Как простой трюмный подлодку спас

Dieses Thema im Forum "ЗМІ, книги, музика, кіно, ігри" wurde erstellt von Kestner, 25. Okt. 2013.

  1. Kestner

    Kestner Oberleutnant

    Как простой трюмный подлодку спас
    "О Героях Советского Союза, командирах боевых подлодок Великой Отечественной "Правда.Ру" писала не раз. Но очень редкий случай, когда к званию Героя был представлен простой подводник, машинист-трюмный гвардейской подводной лодки "М-35" Черноморского флота, Александр Сергеевич Морухов. Звание у него было самое простое, даже не офицерское — старший краснофлотец (что-то вроде нынешнего старшего матроса).
    Родился Александр Морухов 23 марта 1919 года в деревне Митьково (ныне она уже не существует, сейчас это территория Подсосонского сельского поселения Угранского района Смоленской области). В 1931–1934 годах работал в колхозе, как и все его ровесники. В 1937 году окончил семь классов школы в селе Климово (ныне село Климовский Завод Юхновского района Калужской области). Надо сказать, в те времена семь полных классов считались довольно неплохим образованием. И тут его судьба сделала крутой вираж: пареньку представилась возможность уехать из деревни, а это в те времена многие колхозники почитали за счастье.

    С 1937 года Александр Морухов жил и работал в Москве. Пару лет работал слесарем сантехнической конторы, а с января 1939 года — слесарем-сантехником в одной из контор строительства московского Метростроя, стал передовиком производства, стахановцем. Работа престижная по тем временам. На флот его призвали в ноябре 1939 года как передовика производства по путевке райкома комсомола. Попал паренек в учебный отряд подводного плавания имени С. М. Кирова в Ленинграде, где и выучился на машиниста-трюмного.

    Чем-то профессия слесаря-сантехника и подводника-трюмного похожи. Поверьте, знаю, о чем говорю, поскольку сам много лет служил на подлодке (правда, атомной), командиром дивизиона живучести — то есть начальником всех трюмных… И какие такие подвиги может совершить на подлодке простой трюмный матрос, когда из трюма-то редко вылезает, если корабль в море?

    Служить Александр после "учебки" попал на Черноморский флот, сначала в так называемый полуэкипаж в Севастополе, потом — на строящуюся в Николаеве подлодку класса "Малютка" — "М-35". Именно на этом корабле под командованием Михаила Грешилова ("Правда.Ру" уже писала об этом героическом подводнике) краснофлотец Морухов участвовал в 34 боевых походах и в потоплении восьми транспортов и других судов и кораблей противника.

    Исторические первоисточники рассказывают об одном из боевых эпизодов с участием героического трюмного. В одном из боевых походов в район румынского порта Сулина командир лодки после неудачной торпедной атаки против трех вражеских буксиров с девятью баржами решил всплыть и с надводного положения поразить их огнем 45-миллиметрового орудия и пулеметов.

    Старший краснофлотец Морухов, который по боевому расписанию исполнял обязанности пулеметчика, со своим "вторым номером" вытащили пулемет на мостик и вместе с артиллеристами огнем накрыли суда противника. На двух баржах возник пожар, и они затонули. Третья баржа получила повреждения, ее волной выбросило на берег. Буксиры обрубили концы и отправились восвояси. Следует заметить, что это был первый случай потопления и повреждения судов противника лишь артиллерийским и пулеметным вооружением подлодки Черноморского флота.

    Но в представлении к званию Героя фигурировал и такой эпизод, связанный с чисто трюмной специальностью молодого подводника. 14 сентября 1942 года "М-352 вышла из Поти напозициюв район порта Бургас. При обнаружении приближающихся самолетов противника поступила команда "Срочное погружение!". Трюмный Морухов принял балласт, и лодка ушла в морскую пучину.

    Однако случилось непредвиденное: достигнув заданной глубины 45 метров, лодка продолжала стремительно погружаться, причем с опасным дифферентом на корму — подводники знают, как это опасно. Превысив предельную глубину погружение, лодка будет однозначно раздавлена давлением воды. Несмотря на все необходимые меры, погружение лодки не удавалось остановить уже и на самой критической глубине, когда корпус начал трещать под чудовищной толщей воды.

    Уже потом, после устранения аварии, выяснилось, что все произошло из-за оплошности курсанта-стажера, который в дизельном отсеке ошибочно (спросонья!) открыл выхлопной клапан дизельного коллектора, через который в отсек и хлынула забортная вода. И хотя при помощи бросившихся туда двух старшин злополучный клапан был закрыт, тонны попавшей в отсек воды и тянули лодку на глубину.

    И матрос-трюмный Морухов, без всякой команды из центрального поста (связь вышла из строя) нечеловеческими усилиями ползком пробирался к аварийной колонке воздуха высокого давления и открыл нужный воздушный клапан, подключив одновременно аварийную группу баллонов. Воздух с характерным свистом (все подводники знают этот шум!) устремился в кормовую балластную цистерну и разом выдавил воду за борт. Лодка тут же пошла на всплытие с запредельной глубины 100 метров. И была спасена!

    Находчивого героического трюмного, спасшего и экипаж, и лодку, и, по сути, успешное выполнение ответственной боевой задачи, товарищи из экипажа благодарили долго, даже после войны вспоминая этот роковой, но закончившийся благополучно случай. Гвардейский командир-подводник Михаил Грешилов, получивший звание Героя Советского Союза на два месяца раньше своего трюмного, в 1944 году, просто не мог не ходатайствовать о представлении его к высокому званию. Кстати, и "М-35", если верить историческим первоисточникам, стала Гвардейской именно после этого подвига трюмного матроса.

    Закончилась страшная война. В 1946 году Александр Морухов, уже гвардии старшина 1-й статьи, уволился в запас. У вернувшегося с войны подводника на груди были ордена Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, две медали "За отвагу" — как говорится, "полный боевой иконостас". И вернулся подводник опять к своему довоенному делу, на Метрострой. Так сказать, сменил подводные глубины опять на подземные. Окончил техникум, потом Институт инженеров железнодорожного транспорта. Многие годы избирался парторгом крупного строительно-монтажного управления. Несколько трудовых орденов пополнили "иконостас".

    Героический подводник Великой Отечественной Александр Морухов застал и "новую Россию", прошел со страной лихие 90-е — говорят, нахлебался вместе с ней "всех благ". Он ушел из жизни 22 сентября 2001 года. Похоронен на Черкизовском (северном) кладбище в Москве.

    Долго думал, чемзакончитьповествование о подвиге простого подводника-трюмного. И вдруг осознал: лучшей памятью для него будет стих одного из героев цикла "Лики войны" на "Правде.Ру", командира подлодки Великой Отечественной Героя Советского Союза Израиля Ильича Фисановича — это четверостишье стало своеобразным тостом у подводников нынешних, когда они поминают погибших коллег:

    "Нет выше счастья, чем борьба с врагами.

    И нет бойцов — подводников смелей.

    И нет нам тверже почвы под ногами,

    Чем палубы подводных кораблей…"

    http://www.pravda.ru/society/fashion/models/21-10-2013/1178870-morukhanov-0/