В августе-сентябре 1941 г. в боях за Днепропетровск участвовало несколько бронепоездов. Два из них создали на заводах Днепропетровска. Два же были немцами уничтожены в период 19-24 августа на подступах к Днепропетровску (1 в районе станции Елизарово, 2-й в районе с. Селецкое). Но различные источники свидетельствуют, что еще по крайней мере 2 бронепоезда (один из них - "За нашу Родину") были переправлены на левый берег и участовали в боях в раойне Подгороднего и г. Павлограда. Кто знает сколько все же было бронепоездов и какова их участь?
Читал где-то про то как, на помощь нашим танкистам под Павлоградом в районе с. Карабиновка - пришёл бронепоезд.
Как и Винтовка Мосина, кавалерийские части и многие другие устаревшие элементы Первой Мировой Войны, СССР использовал бронепоезда. Эти бронепоезда изготавливались во многих крупных городах СССР, в Москве в депо имени Ильича, во Владимире, в Нижнм Новгороде. Был сформирован 48 отдельный дивизион бронепоездов. Бронепоезда были достаточно нейэфективны во время военных действий поэтому мы о них так мало знаем. Некоторые из них были уничтожены даже не успев быть зарегистрированными как боевая единица. Вот здесь есть есть несколько фотографий и информации... http://mechcorps.rkka.ru/files/bepo/pages/48_odn_bepo.html -------------------------------------------------------------------------- Немного из википидии.... Бронепоезд № 1 «За Сталина!» — один из двух бронепоездов, построенных на Коломенском заводе во время Великой Отечественной войны. Построен в Коломне 10 сентября 1941 года на Коломенском заводе. Экипаж целиком сформирован из добровольцев — рабочих завода. 14 октября 1941 года на 174-м км между станциями Колесники и Гжатск попал в засаду и в первом же бою был уничтожен немецкими танками. Машину даже не успели зарегистрировать как боевую единицу и приписать к какой-либо из частей действующей армии — то есть бронепоезда по документам просто не было. Бронепоезд № 1 состоял из 20 вагонов, 4 из которых предназначались для личного состава. Была баня, пар для которой брали из паровоза. Поезд состоял из двух частей — боевой и ремонтной, или базовой. Боевая часть состояла из четырех платформ, в том числе двух зенитных, паровоза и контрольных площадок с запасом путевого материала и инструмента. Бронепоезд был оснащен четырьмя 76-миллиметровыми танковыми орудиями, восемью пулеметами «Максим» (еще два спаренных пулемета «ДТ» могли вести круговой обстрел) и зенитными установками. Толщина брони достигала 45 мм. http://ru.wikipedia.org/wiki/За_Сталина!_(бронепоезд) ------------------------------------------------------------------------- Бронепоезд «Коломенский рабочий» — один из бронепоездов, построенных на Коломенском заводе во время Великой Отечественной войны, осенью 1941 года. Командир бронепоезда Горелик, Петр Залманович Комиссар бронепоезда А. Е. Казенкин и политрук А. Н. Хасаинов. Экипаж поезда состоял из добровольцев-рабочих Коломенского завода. Две четырехосные платформы были оснащены боевой техникой и облицованы броней. После окончательной сборки бронеплощадок городской комитет обороны принял новое решение. В нем указывалось на необходимость постройки бронированных вагонов и площадок, которые войдут в состав бронепоезда под названием «Коломенский рабочий». В депо Голутвин был взят для этой цели паровоз серии ОВ, который был отремонтирован рабочими Коломенского завода под руководством мастера К. К. Шлыкова. На бронеплощадках были размещены орудия калибра 152 мм. В январе 1942 года бронепоезд отравился на фронт. Бронепоезд входил в состав 55-го дивизиона, прикрывая боевой участок Мценск-Тула к югу от Москвы – в районе реки Зуша. В первом же бою вражеский снаряд разрушил его заднюю орудийную площадку. После ремонта поезд снова был отправлен на выполнение боевых заданий в район Тула — Мценск. Бронепоезд прошел всю войну, участвуя в боях под Тулой, военной операции под Орлом, форсировании Днепра и переправе через Друть, Висло-Одерской, Берлинской и других операциях. http://ru.wikipedia.org/wiki/Коломенский_рабочий_(бронепоезд) ------------------------------------------------------------------------- "Козьма Минин" - один из 12 бронепоездов, изготовленных на средства горьковских железнодорожников для фронта. На них войскам доставляли боеприпасы, вооружение, технику и продовольствие. Горьковчане обслуживали свой бронепоезд до конца войны. http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=13919380 ------------------------------------------------------------------------- Ещё фотки и статьти................... Бронепоезд великой отечественной войны http://lori.ru/659524 Зенитчики бронепоезда готовы отразить авиаудар врага. Период проведения Тихвинской контрнаступательной операции (фото фронт. корр. А.В. Устинова) http://energo.vstu.vinnica.ua/photo_of_war/1941/1941_107.htm Если Вам интересно, то я могу также предоставить/перевести англоязычные ресурсы
