Багиров Владимир Джафарович, азербайджанец, бакинец, старший сын первого секретаря ЦК КП Азербайджана Мир Джафара Багирова. Родился в 1919 г. Выпускник Бакинского аэроклуба 1938г. Прошел обучение в Ейской военно-морской летной школе и Ташкентском военном училище. В войну вступил в звании лейтенанта ВВС (согласно данным ЦАМО, призван Астраханским РВК, по месту рождения), летчик-истребитель. Сражался под Москвой. В 1942г. в воздушном бою под Серпуховом был ранен. После излечения в госпитале, воевал в составе 40-го гвардейского истребительного авиаполка (2-я Воздушная армия, 8 иад, Воронежский фронт). 5 июня 1943г. в неравном бою с немецкими летчиками, отражая налет на аэродром вблизи города Обоянь, сбил один из самолетов противника. Второй вражеский самолет, Багиров, согласно официальным данным, уничтожил таранным (боеприпасов уже не было) ударом и погиб (оба самолета сгорели в воздухе). Похоронен в Баку. Указом Верховного Совета СССР от 11.06.43г. награжден орденом Ленина посмертно. Официальные данные с сети, справочников и т.д. Из упоминаний в воспоминаниях и иных источниках: Синайский из книги Артема Драбкина "Я дрался на истребителе" (http://militera.lib.ru/memo/russian/drabkin_ay3/index.html) вспоминает: А вот в боях на Курской дуге мы потеряли не так много людей, но очень много машин. За три дня боев в полку осталось не более десятка самолетов. Тогда погиб сын первого секретаря Азербайджана Володя Багиров (Багиров Владимир Джафарович, старший лейтенант. Воевал в составе 40 ГИАП/131 ИАП/. 05.06.43 вблизи г. Обоянь в воздушном бою, отражая налет на аэродром у селения Белая, в лобовой атаке таранил истребитель Me-109. Посмертно награжден орденом Ленина. — Прим. М. Быкова.). Он над аэродромом таранил «мессера». Летчик Василий Голубев приводит в книге "Крылья крепнут в бою" (http://militera.lib.ru/memo/russian/golubev-vf/index.html) один эпизод, не самый приятный для биографии Багирова: ...13 марта войска 54-й армии прикрывала шестерка нашей эскадрильи во главе с Кожановым. Замыкающую верхнюю пару вел лейтенант Багиров, тот самый, что в день моего прихода в эскадрилью попросил на обед водки. Уже в начале маршрута Багиров передал по радио: "Обрезает мотор, возвращаюсь". Его ведомый сержант Бугов остался один. Понимая усложнившуюся обстановку, Кожанов приказал Петрову, идущему второй парой в его звене, занять верхний эшелон, а сержанта Бугова поставил своим левым ведомым. Когда над линией фронта завязался бой с восьмеркой Ме-109, Кожанов пожалел, что не вернул Бугова на аэродром. В свободном воздушном бою между истребителями третий часто оказывается лишним... Получив повреждение, самолет Бугова стал плохо слушаться рулей управления. Поняв это, противник усилил атаки, и только виртуозные действия пары Петрова помогли Кожанову прикрыть сержанта и сбить двух "мессеров". Но на обратном пути, делая вынужденную посадку на болоте, сержант Бугов допустил роковую ошибку: выпустил шасси. Самолет скапотировал, и Бугов погиб в перевернутой машине. Все как будто ясно. Но вот когда мы, обследуя самолет Багирова, произвели облет, то оказалось, что мотор работает нормально. На разборе комиссар эскадрильи сказал Багирову: — Когда исправный мотор в воздухе "обрезает", это признак тяжелый — летчик страдает трусостью. И если он не найдет силы перебороть слабость, то и впредь придется расплачиваться жизнями друзей. Багиров, весь пунцовый от стыда, не поднимая глаз на присутствующих, запинаясь, сказал: — Не знаю... что со мной случилось... Поверьте, больше такое не повторится. Может быть, этот случай, запятнавший честь эскадрильи... и вот это, из того же источника: ...С каждой минутой положение усложнялось. Защищая командира полка, погиб Владимир Петров. Получил ранение в ногу и пробоину в самолете его ведомый Евгений Куликов. Ему пришлось выйти из боя. Прикрывая его, ушел и летчик Багиров тоже на поврежденном самолете. Порознь дравшиеся группы таяли, погиб Григорий Семенов, получил тяжелое повреждение самолет Ежова. Так или иначе молодой человек смог смыть стыд подвигом и имя Багирова находится также в списке летчиков РККА, совершивших воздушные тараны (картотека МО СССР и управления кадров ВВС): http://www.soldat.ru/memories/podvig/spisok3.html http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1214 Кстати, есть как минимум два источника, где вместо одного сбитого Багировым до тарана самолета, указывается два (причем не истребителя, а лаптежника), а в качестве протараненного противника упоминается уже FW-190: http://www.kursk1943.mil.ru/kursk/arch/books/ex/krasovsky_sa.html (Красовский, "Жизнь в авиации"). 2 июня большие группы немецких бомбардировщиков на разных высотах и с различных направлений предприняли налет на Курск. Истребители 2-й воздушной армии во взаимодействии с летчиками 16-й воздушной армии и 102-й дивизии противовоздушной обороны страны успешно отразили их нападение, уничтожив при этом до ста пятидесяти пяти самолетов. В этом бою особенно отличился летчик Володя Багиров, который уничтожил два Ю-88 и на встречных курсах пошел на таран с «Фок-ке-Вульфом-190». Оба самолета при столкновении взорвались в воздухе. Пилоты погибли. Фото могилы уже с этого источника: http://commentator40.livejournal.com/40170.html
Вопрос не по теме, но тем не менее... Как сейчас относятся в Азербайджане к личности Мир-Джафара Багирова? Положительно или отрицательно?
