Дизайн (от англ.design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности. Теоретической основой дизайна является техническая эстетика. Камрады, предлагаю всем, у кого есть какая либо инфа о дизайнерских разработках и проектах, прежде всего в Германии, времен Второй мировой, а также в других странах, выкладывать ее в этой теме. Дизайн посуды, униформы, техники, личности дизайнеров, которые все это разрабатывали, все это интересно собрать в одной теме.
Ба́ухаус (нем.Bauhaus,Hochschule für Bau und Gestaltung— Высшая школа строительства и художественного конструирования, илиStaatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре. Девиз Баухауза: "Новое единство искусства и технологии". Влияние идей Баухауза наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо Баухауза - художник, ремесленник и технолог в одном лице - оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари. В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными. Директором школы с 1919 по 1928 был Гропиус (ветеран Первой мировой), затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль. Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила Период 1920-х годов был для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим временем. Именно в пятнадцать лет между двумя мировыми войнами Берлин стал одной из главных столиц Европы, городом («ревущие двадцатые» — во многом про немецкую столицу), где жаждали инноваций и перемен. После ужасов Первой мировой войны каждый мыслящий человек ощутил необходимость в активной оппозиции по отношению к окружающему миру. В переходный период между 1918 и 1923 годами в Германии были проблемы с инфляцией, что не позволяло широких экспериментов в архитектуре, но местная сцена все равно находилась под большим влиянием голландской группы «Де Штайль» и французского титана авангардной архитектуры Ле Корбюзье. Открыть междисциплинарную школу, которая будет творческой лабораторией для профессионалов разных направлений, пытались еще в 1907 году. Прообразом Баухауса была мюнхенская школа Веркбунд (Deutsche Werkbund). Существовала и Школа прикладного искусства в Веймаре, чьи сооснователи, дизайнер Анри Ван де Вельде и Герман Метезиус, долгое время не могли договориться между собой. Все закончилось тем, что экспериментальную веймарскую школу возглавил молодой архитектор Вальтер Гропиус, вдохновляясь тем, что в тот момент представлял собой мюнхенский Веркбунд. В 1919 году Гропиус основал Баухаус — из двух соперничающих дизайн-школ в Веймаре. Простое и емкое название Баухаус (bau — «строить», haus — «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей школы — понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств. Под влиянием Иоханнеса Иттена первые годы Баухауса прошли под влиянием немецкого экпрессионизма: Иттен три года руководил базовым годичным курсом основ дизайна и теории цвета. В тот момент у методов и подходов Баухауса, который являлся государственной школой, было очень много противников среди чиновников и консерваторов. Для того чтобы утвердиться на местной сцене и не лишиться государственных бюджетов, в 1923 году учителя и студенты Баухауса провели первую крупную выставку, которая вошла в историю. Несмотря на явные достижения авангардистов, пришедшие к власти национал-социалисты лоббировали свою эстетику, отражавшую имперские амбиции Германии второй половины 1920-х. И хотя выпускники Баухауса демонстрировали самостоятельность и невероятный успех учебного эксперимента, школе пришлось переехать в Дессау, где у нее оставалась правительственная поддержка. Сразу же, всего за год после переезда, было построено знаменитое здание по проекту Гропиуса, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн этого здания задал новое направление для стиля школы — теперь это был индустриальный функционализм. В 1928 году родоначальник Баухауса Гропиус ушел в отставку, его заменил Ханнес Мейер, сделав школу за небольшой период своего руководства (1928–1930) более коммерчески успешной. Мейер ввел в число обязательных предметов лекции по экономике, психологии и марксизму, который по-настоящему захватил умы интеллектуалов Западной Европы. И хотя очередная реформа школы в 1930 году превратила ее в основном в архитектурное заведение, школа была закрыта через год, когда фашизм начал утверждаться в обществе как доминирующая парадигма. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск Баухауса. Скрываясь от преследования и покушения на свободу, Гропиус, Мендельсон, Мис ван дер Роэ и многие другие эмигрировали через Британию в США. Во время Второй мировой войны Баухаус-Дессау был частично разрушен, и только через тридцать пять лет здание было восстановлено как исторический памятник. В 1960 году архив Баухауса начал собирать все работы и документы самой значимой школы XX века через бывших выпускников в Германии, остальной Европе и Америке и членов их семей. Огромный архив в двадцать шесть тысяч работ, включающий эксперименты в живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и дизайне, собирался вместе с письмами, книгами и неформальными фотографиями, которые делали в мастерских того времени. Сейчас в этом здании располагается Фонд Баухаус-Дессау — центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухаус-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему. В 2012 году тема летней школы звучит как Didactic Home, она длится десять дней и состоит из четырех воркшопов. Участие в школе — платное, триста евро в месяц. Имена: Иоханнес Иттен (1888–1967) Швейцарский художник, который получил известность благодаря преподаванию в Баухаусе базового годичного курса по созданной им теории цвета. Несмотря на огромный вклад в систему образования Баухауса, в 1922 году Иттен покинул школу из-за неодобрения Гропиусом некоторых идей Иттена (Иоханнес был участников зороастризма, проповедовал принципы внутренней гармонии, медитацию и вегетарианство). Ласло Мохой-Надь (1895–1946) Венгерский художник, сосредоточившийся на коммуникативном дизайне, фотографии и киноэкспериментах. Например, он один из первых открыл фотограмму — получение изображения через облучение фотобумаги. В середине 1920-х годов Мохой-Надь даже познакомился с Маяковским и сделал несколько его фотопортретов. Пауль Клее (1879–1940) Один из главных художников европейского авангарда много работал с русским авангардистом Василием Кандинским. В течение десяти лет преподавал в Баухаусе (1921–1931), за это время руководил несколькими мастерскими — по переплету книг, мастерской по металлу, мастерской по витражной живописи. Ханнес Мейер (1889–1954) Швейцарский архитектор из движения новой архитектуры 1920-х годов. Марксист по убеждениям, Мейер имел строго функционалистскую точку зрения — позже он дал ей название «Новая теория строительства» (Die neue Baulehre) и считал, что в архитектуре главное — организация, а не эстетика, подчеркивая значимость социального жилья и помощи всем людям независимо от их происхождения. Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969) Третий по счету директор Баухауса. Когда в 1930 году он занял пост директора Баухауса, школа уже находилась в увядающем состоянии. К этому времени Мис уже занимал лидирующую позицию среди немецких архитекторов. И школа, и весь город Дессау надеялись, что Мис ван дер Роэ со своим авторитетом привнесет новую жизнь в Баухаус. Стремясь деполитизировать школу, он потребовал ее немедленного закрытия, которое и состоялось в сентябре 1930 года. Марсель Бройер (1902–1981) Венгерский архитектор и дизайнер. Переехал в Веймар, чтобы получить образование в Баухаусе, после чего остался там преподавать. В 1920-х годах занимался преимущественно дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой. По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии, но большинство построек находится в США (как и многие другие, он эмигрировал туда). Василий Кандинский (1866–1944) Один из главных художников русского авангарда. Начиная карьеру как пейзажист, Кандинский стал рисовать абстракции едва ли не первым среди художников-авангардистов. Будучи частью движения «Синий всадник», в 1922 году Кандинский приезжает в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески. Результаты его работы в школе описал в своей главной книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года. Герберт Байер (1902–1981) Австрийский графический дизайнер больше всего преуспел в типографике: после окончания своего курса он