В ходе дискуссии про "Можайский десант" случайно всплыла тема "кассеты Гроховского" (аппарат Г-61), которая вроде бы или якобы в том числе возволяла сбрасывать солдат с самолета без парашюта. Переношу свой пост про Гроховского с того форума и предлагаю обсудить здесь как его, так и другие новации советского довоеного военпрома, забытые заслуженно и незаслуженно: Вот что нас нарыл про кассету VK>> Вообще-то была в наличии кассета ГРоховского, позволяющая сбрасывать VK>> десант сбреющего полёта без парашютов. Использовалась ли она в боевых VK>> действиях - не знаю. Hо до войны была сделана и испытана. YAL> Кроме живого десанта, он испытывал и десант техники без парашютов. Я помню только, что ещё он грузовые парашюты разрабатывал (своё авто, на испытаниях разбил). Про него было по-моему у Феликса Чуева - книжка, в которой было про Бартини, Гроховского и ещё одного конструктора, который бесхвостку продвигал. У меня эту книгу кто-то спёр :-(( А, ещё у Гроховского надувной планер был, про это у Шелеста: "Тут-то ты его подклеишь, а в воздухе? У меня рук не хватит. Знаешь, в тюках он мне внушает больше доверия." http://aviation.kryshi.net/ru.aviation/58.php?msg=197 Липкин Михаил Алексеевич - инженер-летчик-испытатель , майор. С 193? - на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях Р-5 с объектом Г-61 (кассета Гроховского), АИР-10, Г-22, ДБ-2(А) (1936), СБ бис 3, С-17 (УТ-3), СБ 2М-103 (1937-38). http://www.ldomino.ru/memo/40/lipkin.htm ГРОХОВСКИЙ Павел Игнатьевич (1899-1946) , российский конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной и воздушно-десантной техники. Мастер спорта СССР по парашютному спорту (1934). Создал первые в мире хлопчатобумажные парашюты, парашютные системы и автоматические устройства к ним, грузовые контейнеры для воздушно-десантных войск, оригинальные конструкции опытных самолетов. Репрессирован; реабилитирован посмертно. НАШЕЛ, НАШЕЛ !!!!! Гроховский Павел Игнатьевич (1897-1946 г.г.) - выдающийся, по мнению многих современных историков, советский изобретатель, начальник Особого конструкторско-производственного бюро ВВС РККА (1930 г.), начальник и главный конструктор Экспериментального института Главного управления авиационной промышленности (1934-37 г.г.), первый в мире конструктор техники воздушно-десантных войск, автор 62 изобретений, обладатель 114 патентов в области авиации, артиллерии и бронетехники, а также полярных исследований и народного хозяйства. При этом особо следует отметить, что за спиной у этого человека было всего три класса церковно-приходской школы и курс лекций военного авиационного училища. В 1937 году, после расстрела своего главного покровителя Тухачевского, П. И. Гроховский был снят со всех должностей и отстранен от всех работ по авиационной тематике, а в 1942 году обвинен в том, что якобы продал немцам схему "рама", над которой работал до войны ("воздушный крейсер" Г-37/3 и которая в результате козней главного конкурента этого многообещающего проекта - А.Н.Туполева - не пошла в разработку, и умер в заключении в 1946 году. Практически ни одно из изобретений Гроховского не было запущено в серию, одни видят в этом происки конкурентов, другие - профессиональную непригодность изобретателя к конструкторской деятельности. Г-61 — кассеты для перевозки людей под нижними крыльями самолета Р-5 (рис. 284, б). Фанерные кассеты общим объемом 4,3 м3 с целлулоидными прозрачными носками вмещали по семь человек под каждым крылом, а всего 16 человек на самолете, включая экипаж самолета. 8 декабря 1936 г. П. И. Гроховский сам испытал самолет с такой нагрузкой. Разбег был около 400 м за 30 с, скорость — 201 км/ч, потолок — до 2800 м при полетной массе 3800 кг, в том числе масса пустых кассет 200 кг. и много еще чего, в том числе и фото ГРоховского здесь http://md.1gb.ru/forum/viewtopic.php?p=56
Тема довольно интересная и в то же время - противоречивая. Шарлатаны или изобретатели - в разное время одним тем же людям давались чуть ли не взаимоисключающие оценки. Были корабелы, корабли которых ''не плавали'', были авиаконструкторы, самолеты которых не хотели летать, были конструкторы артсистем, пушки которых не хотели стрелять... Сразу на ум пришли несколько фамилий... Знаменитый А.Н.Туполев и сконструированные им торпедные катера. Курчевский со своими безоткатными пушками, ни одна из которых так и не была принята на вооружение. Бекаури, который хотел всей военной техникой управлять на расстоянии.