Сдержанно. Если 0 - абсолютно отрицательно, а 100 - идеализировать, то где-то около 60-65... В последнее время чаще вспоминают положительные заслуги, особенно в годы войны и демократического движения в Южном Азербайджане в 1945-46...
Это два разных Багирова. Голубев воевал в 4 ГИАП КБФ и с Багировым, о котором идет речь никогда не встречался...
В Москве на Востряковском кладбище (Юго-западный округ, у МКАД) похоронена жена Мирджафара Багирова Евгения Михайловна Гельман-Багирова (1905-1997). Но, судя по дате её рождения, вряд ли она была матерью Владимира Багирова. Рядом с матерью покоится младший сын Мирджафара Багирова Багиров Джен Мирджафарович (1932-1994), доктор технических наук, профессор.
Упоминавшаяся Голубевым 54 армия в 1941-1944 годах всё время находилась на Ленинградском и Волховском фронтах, а на Курском направлении никогда не действовала. Так что это дополнительное косвенное свидетельство, что речь идет о разных Багировых (родственниках или однофамильцах).
в самом деле, с таким отцом как Багиров, да еще и первым секретарем врядле мотор барахлить бы стал... тем более от трусости
В литературе и воспоминаниях азербайджанских ветеранов полно эпизодов, как Qanlı Mir Cəfər ("Кровавый" Мир Джафар) сам командовал расстрелами азербайджанских дезертиров в наших национальных дивизиях, а сопровождавший его генеральный прокурор республики добивал лично из пистолета.
а еще из рассказов ветеранов известно, что в национальных дивизиях Мир Джафар практиковал следующее. Если попадался в плен азербайджанец в немецкой форме или с листовками и т.д. то у пленного спрашивали с какого он региона. Регионы в свою очередь держали честь мундира. "Откуда ты из Баку? С Попанинский? А тут кстати есть пара ребят с Попанино, они с тобой быстро разберутся. Или, Казахский? Ясно, я сам из Акстафы.." и давай за угол к стенке. Короче в таком духе.
Письмо гв. ст. лейтенанта ВВС РККА В.Багирова своему отцу, Первому секретарю ЦК КП Азербайджана Мир Джафару Багирову
Спасибо за вопрос. Наверное, почвой для него послужила дата письма Багирова отцу (04.02.1943), и его контекст "ем даром хлеб...прошу отправить на фронт...не нужны мне их прославленные самолеты которых я жду уже два месяца... готов воевать и на У-2... если нет отправлюсь в первую же часть и т.д.", что создает ощущение, что до февраля 1943 г. Багиров призван в ряды РККА не был. Но это не так. 1. Письмо было направлено Владимиром из госпиталя, после ранения под Серпуховом; 2. Контекст письма, в принципе не опровергает этого - оно датировано началом февраля 1942 г., а официальные источники говорят о том, что Багиров был ранен под Серпуховом в 1942 г.; т.о., в принципе, нахождение Багирова в госпитале с декабря 1941 - января 1942 гг. ("...два месяца жду..."), с контекстом и датой письма не расходится; под Москвой бои в декабре 1941 - январе 1942 гг. шли очень даже активные; 3. Багиров был профессиональным летчиком (Бакинский аэроклуб, Ейск, Ташкент...), сомнительно, что он бы не был призван в первые недели войны; даже учитывая его статус (или тем более, учитывая его статус - ЦАМО, ф. 302, оп. 4211, д. 2, л. 69. - призван в офицерском звании); 4. Что же касается непосредственно ответа на вопрос, в каком именно подразделении ВВС РККА воевал Багиров под Москвой до ранения, официальные источники молчат (и сеть, и официальные советские справочники и т.д.). Вопрос в самом деле ценный и я уже связался с товарищами чтобы выйти на личное дело пилота. Спасибо Вам большое.
Нет, очевидно, что в 1941 (по меньшей мере, в конце года) и в 1942 (до ранения) Владимир уже воевал, об этом и в первом посте говорится. Потому я и хотел задать вопрос, так как в сети не нашёл никаких упоминаний о месте службы в эти годы. Думаю, что, скорее всего, его часть/соединение входило в состав ЗФ или МВО. Будем ждать ответа по поводу личного дела.
Личное дело личным делом как говорится, но это займет время, а вопрос Ваш в самом деле раздраконил, так что ждать не буду. Пойду в выходные в Центральную библиотеку им. Ахундова... там то точно что то найдется... короче ждите ответа