возвращается в Баухаус в качестве преподавателя по классу графического дизайна и типографики. В это время он начинает разрабатывать шрифты без апперкейса. После ухода из Баухауса в 1928 году Байер становится арт-директором немецкого Vogue. Позже, как и многие другие художники его круга, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией. Марианна Брандт (1893–1983) Немецкая художница, скульптор, фотограф и дизайнер. Единственная женщина, которая была допущена в мастерскую по металлу, а позже преподававшая в этой мастерской совместно с Ласло Мохой-Надем. За время своей творческой деятельности Брандт создала множество предметов интерьера, таких как лампы, пепельницы и кухонная посуда. Принципы Баухауса: Одним из главных принципов работы нового художника мастера Баухауса провозглашали сращивание искусства и ремесла, лучшим примером которого стала архитектура. О сообществе художников как лаборатории высокопрофессиональных ремесленников и говорят создатели Баухауса в своем манифесте: в те времена все авангардные школы и течения в искусстве предпочитали собирать тезисы в такой форме. Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Творчество и любовь к красоте — необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость. Архитектор должен быть координатором, чье дело заключается в объединении многих общественных, технических, экономических и художественных проблем, возникающих в связи с постройкой. Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах. Пространственная концепция — основная архитектурная дисциплина. Методы развития интереса к визуальной экспрессии во всех областях искусств должны прежде всего научить студента видеть , воспринимать расстояние и понимать человеческий масштаб. Студентов надо подготовить работать в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий, — чтобы обучить их работе друг с другом. Занятия по истории искусства лучше начинать на третьем году обучения, нежели на первом, для того чтобы избежать неразберихи взглядов и подражательства. В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве. Истинная цель всякого образования — слишком часто забываемая — состоит в пробуждении энтузиазма к великим свершениям. Нельзя больше смешивать творческое искусство и историю искусства. Задача художника — «творить новый порядок», историка — заново открывать и объяснять порядки прошлого Легендарная программа обучения Баухауса объединяла ремесло с искусством на самой ранней стадии, выливалась в равноправное сотрудничество учеников в мастерской вместе с преподавателем, а заканчивалось строительным экспериментом на специальной площадке. Длительностью полгода, в конце курса — перевод в учебные мастерские.Вместо истории искусств и теорий базой в Баухаусе стал курс экспериментальный: в первые полгода работы в школе ученик знакомился с понятиями пропорции, масштаба, ритма и света, тени и цвета. Это позволяло ему попробовать себя во всех областях сразу и пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами, чтобы каждый мог найти свое персональное призвание. Еще преподаватели Баухауса очень осторожно относились к достижениям техники и считали, что одна из задач преподавателя — уберечь художника от потрясений «механического века». После работы в учебных мастерских художника принимали в ремесленные гильдии, а потом в команду Баухауса. Именно так и складывалось знаменитое дизайнерское комьюнити Берлина, где не было учеников и учителей, а роли регулярно менялись. Отдельно во время практического курса студентов обучали пропорции, оптическим иллюзиям и цвету. Третья и самая серьезная фаза Баухауса. Практическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауса) для тех, кто достиг самых лучших результатов в учебе. Несмотря на исключительно сложный период, в который Баухаусу и его идеям пришлось выживать, — отсутствие денег, вынужденный переезд и в конце концов закрытие — идеи этой школы, которая просуществовала всего четырнадцать лет, проникли во все сферы. Вместо того, чтобы погибнуть в чуждых условиях, баухаус открывал себя заново в новом контексте. И даже после закрытия школы баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников: Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус» (сейчас