Другие тоже можно, но жрет слишком много времени и сил Вот отрывок из пока неопубликованной книги про воздушные бои над Сталинградом, часть одного дня 28 августа 1942 года. ..."В связи с прибытием подкреплений усилилась активность советских истребителей в воздухе. В результате чего увеличились потери как той, так и другой стороны. День начался с того, что пара Ме-109 проштурмовала аэродром 288 ИАД Верхне Погромное, уничтожив 1 Як-7 и 1 По-2. Рано утром в 7.25 (Моск.) сержант Нагорный из 297 ИАП/287 ИАД заявил Фв-189 в р-не Кузьмичи. Возможно, его жертвой стал Fw-189A-2 (w.n. 2318, H1+CN) из 5(H)/12, записанный немцами как сбитый ЗА. Уже через 25 минут в небе над Сталинградом завязался воздушный бой между группой Ла-5 из 437 ИАП и несколькими Ме-109, из состава II/JG52 и 8/JG3. Надеясь применить излюбленную тактику, немецкие пары не вступали в бой, а предпочли атаковать неожиданно с пикирования, но советские пилоты смогли навязать бой, что выразилось в трех сбитых немецких самолетах. Победы одержали л-т Дранищев 1 Ме-109 и м/л Грицута 2 Ме-109. С немецкой стороны были сбиты 2 Ме-109, Ме-109Г-2 (в.н. 13406) из 5/JG52 и Ме-109Ф-4 троп (в.н. 8415, sw.2+I) из 8/JG3. Их пилоты Облт. Клаус Брауэр и Уффц. Фритц Юнк пропали безвести. Кроме того, от удачной очереди одного из советских летчиков заклинил мотор в Ме-109Г-2 (13541, <<+) командира II/JG52 Хауптмана Йоханнеса Штайнхоффа. Последний был вынужден выйти из боя и тянуть на свой аэродром, где совершил в.п. Немецкие пилоты заявили также три Ла-5 сбитыми, два Лт. Хейнц Шмидт из 5/JG52 и один Лт. Вильгельм Лемке из 8/JG3, что подтверждается документами 287 ИАД. Хотя бой и закончился можно сказать в пользу советских летчиков, но в целом у советских истребителей еще отсутствовали необходимые навыки ведения групповых воздушных боев, опыт использования тактических преимуществ и инициатива, что в большинстве случаев позволяло немецким летчикам, атакующим внезапно и с разных направлений и эффективно использовавшим наращивание сил при помощи радио, легко расчленять советские группы и полностью использовать свои преимущества во внезапности и агрессивности. Так, группе Як-1 из 43 ИАП пришлось выдержать трудный бой с 8 Ме-109 утром в р-не Ерзовки. Домой не вернулись 3 Як-1, старший лейтенант Борисов сумел сбить один из Ме-109. Сбитым оказался Ме-109Ф-4/Р1 (в.н. 13286, ws.4+) из 1/JG3. Его пилот Уффц. Якоб Гетц пропал без вести. С немецкой стороны отличились: Лт. Отто Весслинг из 2/JG3, Хпт. Рудольф Реш из 6/JG52 и Лт. Вальтер Целлот из 2/JG53. Немецкие охотники безнаказанно чувствовали себя над советскими аэродромами. В частности, проштурмовав рано утром аэродром Средне Погромное немцы не оставили его в покое, пара из 1/JG3, ведомая лт. Францем Даспельгрубером атаковала приземляющийся на поле Як-7. Капитану Ковальскому из 287 ИАП удалось приземлиться и начать пробег в тот момент, когда очередь Даспельгрубера подожгла его Як-7. К счастью советский пилот не пострадал. Ведомый Даспельгрубера, Фв. Хельмут Рюффлер чуть позднее сумел уничтожить стоящий в капонире По-2. Пара из 3/JG53, Лт. Ханс Рериг и Уффц. Вильгельм Криниус сумела уничтожить 2 Р-40, из состава только что прибывшего под Сталинград 731 ИАП ПВО. Совершивший в этот день несколько вылетов на свободную охоту командир JG3 Майор Вильке записал на свой счет 91 –ю победу сбив Як-1, его жертовой стал Як-1 из 296 ИАП или 237 ИАП. В воздушных боях с советской стороны наибольшие потери понесла 288 ИАД. Сначала Хпт. Йоханнес Штайнхофф сбил Як-7 из состава 4 ИАП, в кабине которого сидел молодой старший сержант, будуший дважды ГСС, Иван Степаненко. Степаненко сумел посадить подбитую машину на аэродроме совхоза им. Кирова, над которым и происходил бой. Як-7 был полностью разрушен при посадке, но советский пилот не был даже ранен. Скорей всего Штайнхофф вернулся и добил Як-7 на земле, так как на его счет записано две победы в этом районе. Примерно в это же время (15.35-16.00 Моск) группа Як-7 из 900 ИАП провела неудачный в.б. с летчиками из I/JG53 а р-не Ерзовки. Четыре Як-7 были сбиты, три летчика выпрыгнули с парашютом и были ранены, а один самолет был разбит при в.