Бои 14й Воздушной Армии в январе 1944

Тема у розділі 'Операії', створена користувачем Lemke32, 23 вер 2018.

  1. Lemke32

    Lemke32 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    481
    Адреса:
    Cумы, Украина
    Состав 14й Воздушной Армии к 14.01.44г., началу наступления Волховского фронта, в рамках Ленинградско-Новгородской операции — 184 самолета:

    269 иад (35 Ла-5, Як-1/7б): 254 иап (Ла-5), 287 иап (Як-1/7б), 845 иап (Як-7б)
    281 шад (89 Ил-2): 448 шап, 872 шап, 703 шап, 958 шап,
    280 бад: 4 Гбап — 18 Пе-2 (или 24 Пе-2)
    742 рап - 17 ПЕ-2
    386 нбап — 25У-2

    Но ожидалось пополнение 144 самолетов: 94 Ил-2 и 50 истребителей.

    В составе 1 ВФ Люфтваффе в полосе действия 14 ВА, помимо разведывательных и ночных подразделений, могли действовать в начале 1944 такие части:
    штурмовики - I./SG5 , I./SG3, II./SG3
    истребители - II./JG5, IV./JG54

    Погодные условия января — февраля 1944 были суровые, не благоприятные, было много не летных и ограничено летных дней, погода заметно влияла и на тактику действий авиации сторон.

    15.01.44
    Наступление войск Волховского фронта началось 14 января 1944, но из-за плохой погоды авиация 14 ВА начала активно вторгаться в события с 15.01.44, в частности «Илы» 281 шад начали наносить удары по противнику в полосе 59 Армии. «Илы» дивизии совершили в этот день 97 самолето / вылетов, боевых потерь не было, но при возвращении от цели, из- за отказа мотора разбился Ил-2 мл. лейтенанта Морозова, который при этом погиб, стрелок остался жив.
    В 269 ИАД один Як-7б был разбит лейтенантом Федоренчиком при возвращении с боевого задания из-за полного израсходования горючего, еще два Як-1 совершили вынужденные посадки по не боевым причинам — подлежат ремонту.
    Из состава 4 Ла-5 254 ИАП, вылетевших на боевое задание отстал от ведущего и потерялся мл. л-т. Сухомлин. Тройка Ла-5 начала штурмовку войск противника, но на втором заходе была атакована парой ФВ-190, с которой провели бой безрезультатно, предполагается, что Ла-5 Сухомлина был сбит этой парой ФВ-190 внезапной атакой. Хотя у немцев нет заявок на победы в районе действий 14 ВА.

    В этот день на пополнение в 269 ИАД прибыло 8 Як-7б и 6 Ла-5.

    16-18.01.44 из - за сложных метеоусловий активность летчиков 14 ВА была низкой. С 16 по 18 января присутствие истребителей противника не отмечается.

    19.01.44
    19 января все изменилось в полосе действий 14 ВА, в этот день с утра, не смотря на не благоприятную погоду, начала активно действовать IV./JG54, (до этого действовавшая против летчиков 13й ВА севернее) и произошли первые воздушные бои с начала наступления.
    В журнале боевых действий 14й ВА отмечено за день 5 в/боев, заявлена одна победа: 1 ФВ-190 был сбит летчиком 254 ИАП мл.л-м. Красноперовым, в том же бою был подбит Ла-5 мл.л-та Кольцова, который совершил вынужденную посадку с убранными шасси на аэродром Новоселицы, у самолета повреждены лопасти и маслорадиатор, летчик легко ранен в шею осколком. Вероятно этот бой со стороны немцев вели летчики 10го штаффеля IV./JG54, Ltn. Horst Hartrampf и Ofw. Karl Brill заявили каждый по одному сбитому Ла-5 в 13:12 и 13:15 по берлинскому времени. Так же есть сведения о повреждении одного истребителя из состава IV./JG54 огнем З/А, возможно это имеет отношение к этому бою. Не смотря на то что бой велся у самой земли, до 200 — 300 метров в высоту, реальных безвозвратных потерь противники не понесли.

    Однако два штаффеля IV./JG54 добились реальных успехов в этот день. Лечики 11./JG54 Ltn. Thielen и Oblt. Deterra подловили бипланы 386 НБАП, летавших уже при свете дня, и каждый сбил по одному У-2, экипаж оного из них в составе мл. л-та Татарчука и летнаба мл.л-та Рапенко погиб, а летчик л-т. Мысин и летнаб л-т. Подольский ранены, последний тяжело.
    Также ЖБД 14й ВА отмечает, что истребители противника сбили в в/бою 1 Як-1 мл.л-та Синолицына, кроме выше указаных заявок на два сбитых Ла5х, у немецких истребителей нет больше в этот день и в этом районе засчитанных заявок на сбитые истребители противника. Возможно немецкий летчик после атаки не был уверен в сбитии или его заявка была отклонена командованием.

    Летчики 10./JG54 перехватили четверку Ил-2 703 ШАП во главе с ведущим л-м Лобановым, во время штурмовки бронепоезда. Лобанов подбит З/А и совершил вынужденную посадку на своей территории, самолет подлежит восстановительному ремонту. Ведомые Лобанова мл. л-ты Стешенко и Крылов были сбиты истребителями. Стешенко подбитый З/А, был атакован истребителем и подожжен, после чего выпрыгнул на парашуте, прибыл в часть. У Крылова после атаки истребителя противника был подожжен задний бензобак, он совершил вынужденную посадку, после которой горящий Ил-2 взорвался, летчик вернулся в часть 24.01.44.
    ЖБД 281 ШАД отмечает, что за 19 января 6 Ил-2 не вернулось с б.з. Из них один Ил-2 из 448 ШАП потом нашелся невредимым на своей территории, он заблудился в плохих метеоусловиях. Таким образом если учитывать, что самолет Лобанова был отремонтирован, безвозвратные потери 281 ШАД в этот день составили 4 Ил-2, что косвенно подтверждается ЖБД 14 ВА, в котором отмечается 4 Ил-2 пропавшими. Трое из них судя по всему были сбиты летчиками 10./JG54, заявителями были:

    19.01.44 Oblt. Robert Weiss 10./JG 54 Il-2 ; 19 343 at 30 m. 09.45
    19.01.44 Ltn. Rudolf Grath 10./JG 54 Il-2 ; 19 372 at 150 m. 09.55
    19.01.44 Oblt. Robert Weiss 10./JG 54 Il-2 ; 19 372 at 300 m. 10.15

    В этот день в 14 ВА прибыло пополнение 5 Як-7б.

    Метеоусловия серьезно затруднили и снизили действия авиации сторон.

    21.01.44 летчики 281 ШАД выполнили всего лишь 24 боевых вылета, в которых
    потеряли от зенитного огня 2 Ил-2 л-тов Дейнеко и Юркова. Первый был в последствии найден — 27.01.44, подбитый сел на вынужденную на болото.

