Истории второй мировой войны. Люди, которые были.

Тема у розділі 'Інші країни', створена користувачем Paul_Kenig, 30 жов 2013.

  1. Paul_Kenig

    Paul_Kenig Schütze

    Повідомлення:
    5
    Добрый день уважаемые рейбертовцы!
    Давно хотя читаю ваш сайт, только решил сделаться его участником опосредованно.
    Выкладываю написанные (часть информации переведенная, часть собранная с разных источников) небольшие текстовки.
    Первая часть
    В детстве, когда моя бабушка рассказывала про войну, то, как она ее помнила ребенком, она всегда упоминала, что полувоенную жизнь в Баку, им очень облегчал (помимо отца, ходившего в Иран старпомом на теплоходе "Осетин") ее дядя, военный летчик, который приходил в гости в американской кожаной летной куртке (от которой маленький ребенок (моя бабушка) чувствовала запах меха, масла, авиационого топлива), был в Америке, и вообще много путешествовал, будучи военным летчиком. Она рассказывала про паек: ветчину, вкусный шоколад, сосиски в консервных банках, которые я сам увидел в 90х годах на заре перестройки вживую. Бабушка рассказывала о том, что однажды дядю чуть не съел с экипажем крокодил в желтой реке, когда они перегоняли самолет, и приземлившись, купались где-то. Рассказывала, как он, уставший, но радостный, выкладывал паек на стол при родственниках, как все ахали и охали, когда на свет из летного чемодана появлялись очередные деликатесы и редкости, ведь, несмотря на то, что Баку не бомбили и не осаждали, питание было до 1945 года, конечно не очень. Бабушка так же вспоминала, что дядя задерживался в Баку ненадолго и улетал, почти сразу в ночь. Еще, кроме продуктов, дядя привозил дефицитные чулки - сейчас не понять, а тогда - это была редкость!

    В общем, ее детские воспоминания стали моими детскими рассказами. Тогда я это воспринимал как забавные рассказы, особо не вдумываясь в их суть. Знать бы тогда, да записывать все, эхх.
    Я вырос, и начал потихоньку вспоминать, искать информацию, складывать крупицы между собой. В то время, мне казалось чертовски забавным байка про крокодила, который чуть не съел экипаж вместе с дядей. Я еще удивлялся, как на перегоне с Аляски (АлСиб) они могли найти крокодила. Или с Ирака (английская перегонка" Аэрокобр")?. Правда оказалась куда интереснее.

    Итак, я начал свой поиск с сайта Подвиг Народа, поскольку достоверно было известно, что дядя бабушки войну пережил. Контакты, правда, были почти потеряны.
    Но были - ФИО.И, вбив данные, я получил следующую информацию- после небольшого отсева :)
    http://www.podvignaroda.ru/?n=50592235

    Это меня заинтересовало, и я начал рыть дальше. Место службы я нашел. Это было уже понятно, и давало пищу к дальнейшим поискам. Дядя служил командиром звена в 117-м морском авиационном полку 3 АЭ ВВС СТОФ, как следовало из его наградного листа. А командиром его был некто Цурбанов (богатая история сама по себе), человек, доставивший на "Каталине" операторов хроники для съемки капитуляции Японии. Подробнее тут и тут.

    Дальнейшее было делом техники - поднимаешь остальные наградные листы, и читаешь и офигеваешь какие люди были... (дальнейшая информация собрана с различных источников, и будет указана в конце очерка).

