971-1972 гг. над тропой каждую ночь летало от 12 до 18 AC-130, причем в их числе был и один самолет со 105-мм пушкой. Установка гаубицы резко повысила боевые возможности "Спектра". Так, в 32 боевых вылетах огнем гаубицы было уничтожено 75 грузовиков и повреждено 92, в то время как 40-мм - 27 и 24 соответственно.

    11 января 1972 г. разведка США засекла первый ЗРК С-75, развернутый в районе тропы Хо Ши Мина. Над АС-130 нависла смертельная угроза, экипажи научились избегать попаданий зенитных пушек, не входя в зону их поражения, но от ракет "земля-воздух" спасения неуклюжим "Геркулесам" не было. По делу, надо было сразу же прекратить боевые вылеты на охоту за автотранспортом, чего командование американских ВВС позволить не могло - слишком велик был эффект применения АС-130. Несмотря на опасность, "Спектры" продолжали утюжить дороги, превращая их в коридоры смерти; с января по март их экипажи уничтожили 2782 автомобиля и еще 4553 повредили. Расплата наступила 31 марта: АС- 130, вооруженный 105-мм пушкой был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением. Пятнадцать членов экипажа выбросились на парашютах и были вывезены на Большую землю спасательным вертолетом. Через два дня ракета ЗРК С-75 отправила на землю еще один АС-130, его экипажу спастись не удалось. Потеря двух дорогостоящих самолетов за два дня привела практически к полному прекращению полетов АС- 130 над Лаосом и вблизи демилитаризованной зоны между Южным и Северным Вьетнамом, где концентрация средств ПВО была особенно большой. Можно сказать, что 2 апреля была поставлена точка в использовании АС-130 в качестве охотника за грузовиками.

    За грузовиками на тропе Хо Ши Мина охотились практически все типы самолетов, имевшихся на вооружении авиации вооруженных сил США: от реактивных "Фантомов" до противопартизанских "Бронко", но 70% всех уничтоженных на тропе транспортых средств записали на свой счет "ганшипы".

    "Ганшипы" переключились на другие виды боевой деятельности. Во время обороны АН Лока весной 1972 г. самолеты использовались для борьбы с вьетнамскими танками. Лазерный дальномер-целеуказатель позволял осуществлять подсветку целей для "Фантомов", вооруженных бомбами с лазерным наведением. Но время неманевренных воздушных линкоров уже ушло. При обороне АН Лока коммунисты применили новое грозное оружие - ПЗРК "Стрела". 12 мая 1972 один АС-130А получил попадание ракетой, запущенной с плеча; экипажу удалось дотянуть до авиабазы Тан Сон Нат. Через короткое время "Стрелами" было сбито еще два АС-130. Тем не менее, "Спектры" летали на боевые задания до самого бесславного конца "грязной" войны. В частности, АС-130 приняли участие в нашумевшем в свое время инциденте с захватом красными кхмерами американского судна "Маягуэй", потопив при этом, по крайней мере, один вооруженный катер. Последней акцией во Вьетнаме, в которой приняли участие самые тяжелые "Ганшипы", стало прикрытие с воздуха эвакуации Сайгона и Пном Пеня. Всего за годы войны в Индокитае погибло 52 члена экипажа "Ганшипов" из состава 16-й эскадрильи специального назначения. Осенью 1975 г. уцелевшие 20 AC-130 вернулись из Таиланда домой, в Штаты. Десять наиболее совершенных АС-1 ЗОН поступили на вооружение 1-го авиакрыла специального назначения, дислоцировавшегося на авиабазе Халбарт-Филд, в то время как десять более старых АС-130А передали 919-й авиагруппе специаль ного назначения, находившейся в резерве ВВС.

    нарезка
     
    MuzDie, AleFF та Alex WaY подобається це.
  13. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Еще про первые "спуки"



     
    AleFF, Funkmeister, БЕРКУТ68 та 2 іншим подобається це.
  14. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    Большое спасибо за материал. До сих пор считал, что эти "малыши" начали применяться уже после Вьетнама.
     
  15. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    после?!

    ну даете, а значит фильм Джона Уэйна "Зеленные береты" еще не смотрели:beer:

    Капитан Рональд Терри (Ronald W. Terry)
    давший новую жизнь "ганшипам"



    метод ведения стрельбы с помощью размещения бортовых орудий перпендикулярно оси самолета. При атаке самолет выполняет вираж над целью с таким расчетом, чтобы она была в центре разворота.