    24.01.44 — ЖБД 14й ВА отмечает один воздушный бой: 2 Як-1 сбили 1 Хш-126.

    25.01.44 — в этот день вновь проявились немецкие истребители, но уже другой эскадры. 24 — 25 января IV./JG54 активно противодействует летчикам 13 ВА, а в полосе 14й ВА появляется новый противник — II./JG5. В период с 15.20-16.20 произошел воздушный бой двух Як-7б 845 ИАП против 4х Ме-109 из II./JG5. Судя по сведениям советской стороны пара ст. л-та Дмитриева сопровождала пару Ил-2 из 448 ШАП, «Яки» занялись штурмовкой и были атакованы четверкой «Мессершмидтов». Не смотря на не выгодное начало боя и численное превосходство противника, советские пилоты Дмитриев и Гвановский заявили по одной победе, что не подтверждается сведениями о потерях немцев. В бою был сбит ст. л-т Дмитриев, он совершил выннужденную посадку, самолет сгорел, летчик ранен. Победу одержал летчик 6./JG5 Fw. August Mors.
    Также в этот день ЖБД 14й ВА отмечает еще одну потерю в истребителях: не вернулся с боевого задания 1 Як-1 мл. л-та Стенчева. Так как немецкие истребители, кроме Морса, более не заявляли побед в полосе 14й ВА, вероятно потеря Стенчева может быть связана с плохими метеоусловиями, возможно также он был сбит З/А.

    Далее по 30 января из-за плохой погоды активность в воздухе была сведена к минимуму, но 31.01.44 погода несколько улучшилась, (высота облачности во второй половине дня поднялась до 400 метров) и вновь произошли столкновения в воздухе.
    Илы 281 ШАД произвели 61 самолето-вылет, личным составом отмечалось только противодействие З/А. 2 Ил-2 пропали без вести, летчики л-т Ковалев и мл. л-т Фролов. Еще два Ил-2 совершили вынужденные посадки на своей территории, причина в документах не отмечена, но судя по всему из-за боевых повреждений, самолеты подлежат ремонту, летчики мл. л-т Малиновский и л-т Дьяченко. Еще 1 летчик Ил-2 л-т Шаров совершил вынужденную посадку без шасси в районе Неболчи, по причине потери ориентировки.
    Не смотря на то, что в 281 ШАД не отметили противодействия ИА противника, у II./JG5 есть одна заявка на победу над Ил-2, которую сделал пилот 4./JG5 Uffz. Fritz Dragert, (более за этим пилотом побед не числится), возможно он сбил одного из пропавших «Илов».

    Летчики 254 ИАП производили вылеты на прикрытие своих войск четверками «Лавочкиных», четверка капитана Труханова в период 15.45 — 17.10 вылетали на прикрытие и в 16.20 встретили группу до 30 Ю-87 под прикрытием до 10 ФВ-190 и Ме-109 и вступили с ними в бой. (Интересно что в ЖБД 14й ВА пишется что 4 Ла-5 Труханова вела в/бой только с четырьмя истребителями и семью бомбардировщиками.)
    Пара кап. Труханов — мл. л-т Плахов атаковали группу в составе 7 Ю-87, но после первой атаки, были сразу же контр атакованы в хвост четверкой ФВ-190, Плахов уходил из под атаки в облачность, но немецкий истребитель успел выпустить по нему длинную очередь, после чего Плахов вывалился из облачности и ушел вниз, с боевого задания не вернулся. Труханов преследовался тройкой ФВ -190, но сумел уйти, получив в самолет три попадания снарядами. Вторая пара: ком.звена л-т Хрущ и мл.л-т Федоров пропали без вести.
    Так как о бое докладывал только единственный вернувшийся из боя кап. Труханов, видимо в ЖБД 14й ВА вошли сведения о числе противостоящих самолетов противника, с которыми вела бой только его пара: 7 бомбардировщиков и 4 истребителя, а не вся четверка.
    Судя по времени и месту заявок на победы немецких истребителей в этот день, в полосе 14й ВА, четверка Ла-5х 254 ИАП вела бой с летчиками сразу из двух групп II./JG5 и IV./JG54:
    31.01.44 Oblt. Theodor Wiessenberger 6./JG 5 La-5 ; 35 ;st/ 09 871 at 30 m. 14.48
    31.01.44 Ltn. Werner Thielen 11./JG 54 LaGG-5 ; 09 514 at 50 m. 14.28

    И можно предполагать, с большой долей вероятностью, что и вторая пара 254 ИАП Хрущ — Федоров вела бой с численно превосходящей группой истребителей немцев. Советские летчики, а точнее летчик не правильно определили и тип самолетов противника, на вооружении обеих групп II./JG5 и IV./JG54 не было ФВ-190, обе группы были вооружены Ме-109.
    Трудно выяснить понесли ли потери противники 254го полка в этом бою, есть сведения, что и II./JG5 и IV./JG54 31 января понесли потери. Из состава 6./JG5 пропал без вести Uffz. Haberichter. О месте потери которого есть противоречивые сведения, а именно есть информация, что он был сбит в в/бою в районе Пустошки — Идрицы, что в полосе 15й ВА. Но в тоже время 6й штаффель (возможно и вся группа) в конце января был переброшен на аэродром г. Дно, в связи с ухудшением общей обстановки для немцев в полосе войск противостоящих Волховскому фронту, для противодействия 14й ВА и все победы заявленные 6./JG5 после 19 числа были в районе её действий. Заявка командира 6./JG5 Вайссенбергера 31 января также была в полосе 14й ВА, так, что вряд ли летчик его штаффеля мог быть потерян, гораздо южнее, в полосе 15й ВА, тем более, что в ЖБД 15й ВА за это число не отмечено ни каких боев в воздухе и заявленных побед. Заявка Вайссенбергера была позже чем летчика 11./JG54, что косвенно может говорить о том летчики 6 го штаффеля 5й Эскадры вели бой с парой Хрущ — Федоров и молодой пилот Haberichter, имевший только одну победу, мог был сбит кем то из них.
    Также в этот день были сбиты два Ю-87 из состава I./SG5, оба по данным немцев потеряны от зенитного огня. Капитан Труханов о по возвращению, не заявлял побед, хотя расход б/к у него составил 300 швак, результатов атаки по Ю-87м, он наблюдать не мог по причине атаки истребителей противника. Так, что можно ли потерю 2 Штук из состава I./SG5 отнести к действиям пар Труханова и Хруща - остается вопросом. Немцы их союзники иногда потерю от истребителей относили к потерям от З/А.
     
