Откопал патрон 7,62х54р по гражданской войне с вот такой интересной пулей. Уважаемые форумчане, подскажите пожалуйста, что это за пуля. У меня накопилось много гильз по гражданской войне с разнообразными маркировками, могу предложить коллегам обмен. В разных районах преобладали патроны разных изготовителей и соответственно, с разными маркировками. Можно взаимно обогатить наши коллекции.
Таких пуль не находил. Это зажигательная (разрывная) пуля. http://ww1.milua.org/bulletsmosin.htm Помимо того, в 1916 году были приняты на вооружение еще два типа пуль. Это были пули разрывные, то есть снабженные зарядом взрывчатого вещества, к знаменитым полуоболочечным «Дум-дум» отношения не имевшие. Необходимость в таких боеприпасах назрела достаточно быстро: ничтожная эффективность обыкновенных пуль при стрельбе по аэростатам, дирижаблям и аэропланам вызывала необходимость повысить поражающие свойства пуль для стрельбы по подобным целям. В 1916 году промышленность, находясь в крайнем напряжении, едва обеспечивала текущие нужды арми, потому разработка нового типа пуль и постановка их на производство была затруднительна. Выход был найден простой – переделка старых тупоконечных пуль обр. 1891 г. Впрочем, после сражений 1914-1915 г. и последовавшего за этим «оружейного голода» запас старых патронов, не производившихся с 1908 г, был, вероятно, довольно мал. Переделка состояла в сверлении в пуле, параллельно ее оси, отверстия, установке в него иглы-ударника, после чего засыпался заряд дымного пороха и сверху устанавливался капсюль. Именно в установке капсюля и заключалась разница между двумя типами пуль – против «жесткого» (металлические дирижабли, самолеты) и «мягкого» (аэростаты) типа конструкций. Поскольку при стрельбе по целям, имевшим прочные стенки, было желательно несколько замедленное срабатывание пули, капсюль несколько утапливался в канал, высверленный в пуле. Если же огонь велся по тонкостенным аэростатам, необходимо было мгновенное действие – капсюль устанавливался сверху, над каналом, не утапливаясь. Эта пуля как раз против жёсткого препятствия, с немного утопленным в канале капсюлем.