это часть Иллинойского технологического института), Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов. В Италии 1940–1950-х годов идеи баухауса нашли свое отражение в архитектуре движения рационализма. В Америке зародился так называемый интернациональный стиль в архитектуре благодаря эмиграции многих преподавателей Баухауса. Швейцарская школа 1950-х годов копировала многие идеи баухауса в отношении типографики и коммуникативного дизайна — это влияние позже перенеслось в Америку. Именно в это время зародился шрифт Helvetica (1957 год, Макс Мидингер). Первые художники-постмодернисты называли советских конструктивистов, европейский авангард и баухаус среди своих самых сильных влияний. В настоящее время работы, сделанные почти век назад в немецкой школе Баухаус, продолжают вдохновлять современных художников.
Дизайнеры фабрики художественного фарфора Porzellan Manufaktur Allach Карл Дибич (Carl Diebitsch) / [3.1.1899, Ганновер — 8.8.1985, Тегернзее] Один из доверенных сотрудников Рейхсфюрера СС Г. Гиммлера (Heinrich Himmler), оберфюрер резерва СС (20.4.1944), профессор. Участник 1-й мировой войны. За боевые отличия награжден Железным крестом 2-го класса. В ноябре 1933 года вступил в СС (билет № 141 990), затем – в НСДАП (билет № 4 690 956). В 1934 году в чине унтерштурмфюрера СС зачислен в штаб рейхсфюрера СС, а в 1935 году переведен в его личную адъютантуру. Дибич вместе с В. Хеком (Walter Heck) был разработчиком наиболее известной черной униформы СС. В составе Личного штаба рейхсфюрера СС Дибич возглавлял особое управление, занимавшееся вопросами искусства. В 1937 году он получил от Гиммлера распоряжение разработать гербы для наиболее влиятельных руководителей СС. С 1937 года находился в распоряжении Личного штаба рейхсфюрера СС. В 1940 году в качестве офицера резерва переведен в штандарт СС «Германия», а в 1941 году зачислен в штаб дивизии СС «Викинг». В 1942 году вернулся в Личный штаб рейхсфюрера СС, где возглавил управление «Мюнхен». С 1943 года числился в штабе рейхсфюрера СС, а в 1944 году был переведен в распоряжение верховного руководителя СС и полиции в Италии К. Вольфа (Karl Friedrich Otto Wolff). 20 апреля 1944 года получил {tooltip}Оберфюрер{end-title}чин в «общих СС» между штандартенфюрером = полковником и бригадефюрером = генерал-майором, отсутствовавший в войсках СС. Награжден Железным Крестом 1-го класса, Крестом за военные заслуги 2 класса, Силезским орлом 1-го и 2-го класса, Почетным Крестом ветерана войны 1914-1918 года, спортивным Знаком СА в бронзе, Имперским спортивным Знаком в серебре, Знаком немецкого всадника в серебре. Профессор Карл Дибич был художником и солдатом, дизайнером, разработавшим большую часть регалий Третьего Рейха и СС в частности. Карл Дибич родился 3 января 1899 года, в городе Ганновере, Германия, в семье торгового агента Теодора Дибича. В Ганновере он посещал школу прикладных искусств. Занятия были прерваны войной и его вербовкой в Имперский немецкий Флот в 1916 году. Во время войны Дибич заработал Железный Крест Второго Класса. В 1918 году получил звание помощник наводчика и возвратился домой после поражения Германии в Первой мировой. Спустя непродолжительное время, 29 октября 1919 года, Дибич поступил в Школу дизайна (Zeichenschule) при Академии скульптуры и графики (Akadamie der Bildenden Künste) в Мюнхене, однако учёба периодически прерывалась из-за его политической деятельности. Дибич был членом Freikorps (Свободный Корпус – наименование целого ряда полувоенных патриотических формирований, существовавших в Германии и Австрии после Первой мировой войны). Как ветеран войны он присоединился к Freikorps Oberland в марте 1919 года, участвуя в его военизированном формировании до августа 1923 года и сражаясь с поляками в Верхней Силезии. За что был награжден Силезским орлом (Schlesischer Adler) первого и второго класса. 1 мая 1920 года он вступает в NSDAP, номер 1 436. Однако, Дибич выходит из партии после провала мюнхенского путча в ноябре 1923 года и продолжает художественное образование. После окончания учёбы работает учителем искусств в ремесленном училище Ганновера. В середине 1920-х годов Карл Дибич всё больше обращается к прикладному искусству. В это время его преимущественно занимает роспись по фарфору, работа со стеклом и фаянсом. Ранние фарфоровые работы Дибича выполнены в очень популярном и распространенном в своё время стиле арт деко, последнем «чистом стиле», который сегодня всемирно признан синонимом эффектности. 