    unixaix подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Антуражнейшая М-40 декаль,гладкий метал в родной краске , четкое входящее отверстие 14,5 мм и краси...
      4200 грн.
    2. Лесной коп по 1941 - 43 годах . Все 4 предмета найдены рядом в одной траншее . Не много почищены . Н...
      400 грн.
    3. З болота.В красці.З двох касок(м 42; і м 35/40)
      200 грн.
    4. В продаже Solberg M-17 в отличнейшей сохранности проходы в таком состоянии бывают редко. Видны остат...
      8700 грн.
    5. Реставрована каска М-42/64 CC, клейма EТ64/1748. Фурнітура на 1942-й рік. Підшоломник - якісна копія...
      7000 грн.
  3. Lemke32

    Lemke32 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    481
    Адреса:
    Cумы, Украина
    Есть возможность осветить боевые действия летчиков 14й ВА Волховского фронта и их оппонентов и в феврале 1944 года. Акцент делается на воздушных боях и конечно степень освещения не ставит все точки над и., дополнения и замечания приветствуются:

    Первого февраля 1944 в полосе Волховского фронта активность авиации сторон увеличилась . Немецкая авиация группами до 30 Ю-87 начала наносить удары по боевым порядкам наших войск. Также увеличила боевое напряжение 14я ВА, ее летчики совершили 237 самолето/вылетов, включая 281 ШАД 61м самолетом Ил-2 произвела 127 с/вылетов.

    С советской стороны предположили, что появление большого количества авиации противника, связана с переброской подкреплений на этот участок фронта, в частности Ю-87х.

    269 ИАД произвела 85 с/вылетов, летало 20 Ла-5, 18 Як-7б, 8 Як-1, то есть было боеготово к утру и приведено в готовность в течении дня всего 36 истребителей (тоесть реально дивизия была эквивалентна одному полку полного состава)

    254 ИАП нацеливался на прикрытие войск, 287 ИАП на разведку, 845 ИАП на прикрытие и сопровождение ударной авиации.

    Произошел один воздушный бой, в 12:40 сборная группа в составе 6 Ла-5 254 ИАП вылетела на задание. В составе группы был заместитель командира полка по политической части, то есть по старому комиссар полка майор Кольцов и зам. командира полка по воздушно стрелковой службе капитан Синчук В.П., опытный летчик, ас с 13ю воздушными победами на счету. Вскоре из-за плохой работы мотора оставил группу и ушел на аэродром л-т. Закревский. В 13:00 пятерка «Лавочкиных» встретила, на высоте 600 метров, группу противника до 25 Ю-87 и 12 ФВ-190, врайоне станции Передольская. Ла-5е пошли в атаку на «Юнкерсы», но в этот момент группа из 6 ФВ-190 попыталась атаковать их снизу — сзади, что было своевременно замечено и в завязавшемся с ними бою кап. Синчук сбил 1 ФВ-190, который загорелся и врезался в землю и взорвался. На самом деле сбит был не «Фокке-Вульф», а Ме-109 из II./JG5, погиб летчик Хорст Людевиг (Gefr. Horst Ludewig), именно с этой группой немецких истребителе опять встретились летчики 254 ИАП. Далее «Лавочкины» атаковали группу из 7 Ю-87, кап. Синчук сбил 1 Ю-87, майор Кольцов в паре с лейтенантом Серегиным сбили 1 Ю87, и мл.л-т. Ершов сбил 1 Ю-87. Кап. Труханов был подбит своей З/А (оторван руль поворота и сильно поврежден стабилизатор) стрелявшей по самолетам противника, выходя из боя был атакован парой ФВ-190 (тоесть Ме109).

    Тройка Синчук, Кольцов, Серегин были атакованы 6ю ФВ-190, четверка первых двух, пара — Серегина. Серегин ушел в облачность успев заметить гибель одного Ла-5го.

    Труханов далее преследовался парой ФВ-190, уходил на скорости змейкой, был подбит и легко ранен в ногу, но ушел. Из-за поврежденной огнем «Фокке-Вульфов» гидросистемы, Труханов сел без шасси, самолет подлежит ремонту в ПАРМ-1.

    Мл.л-т Ершов также ушедший в облака после атаки двух ФВ-190, вышел на аэродром противника Сольцы, где опазнал двух Ю-87х заходящих на посадку. Он увидел как первый из них скапотировал на посадке и загорелся, а второго он сбил тремя длинными очередями сзади сверху на планировании.

    Всего заявлено сбитыми 4 Ю-87 и 1 ФВ-190 по данным 254 ИАП ( в журнале боевых действий 269 ИАД число сбитых Ю-87х возросло почему то до 6 ), капитан Синчук и майор Кольцов с задания не вернулись.

    Этот бой примечателен тем, что заявки на победы советских пилотов полностью подтверждаются известными потерями противника: I./SG5 потеряла в воздушных боях 4 Ю-87, II./JG5 потеряла в в/бою один Ме-109 вышеуказанного Людевига. Такая стопроцентная подтверждаемость, заявок на победы советских пилотов, довольно редкое явление для 1944 года в том числе. В тоже время немецкие истребители из II./JG5 завысили свои успехи, не много ни мало, в четыре с половиной раза, при двух реальных потерях, было заявлено девять побед:



    01.02.44 Oblt. Rudolf Glöckner 6./JG 5 La-5  09 588 at 300 m. 10.50

    01.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 La-5  09 587 at 700 m. 10.50

    01.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 La-5  09 721 at 600 m. 10.51

    01.02.44 Ltn. Ernst Scheufele 5./JG 5 La-5  09 723 at 200 m. 10.53

    01.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 La-5  09 724 at 500 m. 10.53

    01.02.44 Fw. August Mors 6./JG 5 La-5  09 719 at 500 m. 10.54

    01.02.44 Fw. Alfred Lehner 5./JG 5 La-5  09 722 at 30 m. 10.54

    01.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 La-5  09 729 at 300 m. 10.56

    01.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 La-5  09 755 at 300 m. 10.58



    Особенно разошелся командир 6го штаффеля Вайссенбергер заявивший сразу 5 Ла-5. То есть этот бой не типичен еще и тем, что немцы завысили свои успехи очень сильно, а советские пилоты оказались очень точными. Как будто стороны поменялись местами в плане точности своих побед.

    Как видно, из выше приведенного списка, пятерке летчиков 254 ИАП пришлось сражаться сразу с двумя штаффелями 5./JG 5 и 6./JG 5 и число противников, которое указали вернувшиеся экипажи полка, в 12 истребителей противника, врядли являлось завышенным.

    Этот победный бой для 254 ИАП, учитывая особенно соотношение сил, однако обошелся не дешево. Было потеряно два опытных летчика, особенно это касается потери Синчука Василия Прокофьевича (13 личных побед, 2 групповых), который был посмертно награжден звездой Героя Советского Союза.



    В другом вылете в составе 6 Ла-5, старший Орлов, в 13:10 — 14:10 встреч с противником не было, штурмовок не производили. При этом оторвался и не вернулся на свой аэродром мл.л-т. Мельников, позже он нашелся — сел на вынужденную на аэродром Будогощь, при этом разбил самолет. Судя по времени вылета, и времени заявок немецких пилотов, врядли этот эпизод может как то относится к успехам II./JG5.