За годы Гражданской войны Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов-бронепоездов. Они применялись как для огневой поддержки войск, так и для ведения самостоятельных, иногда весьма дерзких, боевых действий в полосе железной дороги. При этом широко использовались такие качества бронепоездов, как быстрота передвижения и маневренность, сила огня, мощная броневая защита и возможность применения бронепоезда в качестве тяговой силы для транспортирования 15 вагонов с грузом особой важности. В октябре 1920 года в составе броневых сил Красной Армии имелось 103 бронепоезда. По окончании Гражданской войны число бронепоездов было резко сокращено, а передача их в конце 1923 года в ведение Главного артиллерийского управления не способствовала дальнейшему совершенствованию, так как это ведомство рассматривало бронепоезда лишь как артиллерию на железнодорожных платформах. Значительная часть состоявших к началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии бронепоездов была изготовлена на Брянской базе бронепоездов. Каждый бронепоезд состоял из боевой части и базы. Боевая часть предназначалась для ведения непосредственных боевых действий и включала в себя бронепаровоз, две бронеплощадки и 2-4 контрольные платформы, которые присоединялись к бронепоезду спереди и сзади, служили для перевозки материалов для ремонта железнодорожного полотна (рельсы, шпалы и т.д.) и для защиты от минно-взрывных заграждений. База бронепоезда обеспечивала ему достаточно высокую автономность действий и состояла из вагона для начальствующего состава, вагона-канцелярии, вагона-клуба, вагона-кухни и нескольких вагонов для размещения личного состава бронепоезда. Во время боя база следовала за боевой частью вне досягаемости огня артиллерии противника. Бронеплощадки представляли собой бронированные вагоны с отвесными прямыми бортами и с высокими прямыми клепаными башнями, в которых устанавливались короткоствольные 76,2-мм пушки. Каждая бронеплощадка была вооружена двумя пушками и четырьмя станковыми пулеметами. Кроме бронепоездов, вооруженных 76,2-мм пушками и именовавшихся легкими, имелось небольшое количество тяжелых бронепоездов, вооруженных 107-мм пушками с дальностью стрельбы до 15 км. Бронирование (до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных снарядов калибром 75 мм. На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь (10 т) или мазут (6 т). Масса боевой части бронепоезда не превышала 400 т. Экипаж боевой части состоял из командования, взвода управления, взводов броневагонов с башенными расчетами и отделениями бортовых пулеметов, взвода ПВО, взвода тяги и движения и взвода железнодорожных бронеавтомобилей, в котором имелось 2 легких бронеавтомобиля БА-20жд и 3 средних бронеавтомобиля БА-10жд, приспособленных для движения по железнодорожному пути. Они применялись для ведения разведки на удалении 10-15 км и в составе охранения (дозора) на марше. Кроме того, на платформах прикрытия мог расположиться десант в составе до трех стрелковых взводов. По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей. Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов. При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо. Наиболее удачную конструкцию имел бронепоезд "Козьма Минин", построенный в феврале 1942 года в вагонном депо города Горького. В боевую часть этого бронепоезда входили бронепаровоз, две крытые бронеплощадки, две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосных контрольные платформы. Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета Максима в шаровых опорах в бортах. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8. Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ. Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника. Наиболее распространенным типом бронепоездов во второй половине Великой Отечественной войны стал разработанный в 1942 году так называемый бронепоезд образца 1943 года БП-43. Как правило, такой бронепоезд состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, четырех артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (по две бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), двух бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4 (по обоим концам бронепоезда) и двух–четырех контрольных платформ, на которых перевозились необходимые для ремонта железнодорожного полотна материалы. Обычно в состав бронепоезда входили 1-2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге. Для Красной Армии в годы войны был изготовлен 21 бронепоезд образца 1943 года. Значительное количество бронепоездов этого типа получили и войска НКВД. В годы войны бронепоезда обычно действовали в составе дивизионов. Например, бронепоезд "Козьма Минин", наряду с однотипным бронепоездом "Илья Муромец", входил в состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов. Для обеспечения боевой деятельности дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, два бронеавтомобиля БА-20, три мотоцикла и десять автомашин. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой составлял 335 человек. Бронепоезда использовались Красной Армией в течение всей Великой Отечественной войны. Кроме поддержки стрелковых частей, действовавших в полосе железной дороги, они применялись для поражения войск противника в районе важных железнодорожных станций, для защиты побережья и борьбы с артиллерией. Исключительно важную роль в защите железнодорожных станций от ударов авиации противника сыграли зенитные бронепоезда, вооруженные 25-мм и 37-мм зенитными пушками и 12,7-мм зенитными пулеметами ДШК