25 апреля 1925 года Карл Дибич женится на Анни Рэйтель, у них рождается сын и дочь. Первый ребенок родился в январе 1927 года. Вначале семья испытывает финансовые трудности, однако, к началу 1930-х годов финансовое положение улучшается, поскольку Дибич становится успешным художником. К 1933 году он с семьёй переезжает в Берлин и проживает на Prinzregentenstrasse. В ноябре 1933 года Карл Дибич вступает в СС, №141990, и входит в Reichsverband Bildenden Kunstler Deutschlands (Национальная ассоциация немецких художников). Позже, в 1937 году, он восстанавливает своё членство в NSDAP, № 4 690 956. Собственно именно с середины 30-х годов талант Карла Дибича смог полностью раскрыться. Будучи всесторонне одаренным художником, он успешно работает как дизайнер, художник и проектировщик. Карл Дибич совместно с графиком Вальтером Хеком (Walter Heck) проектирует чёрную униформу СС. В 1935 году Карл Дибич совместно с Францем Надем (Franz Nagy) основывает фарфоровую мануфактуру Allach и служит её директором в 1936 году, пока фарфоровое отделение не переместилось в Дахау. Вот некоторые из работ Карла Дибича для фарфоровой мануфактуры Allach. Ваза Allach, вариация вазы № 506 для Рейхсканцелярии. Карл Дибич. Презентационная ваза к 50-летию А. Гитлера. Возможно она была подарком или от изготовителя или от Рейхсфюрера СС Гиммлера. Высота 55 см. Ваза была разработана профессором Карлом Дибичем и выпускалась Allach в более простой версии под номером 506. Подсвечник Allach, № 89. Карл Дибич. Выпускался во многих модификациях. До выпуска в 1942 году «Cвятильника Жизни» дарился Рейсфюрером СС ко дню рождения членам СС. Подсвечник № 89 был одним из любимых подсвечников Генриха Гиммлера. На документальных фото его часто можно увидеть на столе Рейсфюрера или на полках в кабинетной обстановке. Причём в обоих вариантах: в белом и с базальтовой глазурью (тёмно-коричневой). На фото ниже подсвечник виден на заднем плане. В 1935 году Дибич проектирует дизайн шпаги СС и полицейской шпаги, разрабатывает дизайн цепи и украшения ножен для кинжала СС М36. Проектирует серии почтовых марок: 100 лет железной дороги в 1935, Всемирные встречи гитлеровской молодежи в 1935, 7-ой Нюрнбергский съезд партии в 1935, серию «Национальные костюмы» в 1935, Имперский съезд партии в 1935, 10 лет Люфтганзе в 1936, автомобильная выставка в 1936, авиапочта Цеппелина в 1936, 9 ноября 1944. В 1937 году разрабатывает рыцарские гербы высшим чинам СС и, как доверенное лицо и личный друг Рейхсфюрера СС, участвует в ритуале имянаречения СС. В 1938 году он получает один из главных призов в Доме немецкой Художественной выставки в Мюнхене за живописное полотно «Мать». В 1939 году Дибич проектирует эмблему общества Ahnenerbe. Наградная плакетка Allach для Das Schwarze Korps. Карл Дибич совместно с Теодором Кернером (внизу слева) Наградная плакетка зимних спортивных соревнований 1937 года. Карл Дибич совместно с Теодором Кернером. (внизу справа) В мае 1939 года Дибич проектирует витраж окна внешней стены купола собора König Heinrich в Кведлинбурге (Quedlinburg) и получает звание профессора. 9 сентября 1940 года Рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером был представлен Штандарт лейбштандарта Адольфа Гитлера (Leibstandarte-SS Adolf Hitler) LAH (второй тип), разработанный профессором Карлом Дибичем. C 1939 года и до конца войны Дибич офицер запаса и профессиональный фарфоровый художник. После войны сотрудничает с Porzellanfabrik Heinrich & CO и становится вторым после Karl Mötsch дизайнером нового направления в фарфоре – Gemmo Porzellan. В 1955/56 годах он делает проекты для только что основанного фарфорового завода Porzellanfabrik Niederrhein и в 1957 для Lorenz Hutschenreuther. В последние годы жизни Карл Дибич вновь посвятил себя живописи. Карл Дибич умер 8 августа 1985 года в возрасте 86 лет в Тегернзее. Карл Дибич, ваза бордовой глазури Gemmo Porzellan, Heinrich & Co, 1954 год