    В этот день II./JG5 потеряла еще одного пилота Адольфа Шада (Uffz. Schad Adolf) у которого в боевом вылете произошли не поладки с двигателем, он повернул на аэродром, но более его ни кто не видел. Что с ним случилось остается не известным.

    281 ШАД в этот день потеряла 1 Ил-2 мл. л-та Огнева который пропал без вести.

    Два У-2 летчики Дегтярев, Соломонов при транспортировании боеприпасов наземным войскам, сбиты ИА противника, самолеты сгорели, летчики вернулись в часть. Заявок у немцев не наблюдается.

    Еще 1 У-2 ст.л-та Иванова при вылете по связи с войсками, пропал без вести.



    2.02.44

    281 ШАД произвела 110 с/вылетов, из которых 14 не выполнили задания из-за погодных условий и вернулись. Отмечалось сильное противодействие З/А. С задания не вернулось 3 Ил-2 летчики: Мосин, Зобов, Шеин. Еще один Ил-2 л-та Дробышева сел на фюзеляж на аэродром. Шеин с воздушным стрелком Пащенко вернулись 5 февраля, доложили, что были сбиты З/А, сели на «живот» в расположении противника, вышли к своим.


    269 ИАД произвела 41 с/вылет и провела один в/бой. Два Ла-5 254 ИАП Назимов — Серегин встретили в воздухе 3 Хш-126 и 2 «Шторха». Ст.л-т Назимов заявил победу над одним «Шторхом» и одним «Хеншилем», л-т Серегин заявил один Хш-126. Но в этом бою был сбит 1 Ла-5, летчик выпрыгнул с парашутом. Кто это был Назимов или Серегин остается интересным вопросом. Можно лишь предположить, что «Лавочкин» нарвался на огонь заднего стрелка.



    В этот день 287 ИАП убыл за получением самолетов. Все оставшиеся самолеты Як-1, коих было 8 на 1.02.44, были переданы в 845 ИАП.



    Полки 281 ШАД перебазировались на новые аэродромы в течении 2-5 февраля в составе: 448 ШАП — 25 Ил-2, 703 ШАП — 13 Ил-2, 958 ШАП — 16 Ил-2.



    3 — 5 февраля плохая погода свела действия авиации сторон до минимума.



    6.02.44

    281 ШАД выполнила 110 с/вылетов, по мимо зениток, отмечается противодействие истребителей противника. 3 Ил-2 не вернулось с боевого задания (из них летчик мл л-т Соколов с в/стрелком Басалгиным вернулись в часть 10 февраля, доложили что сбиты З/А, сели на вынужденную на территории противника, перешли фронт 9.02.44), еще 1 Ил-2 разбит на своем аэродроме. Возможно это связано с тем что один Ил-2 при посадке на аэродроме Кречевицы нарулил на самолет Як-7б, в результате чего последний был разбит.

    Летчики IV./JG54 снова появившиеся в полосе действий 14й ВА, заявили сбитыми 3 Ил-2:

    06.02.44 Ltn. Horst Hartrampf 10./JG 54 Il-2  09 121: tiefflug 08.20

    06.02.44 Ltn. Rudolf Grath 10./JG 54 Il-2  99 254 at 30 m. 13.20

    06.02.44 Ltn. Horst Hartrampf 10./JG 54 Il-2  99 261 at 30 m. 13.22



    В ЖБД 14 ВА упоминается потеря только одного «Ила» и от З/А, возможно имеется ввиду тот который разбился на посадке, а пропавшие просто не упомянуты. Также отмечается сбитие З/А 1 Пе-2, но у летчиков IV./JG54 есть заявка на сбитый Пе-2, ее сделал летчик 11./JG 54 Адольф Ланценбахер ( Fw. Adolf Lanzenbacher ).



    Летчики 269 ИАД провели в это день два воздушных боя. В 10:30-11:40 2 Як-7б 845 ИАП, ведущий ст. л-нт Полуновский встретили 4 Ме-109, в бою с парой из них (так как вторая пара Ме-109х в бой не вступила) мл.л-т Ковалев сбил 1 Ме-109. Что не подтверждается известными данными о потерях немецких истребителей.

    В 15:20-15:45 4 Ла-5 254 ИАП встретили группу в 31 Ю-87 в районе аэродрома противника Коростовичи. Четверка «Лавочкиных» атаковала четыре группы «Юнкесов» одновременно (то есть четвека рассыпалась и все действовали самостоятельно - можно сделать вывод). Ведущий Ла-5х Ст.л-т Назимов последовательными атаками сбил двоих Ю-87, после чего на поле боя появились 6 ФВ-190, пара из них атаковала Назимова. Последний увернулся и сам контратаковал и сбил 1 Фв-190, но и сам был подбит и вышел из боя, преследовался вторым ФВ-190м.

    Л-т Серегин сбил из другой группы бомбардировщиков — 2 Ю-87. Ст.л-т Сидоренков также заявил сбитыми 2 Ю-87, далее вел бой с тремя ФВ-190, атаковал их сверху в лоб. На третьей лобовой Сидоренков сбил 1 ФВ-190 ( на самом деле это были Ме-109е с которыми лобовая была не столь опасна), сам был подбит на лобовой и вышел из боя. Четвертый участник боя лейтенант Иванов также в это бою заявил 2 Ю-87 х. Все «Лавочкины вернулись на свой аэродром.

    Но соответствуют ли заявки реальным потерям противника? Бой шел над аэродромом немцев и подбитые (если таковые были) могли успеть сесть на него. Истребителей противника можно идентифицировать, это были пилоты IV./JG54, один из них, а именно Георг Фуредер ( Fw. Georg Füreder) сделал заявку на победу над Ла-5м в 13:23 по Берлинскому времени. Видимо он добился попаданий в Ла-5й или Сидоренкова или Назимова. Потерь IV./JG54 не понесла судя по всему, также неизвестно ничего и о потерях Ю-87х в этот день и в этом районе. Как видно этот бой разительно отличается от боя 254го полка проведенного 1го февраля, большим оверклеймом.



    7.02.44

    281 ШАД совершила 74 с/вылета, потери составили: 1 Ил-2 пропал без вести, еще 1 Ил-2 подбит З/А сел на вынужденную вне аэродрома , самолет подлежит ремонту.





    Летчики 269 ИАД провели в этот день один в/бой, в котором пара Як-7б 845 ИАП дралась с парой ФВ-190, л-т Гришин и мл.л-т Можаев сбили обоих. Причем: «Мл. Лейтенант Можаев все время следовал за ним (ФВ-190м), ФВ-190 с пикирования пошел боевым разворотом, после переворота вошел снова в пикирование, Як-7б преследуя в хвосте на пикировании, вогнал его в землю.»