    Спецгруппа особого назначения по перегону «Каталин» была разделена на 6 отрядов и включала в себя 26 экипажей с опытными командирами и инженерами, которые набирали со всех флотов. Десять - от ВВС Северного флота, 10 - от Тихоокеанского, 6 - от ВВС Черноморского флота (всего 162 человека, в итоге)
    Запись в наградном листе капитана на орден "Красное знамя" Ярошенко Федора Яковлевича: "Работает в группе спец назначения по перегонке самолетов из Америке в качестве командира звена".
    Первую группу летчиков отправили на двух транспортных самолетах из Красноярска в американский Фэрбенкс 28 марта 1944 г., и уже 3 апреля они приступили на базе Элизабет-Сити к изучению новой для себя техники.Запись в наградном листе капитана Ярошенко Федора Яковлевича: "Имеет общий налет с марта месяца 1944 г. 200 часов. Перегнал два самолета PBN-1 по маршруту Елизабет Сити-Гандер-Исландия-Мурманск-Архангельск, с общим протяжением пути 18000 км. с затратой по времени 84 часа".Но перегонку северным маршрутом признали опасной в первую очередь из-за опасных условий полета - обледенения в северных широтах.
    С американской стороны в реализации проекта «Зебра» участвовало около 20 специалистов. Подразделение возглавлял вице-адмирал Патрик Беллинджер (заместитель Стэнли Черняк), прославленный летчик, совершивший ранее первые Трансатлантические перелеты. С нашей стороны, группу возглавлял подполковник Чибисов ("18-23 июля 1944 года. Перелет в США на транспортном “С-54”. Москва — Астрахань — Баку — Тегеран — Каир — Касабланка — Азорские острова — Тандер — Вашингтон — Элизабет-Сити. 65 часов полета. 10 посадок и взлетов"), после гибели полковника Виктора Васильева во время перегона первых "Номадов" до Мурманска . Для перегона гидросамолетов Черноморскому флоту спецгруппа должна была освоить новый для нее маршрут перегонки Элизабет-Сити — Севастополь, общая протяженность которого составляла 18 685 километров. На этом полукругосветном пути гидросамолеты, предназначенные для Черноморского флота СССР, должны были лететь из США в Бразилию, чтобы пересечь Атлантический океан в самой узкой его части. Затем трасса шла над странами Северной Африки и Ближнего Востока и через воздушное пространство Ирана сворачивала в направлении Поти или Баку (откуда гидросамолеты перебрасывались в Севастополь).

    Перелет по Южному маршруту представлял для наших экипажей известную сложность — в этих широтах морские летчики ВМФ СССР никогда раньше не летали. Это были субэкваториальные и экваториальные широты, характеризующиеся высокими температурами воздуха, влажностью, грозами и туманами. Перед вылетом экипажи получали подробные карты, необходимые данные по связи, фотоснимки аэродромов, характеристики аэронавигационных средств. Перегонщиков на долгом пути ожидали всякие непредвиденные обстоятельства: зоны турбулентности, мощные восходящие и нисходящие воздушные потоки, швырявшие самолеты до 500 м вверх и вниз. Столкновения с подобными препятствиями порою путали все расчеты. Было принято решение проверять самолеты прямо во время их переброски с Филадельфийского завода в Элизабет-Сити, обучая советских коллег американскими пилотами премудростями управления американскими лодками.В среднем, доставка самолетов по данному маршруту заняла 40 дней, каждый экипаж в среднем осуществил три таких перегона.Из 50 самолетов 49 дошли нормально, только один разбился на старте в Элизабет-Сити.
    Командующий морской авиацией С. Ф. Жаворонков отметил, что «авиагруппа особого назначения в составе 162 человек успешно справилась с возложенной на нее задачей….».

    Для меня было открытием узнать, что часть лодок перегонялась маршрутом из США, стартовым пунктом служил город Элизабет-Сити, далее Гандер (остановка на дозаправку после 12 часового полета), далее перегоночный аэродром в Исландии-Рейкъявик, следующая посадка была в Мурманске, и конечный пункт полета - Архангельск. До озера Гандер в Канаде американские летчики вели самолеты сами (причина - не хотели чтобы самолеты над американской территорией вели не американские летчики (если кто-то считает это поводом к холодной войне, пусть внимательно почитает правила и инструкции военных лет, лучше всего советские), и, видимо, был еще повод уточнить нашим летчикам какие-то сложности и возникающие вопросы).