    компоновка АС-130

    1 — обтекатель антенны РЛС
    2 — кабина пилотов
    3 — радиоэлектронное оборудование
    4 — рабочее место наблюдателя
    5 — место отдыха членов экипажа
    6 — центр управления боевым применением
    7 — боеприпасы к 40- и 105-мм пушкам
    8 — 105-мм пушка
    9 — 40-мм пушка
    10 — телевизионная станция, работающая при низких уровнях освещенности
    11 — боеприпасы к 20-мм пушке
    12 — 20-мм пушка
    13 — ИК станция переднего обзора
     
    AleFF, Bazilio32, Хельригель та ще 1-му подобається це.
  16. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    А теперь самое главное почему американский журналист назвал самолет именно так - Dragonship:)

    первые ласковые прозвища (Dragonship или Puff) имеет целую историю, связанную с американской певицей Мэри Трэверс (Mary Allin Travers, 1936–2009).

    В 1963 году поп-группа «Питер, Пол энд Мэри» записала быстро ставшую популярной в США песенку «Волшебный дракончик по имени Пых» («Puff, The Magic Dragon»).

    А год спустя её вспомнил военный корреспондент газеты «Stars and Stripes», издаваемой министерством обороны США (US Department of Defense), когда опорный пункт американцев в дельте Меконга, где он как раз находился по заданию редакции, осадили вьетконговцы. Как правило, в таких ситуациях надеяться оставалось только на авиацию. И той ночью она не подвела. Огромный транспортный самолет извергал на позиции партизан сплошной поток трассирующих снарядов. Тут-то корреспондент и вспомнил про волшебного дракончика:

    Песня


    http://www.draconian.com/puff/puff.php

    Вот такие дела :beer:
     

    Images:

    1.gif
    AleFF, Sternberg та Bazilio32 подобається це.
  17. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    Ага, нашел:
     

    Images:

    AC-47-repro-g.jpg
    Spooky-g.jpg
    30cal-installation.jpg
    050502-F-1234P-005.jpg
    051128-F-1234P-044.jpg
    051128-F-1234P-046.jpg
    051128-F-1234P-047.jpg
    051128-F-1234P-048.jpg
    051128-F-1234P-051.jpg
    051128-F-1234P-052.jpg
    AleFF, Sternberg, БЕРКУТ68 та ще 1-му подобається це.
  18. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    И еще:
     

    Images:

    AC-47Spooky.jpg
    mini-gun.jpg
    minigun-working.jpg
    puff-dragonac47.jpg
    Spooky071106-2.jpg
    AleFF, БЕРКУТ68 та +NOOR+ подобається це.
  19. Sternberg

    Sternberg Feldwebel

    Повідомлення:
    488
    Адреса:
    Севастополь, Украина
    Вот, кстати, еще один пример, как влияла эпоха 60х и модное молодежное движение на все окружающее - слово "Puff" на сленге хиппи означает "пыхнуть" (сделать затяжку марихуаны), именно в этом контексте слово упоминается у "Peter, Paul and Mary".
     
    1 людині також подобається це.
  20. Sternberg

    Sternberg Feldwebel

    Повідомлення:
    488
    Адреса:
    Севастополь, Украина
    "Канонерская лодка" за работой:
     

    Images:

    airwarac4701.jpg
    airwarac4702.jpg
    2 користувачам це сподобалось.
  21. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Хорошие фотки AC-47
     

    Images:

    1441274_original.jpg
    1441388_original.jpg
    1441722_original.jpg
    1441987_original.jpg
    1442148_original.jpg
    1442405_original.jpg
    1442580_original.jpg
    1443039_original.jpg
    1443279_original.jpg
    1443488_original.jpg
    1 людині також подобається це.
  22. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Дальше
     

    Images:

    1443839_original.jpg
    1444119_original.jpg
    1444500_original.jpg
    1444827_original.jpg
    1445528_original.jpg
    1445944_original.jpg
    1446207_original.jpg
    1446506_original.jpg
    1446801_original.jpg
    1446970_original.jpg
    1 людині також подобається це.
  23. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    .....
     

    Images:

    1447377_original.jpg
    1448180_original.jpg
    1448339_original.jpg
    1448549_original.jpg
    1448879_original.jpg
    1449099_original.jpg
    1449348_original.jpg
    1449853_original.jpg
    1450204_original.jpg
    1450368_original.jpg
    1 людині також подобається це.
  24. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062

    Images:

    1450540_original.jpg
    1450848_original.jpg
    1451568_original.jpg
    1451817_original.jpg
    1452266_original.jpg
    1453462_original.jpg
    1452534_original.jpg
    1452635_original.jpg
    1453259_original.jpg
    1 людині також подобається це.
  25. zinkovskiy

    zinkovskiy Oberschütze

    Повідомлення:
    57
    Адреса:
    Сарны, Украина
    Годная статья. Спасибо автору.
     
    Володимир(Amilkar) та +NOOR+ подобається це.
  26. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
     
    votaga подобається це.