    У IV./JG54 в этот день отмечена безвозвратная потеря одного истребителя не от действия противника в не боевом вылете.



    8.02.44

    В этот день летчики 269 ИАД провели четыре в/боя. В период 9:40 — 10:40 4 Як-7б 845 ИАП встретили последовательно над территорией противника два Ю-52 и сбили их. Одного сбил Полуновский, другого группой - Полуновский, Гришин, Дохнов.

    В 11:35 — 12:30 3 Ла-5 254 ИАП вед. л-т Закревский вели бой с 6 ФВ-190. Мл. Л-т Красноперов отстал от группы, на него насела 4 ФВ-190 и подожгла, он выпрыгнул на парашутом, спасся. Красноперова сбил Эрвин Лейкауф ( Oblt. Erwin Leykauf) из 11./JG54



    «старый» летчик воевавший с 1940 года с числом побед 33 за всю войну.



    281 ШАД произвела 92 с/вылета, при этом 8 экипажей вернулись по разным причинам не выполнив задачи. Отмечалась противодействие ИА противника, потери: 2 Ил-2 не вернулись с боевого задания. В ЖБД 14 ВА отмечается, что 1 Ил-2 сбит З/А, другой «Ил» подбит З/А, сел на вынужденную посадку вне аэродрома.



    В этот день прибыл на на пополнение 606 ШАП в составе 26 Ил-2 на укомплектование 280 БАД.



    9.02.44

    281 ШАД снизила активность из-за погоды, совершив 38 с/вылетов, потеряв 1 Ил-2 (летчика Суслова) от З/А, также был сбит З/А 1 Ил-2 из состава 280 БАД.

    Летчики 269 ИАД провели два в/боя: пара Ла-5 254 ИАП встретила 2 Хш-126, командир пары л-т Закревский с одной атаки сбил 1 «Хеншель», хотя в ЖБД 14 ВА победа числится за мл.л-м Мельниковым.

    В период 12:00-13:15 2 Як-7б 845 ИАП на высоте 400м вели бой с 2 Ме-109. Причем «Мессеры» атаковали ведущего л-та Себало, который не заметил атаку. Мл.л-т Слободенюк атаковал Ме109, шедшего на ведущего. После атаки «Яка» Ме-109 встал в вираж, Слободенюк также, второй Ме-109 тоже вошел в вираж стремясь зайти в хвост Слободенюку. Первый «Мессер», произведя несколько виражей, полез на горку и был сбит Слободенюком в верхнем положении с кабрирования, второй Ме-109 преследовал победителя до озера Ильмень не сближаясь с ним.

    Есть сведения что у IV./JG54 один летчик в этот день пропал без вести, после боя. Но на победу над ним претендует еще один летчик из соседней 13й ВА - кап. Дьяков из 29 ГИАП заявивший победу кстати в том же примерно районе и в тоже время (время вылета 12:08-13:10).

    Также в этот день при сопровождении «Илов» пропал без вести 1 Як-7б мл.л-т Гальченко из 845 ИАП. (У немецких истребителей заявок нет)

    1 Ла-5 254 ИАП мл.л-та Бокаева был подбит З/А, он произвел вынужденную посадку без шасси вне аэродрома.



    10.02.44

    Летчики 281 ШАД произвели 45 с/вылетов, из них в десяти вылетах не выполнили задание, по разным причинам. Группу «Илов» из 703 ШАП атаковали истребители противника. В результате их атак Ил-2 ст. л-та Молякова был подбит и произвел посадку на фюзеляж в районе Н. Веретье. Другой подбитый Ил-2 мл.л-та Власова совершил вынужденную посадку без шасси на болото, самолет подлежит ремонту, Власов вернулся в часть 12.02.44. Успешно атаковали «Штурмовики» летчики из 5./JG5 Эрнст Шойфеле ( Ltn. Ernst Scheufele) и Альфред Лехнер (Fw. Alfred Lehner). Хотя возможно оба «Ила» не были потеряны безвозвратно.

    Более встречь в воздухе в этот день не было.



    11-12.02.44 — не летная погода.





    13.02.44

    В этот день пилоты 281 ШАД сделали 50с/вылетов, потеряв от З/А 1 Ил-2 мл.л-та Леоненко.

    Возобновил боевую работу 287 ИАП, пополненный новыми Як-9, произвел 10 с/вылетов, из них 6 на сопровождение Пе-2.

    Пара Як-7б 845 ИАП встретила 1 Хш-126 и сбила его.

    1 Пе-2 мл. л-та Львова не вернулся с боевого задания, найден партизанами в тылу немцев, разбитым с погибшим экипажем, причина не известна.



    14.02.44

    В этот день 2 Ил-2 448 ШАП ведущего ст.л-та Башкирцева, ведя разведку на себя, обнаружили сплошную колонну автомашин, повозок и живой силы по дороге : Заполье, Маяково. По этим данным 281 ШАД начала вести работу произведя в этот день 96 с/вылетов 52мя «Илами». Дивизией заявлено, по итогам дня, уничтоженными: 252 автомашины, 105 повозок с грузами, 4 орудия ПА, 4 миномета, 6 орудий ЗА, 1 автобус и др. Отмечен сильный огонь З/А, присутствия ИА противника не отмечалось.

    Потери: 2 Ил-2 мл.л-та Дробышева и мл.л-та Землянского (стрелок Солодский) не вернулись с боевого задания ( второй экипаж совершил вынужденную посадку на аэродром Сиверская благополучно.) , 1 Ил-2 летчик л-т Зарецкий стрелок Александров подбиты З/А, совершили вынужденную посадку в 15 км к северо-востоку от Заполье, на территории занятой противником. Они в дальнейшем столкнулись с противником, в перестрелке Александров был ранен и потерял сознание, потом очнулся —в итоге вышел к своим, вернулся в часть 20.02.44, Зарецкий предположительно попал в плен.



    269 ИАД произвела 62 с/вылета. Не везло в этот день 254 ИАП: пара ст.л-т Минько, мл.л-т Лазников в плохих метеоусловиях потеряли ориентировку, произвели вынужденную посадку 30-км южнее Бологое, самолеты разбиты, требуют восстановительного ремонта.

    мл.л-т Иванов в боевом вылете ушел в облачность, на аэродром не вернулся.

    Мл.л-т Ершов потерялся в облачности при сопровождении Пе-2, совершил вынужденную посадку на переднем крае, «Лавочкин» был уничтожен минометным огнем противника.

    Л-т Серегин оторвался от ведущего, заблудился, встретил Ю-52, сбил его, потом вследствии израсходования горючего совершил вынужденную посадку вне аэродрома, на своей территории, у самолета погнут винт.

    При выходе из облачности столкнулось 2 як-7б 845 ИАП, самолеты разбиты, мл.л-т Бохаев погиб, мл.л-т Бицаев (будущий ГСС) спасся на парашуте.

