Штурмовое орудие StuG III Ps.531-10 «Bubi» Берье Бротелла уничтожило 6шт- Т-34-76, 4шт- Т-34-85 и 1шт ИСУ-152. Штурмовое орудие StuG III Ps.531-10 «Bubi» Берье Бротелла установлено в военном городке финской танковой бригады в Пароле.
Обнаружил в сети вот такое описание StuG 40 Ausf.G : "Электрический вентилятор первоначально размещался там же, где и у машин серии StuG 40 Ausf.F, однако позже его перенесли в заднюю часть крыши рубки. Был ликвидирован прибор наблюдения механика-водителя, амбразуру под который в рубках первых машин серии G просто заваривали. Позже конструкторы отказались и от прибора наблюдения механика-водителя, который размещался в левом борту САУ." Это опечатка или автор статьи ошибся ? При помощи чего механик-водитель вёл наблюдение ?! К тому на всех фото хорошо видна амбразура со смотровым прибором, что на ранних модификациях, что на поздних.
Оказывается всё гораздо проще. Ох уж эти переводчики технического текста ! На StuG'ах модификаций от A до F у механика-водителя было три прибора наблюдения : Fahrersehklappe 50 ( стеклопакет, который закрывался бронестворками, для наблюдения вперёд ), перескоп и боковой ( для обзора слева по ходу машины ).На модификации G от перескопа отказались, боковой прибор также ликвидировали, и оставили только Fahrersehklappe 50. Выглядел он вот так :
Камрады, я сделал разбивку по моделям ( от А до G ) с определением визуальных отличий. Если интересно - то могу выложить, что бы я не писАл для самого себя.
Ausf A, B. Объединяет эти модификации бронировка амбразуры прицела. На следующих вариантах такая схема не применялась.Разница - в расстоянии между верхними катками. У Ausf.A - оно одинаковое, у Ausf.В - расстояние между первым и вторым катком больше, чем между вторым и третьим. Кроме того, на поздних Ausf.В ведущее колесо другой формы : вместо круглых отверстий - секторальные вырезы. 1-3. StuG III Ausf.A. 4-6. StuG III Ausf.В "ранние". 7-12. StuG III Ausf.В "поздние". 13.Схема корпуса и амбразуры прицела.
Ausf C, D "На этих самоходках убрали амбразуру прицеливания в лобовом листе рубки, а окуляр прицела перенесли на крышу рубки, разместив в специальном лючке". Т.е. от предыдущей модификация C/D отличались изменениями там , где ранее была "амбразура". В остальном бронекорпус остался практически таким же. Между собой Ausf.C и D ни чем не отличались, и поэтому в немецких документах они обозначались как StuG III Ausf.C/D. Но всё же одно небольшое отличие было. На Ausf.C убрали защитные скобы фар. Для чего это сделали - непонятно. Очень может быть, что позднее на машины модификации C этот элемент могли вернуть.Так, что различить эти две самоходки по фото - практически нереально. 1.StuG III Ausf.С. 2,3.StuG III Ausf.С/D.
Ausf E Последняя модификация с коротким стволом.Изначально Ausf.Е планировали сделать как командирскую машину. Для этого были увеличены короба под радиостанции ( вместо одной предполагалось разместить две ) по бокам корпуса. Ещё наклонные бортовые бронелисты заменили на вертикальные, поэтому эта версия самоходки получилась довольна узнаваема.
Ausf F, F8 На модификации F впервые применена длинноствольная пушка смонтированная на шасси Ausf.E. Так же на крыше боевого отделения установлен электро- вентилятор для вытягивания пороховых газов из боевого отделения. Ausf.F8 можно отличить от F по буксировочным проушинам, сделанным за одно целое с корпусом и дополнительной броне лобовой части корпуса и рубки ( на поздних вариантах ). Ещё можно отметить отказ от фар в пользу одного маскировочного фонаря Notek. В некоторых источниках эти самоходки обозначаются StuG 40 Ausf.F и F8. 1-5.StuG 40 Ausf.F. 6,7.Масштабная модель StuG 40 Ausf.F выглядит более наглядно. 8,9.StuG 40 Ausf.F8. 10.StuG 40 Ausf.F с ведущей звездочкой модификации А или В.Бронирование прибора наблюдения механика-водителя как на ранних F8. 11.Что на этом фото - мне непонятно.Самоходка собранная из заделов ? Шасси от модификации А или В ( обе звёздочки от них ). Боковые борта рубки какие-то нестандартные, не похожие ни на одну из предшествующих моделей.Ствол и маска пушки так же не похожи на Ausf.F. В общем какой-то странный аппарат, который я не могу идентифицировать. 12.Схема бронирования передней проекции StuG 40 Ausf.F8.
Ausf G Самая массовая модификация. Её можно опознать по вертикальным бортам ( броне-короба для раций убрали ) и командирской башенке.На этой серии из трёх приборов наблюдения механика-водителя оставили только один. Сначала убрали перескоп, а позже - боковой прибор, что явно нельзя назвать улучшением обзора. На поздних сериях ( с ноября 1943 года ) пушка получила литую маску Saukopfblende ( "кабанье рыло" ). 1-6.StuG 40 Ausf.G ранняя версия. 7-10.StuG 40 Ausf.G поздняя версия с литой маской пушки.
StuG IV И последняя самоходка этой серии, которая представляет собой корпус от StuG 40 наложенный на шасси Pz.Kpfw.IV. Это было сделано не от хорошей жизни, а из-за того что 23 и 26 ноября 1943 года авиация союзников сильно повредила завод Alkett в Берлине. Выпуск части самоходок пришлось разместить на заводах Krupp-Gruson-Werk в Магдебурге, который специализировался на производстве Pz.Kpfw.IV. Эта самоходка выделяется броне-коробом механика-водителя. Третье фото сделано в Магдебурге в 1944 году. Похоже на заводские испытания.