    Еще один небезынтересный и забавный момент:

    "Об операции рассказывает ее непосредственный участник, потомок русского княжеского рода Григорий Гагарин, житель Вашингтона: «Мой отец – тоже Григорий Гагарин – после большевистской революции эмигрировал из России и в 1924 году перебрался в Америку. В мае 1944 года я, выпускник Массачусетского технологического института и лейтенант американского военно-морского флота, получил приказ отправиться на службу в город Элизабет-Сити, в штате Северная Каролина. Вот там я и увидел гидроплан голубовато-серого цвета с большой красной – явно не американской – звездой на борту. И вечером того же дня встретился с советским офицером, который старался разобрать какую-то инструкцию. Я подошел к нему и спросил по-русски, не могу ли чем-либо помочь. Он с изумлением посмотрел на меня: «А вы кто будете?»" Вот так Гагарин помогал советской авиации в 1944 году.

    Другие источники же повествуют о следующем: These lend-lease aircraft came to the Soviet Union via three different routes. In 1943 (ошибка, скорее всего опечатка, так как все остальные указывают 1944), mixed English and Soviet crews ferried PBN-1's from Elizabeth City (North Carolina) to Habbaniyah (Iraq) via San Juan (Puerto Rico), Trinidad, Belem (Brazil), Natal (Brazil), Bathurst (British West Africa, now Banjul (Gambia)), Port Lyauty (Morocco), Djerba (Tunisia), and Kasfareit (Egypt). From Habbaniyah the Soviet crew took the plane to Sevastopol via Bagdad and Baku (USSR).Вот тут то я и понял где мой дядька мог видеть желтые воды рек с крокодилами и бегемотами, будучи молодым летчиком (в 1944 году ему было 30 лет). Советские летчики, исполняя свой долг перед Родиной, облетели полмира.

    Маршрут, набитый мною на Гугле (не смог осилить вставку) - Elizabeth City, NC, United States, San Juan, Puerto Rico, Trinidad, Siparia, Princes Town, Trinidad and Tobago, Belém - Pará, Brasil, Natal - Rio Grande do Norte, Brasil, Banjul, The Gambia, Port Lyautey, Gharb-Chrarda-Beni Hssen, Morocco, Djerba, Medenine, Tunisia, Kasfareit, Egypt (+30° 14' 55.81", +32° 24' 43.41" (30.248836, 32.412058)), Habbaniyah, Al Anbar, Iraq, Bakı, Azərbaycan. Это 11 пунктов маршрута, которые надо пролететь не только максимально быстро (Родина ждет), но и максимально безопасно - чтобы добраться самому и доставить вверенную тебе технику. А в те времена жизнь летчикам конечно тоже старались облегчать - но просто попробуйте себе представить себе этот полет современными силами и средствами - уйдет немало времени и нервов (особенно если боитесь летать). А на "Номаде"? (Экипажи "Каталин" шутили, что при сближении с противником они нуждаются в календаре, а не секундомере).



    Результат не заставил себя долго ждать:

    Капитана Ярошенко Федора Яковлевича наградили орденом Ленина (понятно, что он не единственный отмеченный и награжденный - к примеру в данном списке фигурирует и командир группы с/н Чибисов Максим Николаевич).



    [​IMG]

    Список фотоматериалов

    [​IMG]

    На фотографии изображена летающая лодка PBN-1 Nomad из состава 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Северного флота.

    [​IMG]
    На фотографии запечатлена группа в полном составе. Где-то здесь может и дядька мой стоит.