    287 ИАП - прибыло 24 Як-9.

    При отсутствии воздушного противника истребители, сопровождавшие ударную авиацию, штурмовали отходящие колонны немцев.



    15.02.44

    Видимо немецкие отступающие колонны потерпели существенные потери, в предыдущий день, от действия авиации 14й ВА, а истребительные части 1го Воздушного Флота, за то что не прикрыли, получили претензию или внушение. Так как в этот день сразу две группы истребителей немцев IV./JG54 и II./JG5 начали активно противодействовать ударной авиации ВВС Волховского фронта.

    281 ШАД 49ю самолетами произвела 68 с/вылетов, по мимо уничтоженных наземных целей, летчики дивизии заявили сбитыми в в/боях 2 Ме-109 и 1 ФВ-190.

    Во второй половине дня появилась ИА противника, которая в группах 4-6 самолетов, активно противодействовала «штурмовикам».

    Боевые потери: 7 Ил-2

    1 Ил-2 703 ШАП (летчик мл.л-т Соколов с в/стрелком Антоновым) сбит истребителями над целью, горяшим упал в р-не Николаево. Летчик и стрелок совершили вынужденную посадку на горящем самолете, вышли с територии противника к своим, 19.02.44 вернулись в часть.

    1 Ил-2 703 ШАП (летчик мл.л-т Шаров с в/стрелком Матвеевым) подбит истребителями противника, произвел вынужденную посадку.



    4 Ил-2 958 ШАП (летчик мл.л-т Казаков с в/стрелком Сазоновым, летчик мл.д-т Гаврилов с в/стрелком Куркиным, летчик л-т Стеблин с в/стрелком Дмитреевым и летчик Перевозчиков с в/стрелком Дорофеевым) сбиты ИА противника.

    Экипаж Стеблина выпрыгнул на парашутах из горящего Ил-2, при атом у стрелка Дорофеева не успел раскрытся парашут и он после удара о землю умер.

    Перевозчиков на горящем «Иле» сел на вынужденную в том же районе, самолет сгорел. Оба этих экипажа встретились с партизанами и были переправлены через фронт уже в ночь на 16 февраля.

    1 Ил-2 летчик мл.л-т Шмагин подбит ИА противника, совершил вынужденную посадку на своей территории, самолет имеет до 30 снарядов от пушечных пробоин, летчик вернулся в часть 17.02.44.

    Журнал боевых действий 281 ШАД отмечает: «Внезапность появления и производства атак истребителями противника не давали возможности организовать самооборону и отсутствие истребителей прикрытия привело к значительным потерям...» Хотя в отчетах 269 ИАД отмечается 45 с/вылетов (из 83х) на сопровождение Ил-2, прикрыть подопечным истребителям должным образом не удалось.

    Потери 281 ШАД точно соответствует заявкам на победы над Ил-2 немецких летчиков:

    15.02.44 Hptm. Horst Carganico Stab II./JG 5 Il-2  99 688 at 50 m. 12.06

    15.02.44 Fw. Horst Rolly 6./JG 5 Il-2  99 593 at 600 m. 10.31

    15.02.44 Fw. Horst Rolly 6./JG 5 Il-2  99 592 at 50 m. 10.35

    15.02.44 Oblt. Robert Weiss 10./JG 54 Il-2  99 661 at 800 m. 13.10

    15.02.44 Oblt. Robert Weiss 10./JG 54 Il-2  99 661 at 800 m. 13.11

    15.02.44 Oblt. Robert Weiss 10./JG 54 Il-2  99 661 at 800 m. 13.12

    15.02.44 Oblt. Robert Weiss 10./JG 54 Il-2  99 661 at 800 m. 13.13

    Можно с большой долей уверенности предполагать, что Ролли сбил пару Ил-2 из 703 ШАП, а четверку «Илов» из 958 ШАП сбил Вайсс. Такое впечатление, что этот опытный ас, воевавший с 1941 года, продолжал летать на ФВ-190, после перехода из первой группы «Зеленых сердец» в четвертую (- в 10./JG 54 воевавшую на Ме-109х), в октябре 1943 года. Так как довольно внушительный реальный результат для Ме-109 го, судя по времени заявок, он сбил каждого с одной атаки.



    254 ИАП в этот день сопровождал самолеты Пе-2, в период 17:00-18:05 4 Ла-5 (ведущий ст.л-т Шариков) полка при сопровождении группы Пе-2 была сверху атакована 6 Ме-109 и 2 ФВ-190, в результате боя был сбит ст.л-т Козлов, выпрыгнул на парашуте из горящего самолета над расположением противника.

    При пикировании второй четверки Пе-2, правый ведомый уклонился в право, он был атакован 2 Ме-109ми и предположительно этот самолет Пе-2 был подбит, ушел на свою территорию. Ст.л-т Шариков атаковал выходящих из атаки 2 Ме-109х и сбил одного из них.

    На победу над Козловым претендует сразу три немецких пилота, заявивших победы в одно и тоже время:

    15.02.44 Fw. Alfred Lehner 5./JG 5 La-5  99 821 at 2.000 m. 15.37

    15.02.44 Ltn. Ernst Scheufele 5./JG 5 La-5  99 683 at 2.000 m. 15.39

    15.02.44 Uffz. Alfred Beine 11./JG 54 La-5  99 644 at 2.500 m. 15.37

    Тоесть четверка Ла-5 254 ИАП вела бой с летчиками сразу из двух групп истребителей немцев, которые завысили свои успехи в три раза.

    ЖБД 14й ВА отмечает потерю 2 Пе-2 в этот день, одного (летчик Череманов) от ИА , второй (летчик Плотников) пропал без вести. Вероятно потеря одного из них связана, с приведенным выше, столкновением в воздухе летчиков 254 ИАП.

    В этот день 287 ИАП еще не воевал в полную силу, летало только 5 Як-9 — 12 с/вылетов на сопровождение Ил-2. На остальных самолетах полученных от промышленности производилась выверка девиации и пристрелка оружия.

    Основная нагрузка легла в этот день на 845 ИАП, летчики которого провели 44 с/вылета и 4 в/боя.

    В 12:10-13:42 2 Як-7б при сопровождении 3х Ил-2 подверглись нападению нескольких Ме-109х (замечена группа 4 Ме-109 и 2 ФВ_190). Два младших лейтенанта Ковалев и Дохно не только отбились, но даже первый из них заявил сбитый Ме-109, также отмечается, что стрелок «Ила» сбил 1 Ме-109.

    В 14:38-15:55 1Як-9 287 ИАП мл.л-т Демин сопровождал 6 Ил-2, его напарник ушел на аэродром из — за неисправности матчасти. При выходе из атаки наземной цели вся группа была атакована сверху сзади 6 ФВ-190 и 2 Ме109. Не смотря на столь не благоприятное соотношение и тактическое преймущество врага Демин сбил 1 ФВ-190, что подтверждает ком.эск 958 ШАП капитан Мякишев.

