Бронетранспортер ТР-4 был разработан на базе танка Т-26 КВ Опытного завода Сисцмаштреста им.С.М.Кирова (завод № 185) в 1933 г. Выло изготовлено три образца, один из которых прошел испытания на II МВТ полигоне в конце 1933 г. - начале 1934 г. На вооружение БТР не принимался и в серийном производстве не состоял. Машина была предназначалась для перевозки десанта из пятнадцати человек, который располагался в бронированной кабине, размещенной в средней части машины вместо подбашенной коробки и башни танка. Моторное отделение, расположенное в задней части корпуса, было изолировано от десантного специальной перегородкой, в которой для доступа к двигателю имелись два люка. Экипаж бронетранспортера состоял из одного человека - водителя. Он размещался у правого борга и вел наблюдение за местностью через смотровой люк, закрывавшийся броневой крышкой со смотровой щелью и триплексом. Посадка и спешивание десанта производились через две бортовые двери. Кроме того, в полу десантного отделения были расположены люки для десантирования. Десант размещался на пяти откидных сиденьях, установленных вдоль карданного вала соединявшего двигатель и трансмиссию (два справа и три слева). Две скамьи располагались вдоль боковых стенок кабины и имели откидные подножки для упора ног. В лобовом и кормовых листах боевой рубки в специальных шаровых установках размещалось по одному 7.62-мм пулемету ДТ. Боекомплект к пулеметам ДТ состоял из 4980 патронов. Для вентиляции десантного отделения была предусмотрена установка вентилятора в специальном отверстии задней стенки, закрытом броневым листом. Броневая защита - противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6 и 10 мм. Соединение броневых листов осуществлялось с помощью сварки. Лобовой и кормовой листы кабины с боковыми скулами были расположены под небольшим углом наклона к вертикали. В моторном отделении устанавливались карбюраторный двигатель "Геркулес" мощностью 90 л.с. (66 кВт), в трансмиссионном коробка передач и главный фрикцион "Геркулес". Запас хода машины по шоссе достигал 120 км. Взято здесь: http://shusharmor.livejournal.com/634987.html .... коменты по ссылке меня порвали на части В кабине для десанта могло разместиться 14 пехотинцев с винтовками и снаряжением. Дтя посадки солдат имелась дверь в корме, а для наблюдения за полем боя и стрельбы из винтовок 6 отверстий с крышками в стенках кабины.... В отчете о проведении испытаний отмечалось следующее: «При следовании с 14 человеками для стрельбы из люков можно пользоваться только револьверами (воспаленный бессонницей мозг отказывается представить себе сию картину), стрельба же из винтовок невозможна из-за тесноты. Только при наличии 5 человек можно обращаться с винтовками. В отличие от ТР-1, в конструкции нового транспортера шасси и моторно-трансмиссионная группа Т-26 использовалось безо всяких изменений. Корпус, собранный из 10 мм (лоб, борт, корма) и 6 мм (днище и крыша) броневых листов был спроектирован заново. В его средней части располагалась бронированная рубка с двухстворчатой дверью для посадки пехоты в каждом борту. Кроме того, в днище машины находилось два десантных люка, открывавшихся во внутрь. Для вентиляции рубки в крыше имелось специальное отверстие, а в задней стенке устанавливался вентилятор, снаружи прикрытый броневым кожухом. Наблюдать за полем боя десантники могли через четыре смотровых окна, расположенных по углам рубки. Вооружение ТР-4 состояло из двух пулеметов ДТ (боекомплект 2814 патронов), установленных в переднем и заднем листах. Экипаж ТР-4 составлял 2 человека (механик-водитель и пулеметчик), в кабине транспортера помешалось «одно стрелково-пулеметное отделение из 11 человек при двух пулеметах ДТ». Бойцы размешались на откидных сиденьях, расположенных вдоль карданного вала и вдоль бортов. Помимо десанта ТР-4 был приспособлен и для перевозки раненых - в рубке имелись откидные стойки для перевозки носилок. В таком качестве транспортер мог брать на борт 4 лежачих раненых, 1 сидячего раненого и санитара. «При движении в кабине высокая температура, что делает затруднительным пребывание в транспортере длительное время. Мотор на увеличение температуры в кабине не влияет, последняя повышается за счет нагрева брони, имеющихся в кабине людей, коробки передач и бортовых фрикционов... В транспортере можно перевозить ящики с патронами по 20 кг (30 штук), смазочные материалы в 20-килограмовых бидонах (32 штуки). Перевозка горючего небезопасна в пожарном отношении, так как в кабину выходит решетка воздухоочистителя, через которую при выстрелах в карбюратор влетает пламя.