н. в р-не свх. Им. Кирова. По две победы в этом бою записали себе на счет Офв. Альфред Франке, Уффц. Вильгельм Криниус и Лт. Вальтер Целлот. Еще один интересный бой произошел непосредственно над Сталинградом. Выполнявший разведовательный полет на маршруте Чилигир -Сарепта Ю-88Д-1 троп (в.н. 430291) из 2(F)/Ob.d.L. был атакован советскими истребителями. До конца неясно какому полку принадлежали истребители и какого типа они были. Возможно Як-1 из 788 ИАП или же Ла-5 из 437 ИАП. В ходе боя бортстрелок Уффц. Целиковски сбил один из атакующих истребителей, но тут же был сам убит. Бомбардировщик был сбит. Он стал жертвой либо пары Як-1 из 788 ИАП, либо л-та Дранищева из 437 ИАП, который уже отличился утром. Истребитель, сбитый бортстрелком бомбардировщика советскими данными не подтверждается. Немцы так же заявили считанные единицы советских ударных самолетов. Облт. Эмиль Битш из 9/JG3 сбил один Ил-2, что соответствует реальной потере штурмовика в 228 ШАД. Лт. Отто Ляйхер из 4/JG52, сбил Пе-2, 797 БАП, выполнявший разведовательны полет в р-не Нижний Акатов. Потери 270 БАД составили 2 Пе-2, сбитые в воздушных боях в р-не а. Погромное и Нижний Акатов. Второй Пе-2, из 275 БАП, также выполнявший разведовательный полет был сбит атакой Ме-109 в р-не Рахинка, экипаж с-ны Макеева погиб. Он стал 91 победой командира JG3, Хпт. Вильке, который сбил бомбардировщик в 9.35 в р-не восточнее Рахинка, но идентифицировал его как Як-4. Самыми успешными пилотами дня с немецкой стороны стали Лт. Вальтер Целлот и Уффц. Вильгельм Криниус из I/JG53 с тремя победами каждый, а с советской стороны л-т Евгений Дранищев, будущий ГСС из 437 ИАП, который так же сбил 3 самолета: 1 Ме-109 и 2 Ю-88."...
Уважаемый Егоров Н.Б. к вам есть вопрос, как к знатоку боев под Сталинградом. Если есть у вас возможность и время осветите пожалуйста боевую деятельность элитного 434 ИАП в Сталинградской битве летом-осенью 1942г. А именно (так как действия полка хорошо известны) один аспект: как подтверждаются сбитые полком самолеты, немецкими данными о потерях? Полк был кажется, первой отборной частью в ВВС РККА и добился наиболее хороших результатов летом-осенью 1942г. Напомню публике: 434 ИАП с 13.06 по 3.10.42г. сбил 163 самолета, боевые потери 29 самолетов и 18 летчиков. Так вот хотелось бы узнать как, у этих отборных пилотов, подтверждаются победы стороной противника? Как так сказать выучка смогла компенсировать недостатки мат.части?
Участие 434 ИАП в боевых действиях в 1942 году это действительно интересная тема. Первая попытка создать элитную часть для завоевания господства в воздухе была не совсем удачной, это мягко. Побед у них много но оверклейм в среднем по больнице одинаковый с другими полками в некоторые дни даже превышает...Тут дело не в том, что в составе полка воевали плохие летчики, а в том, что нельзя сделать хорошую мину при плохой игре, Концепция использования полка так и не была до конца понятна. Если в июле их забросили в составе Особой группы 1 вместе с Полбинским 150 СБАП, и они по данным командования успешно выполняли свою задачу, всего один погбиший летчик и один попавший в плен при четырех потеряных самолетах и куче побед. Но никто не обратил внимания на то, что активность немецких истребителей в середине-конце июля 1942 года была не особо высока в полосе действий 8 ВА. Периодической мелькание групп JG3 и итальянцы, это не совсем серьезно. Зато уже в сентябре полк действительно был заявлен как элитный, находился в прямом подчинении командарма 16 ВА, но в силу сложившейся обстановки выполнял не свои задачи, а задачи простого фронтового истребительного полка, что мы и сказалось на результатах. В том числе и по опыту использования 434 ИАП в сентябре Ставка и пришла к выводу, что господство в воздухе захватывается не одним полком с множеством опытных летчиков, а корпусами усиления РВГК, в один из которых и попал 32 ГИАП в конце 1942 года... Если говорить о победах, то они безусловно есть и у Клещева, Долгушина, Луцкого и многих других, но как правило точной идентификации не поддаются по причине большого количества заявок и несравнимого количества потерь, которые признают немцы.