    2 Як7б 845 ИАП ведущий мл.л-т Олейник вели бой с 2 ФВ-190 и заявили сбитым 1 ФВ-190.

    4 Як-7б 845 ИАП ведущий л-т Гвановский вели в/бой с 2 Ме-109 и 2 ФВ-190, в результате не вернулись с боевого задания 2 Як-7б. Лейтенант Гвановский пропал без вести, а мл.л-т Дьяконов совершил вынужденную посадку в районе Новгорода, самолет подлежит ремонту, летчик не вредим. (Гвановский не был потерян безвозвратно, он вернется в полк, в 1945 году за ним числятся воздушные победы.)

    1Як-9 287 ИАП мл.л-т Шубин не вернулся с боевого задания.

    Всего таким образом сбито 2 «Яка» и подбит один. Немецкие истребители в отношении этого типа истребителя оказались точны:

    15.02.44 Ofw. Karl Brill 10./JG 54 Yak-9  99 524 at 2.000 m. 11.55

    15.02.44 Oblt. Horst Hartrampf 10./JG 54 LaGG-3  99 651 at 1.200 m. 15.25

    15.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 Yak-9  99 062 at 2.000 m. 14.01

    Истребители 269 ИАД и штурмовики 281 ШАД заявили в этот день сбитыми по крайней мере 7 истребителей противника, но в известных сведениях о немецких потерях - потерь в истребителях не обнаруживается.
     
    unixaix подобається це.
  4. Lemke32

    Lemke32 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    481
    Адреса:
    Cумы, Украина
    16.02.44

    281 ШАД снизила активность, 18 с/вылетов совершили только летчики 872 ШАП.

    Истребители 269 ИАД провели 2 в/боя. В период 16:00-17:25 2 Як-7б 845 ИАП под командой Себало, при сопровождении 6 Ил-2, были атакованы сверху сзади 2 ФВ-190 и 2 Ме109. Каждый Як-7б дрался с двумя истребителями противника, 2 Ме-109, произведя несколько безрезультатных лобовых атак, ушли на бреющий полет, после чего пошли на горку, л-т Себало выбрав удачный момент , когда один Ме-109 завис, сбил его. 1 ФВ-190 был сбит на вираже мл.л-т Слободенюком. По имеющимся данным потерь немцы не имели.

    Другом бою между 4 Як-7б 845 ИАП под командой младшего лейтенаната Близорукова и 4 ФВ-190 прошел не успешно. 1 Як-7б мл. л-т Никишин с боевого задания не вернулся, другой Як-7б мл.л-т Солодов произвел вынужденную посадку. Четверка младших лейтенантов сражалась с четверкой из 6./JG 5, летчики которой не поскупились на заявления о победах:

    16.02.44 Ltn. Friedrich Bolz 6./JG 5 Yak-9  09 541 at 1.500 m. 14.04

    16.02.44 Fw. Horst Rolly 6./JG 5 Yak-9  09 513 at 50 m. 14.06

    16.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 Yak-9  99 661 at 2.000 m. 14.02

    16.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 Yak-9  99 634 at 1.200 m. 14.04

    16.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 Yak-9  99 662 at 2.000 m. 14.01



    958 ШАП изъят из подчинения 281 ШАД переподчинен 280 САД.

    В 280 САД в боевом вылете был подбит З/А 1 Пе-2 мл.л-та Елизарова, он стал отставать от строя и подвергся нападению истребителя Ме-109, экипажи наблюдали падения горящего Пе-2, экипаж погиб. Кто с немецкой стороны участвовал в этом эпизоде — неизвестно, заявок на «Пешки» ни кто не делал, по крайней мере они не известны.

    17.02.44

    В этот день встреч с воздушным противником не зафиксировано. 287 ИАП всем составом включился в боевые действия, летало 24 Як-9, совершили 39 с/вылетов.

    От огня З/А было потеряно: 1 ИЛ-2 из 280 САД, 1 Як-7б л-т Гришин 845 ИАП, 1 Як-9 ст.л-т Чиликин 287 ИАП.

    18.02.44

    В этот день 281 ШАД 32 самолетами совершила 79 с/вылетов, из них 4 экипажа не выполнили задания по причине отказа материальной части. Немецкие истребители пытались противодействовать работе «Илов». Группа 6 Ил-2 ведущего капитана Платонова отбилась от атак 3х ФВ-190 и 2х Ме-109, которые провели 6 атак. 1Ил-2 подбит, легко ранен летчик Томаров и в голову ранен в/стрелок Бызов — отправлен в госпиталь.

    Шестерка Ил-2 майора Кустова отбилась от атак тройки ФВ-190, летчик л-т Глазков и в/стрелок Запевалов имеют легкие ранения.

    5 Ил-2 в р-не Медведь внезапно атакована 2 Ме-109 снизу сзади. При первой атаке был сбит Ил-2 мл.л-та Урусова. «Ведущий группы л-т Плешаков вместо активного оборонительного боя предпочел перейти на бреющий полет и спасаться на «газах». В результате пара Ме-109 произвели еще 4 атаки и подбили самолет мл.л-та Нехорошева», ранили его в/стрелка - Богдан. Нехорошев совершил вынужденную посадку, самолет подлежит ремонту.

    Пара немецких истребителей из 5./JG 5 честно заявили только одну победу над Ил-2, ее совершил Хельмут Кишник (Ofw. Helmut Kischnick).

    Также в этот день при возвращении с боевого задания столкнулись и разбились два Ил-2, экипажи сержанта Иванова и мл.л-та Лапочкина погибли

    269 ИАД 53 самолетами (12 Ла-5, 23 Як-9, 18 Як-7б) произвели 121 с/вылет.

    В период 15:55-16:45 4 Ла-5 254 ИАП старший Назимов при сопровождении 6 Ил-2, провели в/бой с 10 Ме-109, пытавшихся атаковать «Илы».

    Л-т Ершов сбил 1 Ме-109, Назимов подбил 1 Ме-109.

    В период 15:50-16:40 4 Ла-5 254 ИАП старший л-т Тертышник сопровождали 6 Ил-2. На высоте 1600 м. При приближении к цели стали, подходить 10 Ме-109 и 4 ФВ-190. В завязавшемся бою л-т Тертышник сбил 1 Ме-109. Атаки на Ил-2 были отбиты, с задания не вернулся мл.л-т Грачев Ю.П. Экипажи исчезновения Грачева не заметили. Внезапную атаку осуществил Карл Бриль (Ofw. Karl Brill):

    18.02.44 Ofw. Karl Brill 10./JG 54 La-5  09 825 at 200 m. 14.25

    Больше заявок на Ла-5 не было. По данным ЖБД 14 ВА Грачев совершил вынужденную посадку, самолет подлежит ремонту.