    [​IMG]
    PBN-1 Nomad

    Вот так выглядела отправная точка маршрута Элизабет-Сити, уже в 1950х годах.
    [​IMG]


    Что хочу сказать. Пока писал этот очерк-компиляцию - освежил семейную память, порылся в Гугле и выяснил интересную вещь. У большинства воспоминаний о данном проекте - практически единоличная ответсвенность за успех. Это можно прочесть в ссылках внизу. И это - неправильно. Войну выиграла вся страна - начиная с пограничника НКВД в Бресте, включая главнокомандующего и до последнего труженика тыла на Дальнем Востоке.

    Сам автор - любит американские военные авиамашины (и гражданские пикапы тоже), и носит американскую летную куртку (увы, не зимнюю) с чувством сладких воспоминаний о союзнической дружбе. Критика - приветствуется.

    Ссылки использованного материала:
    1) О "Каталине" http://www.airwar.ru/enc/sww2/pby.html
    2) Гидросамолеты "Каталина" в советской морской авиации в годы войны http://www.almanacwh...rticle&id=27:..
    3) "он менял ход войны" http://www.tverlife.ru/news/67299.html
    4) 50 лет под грифом "Секретно" http://www.centrosib...rifom-sekretno/
    5) Red Star Catalinas http://lend-lease.ai...les/commandeur/
    6) Авиация Амурской Краснознаменной Флотилии http://www.airaces.r...j-flotilii.html
    7) Летающая лодка для "Зебры" http://www.mk.ru/soc...lya-zebryi.html
    8) История авиации 2005-04 http://lib.ec/b/434031/read
    9) Аляска-Сибирь-Заполярье http://webcache.goog...rary/uranov.htm
    10) Забытый союзник СССР во Второй Мировой http://p-w-w.ru/inde...p?topic=10888.0
    11) Отношение иностранцев к русским во время Второй мировой Войны http://www.historicus.ru/384/
    12) A history of coast guard aviation http://uscgaviationh.../history02.html
    13) О тех, кто рядом http://www.partizans...eaded&pid=47965
    14) Я останавливаю время. Воспоминания фронтового оператора. http://kinoart.ru/ar...06/n6-article16
    15) Project Zebra http://voiceofrussia...8/01/30/174606/

    Оригинал статьи - http://paul1941.live...l.com/8337.html
     
    Adolf Mebius подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Оригинальный родной сбор (гайка именно от этого конкретного знака) Фото на листе в клетку для масшта...
      550 грн.
    2. 700 грн.
    3. Состояние на фото. Доставка только по Украине.
      2000 грн.
    4. Членський Знак жіночої організації Deutsches Frauenwerk. Клеймо рзм м1/105 ( Hermann Aurich, Dresden...
      1700 грн.
    5. Почётный крест Первой мировой войны 1914/1918 одна их разновидностей С уважением
      1200 грн.
  3. Paul_Kenig

    Paul_Kenig Schütze

    Повідомлення:
    5
    Вторая часть
    Копаясь в девиант-арте, нашел интересную картинку
    [​IMG]
    История подробная - здесь http://bbs.hitechcreations.com/smf/index.php?topic=318273.0