В начале декабря 1941 г. по заданию Государственного Комитета Обороны на Томской железной дороге началось формирование трех дивизионов бронепоездов. На Томской железной дороге силами работников депо было построено 11 бронепоездов: "Железнодорожник Кузбасса", "Советская Сибирь", "Победа", "Лунинец" (назван в честь машиниста Николая Александровича Лунина) и др. В июльские дни 1942 г. на участке Елец - Касторная бронепоезд № 704 "Лунинец" принял первый бой. Перед командиром бронепоезда стояла задача: высадить в тылу фашистов в районе станции Тербуны с важной стратегической высотой десант пехоты и поддержать его огнем. Гитлеровцы, не ожидавшие стремительного броска к себе в тыл, оставили высоту. Но бронепоезд атаковли одиннадцать фашистских самолетов. Зенитчики стойко обороняли стальную крепость. При отражении налета было сбито два бомбардировщика. 8 сентября 1942 г. бронепоезд набирал воду на станции, когда налетели 18 немецких самолетов. Впереди бомбами разрушило путь. Машинист П.А. Хурсик с шестнадцатью работниками восстановили путь. У реверса в это время находился машинист М.Ф. Щипачев; маневрируя на небольшом отрезке уцелевшего пути, он спас поезд от фашистских бомб. На участок обороны 13-й армии Центрального фронта 27 апреля 1943 г. были переброшены бронепоезда № 663 "Железнодорожник Алтая" и № 704 "Лунинец" 49-го отдельного дивизиона. 6 июля 1943 года в районе Понырей бронепоезда 49-го дивизиона вступили в бой, поддерживая полки 81-й и 307-й стрелковых дивизий. При активной огневой поддержке бронепоездов "Лунинец" и "Железнодорожник Алтая" армейским соединениям удалось остановить отчаянное наступление врага. Гитлеровское командование разработало специальную операцию по уничтожению бронепоездов, в которой главная роль отводилась авиации. Когда "Лунинец" и "Железнодорожник Алтая" вышли на выбранные позиции для очередного огневого удара по врагу, над бронепоездами появились 36 самолетов противника. Им удалось разбить пути, лишив бронепоезд "Железнодорожник Алтая" возможности отхода. Но экипажи стальных крепостей вели огонь из всех зенитных средств. Фашисты потеряли несколько самолетов. Экипажи бронепоездов и железнодорожники-путейцы трудились всю ночь. Они поднимали бронеплощадки, укладывали рельсы. Утром 49-й ОДБП вновь вышел на боевое задание. 9 июля 1943 г. бронепоезд "Лунинец" снова открыл огонь по врагу. На юго-западной окраине поселка Поныри, в районе вокзала, он отразил десятки атак фашистов. Вместе с воинами 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии экипаж бронепоезда выполнил приказ командующего Центральным фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского: "Понырей не сдавать!" Сутки экипаж бронепоезда не выходил из боя. Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал М.А. Королев через командира бронепоезда капитана Б.В. Шелохова объявил благодарность всему личному составу. В ходе боев в районе Понырей бойцы 49-го дивизиона уничтожили более 800 фашистских солдат и офицеров. После разгрома гитлеровских армий на Курской дуге боевой путь бронепоезда лежал на Украину. 13 февраля 1944 г. 49-й ОДБП под командованием капитана Д.М. Шевченко приказом Верховного Главнокомандующего был удостоен почетного звания "Шепетовский". В боях за Шепетовку экипажи бронепоездов произвели 56 огневых налетов, отразили 15 вражеских атак. Бронепоезда участвовали в освобождении Ченстохова, Петркува, Радома. Боевой путь дивизион закончил в Нижней Силезии, в городе Оппельне. Бронепоезд "Илья Муромец" Бронепоезд был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-ый отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз "Илья Муромца". Бронепоезд "Балтиец" 3 июля 1941 года на митинге в Лениград-Балтийском электродепо было принято решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп 7599 и две четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза поставил Ижорский завод. Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами, в том числе 4 крупнокалиберными. Название бронепоезду – "Балтиец" - дали сами рабочие. Команда бронепоезда была сформирована из добровольцев-железнодорожников электродепо и кадровых артиллеристов. С осени 1941 года бронепоезд "Балтиец2 стоял на защите рубежей Ленинграда. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта: с позиции Мяглово - Горы по Мге; из Угольной гавани - по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой – по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово – в район за Лемболово – Орехово. Бронепоезд "Народный мститель" Этот бронепоезд был построен железнодорожниками Ленинград-Варшавского узла. Вооружение бронепоезда составляли две зенитные 76-мм пушки, два танковых 76-мм орудия, 12 пулеметов "Максмим". Боевой путь "Народный мститель" начал 7 ноября 1941 года - на Варшавском вокзале во время митинга железнодорожники вручили команде бронепоезда, на 85% состоявшей из железнодорожников-добровольцев, красное знамя. За время своей службы бронепоезд участвовал во многих операциях по защите Ленинграда, громил врага в районах Пушкина, Александровки, Урицка, Павловска.