    9 Як-9 287 ИАП провела в/бой с 6 Ме-109. Не смотря на численное превосходство бой закончился не в пользу советских летчиков. 1 Як-9 Л-т. Лавренков не вернулся с боевого задания — выпрыгнул на парашуте в расположении войск противника (позже этот опытный летчик, имевший победы еще весной 1943 года, вернулся в часть), 1 Як-9 л-т Кобеляцкий произвел посадку на горящем самолете в районе Ново Подсонье, самолет разбит, летчик невредим.

    1 Як-1 (по другим данным Як-9) мл.л-т Губанов не вернулся с боевого задания.

    Летчики II./JG 5 заявили за этот день, в полосе 14 ВА, 6 побед над «Яками», «Лагами»:

    18.02.44 Ltn. Friedrich Bolz 6./JG 5 Yak-9  09 827 at 2.500 m. 14.08

    18.02.44 Uffz. Karl Degner 6./JG 5 Yak-9  09 695 at 2.500 m. 14.20

    18.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 Yak-9  09 183 at 1.500 m. 14.14

    18.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 Yak-9  09 683 at 1.500 m. 14.15

    18.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 LaGG-3  09 692 at 2.000 m. 16.00

    18.02.44 Oblt. Theodor Weissenberger 6./JG 5 LaGG-3  09 686 at 2.000 m. 16.01

    Скорей всего заявки в период 14:08-14:20 связаны с боем с группой 287 ИАП (шестеркой Як-9). Заявки Вайссенбергера в районе 16:00 вероятно связаны с исчезновением мл.л-т Губанова. Асы 6./JG 5 завысили свои успехи в два раза таким образом.

    О потерях II./JG 5 и IV./JG54 в этот день нет никаких сведений.

    19.02.44

    281 ШАД вела в этот день боевые действия с большим напряжением на каждый исправный самолет. Совершено 58 с /вылета 24мя «Илами».

    1 Ил-2 летчик мл.л-т Давыдов в/стрелок Власов, не вернулся с боевого задания.

    В ЖБД 14 ВА отмечается, что 2 ИЛ-2 совершили вынужденную посадку вне аэродрома, самолеты подлежат ремонту, летчики невредимы. Противодействие было только от З/А. Вообще в этот день немецкая авиация не показывалась в полосе 14 ВА.

    20.02.44

    В отсутствие воздушного противника, по мимо штурмовиков, истребители 269 ИАД занимались штурмовками. 1 Ла-5 мл.л-т Мельников В.Д. совершил вынужденную посадку, после выполнения боевого задания, из-за отказа мотора.

    2 Як-9 287 ИАП мл.л-ты Гущин и Шаповаленко после сопровождения Ил-2 на свой аэродром не вернулись. Из-за потери ориентировки сели на другом аэродроме благополучно.

    22.02.44

    6 Ил-2 281 ШАД ведущий л-т Федяков неожиданно вклинилась в группу до 30 Ю-87 и до 10 Ме-109 и ФВ-190 действовавших по нашим войскам. «Илы» попытались атаковать Ю-87е, но тут же были атакованы истребителями противника и рассеяны. 1 Ил-2 мл.л-т Пикулик, в/стрелок Рубцов сбит ИА противника. Мл.л-т Пикулик вернулся в часть 24.02.44, стрелок погиб, самолет разбит.

    1 Ил-2 мл.л-т Башмаков с в/стрелком Щербаковым не вернулись из боевого задания.

    Илы нарвались на группу из II./JG 5, летчики которой заявили 2 Ил-2 сбитыми:

    22.02.44 Ofw. Gerhard Reinhold 4./JG 5 Il-2  99 898 at 150 m. 14.37 9

    22.02.44 Fw. Alfred Lehner 5./JG 5 Il-2  09 777 at 30 m. 14.43




    Летчики 269 ИАД провели 2 в/боя:

    3 Ла-5 254 ИАП в период с 16:00-17:30 вели бой с 4 ФВ-190 на небольшой высоте ввиду низкой облачности. Ведущий л-т Закревский заявил сбитым 1 ФВ-190.

    Потерь в этот день в истребителях на этом участке не обнаруживается.

    2 Як-9 287 ИАП ведущий мл.л-т Борисов провели в/бой с 2 Ме-109, в результате сбит мл.л-т Дорошенко. На этот раз с младшими лейтенантами разобрались летчики разведчики из 2./NAGr. 5, отличился пилот Тетцнер ( Fhj.Fw. Tetzner).




    24.02.44

    281 ШАД работала одним 872 ШАП. Метеоусловия свели на нет действия авиации сторон.

    26.02.44

    В этот день 269 ИАД была поставлена задача на сопровождение 6 групп Ил-2. Но ввиду того что радиуса Як-7б и Ла-5 не хватало (немецкие войска отступали и линия фронта отодвинулась.), летал только 287 ИАП на Як-9 (также только этот полк действовал 24.02.44).

    287 ИАП сделал 23 с/вылета 18ю самолетами и провел один в/бой 4х Як-9 против 2х Ме-109, в котором мл.л-т Коняхин сбил 1 Ме-109, что не находит подтверждения в известных данных о потерях противника.

    И3 состава 280 САД не вернулся с боевого задания 1 Ил-2 сержанта Пурова (Фурова), а 1 Ил-2 мл.л-та Баутский с в/стрелком серж. Шариповым сбит З/А и экипаж погиб.

    27.02.44

    Соединения и части 14 ВА были в этот день переданы в подчинение командования 13ВА.

    Все три полка 269 ИАД перелетели на новые аэродромы ближе к фронту, также занималась подготовкой и перебазированием 281 ШАД.

    28.02.44

    269 ИАД выполнила 51 с/вылета — все на прикрытие войск и аэродромов, летало 10 Ла-5 и 22 Як-9, то есть 845 ИАП боевых вылетов не вел.

    Проведен один в/бой: в период 14:15-16:00 4 Як-9 287ИАП под командой л-та Корецкого встретили 18 Ю-87, без прикрытия истребителей. Летчики атаковали противника, в результае л-т Лодочников сбил 1 Ю-87, мл.л-т Саломагин сбил 1 Ю-87, мл.л-т Гущин в паре с Корецким сбили 1 Ю-87. Еще 1 или 2 Ю-87 были подбиты. В немецких данных о потерях отмечена безвозвратная потеря 1 Ю-87 из состава I./S.G.5 от З/А.
     
    unixaix подобається це.
  5. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    Интересно, что буквально накануне, а именно в декабре 1943 года была создана новая 3-я лётная авиадивизия, вошедшая в 1-й Воздушный Флот Люфтваффе, с которой пришлось сражаться 14-й Воздушной Армии ВВС КА как раз в январе 1944
    http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/Fliegerdivision/Fliegerdiv3-2.htm