    Краткий перевод - жил был парень Луис Эдвард Курдес, 1919 года рождения.
    До декабря 1942 года он был обычным студентом, а потом решил записаться в ВВС (третьекурсника учебу может заставить бросить только важное событие, особенно если у него бронь).
    В марте 1943 года он, пройдя курс обучения, прибывает в Европу. 17 апреля его зачисляют в 95 истребительную эскадрилью, 82 авиационной группы, 15 воздушной армии. Они летали на P-38. В первом боевом вылете 29 апреля он сбивает три Ме-109, еще один числится поврежденным. 19 мая он сбивает еще двух Ме-109х, таким образом, становясь асом менее чем за месяц. 24 июня он сбивает MC202, 30 июля повреждает еще один 109. В августе он получает "Крест за летные заслуги". 27 августа сбив еще один Ме-109, он замечает что P-38 под атакой, сбивает, помогая товарищу, еще один 109, но самолет его сильно поврежден, и он совершает аварийную посадку в 10 милях от Салерно на занятой врагом территории.
    Он был пленен, бежал, снова пойман, снова бежал и 27 мая вернулся в свою часть (10 месяцев по лагерям военнопленных и своим штабам).
    Его отправляют на отдых в Форт-Уэйн. Будучи в Америке, он записывается в тихоокеанскую часть - 4 истребительную эскадрилью 3 воздушной группы ( 4th Fighter Squadron, 3rd Air Commando Group).
    Летают они на P-51. На ТВД он попадает в ноябре, проведя 5 месяцев в Штатах. 7 февраля 1945 года он сбивает Ки-46. Это делает его одним из трех асов, которые сбили самолеты всех трех стран оси. Колин Пинки и Гил Брайт - другие два.
    Но впереди было главное событие - которое и позволило ему получить достижение "Не как все".
    10 февраля в разведывательном вылете к южной оконечности Формозы (четыре P-51, старший лейтенант Курдес, л-т Шмидтке, второе звено- два лейтенанта Ла Круа и Скулли), направленном на поиск аэродрома японцев, лейтенанта Ла Круа сбивают ( Скулли нашел таки аэродром и проштурмовал его с напарником), и он теперь уже не гордый пилот, а промокший лейтенант в спасжилете, болтающийся в глубине японских вод. Скулли отправляется на базу за помощью, прикрытием и спасательной амфибией PBY. Шмидтке отправляют на 15 000 футов (4572 метра если быть придирчивым, и около 5 км, если быть военным) обеспечивать воздушное прикрытие и вещать "Мэйдэй". Курдес остается нарезать круги на малой высоте, чтобы японцы ничего не выкинули. Пока он нарезает круги, замечает двуххмоторник, направляющийся к аэродрому японскому. Хотя он и выглядит как С-47, он не уверен что это японская лицензированная копия Накадзима (вы не найдете и 1 отличия на картинке, а попробуйте это представить в жизни - еще нужно и самолетом управлять одновременно). Пытается сблизиться и рассматривает американские обозначения на борту. Пытается связаться по радио на разных частотах - нет ответа. В это время наглый двухмоторник уже на глиссаде. Три раза Курдес мешает самолету сесть, и всячески привлекает его внимание, но транспортник упрямо продолжает свои попытки.Предупредительная очередь перед носом так же не возымела успеха. Наконец Курдес решает, что лучше он заставит транспортник "приводниться" (сесть в океан, чтобы не досталось врагу ничего, в оригинале Finally Curdes decided that he would force the transport to ditch into the ocean. ) С минимально близкого расстояния (20 ярдов= 18 метров), для скоростного P-51 это вообще в упор, он вырубает ему правый двигатель, потом левый. Самолет падает в воду в 50 метрах от барахтающегося на парашютном рюкзаке Ла Круа. На двух лодках 12 человек (в том числе две женщины) спасаются из тонущего самолета. Курдес, облетая самолеты, сбрасывает им записку - "Бога ради, держитесь подальше от берега, там джапы!". Ла Круа перебирается на шлюпки, связывает их вместе, и ведет разговоры за жизнь. Выясняется что пилот потерялся в плохой погоде, радио сломалось, и топливо было на нуле, когда он увидел подходящий аэродром на Батаане. Ла Круа объясняет спасшимся, особенно пилоту, глубину их заблуждений.
    Курдес нарезает круги, пока 4 Мустанга не приходят сменить его и Шмидтке. На рассвете следующего утра амфибия спасает наших злоключенцев, Курдес перечитывая список спасенных получает удар под дых. Одна из спасенных женщин - медсестра, с которой накануне у него было свидание.
    Через несколько недель капитан (уже!) Луис Э. Курдес получает второй крест "За летные заслуги".
    "... сбил семь 109 и макки в Северной Африке, одного япа и амера на Тихом, и самое крутое - я вышел из себя и сбил подружку" "seven 109's and one Macci in North Africa, one Jap, and one Yank in the Pacific -- and to top it, I have to go out and shoot down the girl friend."
    Вышел на пенсию 1 ноября 1963 года.
    Оригинал: http://paul1941.livejournal.com/9118.html

    Третья часть

    Пост посвящен всем летчикам, сражавшимся за свою Родину.