вроде бы должен был подъехать на станцию МИЗКОВО, судя по опер сводке, но номер указан не был "бронепоезд № ", и долехал ли он туда тоже нигде неупоминается.
Да в раене Павограда действительно покрайней мере была остановка бронепоезда об этом свидетельствует захоронение с памятной табличкой которая гласит что здесь похоронены бойцы с бронепоезда и вроде майор по фамилии Богословский снятые с бронепоезда. Захоронение находится на станции Павлоград-2 я его лично фотографировал. Фото скинул на форум сайта поиск-днепр раздел памятники.
по информации аборигенов и во время освобождения Днепропетровщины осенью 43-го бронепоезд использовали. И он, якобы, даже нашу же танковую колонну разбабахал. вот только документального подтверждения этому пока не нашел... а место, где этот эпизод имел место даже указывали. и говорили памятник там стоял до 70-х.. в память убиенным танкистам
По иронии судьбы тут рядом тоже стоит памятник трем погибшим танкистам по 43 году освобождавшим Павлоград. Его фото тоже есть все на том же форуме сайта поиск-днепр я его выкладывал. Оба памятника находятся фактически вместе можете в этом сами убедится на фото. Может это было здесь? Жаль что наименование бронепоезда на табличке никак не значится.
3 сентября 1941 года в ожесточенных боях в районе Днепропетровска отличился экипаж бронепоезда № 11 «За Родину!» под командованием участника гражданской войны П. М. Бойко. Один из бойцов бронепоезда Я. М. Синенко свидетельствует: — Фашисты считали себя хозяевами на занятой станции Нижнеднепровск-Узел. И вдруг на них обрушился огонь четырех [45] орудий и двенадцати пулеметов советского бронепоезда. «Осколочным — огонь!», «Первое — огонь!», «Второе...», — непрерывно повторялись команды. Гитлеровцы в панике разбегались, оставляя машины, мотоциклы, полевые кухни. Сделав 50 выстрелов, бронепоезд отошел так же неожиданно, как и появился. Утром следующего дня он вновь ушел в стан врага. Водили бронепоезд люди отважные, отлично знавшие дело. Это машинисты Андрей Кукибный, Петр Доронин, Леонид Будаговский, помощники Дмитрий Иванов, Леонид Олефир и другие. http://reibert.info/forum/showthread.php?t=44902&page=2 На сайте Подвиг народа есть наградной лист на майора Бойко Петра Михайловича Бронепоезд №11 был на Курской дуге
У Грушевого в книге Рябышев и Корниец передали: в связи с прорывом гитлеровцев на Новомосковском направлении создалась непосредственная угроза Павлограду. Оборону города было приказано организовать силами находившейся в резерве фронта 8-й танковой дивизии полковника Пушкина, курсантов военно-политического училища и политкурсов запаса, 530-го артполка и дивизиона 269-го корпусного артполка, расположенного под Павлоградом. В помощь им направлялся бронепоезд № 2–11 под командованием майора П. М. Бойко. Мы подтвердили, что приказ понят. http://militera.lib.ru/memo/russian/grushevoy_ks/15.html и дальше о бронепоезде,который был построен в Днепропетровске