о 434-ИАП-е (32 ГИАП) есть такая книга http://reibert.info/forum/showthread.php?t=28673 почитать можно её также здесь: http://militera.lib.ru/h/isaev_sm/
Да в мясорубке сентября, наверно очень трудно разобратся. Проще наверно и гораздо интереснее рассмотреть бои полка с 13.06 по 3.08.42г., интенсивность меньше и самое интересное соотношение - 90 побед при 7 потнряных (по Исаеву) "Яках" и 2х летчиках. Небывалое до того соотношение для полков ВВС на ВФ!
http://feldpost.mzv.net/Zeitzeugen/Zeitzeuge_Kallweit_/Zeitzeuge_Deimel_/body_zeitzeuge_deimel_.html взгляд со стороны противника - описывает ветеран Люфтваффе
Сканы части документа командира III. Gruppe des zum VIII. Fliegerkorps gehörenden Kampfgeschwaders 27 "Boelcke", Major Erich Thiel, über die Beschaffenheit des Flugplatzes Gumrak im Kessel von Stalingrad und ein Gespräch mit dem Kommandeur der eingeschlossenen 6. Armee, Generaloberst Friedrich Paulus. Аэродром Gumrak был единственым связующим звеном между окружённой 6-й Армией и внешними частями Вермахта.
Исаев не сравнивал с немецкими потерями,так что все что он написал надо тщательно проверять и перепроверять. Если посмотреть на примечания в книге, то много (я бы даже сказал слишком много) занимает советская мемуаристика. Спойлер: оффтоп вторая книга про дальнейшую историю 32 гиап, кому интересно в личку скину эл. вариант
да я просто подумал, что я или проморгал выход книги...или же просто автор все "забросил" уже.. это послевоенный период?
Надеюсь увидеть в живую работу уже осенью этого года. Должна выйти на английском. В книге Исаева упор в июльских-сентябрьских боях делается на ЖБД 32 ГИАП. У них хороший ЖБД в отличии от многих. Сравнивать с немецкими потерями только плакать
на английском?! а почему? или в работе присутствуют иностранные авторы? принципе мне пофиг, главное, чтобы в россии был в продаже...
Спасибо hjj. Купить эту книжку, я думаю можно и у нас. Только там американский язык. Я не понимаю по китайски. Мне кажется, титульный лист я где-то уже видел, нужно смотреть журналы или почту. Очень рад за Никиту!!! Пойду в книжный, может смогу эту книгу заказать.
"Идет по улице старый Рабинович. Ему кричат: Рабинович как ваше здоровье? - Не дождетесь...") Рано пока поздравлять. Это еще пресс-релиз и предзаказ.
Ну наконец-то я жду и жду и никак не дождусь Вопрос у меня. Среди форумчан распространять будете? Как уже здесь было не раз. Или только через Амазон?
Я был бы рад купить электронный файл у автора. Оплатой через WebMoney или Яндекс деньги. Такой опыт у меня был с С.Маховым.
У Анфиногенова в "Мгновение - вечность" был описан случай, когда Ил-2 сбил одиночный мессер, который имел окраску "пустыня", а пилот был известным асом. Конечно, может иметь место художественный вымысел, но больно у Анфиногенова много схожего с реальностью, даже Курт Брэндле с Отто Киршнеером из "Удет" упоминаются. Знатоки битвы под Сталинградом, есть какие либо соображения по данному случаю? Может это был Альфред Франке, которого судя по всему сбил именно Ил-2 (вычитал где-то на немецком сайте)?
от безделья на работе тупо сидел и смотрел на заявки побед истребителей люфтваффе 12 августа 1942 заметил необычный по времени взлет заявок, а точнее раннее утро. 4:20 - 4:40 заявлено 30 побед от I/JG3 и I/JG53 большинство заявок на высотах от 10!! до 800 м зато, как раз у штурмовиков из 206-й, 226-й и 228-й шад был вылет с заданием атаковать три немецких аэродрома. всего 21 Ил-2 под прикрытием 42 Як-1 и ЛаГГ-3. вот и интерес насколько были тяжелы потери "красных соколов"? истребительное прикрытие довольно внушительное.