    Этим постом, продолжаю историческую подборку, начатую мной в постах о P-51 и "Каталине" ("Номад").



    Небольшое вступление.

    Как знают большинство из нас (а кто не знает, должен удивиться) Япония все-таки оккупировала часть Америки - острова Атту и Кыска (за что потом и поплатилась). 7 июня 1942 года был поднят флаг государства Япония на Алеутских островах.
    [​IMG]
    Справка: "Перед вторжением Японии население скалистого острова Атту составляло всего 46 человек. Когда на остров высадились 1100 японских солдат, один из местных жителей был убит во время вторжения, а 45 других отправлены в японский лагерь военнопленных на остров Хоккайдо, где шестеро из них погибли в заключении."

    Как же вы удивитесь друзья, когда узнаете, что на самом деле хитрые самураи захватили кусок "священной американской земли" еще в декабре 1941 года!

    Итак, просим - "Как Зеро американскую деревню захватил"

    [Зеро, а чаще всего в американских документах мелькает "Зик" (Zeke), в честь славного Иезекиля]

    Самолет A6M2 Модель 21 Зеро, заводской номер 2266, бортовой номер (хвост) BII-120 был собран в июле 1941 (примерно) года на заводе Мицубиси (один из 740 этой модели, собранных на этом заводе), и приписан к авианосцу "Хирю". Знали бы рабочие завода что своими руками они куют ТАКОЕ славное будущее Японии - рыдали бы еще на заводе.
    7 декабря 1941 года, исполняя свой священный долг перед Императором, пилот Шигенори Нисекайчи (PO1 Shigenori Nishikaichi), под командованием лейтенанта Сумио Ноно, во второй волне атакующих самолетов отштурмовал аэродром Бэллоуз Филд. Однако почти сразу у Зеро начало заканчиваться горючее (видимо фанерные баки "Зеро" все же были прострелены рукой американского супостата). Не переживая, пилот согласно плана (а мы помним, что всегда должен быть резервный план) направляет самолет на аварийную посадку на остров Ниихау, расположенный примерно в 260 км к северо-западу от Бэллоуз Филд, дабы быть спасенным японской субмариной, выделенной специально для этих целей. Японцы считали, что остров необитаем, и поэтому приказали всем пилотам поврежденных самолетов совершать на этом острове аварийную посадку.

    Однако судьба припасла кое-что поинтереснее.
    До войны остров принадлежал семье Робинсон (с 1864 года). В 1915 году, согласно американских традиций частной собственности, Робинсоны закрывают остров для всех посетителей - даже родственникам жителей требуется специальное разрешение на въезд. Генерал Митчелл (известный пророк авиации, наравне с Дуэ, именно в его честь назван самолет, на котором Джимми Дулиттл осуществил рейд возмездия в Японию) предсказал воздушную атаку Перл-Харбора (умер то он в 1936 году, предсказал в 1925 примерно), и то что остров может использоваться на одном из этапов этой атаки. Чуть позже предсказания, майор Брент втайне связался с Эйлмером Робинсоном, и попросил его прорыть борозды на острове (на всех открытых площадях), дабы сделать его непригодным к посадке самолетов.
    Если ты изучил внимательно, что такое остров Ниихау, мой читатель, то сейчас ты содрогнешься. Если же не тыкнул по ссылке, то представь себе, что общая площадь острова 180 километров квадратных - площадь Парижа,к примеру 105,4 километра квадратных, государство Лихтенштейн уместилось на 160!
    Работы начались в 1933 году - за счет собственных средств Робинсона - Эйлмер начал расчерчивать шахматную доску на поверхности острова - каждый квадрат примерно 30 метров квадратных, используя лошадей, а чуть позже трактор Clatter. Работы были закончены к лету 1941 года (вовремя успел!).
    Он работал 8 лет за собственные средства в целях обороноспособности страны (стоит поучиться, да).

