Помогите, пожалуйста, разобраться, кто же всё-таки считался командиром экипажа в многочленном экипаже самолётов в Luftwaffe: пилот или штурман? В литературе, в том числе и мемуарной - какая-то путаница. То штурман - командир, то пилот... Вернер Баумбах, например, чётко указывал: "На Ju 88 пилот был командиром..." На Не 111 - то пилот руководил, то штурман. В разведывательной авиации тоже - всё вперемешку. Неужели в Luftwaffe не существовало чётких правил по поводу того, кто должен считаться командиром экипажа? Пожалуйста, разъясните.
В мемуарной литературе зачастую бывает путаница либо по памяти протагониста, либо по переводу. Часто бывали случаи, когда роль штурмана в отдельном вылете брал на себя командир группы, эскадры или вообще начштаба авиакорпуса (Мартин Харлингхаузен). Даже в этих случаях, хотя тактическое руководство принадлежало высшим офицерам, но пилот по прежнему оставался командиром корабля и именно от него зависел окончательный результат. И в ординарных случаях я тоже читал недвусмысленное: "(первый) пилот - командир корабля", однозначно для ВВС всех стран. Другое распределение ролей неэргономично и даже опасно. В течение миссии перед бомбардировкой объекта (первый) пилот естественно руководствуется указаниями штурмана-бомбардира, но и только.