    Вернемся к событиям 7 декабря.
    Шигенори Нисекайчи совершает успешную посадку на остров - одним куском. Выбирается из самолета, и близко знакомится с местными жителями - поскольку никто не знает о нападении, то у него просто отбирают пистолет, притаскивают его на аналог нашего вече (луау). Его допрашивает нисей (дословный перевод "второе поколение", японец, рожденный не в Японии) Йошио Харада. С нисеем наш герой делится своей информацией (что Япония уже объявила войну США), рассказывает ему о сфере процветания, о новом месте японской Империи в этом мире - вербует, в общем. Ночью, когда радио вещает о "a day that will live in infamy", его допрашивают снова. Нисекайчи играет на лояльности происхождению "японца" Харады, и убеждает его вернуть пистолет и украсть дробовик. И убеждает его что его план умереть с честью - самый японский план.
    Они вдвоем берут деревню под свой контроль, также берут двоих жителей в плен, снимают два пулемета с "Зеке" (и грузят их на тележку, тяжело таскать руками), пытаются его поджечь, но огонь не уходит дальше кокпита.
    Опьяненные властью, они палят из оружия в деревне, требуют местных жителей им сдаваться, в общем, ведут себя как обычные оккупанты.
    Два японца контролировали остров до 12 декабря (5 дней), пока гаваец Канахеле не загнал их в угол (два пулемета, пусть даже на тележке, пистолет, дробовик - против гавайца!). В рукопашной Канахеле был ранен, а Харада был застрелен Нисекайчи, из дробовика, после чего тот застрелился сам (по другой версии Харада сам застрелился из дробовика, а пилот был убит гавайцем после схватки врукопашную - тут читатель может выбрать ту версию, которая ему больше нравится!). Канахеле, когда прибыла армейская спасательная группа, был предоставлен к награждению Пурпурным Сердцем (вручается американским военнослужащим, раненым или погибшим в результате действий противника) и Медалью за заслуги(высшая награда для гражданских лиц в США) (в оригинале - Citations).

    Однако поведение Харады (проводник нашелся мне тоже, знал бы он о Сусанине!) помогло разжечь антияпонские настроения, которые привели к решению Франклино Делано Рузвельта (ФДР) о создании концентрационных лагерей для японцев в США, их гонениям и массовым переселениям).

    Останки самолета находились in situ до 2006 года, пока их не перевезли на мемориал на острове Форд, где они начали участвовать в диораме, изображающей место крушения самолета.

    ССЫЛКИ:
    1) Оккупация Атту и Кыска http://army-reporter....com/20536.html
    2) Перл-Харбор. Фотографии. http://yarodom.livej...com/172237.html
    3) Майор Брент http://thegardenisla...1.html?mode=jqm
    4) Факты о нападении на Перл-Харбор http://history1900s....arbor-Facts.htm
    5) Оригинал истории о "Зеро" http://www.pacificwr.../a6m2/2266.html

    Оригинал статьи: http://paul1941.live...l.com/9376.html

    Надеюсь, Вам понравилось.
    Просьба к модераторам: если недостаточно внимательно изучил и запостил не туда, прошу поправить.
     
    Adolf Mebius подобається це.
  4. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Статьи очень хорошие. Паша, это зачёт! :smile_15:
     
  5. Paul_Kenig

    Paul_Kenig Schütze

    Повідомлення:
    5
    В тебе то я не сомневался)) Если у тебя есть на ангельском материалы, можешь скидывать мне, буду кусками интересными постить переводы))